Конспект урока по обществознанию
в 5 классе
«Юные граждане России»
подготовила
учитель обществознания
Афанасьева Р.А.
Унъюган
2014
Тема: Юные граждане России.
Цель: формирование у молодых граждан России осознанной и ответственной гражданской позиции, основ правовой и политической культуры, патриотизма и гражданственности, развитие умений жить в обществе и быть успешным человеком.
Задачи:
1. Выяснить, что приобретение гражданства и совершение гражданских поступков не связаны с возрастом человека и что ученики уже сейчас являются гражданами своей страны;
учащиеся узнают, на что в общественной жизни они могут повлиять на результат.
2. Развивать аналитическое мышление, устанавливать причинно – следственные связи, сформировать умения анализировать факты, делать выводы;
3. Воспитывать толерантные отношения в классе, патриотические чувства долга и ответственности перед Родиной.
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые учебники и учебные пособия: Обществознание для 5 класса
Используемая методическая литература: Примерная образовательная программа образовательного учреждения (ФГОС основная школа)
Используемое оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал
Используемые ЦОР: тексты к заданиям, тесты.
Основные понятия: Гражданство, гражданин, права человека, паспорт.
Дидактические единицы урока: Граждане. Гражданство. Конституция РФ о гражданстве .Паспорт. Права человека. Юные граждане России: права и обязанности.
Виды учебной деятельности: Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.
Объяснение и конкретизация примерами смысла понятиий «гражданство», «гражданин». Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми (коммуникации).
Планируемый результаты в соответствии с ФГОС:
Предметные:
Учащиеся смогут объяснить значение понятий гражданин, гражданство, права человека, паспорт. Работая с отрывками из Конституции РФ, ученики смогут назвать права человека, которые он получает от рождения.
Метапредметные:
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.
Знакомясь с правами человека, работая с Конституцией, учащиеся смогут назвать права, которыми, уже пользуются.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
На основе парной работы учащийся научится задавать вопросы, контролируя партнера (меняясь ролями: контролер, исполнитель)
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Организация пространства:
Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа, деятельностная дискуссия.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
I.Организационный этап Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Мотивирует учащихся на работу. Итак, друзья внимание! Прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начинаем наш урок! Улыбайся, - освещая всех улыбками. Ошибайся – веселее жить с ошибками. Не пугайся в жизни всякое случается. Не сдавайся! Все не сразу получается Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей, здравствуйте! |
Приветствуют учителя. |
Что мы можем извлечь из услышанного? |
|
Внутренняя позиция школьника. |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель. Формулирование темы урока.
|
Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы урока. На прошлом уроке мы выяснили свою национальную принадлежность, а сегодня мы постараемся выяснить нашу принадлежность к стране, в которой мы живем.
Кто по улице идёт? Необычный пешеход. У него пятьсот имён: На заводе слесарь он, В яслях – он родитель, В кинотеатре – зритель, А пришёл на стадион – И уже болельщик он. Он кому-то сын и внук, Для кого-то близкий друг. Он – мечтатель в дни весны, Он – защитник в дни войны. И всегда, везде и всюду – ГРАЖДАНИН своей страны!
-Итак, в чем заключается смысл данного стихотворения? - Какое ключевое слово? Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? А чтобы вы хотели узнать из этой темы? Проблемный вопрос? |
Анализируют стих. Формулируют тему урока. Ставят проблемный вопрос
|
Человек является гражданином своей страны Гражданин
Юные граждане России. (слайд №1) Кто такой гражданин, какие права он имеет? (слайд №2)
|
Знать ранее изученный материал |
Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
III. Актуализация знаний Цель. «Открытие новых знаний» на основе ранее изученного материала. |
Организует повторение изученного и изучение нового материала. - А, кто такой гражданин? - А, какие права он имеет? - Давайте сравним, ваши предположения с текстом учебника на стр. 113(со слайдом) - А как называется государство, в котором мы живем? - Вы не раз слышали, что Россия – многонациональная страна. Как вы это понимаете? Многонациональная? Прежде, чем перейти к новой теме, давайте вспомним материал прошлого урока. Кто может напомнить тему? - 2 человека работа с карточками ( 2 мин.)
- Что такое национальность? - Чем один народ отличается от другого? - Докажите на конкретных примерах, что туризм способствует развитию добрососедских отношений между людьми разных наций - Обратите внимание на слайд, все ли тут указано верно? Благодаря чему происходит знакомство с культурным своеобразием разных народов? А что такое миграция? Проверим ваше высказывание со слайдом. Истории известны мирные и немирные сосуществования народов, а вот, чтобы не было национальных конфликтов как нужно относиться? А что такое толерантность? (Вспомнили, что такое национальная принадлежность, о том, что мы должны быть терпимее друг к другу.) Возвращаемся к нашему ключевому слову. А какое оно у нас? С какого момента начинается жизнь человека? Казалось бы с момента рождения. Но сердце ребёнка начинается биться в утробе матери задолго до его появления на свет. И вот уже с этого момента государство начинает заботиться о своем будущем гражданине. - А как вы думаете, если родители граждане РФ, то ребенок будет являться гражданином РФ? Докажите! - Как вы считаете, какой документ является удостоверением вашего гражданства? ... Свидетельство о рожденни. А более серъезный?... Правильно – паспорт….. С какого возраста в России выдают паспорт. Получив паспорт, какими правами пользуется человек?...Обязанностями?....
- У каждого гражданина есть свои права и обязанности. А что они в себя включают, вам предстоит узнать. - Я вам, предлагаю объединиться с соседом в пару и совместно заполнить таблицу, которая лежит у вас на столах. - Вам необходимо, с помощью учебника, на стр. 114 выяснить, какие есть права и обязанности у человека. Но прежде, чем перейти к следующему этапу урока, немного отдохнем, не забывая тему урока. |
Работа с карточками (разноуровневые) *Карточка№1 Продолжи предложение Карточка №2 Выбор правильного ответа Фронтальный опрос. Оформляют работу, выступают перед классом Формулируют понятие, сравнивают ответы и оценивают правильность выполнения работы.
|
Ответы учащихся
(слайд №3)
Принадлежность человека к определенному государству РОССИЯ
Запись в тетради (Пометьте карандашом, дома запишите в тетрадь.)
Национальная принадлежность Национальность -принадлежность к какой – либо нации, народу
Уважительно, толерантно.
Толерантность – это терпимость к чужому образу жизни, чувствам, традициям, верованиям, мнениям.
Гражданин.
Паспорт(14 лет) Свидетельство о рождении
Слайд № 4, 5 |
Уметь думать и размышлять.
|
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; структурирование знаний; подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы. |
Физминутка |
Физминутка Просмотр видеофильма «Я имею право» |
Физминутка |
Физминутка |
Физминутка |
Физминутка |
IV. «Открытие»учащимися новых знаний и первичное усвоение новых знаний Цель. Познакомить с понятиями, что такое знание и познание. Какие бывают способы. Проверить знания в полученном материале.
|
В форме поводящего диалога организует наблюдение за работой учащихся. - Вернемся к дискуссии. Права, которые человек получает от рождения, называются естественными. Естественные права свойственны любому человеку. Они ни при каких обстоятельствах не могут быть отняты. Среди них – право на жизнь, право на достоинство личности, прав на свободу, право на личную неприкосновенность. - У вас у каждого на столах лежит листок со статьями из конституции РФ. - А что такое конституция? - Начинаем работать со статьями, читаем и анализируем. - А пока вы работаете (Илья) решит другую важную задачу, из песни мы еще раз убедились, что мы имеем право на образование – это одно из главных ваших прав – представляет собой целый набор прав, а каких именно, Илья сейчас определит из предложенных вариантов. (Составит кластер на доске с помощью магнитов)- |
Работают в группах по учебнику.
Ответы учащихся. Индивидуальная работа ученика у доски
|
Заполнют таблицы
- Проверка заполнения таблиц. - работа ученика с оборудованием. Слайды № 6,7,8,9
Конституция – основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. |
Уметь определять, охарактеризовывать.Личностное самоопределение сотрудничества, самоконтроль Уметь выделять главную мысль. |
познавательная инициатива; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; рефлексия способов и условий действия; построение речевых высказываний; подведение под понятие; -использование общих приемов решения задач ; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
|
|
- В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? - Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? - В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? - В каких сказках больные используют своё право на бесплатное медицинское обслуживание? - В каких сказках один герой эксплуатировал других? |
«Колобок», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»
Заяц и Три Медведя.
«Приключение Буратино»
Звери из Айболита (воспользовались правом на медицинскую помощь).
«Приключение Буратино» «Дюймовочка» |
Слайд № 10
Слайд № 11
Слайд № 12
Слайд № 13
Слайд № 14 |
|
|
V. Первичная проверка понимания Цель. Проверить умения в определении главной мысли Самоконтроль усвоения знаний.
|
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку. - Зачитывают статьи и охарактеризовывают их. -Пользуясь текстом конституции Р Ф , объясните, что такое «достоинство личности». Зачем оно необходимо человеку? Молодцы! -Главное, что жизнь человека – высшая ценность. - Государство через свою судебную систему и правоохранительные органы защищает права человека. - а теперь проверим Илью. |
Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки. |
|
Уметь выделять главное по тексту. Умение работы в коллективе |
осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; рефлексия способов и условий действия |
VII. Первичное закрепление. Цель. Включение нового |
- Вернемся к проблеме нашего урока. Определите, кто такой гражданин, какие права он имеет? |
Человек с рождения имеет естественные права, важнейшим из которых является право на жизнь. Жизнь человека – это высшая ценность. Имеет право на образование. Государство должно защищать права своих граждан, а граждане – выполнять определенные обязанности перед государством. |
Слайд № 15
|
Уметь применять изученные |
Извлечение необходимой информации; использование общих приемов решения задач; построение речевых высказываний; подведение итога урока |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Давайте посмотрим, на ваше настроение. А теперь постараемся оценить всех, кто активно работал. Что вы узнали сегодня на уроке?
|
|
Слайд № 16 |
|
адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
Параграф 16, термины учить *в. 3, стр. 119 письменно, написать мини сочинение на тему: почему паспорт называют «Путевкой в жизнь» Урок закончен. Встали все. Спасибо за работу. |
|
|
|
|
Приложение.
Карточка №1
Фамилия, имя __________________________
Вставь пропущенные слова в предложении:
(10 букв). Терпимо к чужому образу жизни, чувствам, традициям.
Карточка № 2
Фамилия, имя_____________________________
Дайте определение следующим терминам:
Конституция Российской Федерации.
Статья 20
Статья 21
Статья 22
Статья 23
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.