Конспект урока по окружающему миру. 3 класс.
Тема: Чтобы путь был счастливым
Цели урока: Научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах; учить работать с книгой, учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их, задавать вопросы товарищам. Развить мышление, речь, кругозор, память. Учить быть внимательными, аккуратными, доброжелательными.
Оборудование: плакат с темой раздела, урока, девиз урока, дорожные знаки , рабочие тетради, тетрадь
«Проверим себя», карточки с заданиями, светофор, жетончики( для оценки), веера чисел.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: - Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Дети: - Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать!
II. Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос по изученному материалу:
- Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? ( «Наша безопасность»)
- О чём мы говорили на первом уроке ? ( об огне, о воде и газе)
- Проверим, как вы усвоили урок. Задайте вопросы товарищам по изученному.
Проверка ответа: светофором.
- Как нужно действовать, если возник пожар?
- Как нужно действовать, если произошла авария водопровода?
- Назовите номер телефона газовой службы.
- По какому телефону можно вызвать пожарных?
III. Проблемная ситуация. Определение темы урока.
- Как вы считаете, всё мы теперь знаем по теме «Наша безопасность»?
- Чем вы предлагаете заняться на этом уроке? (расширить наши знания по теме)
- Мы говорили о безопасности, которую надо соблюдать дома. Но очень часто мы покидаем дом.
Что же говорят вам родители, когда вы собираетесь куда-то идти или ехать?
- Да, они вам говорят «Счастливого пути!».
- Какая будет тема нашего урока? («Чтобы путь был счастливым»)
- Но для того, чтобы пожелание сбылось, надо всем постараться. Почему? (дорога таит опасности)
- Если вы идете в школу, то кем вы становитесь в пути? (пешеходом)
- Если вы куда-то едете на каком-то транспорте, то кем вы становитесь? (пассажиром, велосипедистом)
- Опасностей в дороге много. Вы становитесь пешеходами, пассажирами или велосипедистами.
Так о чем ещё сегодня надо говорить на уроке ?(о правилах пешехода, пассажира, велосипедиста)
IV. Актуализация знаний. Открытие нового.
Введение в тему. Работа в паре по карточкам.
- А сейчас давайте посмотрим, что вы уже знаете о правилах дорожного движения?
- На листиках записаны утверждения по изучаемой теме, среди которых есть как верные,
так и неверные. Найдите ошибки, исправьте карандашом.
«Найди ошибки в правилах дорожного движения, исправь»:
- Ходить разрешается по проезжей части.
- Переходить улицу только там, где положено.
- Переходить только на желтый сигнал светофора.
- Можно кататься там, где ездят автомобили.
- Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара.
- Держись за поручень, чтобы не упасть, не ходи без дела по проходу во время движения.
Дети выбирают верные утверждения (работа ведется в парах), ищут ошибки.
- Фронтальная проверка работы. Светофор.
- Любая дорога таит опасность. Человек вышел из дома. Его задача как можно быстрее добраться до нужного места. Почему многие попадают не туда, куда спешили, а в больницу?
Один из учеников читает стихотворение А. Дмоховского «Ученик и грузовик»:
Говорит беспечный Петя: Каждый, кто машиной правит
- Мне опасность не грозит. Скажет вам наверняка,
Как шофер меня заметит - Что, конечно, не задавит
В тот же миг и тормозит. Ученик грузовика.
Что же может тут случиться? Но, добавим мы серьезно,
Ведь на улице пока Что растяпа-ученик
Грузовик меня боится. Может рано или поздно
А не я - грузовика! Сам попасть под грузовик.
Он смеется: Вот поэтому, всегда,
- Не пойму. Чтобы не стряслась беда,
Отчего и почему Должен путь ученик
Должен путь ученик Уступать грузовику,
Уступать грузовику. На дороге каждый миг
Если может грузовик Должен быть он начеку!
Уступить ученику?
- Какой совет дадим Пете?
V. Физкультминутка.
VI. Работа по теме.
Работа по учебнику.
1) Проверим, правильно ли мы с вами сделали выводы.
2) Читаем текст в учебнике «Если ты пешеход».
3) Каким должен быть современный пешеход? (Собранным, внимательным, осторожным).
4)Дома составьте торжественное обещание пешехода, которое вы дадите своим родным
(Например: «Клянусь, мама и папа, бабушка и дедушка! Ходить только по тротуару и не ходить по проезжей части. Переходить улицу только там, где положено и никогда не перебегать в неположенном месте. Переходить улицу только на зеленый свет светофора и никогда не ходить на красный».)
5) Выполним задание раздела «Подумай»: продолжите историю про Асю и Нину
6) Что значит быть собранным? (Уверенность в себе, способность за секунды найти
верное решение).
7) Выполним задание 1
8) Что значит: быть в пути собранным, внимательным, осторожным?
9) Самостоятельно прочитайте текст «Если ты велосипедист» с.10.
10)Проверим какие знания вы приобрели. Задайте товарищам вопросы по прочитанному.
- С какого возраста можно ездить на велосипеде?
- Как нужно переходить дорогу с велосипедом.
- Где можно кататься на велосипеде?
- Можно ли ездить на велосипеде, не держась за руль?
- Почему нельзя никого катать на раме велосипеда или багажнике?
11) Вы - пассажиры. Ответьте на вопросы:
- Почему нельзя отвлекать водителя во время движения?
- Почему нельзя высовывать в окно руку и голову?
- Почему нельзя брать вещи, оставленные без присмотра?
- Почему нельзя прислоняться к двери во время движения?
12) – Проверим, правильно вы ответили. Читаем текст «Если ты пассажир»
VI. Закрепление.
- Прочитайте правила, которые у вас получились. (Ходить только по тротуару и никогда не ходит по проезжей части. Переходить улицу только там, где положено, и никогда не переходить (и не перебегать!) в неположенном месте. Переходить улицу только на зеленый свет светофора и никогда не переходить на красный.)
- Прочитайте. Рассмотрите рисунки. Все ли ребята на рисунках поступают правильно. Объясните.
Найдите рисунки, на которых ребята поступают правильно. Раскрасьте кружок зеленым
карандашом.
Взаимопроверка.
- Прочитайте первое высказывание. Оно верное? (Нет)
- Обведите ответ НЕТ в кружок.
- Прочитайте второе высказывание. А это высказывание верное? (Да)
- Обведите ответ ДА в кружок.
- Выполните задание самостоятельно.
Проверка, чтение по цепочке, светофорами.
- Прочитайте.
- Рассмотрите рисунки. Кто из мальчиков поступает правильно? Докажите.
- Какое правило нарушает мальчик на первом рисунке?
- Почему нельзя пересекать дорогу на велосипеде?
- Раскрасьте кружок зеленым карандашом.
- Прочитайте.
- Найдите правильные ответы. Поставьте знак «+»
Проверка.
- Прочитайте правильные ответы.
Проверка знаний «Чтобы путь был счастливым»
1) Какой стороны придерживаются пешеходы и машины на дорогах?
с) левой;
з) правой.
2) Если человек находится внутри транспорта, путешествует
н) пассажир;
м) водитель.
3) Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется ...
а) тротуар;
о) шоссе.
4) Знак «Пешеходный переход» выглядит так:
т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека;
д) красный треугольник с изображением человека.
5) Переходя улицу, надо сначала посмотреть ...
а) направо;
о) налево.
6) С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?
г) с 10 лет;
к) с 14 лет.
Если все ответы верные, должно получиться слово ЗНАТОК.
VII. Итог урока. Выставление оценок за урок.
- Почему каждый человек должен соблюдать правила безопасности?
- Кто сколько набрал жетончиков? Подведем итог. (выставляются оценки)
VII. Домашнее задание
1. Прочитать текст «Чтобы путь был счастливым»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.