1 класс
Урок обучения грамоте (Азбука) РО Л.В.Занков
Тема: Предложения разные по цели и интонации.
Цель: учить учащихся
правильно читать предложения, разные по интонации.
Задачи урока:
Образовательные:
· повторить изученные буквы
· работать над интонационной выразительностью
Развивающие:
· развивать умение анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы.
· развивать речь учащихся
Воспитательные:
· воспитывать готовность к сотрудничеству, умение слушать друг друга.
·
Планируемые результаты (УУД)
Личностные:
· учебно-познавательный интерес к учебному материалу
· способность к самооценке
· позитивное отношение к школе и учебной деятельности
Регулятивные:
· умение понимать и принимать учебную задачу
· умение планировать свои действия в соответствии с этой задачей
· умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы
Познавательные:
· умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником
· умение понимать знаки, символы, модели, схемы
· умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме
· умение анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков
Коммуникативные:
· умение строить устный диалог
· умение правильно отстаивать свою точку зрения
· умение правильно выдвигать предположения, формулировать выводы из изученного материала
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Прозвенел уже звонок, Слайд 1
Начинаем наш урок.
Вы друг другу улыбнитесь,
Сядьте ровно, не ленитесь!
II. Повторение пройденного.
- Назовите одним словом Слайд 2
И,А,Р,У,Л,Э,Ы,Н,М,О (буквы)
- Назовите гласные звуки.
[ И ] [ А ] [ О ] [ У ] [ Э ] [ Ы ]
Назовите согласные звуки.
[ Р ] [Н ] [ Л ] [ М ]
-Назовите слоги, в которых буква Н обозначает мягкий согласный звук. Слайд 3
• на, но, ни, ну, ны
- Назовите слоги, в которых буква Н обозначает твердый согласный звук.
• на, но, ни, ну, ны
- Дайте характеристику звуку [С] в словах :
семья, Саша
- Найдите « лишнее». Слайд 4
• о Э н
• ма ми на
• рама Мила мир
III. Работа над новым материалом.
1)-Девочки, на ваших партах лежат листочки. Прочитайте, пожалуйста! (Все девочки читают вслух) Осы
Что можно сказать по этому поводу?
( Это просто слово)
- Что такое слово? ( Слово – это сочетание звуков, которое имеет значение.)
-Послушаем мальчиков. Что у вас на листочках написано? (Все мальчики читают вслух) Осы!
-Что можем сказать по этому поводу?
(Это предложение) .
-Что такое предложение? (Предложение- это высказывание из слов, связанных между собой по смыслу, имеют законченность мысли.)
Слайд 5
- Когда девочки прочитали - вы сказали, что это слово, а когда мальчики прочитали – вы утверждали, что это предложение. Как так?
(У девочек прозвучало слово и нам не было понятно, что осы делали, а когда мальчики прочитали, сразу стало ясно, что осы летят).
-Как же мальчики передали нам эту информацию?
( Голосом, интонацией)
- Назовите тему нашего урока. (Предложения разные по интонации.)
- Назовите цели нашего урока. ( Дети называют цели урока)
Слайд 6
- А зачем вам это нужно?
( Чтобы использовать в речи, в жизни)
2)-Работа по учебнику с. 31
-Поиграем в «Театр». Научимся держаться на сцене, работать над своей речью.
Прочтите предложение. Дождь идет.
-Внимательно рассмотрите рисунки и произнесите это предложение так, как произнесли бы эти ребята. Обыграем это.
Девочка -Дождь идет?
Мальчик- Дождь идет.
Мальчик -Дождь идет!
Девочка -Дождь идет?
Вторая картина.
Дети - Дождь идёт!
( Дети инсценируют эту ситуацию.)
-Что помогло вам правильно определить интонацию?
(Позы детей, их жесты и мимика)
- Да, иногда они помогают, дополняют наши слова, делая их более эмоциональными.
-Сделаем маленький вывод.
-Сколько было предложений ? ( Одно)
-А мы произнесли его несколько раз по-разному. Что нам помогло это сделать ?
( Разная интонация)
-Значит одно и то же предложение можно произнести по –разному, меняя интонацию.
3)-А как же на письме показать разную интонацию?
( Есть знаки препинания ! ? .)
Слайд 7
! - восклицательный
? - вопросительный
. – точка
Рассказать детям, что обозначает каждый знак препинания в конце предложения. Их цель и с какой интонацией произносятся предложения с каждым из знаков.
· -Предложения, в которых о чем-либо сообщается, произносятся спокойно, в конце ставится точка.
! -Предложения, в которых есть восхищение, удивление, просьба, произносятся восклицательной интонацией, в конце ставится восклицательный знак.
? --Предложения, в которых о чем-либо спрашивается, произносятся вопросительной интонацией, в конце ставится вопросительный знак.
Слайд 8 Слайд 9
4)- Послушаем стихи об этих знаках препинания. ( Дети выходят к доске и читают стихи.)
Ученик 1
Если мысль закончил ты,
Записал на строчку,
Не забудь, в конце поставь
Кругленькую точку.
Ученик 2
Чувства сыплются наружу!
Восхищение в словах!
Торжество, тревога, ужас –
Восклицательный здесь знак!
Ученик 3
С почемучкой дружишь ты?
Значит и в тетрадке
Знак вопроса смело ставь.
Будет все в порядке!
5) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Читаю предложения, а дети, если услышат повествовательное предложение –хлопают, вопросительное предложение- шагают, восклицательное предложение- поднимают руки вверх.
Слайд 10
Стоит в поле теремок. Бежит мимо Зайчик – побегайчик.
-Кто в тереме живет?
-Я мышка- норушка !
-Я лягушка- квакушка!
-А как тебя звать?
- А я зайчик- побегайчик!
-Иди к нам жить!
Стали они жить втроём.
IV. Закрепление.
1) Работа в паре.
-Ещё раз посмотрим в учебник. Вспомните, как произнесла девочка наше предложение?
-Составьте схему предложения и запишите в тетради.
( Когда дети в тетрадях составят схему предложения, пары, которые готовы к
ответу на доске пишут схему. Все вместе сверяем со слайдом.)
Дождь идет?
|_____ _____ ?
-Проверьте себя. Слайд 11
-Как ответил мальчик?
Дождь идет.
|_____ _____.
-Проверьте себя. Слайд 12
-Как произнесли дети?
Дождь идет!
|___ _____!
-Проверьте себя. Слайд 13
2) Работа по учебнику, с. 31.
- Прочитайте стихи С. Я. Маршака и догадайтесь, о каких знаках препинания идет речь?
-А что это художник изобразил под стихотворением?
( Это тоже знаки препинания)
Слайд 14
, - запятая
: - двоеточие
; - точка с запятой
- - тире
- Эти знаки мы тоже встречаем и будем встречать при чтении, они тоже имеют названия.
V. Рефлексия
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Какие бывают предложения по интонации?
Слайд 15
- Ребята, кому на уроке было интересно, для кого урок был познавательным, поднимите восклицательный знак !
У кого остались вопросы, что – то неясно - вопросительный знак ?
Кто совсем ничего не понял - точку .
- Спасибо за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.