Конспект урока по окружающему миру "Что такое почва"
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Конспект урока по окружающему миру "Что такое почва"

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
14.01.2020
Перед Вами конспект урока по окружающему миру для 3 класса. Тема урока "Что такое почва" Цель: познакомить учащихся с составом почвы и ее главным свойством.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Агапова А.М. - окр.мир. - Что такое почва.docx

Конспекта открытого урока

 

Учитель: Агапова А.М.

Класс: 3В

Предмет: Окружающий мир  

Тема урока: «Что такое почва»

УМК: «Школа России»  

 

Цели деятельности учителя

Цель: познакомить учащихся с составом почвы и ее главным свойством.

Задачи:

Познавательные:
- формировать у учащихся понятие “почва”;

- с помощью опытов определить состав почвы;

- определить главное свойство почвы;

- показать значение почвы в окр.среде.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность;

- развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы;

- развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; 

- развивать кругозор учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество;

- в процессе постановки опытов воспитывать – организованность, аккуратность.

Тип урока

Тип - Урок усвоения новых знаний

Форма урока: Урок – исследование

Планируемые образовательные результаты

УУД:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- применять установленные правила.

- высказывать свои предположения, их обосновывать;

-  исследовать объект в ходе эксперимента, следовать инструкции учителя;

Познавательные:

- осуществлять запись информации;

- строить сообщения в устной и форме;

- устанавливать причинно-следственные связи; обобщать..

Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию,

- договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

ПРЕДМЕТНЫЕ:
- познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли;

- с помощью опытов определить состав почвы;

- определить главное свойство почвы.

- определять роль почвы в окружающей среде.

ЛИЧНОСТНЫЕ:
- оценивать результаты деятельности на уроке;
- адекватная мотивация, личностная внутренняя позиция, самооценка;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения.

Методы и формы обучения

Формы работы: групповая работа, парная, фронтальная, индивидуальная

Методы обучения: экспериментальный метод, метод наблюдения, исследовательский метод, наглядный метод, метод беседа.

Образовательные ресурсы

Мультимедийная презентация, оборудование: образцы почв, почва в фарфоровых чашечках, прозрачные химические с водой, пустые хим.стаканы, шпатели, салфетки бумажные, предметное стекло, спиртовка, сухой спирт, держатель для сухого спирта, пробирка, держатель, воронка, бумажный фильтр, 

Основные понятия и термины

Почва, почвенный раствор, плодородие, перегной, воздух, вода, глина, песок, минеральные соли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

 

Орг.момент

 

Самоопределение к деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка темы и цели урока

 

Теоретическая часть урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги урока

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Здравствуйте ребята и уважаемые гости, давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и мысленно пожелаем друг другу успешной работы на уроке.

 

На прошлых уроках мы говорили об охране окружающей среды, о том как важно беречь чистый воздух и воду.

 

А сегодня на уроке мы продолжим этот разговор. Давайте посмотрим на ваши столы. Перед вами на зеленых подносах стоят фарфоровые чашечки. Что в этих чашечках?  (земля)

Как вы думаете почему на урок я приготовила вам землю?

А как вы считаете для чего нужна земля?

Ребята, а о какой земле идет речь?

Может кто-нибудь знает ее научное название? (почва)

 

Лишь на первый взгляд почва кажется такой однообразной и малоинтересной, но в действительности почва очень разнообразна и интересна.

 

Давайте определим тему нашего урока? (что такое почва?)

С помощью картинки, давайте подумаем какая цель у нашего урока?

(Узнать состав и свойство почвы)

 

 

 

Дорогие мои, у нас начинается теоретическая часть урока. Сейчас вы просмотрите учебный фильм и, исходя из увиденного, ответите на проблемный вопрос. У каждой группы он свой. Откройте конверты и ознакомьтесь с ним.

 

Друзья, ушки на макушке, глазки широка открыты. Начинаем просмотр фильма.

Просмотр фрагмент фильма

Сейчас я даю вам 30 секунд на обсуждение вашего проблемного вопроса. Время пошло.

1 группа – Что такое почва? (Почва – плодородный слой земли)

2 группа - Какое основное свойство почвы? (плодородие)

3 группа – Что входит в состав почвы? (воздух, вода, перегной)

4 группа – Кто живет в почве? (черви, жуки, мыши, кроты ….)

5 группа – Какое значение почва имеет для растений? (питание)

 

А теперь давайте проведем промежуточный итог. Что нам удалось узнать о почве.

Что такое почва?

Какое главное свойство почвы?

 

Давайте с вами поподробней остановимся на главном свойстве почвы – плодородие.

Как мы сможем доказать, что плодородие – это основное свойство почвы? Что мы должны бля этого сделать?  (изучим состав почвы)

 

Вот и закончилась наша теоретическая часть, давайте перейдем к практике. Но для дальнейшей работы нам нужно образовать новые творческие группы.

 

ПЕРЕХОД ДЕТЕЙ

 

Теперь наш класс превратился в большую лабораторию, а мы в ней все ученые.

 

Чтобы выполнить наше исследование правильно, нужно быть внимательными, наблюдательными, аккуратными и соблюдать ТБ в лаборатории.

 

Результаты нашего исследования будем фиксировать в «Протоколе испытаний». 

 

А что мы с вами будем исследовать? (почву)

 

Давайте вспомним правила, которые необходимо нам соблюдать во время нашего исследования.

1.      Внимательно и четко слушать инструкции.

2.      Четко выполнять указания.

3.      Быть наблюдательным.

4.      Аккуратно работать с веществами и оборудованием.  

5.      По наблюдениям делать выводы.

 

Любое исследование предполагает различные методы изучения. Это прежде всего метод наблюдения.

Вооружитесь лупой, рассмотрите верхний слой почвы.

Опишите его.

Что на ней видите?

Какой можем сделать вывод ? (почва - верхний, темный, рыхлый слой земли)

 

А теперь давайте будем проводить опыты. Будем использовать метод – эксперимент.

Каждая группа будет представлять свой вывод по проделанному опыту.

 

Опыт №1.

У вас на столах стоит химический стаканчик с водой. Возьмем шпатель и с помощью него опустим в воду небольшое количество почвы.

Что вы видите?

(Пузырьки)

Первая группа сделайте свой вывод . ( В почве есть воздух)

 

Друзья, мы с вами смешали воду и почву. Что же у нас получилось? (Почвенный раствор) Перемешаем его другой стороной шпателя и оставим на некоторое время.

 

Опыт №2.

А теперь, у каждого из вас есть бумажная салфетка. Возьмем его и с помощью шпателя положим на нее небольшое количество почвы. И сильно сожмем ее. Положите почву обратно.

До опыта какая у нас была салфетка? ( сухая)

А после опыта какая она стала? (влажная)

О чем это говорит? Вторая группа сделайте вывод

( В почве есть вода)

 

Опыт №3.

А сейчас давайте посмотрим, что произошло с почвенным раствором. Какая стала вода? (мутная)

О чем это говорит? (некоторые вещества растворились, а некоторые нет)

А что мы видим на дне стакана? (песок) а над песком? (глина)

О чем это говорит? Третья группа сделайте вывод? ( в почве есть песок и вода)

 

Опыт №4.

А следующий опыт по ТБ продемонстрирую я. Для этого мне понадобится: пробирка, держатель, сухой спирт и подставка для него, спички, почва. С помощью шпателя положу небольшое количество почвы в пробирку. Пробирку закреплю в держателе, чтобы она не упала. Зажгу сухой спирт. Прежде чем я начну нагревать землю, пробирку необходимо прогреть, чтобы она не лопнула.

Теперь можно нагревать землю. Через некоторое время вы увидите дым и почувствуете неприятный запах. Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Перегной называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодородней почва.

Что доказал этот опыт? Четвертая группа сделайте вывод? ( в почве есть перегной)

 

Опыт №5.

Для следующего опыта нам понадобится, почвенный раствор, пустой хим.стакан, воронка и бумажный фильтр. Профильтруем почвенный раствор через фильтр.

Пока у вас фильтруется вода, я продемонстрирую еще один опыт.

Для его мне понадобится предметное стекло, спиртовка, держатель, хим.трубочка.

Поместим несколько капель очищенного почвенного раствора на стекло. Подержим его над огнем. Какой происходит процесс? Испарение.

Посмотрите что осталось на стекле после выпаривания? (белый налет)

Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле? (минеральная соль)

Пятая группа какой можем сделать вывод?

( в почве есть минеральная соль)

Действительно, минеральная соль – необходима растениям для роста и развития. Образуется она благодаря перегною, под действием бактерий, которые живут в почве. Соль растворяются в воде.

 

Что мы с вами только что сделали? (опыты)

Что мы узнали благодаря этим опытам?

Что входит в состав почвы?

 

А давайте вспомним цель нашего урока какая? А какое главное свойство почвы? (плодородие)

 Ребята, а как вы считаете почва в разных местах одинаковая? А от чего зависит плодородность почвы? ( от количества перегноя)

 

А сейчас мы с вами проведем еще один эксперимент, для этого нам надо создать новые творческой группы.

У каждой группы на столе есть свой образец почвы. Вам нужно попробовать определить, что за образец перед вами?

1 группа – глина

2 группа – песок

3 группа – чернозем

4 группа – перегной

5 группа – подзолистые почвы. (мало перегноя, имеют серый цвет)

В нашей местности в основном подзолистые почвы. А самое известное место где почва ежегодна плодотворна - это Яхромская пойма. Она приносит большие урожаи моркови, картофеля и капусты.

Ребята как вы считаете, а всегда ли почва остается плодотворна?

Ветер, вода и человек своей деятельностью могут разрушить почву. Это ведет к тому, что плодотворный слой становится меньше. Вы только представьте, в 100 лет слой почвы увеличивается на 1 см. а тут ее может разрушить человек, ветер или вода.

И не случайно 2017 год в России объявлен – ГОДОМ ЭКОЛОГИИ, наше государство уделяет особое внимание охране окр.среды и наша задача с вами бережно относится к природе.

Подумайте, а какую работу по сохранению почвы можем провести мы?

Когда мы в школьном дворе подметаем листья, куда их лучше отнести? (на наш школьный огород, под яблони.) почему?

А что мы еще никогда не должны делать? (мусорить)

 

Ребята, какая тема нашего урока?

Какая цель нашего урока?

Что мы с вами сегодня проводили?

А что мы изучали?

Из чего состоит почва?

Какое основное свойство почвы?

Как вы считаете мы выполнили цель урока?

Можно считать наш урок состоявшимся?

 

 

Ребята, а как вы считаете, нашу почву мы хорошо пропитали на уроке? Как вы думаете, плодотворна была наша работа? Как вы считаете, у нас были всходы росточков знаний? А наш плодотворный урок дал урожаи? Покажите какой урожай у нас получился.

Оцените себя, поставьте себе отметку за урок. Расскажите о своей успешности.

 

СПАСИБО ЗА УРОК! УМНИЧКИ!

Фронтальная форма работы

 

 

 

 

Фронтальная форма работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная форма работы

 

 

 

 

Работа в группах и парах

Метод беседа

Метод наглядности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная форма

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

На данном этапе используются: экспериментальный метод, метод наблюдения, исследовательский метод, наглядный метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая форма работы. Метод наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная форма работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная и индивидуальная форма работы.

 

 

 

 

УУД:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- высказывать свои предположения, их обосновывать;

 

 

 

 

 

Познавательные:

- строить сообщения в устной и форме;

- устанавливать причинно-следственные связи; обобщать..

Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

ПРЕДМЕТНЫЕ:
- познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли;

- определить главное свойство почвы.

ЛИЧНОСТНЫЕ:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

УУД:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

 

Регулятивные:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- применять установленные правила.

- высказывать свои предположения, их обосновывать;

-  исследовать объект в ходе эксперимента, следовать инструкции учителя;

 

Познавательные:

- осуществлять запись информации;

- строить сообщения в устной и форме;

- устанавливать причинно-следственные связи; обобщать..

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию,

- договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ:

- познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли;

- с помощью опытов определить состав почвы;

- определить главное свойство почвы.

- определять роль почвы в окружающей среде.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- адекватная мотивация, личностная внутренняя позиция, самооценка;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УУД:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

- высказывать свои предположения, их обосновывать;

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию,

 

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- оценивать результаты деятельности на уроке;

- адекватная мотивация, личностная внутренняя позиция, самооценка;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скачать по прямой ссылке