Конспект урока по окружающему миру 2 класс
Оценка 4.8

Конспект урока по окружающему миру 2 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир
2 кл
01.02.2020
Конспект урока по окружающему миру 2 класс
Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме «Древние города России. Великий Новгород» с элементами проектной деятельности. Цель урока: обобщение и систематизацию знаний детей о родном городе, на осознание детьми значимости нашего города для истории России, на формирование гордости, любви, положительного эмоционального отношения к малой родине. Регулятивные УУД: 1. Учить планировать свою деятельность 2. Учить оценивать качество и уровень усвоения материала. Познавательные УУД: 1. Развивать умение ставить познавательные цели. 2. Формировать умение искать необходимую информацию, строить речевое высказывание. Коммуникативные УУД: 1. Развивать умение слушать. 2. Учить планировать сотрудничество со сверстниками. Предварительная подготовка. 1. Погружение в проект. Ребята определили вопросы, которые хотят узнать на уроке: почему Новгород получил такое название, информация о главных достопримечательностях города, изучить символику города, люди, с которыми связана история Новгорода. 2. Организационный. Определились 5 групп ребят: - почему Новгород получил такое название; - символика В.Новгорода; - Кремль - Софийский собор; - Александр Невский. 3. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации. Анкетирование ребят с целью выявления знаний о В.Новгороде. 4. Обработка и оформление результатов проекта. Подготовка сообщений для урока. 5. Оформление полученных результатов. Выступления ребят с сообщениями на уроке. Подведение итогов проектной деятельности. Ожидаемые результаты: знание даты основания нашего города, его достопримечательностей и символики, понимание уникальности нашего города. Урок построен на презентации «Господин Великий Новгород»
конспект урока.doc

Конспект урока окружающего мира во 2 классе

по теме «Древние города России. Великий Новгород» 

с элементами проектной деятельности.

 

Цель урока: обобщение и систематизацию знаний детей о родном городе, на осознание детьми значимости нашего города для истории России, на формирование гордости, любви, положительного эмоционального отношения к малой родине.

Регулятивные УУД:

1.     Учить планировать свою деятельность

2.     Учить оценивать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные УУД:

1.     Развивать умение ставить познавательные цели.

2.     Формировать умение искать необходимую информацию, строить речевое высказывание.

Коммуникативные УУД:

1.     Развивать умение слушать.

2.     Учить планировать сотрудничество со сверстниками.

 

Предварительная подготовка.

1. Погружение в проект.

    Ребята определили вопросы, которые хотят узнать на уроке: почему Новгород получил такое название, информация о главных достопримечательностях города, изучить символику города, люди, с которыми связана история Новгорода.

2. Организационный.

    Определились 5 групп ребят:

    - почему Новгород получил такое название;

    - символика В.Новгорода;

    - Кремль
    - Софийский собор;

    - Александр Невский.

3. Осуществление деятельности.

    Поиск необходимой информации.

    Анкетирование ребят с целью выявления  знаний о В.Новгороде.

4. Обработка и оформление результатов проекта.

    Подготовка сообщений для урока.

5. Оформление полученных результатов.

    Выступления ребят с сообщениями на уроке.

    Подведение итогов проектной деятельности.

Ожидаемые результаты: знание даты основания нашего города, его достопримечательностей и символики, понимание уникальности нашего города.

 

 

Урок  построен на презентации «Господин Великий Новгород»

 

1 слайд

Заставка – тема «Господин Великий Новгород»

Обратить внимание детей на слово «господин».

Так называли в старину наш город. Почему?

Ответ надо найти в тексте «Великий Новгород»

(учебник, с.123-124)

Самостоятельное чтение, поиск информации.

Ответ: один из старинных городов, когда-то был главным и самым богатым городом северных русских земель, куда приезжали торговать купцы из разных стран. Слово «Великий» говорит и об огромной территории древней новгородской земли. В 12 веке площадь городских владений : 2 Рима, 22 Парижа и 60 Лондонов.

Что ещё хотели бы узнать о В.Новгороде? (Почему так назван; достопримечательности города; о людях, есть ли герб).

2-3 слайды

Символика Великого Новгорода

Выступление группы №2.

Ребята представляют слайды: герб, флаг, гимн.

Работа с текстом гимна: найти слова и строки , в которых передана любовь к городу, гордость, отражена история.

4 слайд

859 год – первое упоминание в летописи

Наиболее удобными для славян – земледельцев были территории к северо-западу от Ильменя - Поозерье и исток р.Волхов. ( плодородные почвы, заливные луга, многочисленные речки, лесные дубравы)

Основные поселения: селища – неукреплённые посёлки

( д.Ракомо);

городища – укреплённые поселения.

Историческое место – Рюриково городище (существовало уже в 9 веке)

Во время раскопок археологи обнаружили лепную керамику, то есть сделанную без гончарного круга.

В постройках городища были найдены арабские и византийские монеты 9 века.

Для построек использовали брёвна, срубленные в 9 веке.

Название городища появляется в 19 веке и связано с летописным преданием о призвании Рюрика на новгородскую землю. Рюрик вошёл в историю как первый русский князь

( на слайде – фрагмент скульптуры Рюрика на памятнике Тысячелетия России)

Долгое время Городище являлось местом постоянного пребывания новгородских князей. Учёные считают, что Рюриково городище являлось предшественником Новгорода.

Почему же город получил такое название?

Выступление  группы №1

Проблема происхождения Новгорода окончательно ещё не решена. Новгород, то есть новый город.

Первоначально на территории города существовали три самостоятельных посёлка. Позднее жители посёлков объединились и построили общую крепость на левом берегу Волхова. Эта новая крепость и стала называться Новым городом.

5 слайд

Кремль (Детинец)

Выступление группы №3.

К 11 веку относятся первые летописные сведения о новгородском кремле. Стены его перестроены почти 500 лет назад. Из 13 башен до наших дней сохранились 9.

В мае 1991 г. участок кремлёвской стены неожиданно обвалился. В ходе восстановления и реставрации археологи внезапно обнаружили, что под видимой краснокирпичной стеной находится ещё одна подземная стена, уходящая глубоко в землю на 20-25м. А эту стену защищает ещё одна – глиняная, длиной 2м. Эти подземные стены были созданы для защиты от подкопов. Раскопки показали, что Новгородский кремль – единственная крепость в мире с подобной подземной стеной, которая делала крепость самым прочным оборонительным сооружением во всей средневековой Европе. Недаром и древнее название кремля – Детинец. Во время военных действий здесь могли укрываться от врага дети, старики и женщины.

А ещё экскурсоводы рассказывают о подземных ходах, 15 из которых только выходили из стен кремля и были проложены под рекой Волхов. Многие не открыты, но археологи догадываются об их местонахождении.

6 слайд

Памятник Тысячелетию России

(1862 год, автор М.О.Микешин)

Единственный памятник в России, напоминает колокол. Всего на памятнике 129 скульптурных фигур. Это выдающиеся люди России.

7 слайд

«Где Святая София, там и Новгород»

О чём идёт речь? – Найти ответ в тексте учебника.

Ответ: древнейший каменный храм Руси.

Выступление группы №4.

Софийский собор – одно из чудес древнерусского зодчества. «Где святая София, там и Новгород»

Построен в 11 веке. От собора уходили на защиту земель русских новгородские дружины. С 12 века в храме велась летопись. София – центр грамотности. По велению Ярослава Мудрого в храме была создана школа, в которой обучалось

 300 детей.

В Софии находились архив и библиотека.

Изваяна из облака и злата,

София Новгородская светла,

И русская душа её крылата,

И слышит Бог её колокола.

               (Игорь Таяновский)

8 слайд

Ярославово дворище

Первые постройки на территории Ярославова дворища появились в 10 веке. Здесь собиралось вече – народное собрание в Древней Руси. На вече решались особо важные вопросы: приглашение или изгнание князей, здесь вершился суд, принимались решения по военным вопросам, утверждались законы. 

9 слайд

Витославлицы – музей деревянного зодчества.

В 2014 г. музею исполнилось 50 лет. Название происходит от села Витославлицы, которое существовало здесь в 12-18 в.в. Мы можем увидеть где и как жили раньше русские люди, предметы крестьянского быта. Создание музея спасло старинные дома, часовни, церкви от исчезновения.

10 слайд

Берестяные грамоты.

Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года. Сейчас их обнаружено более 1000. Благодаря берестяным грамотам учёным удалось «познакомиться» с владельцами и жителями новгородских усадеб, «услышать их живые голоса», понять, что древние новгородцы были грамотными людьми.

А в 2000г. ещё одна сенсационная находка – древнейшая славянская книга «Новгородская псалтирь». На протяжении веков именно псалтирь был той книгой, по которой наши предки учились читать и писать.

11 слайд

Александр Невский

Неразрывно связано с Новгородом имя новгородского князя, талантливого полководца Александра Невского.

Выступление группы №5.

Больше всего его жизнь оказалась связанной с вольным городом Новгородом. Первый раз он попал сюда в 3 года, в 8 лет вместе с братом Фёдором и боярами был оставлен отцом на княжение, а в 16 лет, после ранней смерти старшего брата, Александр стал самостоятельным правителем города.

В те времена Земля Русская стонала под монголо-татарским игом. Устояли только Псков и Новгород. Кроме немцев, шли на Псков и Новгород и шведы-грабители, и литовцы. Одна цель у них была – уничтожить веру православную.

Людей, которые принимали страдания и совершали подвиги не ради себя, а во имя других, стали называть Святыми. Таким Святым, спасшим Русь от уничтожения, от насилия чужой веры, и был князь Александр, прозванный Невским за победу над шведами на реке Неве. Было ему в ту пору 20 лет.

А потом была победа над немецкими рыцарями.

«Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!»

И вот новое несчастье…Задумал хан русскими руками славу и богатство добывать Золотой Орде (это государство монголо-татар) и для этого создать армию из русских бойцов. Нельзя было этого допустить! Что было в Орде, какими словами и речами убедил А.Невский  хана не трогать русских людей – неведомо миру, а только дал хан клятву: в Орду русских воинов не брать, в чужую веру не обращать.

Но только разболелся князь Александр в дороге, возвращаясь из Орды, и умер.

А слова Александра Невского «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!» живут.

12 слайд

А слова Александра Невского «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!» живут.

И потомки великого полководца всегда защищали и защищают родную землю.

Места, связанные с ВОВ: Вечный огонь, памятник на Ярославовом дворище Героям Советского Союза Красилову, Черемнову и Герасименко, которые своей грудью закрыли вражеские дзоты , монумент Победы.

13 слайд

Любим наш город в любое время года.

Любимые места: парк, памятник С.В.Рахманинову,

Ганзейский знак на Ярославовом дворище (архитектурная композиция, в основе идеи – круг как символ объединения; по окружности – мозаичные панно гербов 16 стран ганзейского союза; в центре – невысокий фонтан, струящаяся вода символизирует непрерывное обновление, жизнь)

14 слайд

Вопросы.

- Год основания В.Новгорода.

- Древнее название кремля.

- Достопримечательности Великого Новгорода.

- Уникальные находки (их больше 1000)

- Известный новгородский князь – полководец.

- Сенсационная находка 2000г.

- Музей деревянного зодчества.

- Как вы думаете, почему наш город уникален и значим для России?

 

 

15 слайд

Ответы. Осознание уровня усвоения.

- 859 год.

- Детинец.

- Кремль, Софийский собор, Ярославово дворище, памятник Тысячелетию России, Витославлицы.

- Берестяные грамоты.

- Александр Невский.

- Древнейшая славянская книга.

- Витославлицы.

- Индивидуальные ответы.

16 слайд

Храни свой город – храм, земля родная,

Живи, свои печали утоля,

России колыбель берестяная,

Святая Новгородская земля.

                   (Игорь Таяновский)

 

Итоги урока.

Оценка проектной деятельности.

 

Домашнее задание (на выбор):

 - сочинить стихотворение о В.Новгороде;

-  создать фотоальбом «Я и мой родной город»;

- рисунок «Мой любимый уголок».

 

 


Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме «Древние города

Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме «Древние города

Урок построен на презентации «Господин

Урок построен на презентации «Господин

Почему же город получил такое название?

Почему же город получил такое название?

София – центр грамотности. По велению

София – центр грамотности. По велению

Людей, которые принимали страдания и совершали подвиги не ради себя, а во имя других, стали называть

Людей, которые принимали страдания и совершали подвиги не ради себя, а во имя других, стали называть

Вопросы. - Год основания В

Вопросы. - Год основания В
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020