Конспект урока по окружающему миру по теме "Тундра"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

План-конспект урока по окружающему миру для 4 класса. По учебнику "Школа России". К этому уроку также есть готовая презентация.
Иконка файла материала Тундра урок.docx

 

 

 

 

 

План - конспект

пробного урока по окружающему миру

на тему: «Тундра»,

проведённого в 4 Б классе

МБОУ СОШ № 67 г. Брянска

студенткой группы 4КПН-19

Кондрашовой Ульяной Сергеевной

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата: 26. 10. 2022 г.

Классный руководитель _________ (Сапегина Л. В.)

Отметка ________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск, 2022

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема: «Тундра»

Цель: формирование у учащихся представления о природной зоне тундры.

Задачи:

Дидактические: познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.

Развивающие: развивать умения и навыки в процессе учебной деятельности с учётом индивидуальных способностей учащихся; развивать познавательные процессы учащихся (устную речь, мышление, восприятие, внимание).

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению окружающего мира; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Формируемые УУД:

Познавательные: развивать умение применять полученные знания на практике; формулировать проблему и находить пути её решения. 

Регулятивные: прогнозировать предстоящую работу; развивать умение высказывать свою точку зрения; осуществлять рефлексию. 

Коммуникативные: развивать умение слушать собеседника и вести диалог; развивать умение работать в паре, группе.

Личностные: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование и материалы: презентация, карточки с текстом.

Средства обучения: Учебник – Окружающий мир, Плешаков А. А., 4 класс, 1 часть.

Ход урока: 

1. Организационный этап 

2. Актуализация знаний. 

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 

4. Первичное усвоение новых знаний. 

5. Первичное закрепление. 

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 

7. Рефлексия.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «мы»

Сильней, чем «я».

Мы – семья

И мы – друзья.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний

- На прошлом уроке вы познакомились с зоной арктических пустынь. Давайте проверим, что вы запомнили. Для этого выполним вместе тест.

1) Природная зона арктических пустынь расположена:

а.    на островах Тихого океана

б.    на островах Индийского океана

в.    на островах Северного Ледовитого океана

2) В Арктике для растений и животных:

а.    суровые условия

б.    комфортные условия

в.    заповедные условия

3) В зоне арктических пустынь растут:

а.    кедры, березы, черемуха

б.    лишайники, мхи, полярные маки

в.    бузина, орешник, айва

4) Территория Арктики:

а.    плотно заселена людьми

б.    не имеет коренного населения

в.    не пригодна для жизни людей

5) Большое скопление птиц на скалах называют:

а.    птичьи базары

б.    птичьи рынки

в.    птичьи гнездовья

6) Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а.    для птиц и животных завозятся корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути

б.    полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники

в.    ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану птичьи базары


7) На какой из этих картинок показана арктическая пустыня?

 

 

 

 

 

 

 

 

- на островах Северного Ледовитого океана.

 

 

 

 

 

- суровые условия.

 

 

 

 

 

- лишайники, мхи, полярные маки.

 

 

- не имеет коренного населения.

 

 

 

 

- птичьи базары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану птичьи базары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На первой.

Постановка цели и задач

- Верно. А вы знаете, что изображено на второй картинке?

- Это тундра. Знаете ли вы что-то об этой природной зоне?

- Сегодня нам предстоит узнать о ней больше. Какая же тема нашего урока?

- И какую цель мы перед собой поставим?

 

Ответы детей.

 

 

Ответы детей.

 

 

- Тундра.

 

- Узнать, где находится эта природная зона, кто там обитает, что там растёт.

Первичное усвоение новых знаний

- Зона тундры находится южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей. Тундра является самой молодой природной зоной. Посмотрите на картинки. Как вы можете описать эту природную зону?

- Предлагаю вам немного поработать самостоятельно. Нам нужно узнать о климате тундры, её обитателях и деятельности человека в этой природной зоне. Поэтому вы поделитесь на 3 группы: первый, второй и третий ряд. Каждая группа получит лист, в котором пропущены слова. Вам нужно заполнить пропуски с помощью учебника. После этого каждая группа расскажет нам о том, что они узнали.

1 группа:

Зона тундры находится …, вдоль … . Зима в тундре суровая и составляет от … до … месяцев. Зимой примерно … месяца длится … .

Лето … и … . За короткое лето поверхность тундры оттаивает на небольшую глубину. Ниже лежит …, который … .

В тундре очень много … и … , поэтому почва … .

2 группа:

В тундре для всего живого условия … . В тундре можно встретить такие растения, как: …, или …, …, …, … . Растения тундры низкорослые. В тундре встречаются небольшие деревья: … и … .

Зимой снег полностью … низкорослые растения и защищает их от … и … . Летом в тундре много … и … . Их личинки развиваются … . На лето в тундру прилетают …, …, … и … . Здесь они …, а на зиму улетают в тёплые края.

Есть птицы, которые постоянно живут в тундре: … и … .

… - растительноядная птица. Летом её оперение …, а к зиме становится … . Зимой её ноги покрываются … до самых когтей. Это защищает их от холода и позволяет ходить по снегу, не проваливаясь.

Белая, или …, … - это хищная птица. Её оперение круглый год … . Оно хорошо защищает от … . На … и … очень густые длинные перья, благодаря которым сова долго может сидеть на снегу. Белая сова охотится на …, а особенно на грызунов - … . На них охотится и хищная птица - …, которая похожа своим оперением на белую сову. Также на леммингов охотится хищный зверь - … . Они, как и совы, едят их и кормят ими своё потомство.

Ещё один замечательный обитатель тундры - … . У него густой мех и широкие раздвоенный копыта. Они живут … и … по тундре. За ними следуют …, которые охотятся на …, отбившихся от стада животных.

3 группа:

Население тундры … . основное занятие северных народов - … . Оленеводы … домашних северных оленей. Круглый год животные должны быть … . Ездят люди на … .

В тундре ведутся поиски и добыча полезных ископаемых, в первую очередь … и … . В тундре возникло несколько экологических проблем:

·         природа тундры … ; от … и … поверхность почвы нарушается, растения погибают.

·         во время … окружающая местность нередко подвергается сильному загрязнению.

·         на многих оленьих пастбищах исчезает …, в результате ценнейшие пастбища нередко … .

·         большой вред животному миру тундры наносит … .

Природу тундры охраняют следующим образом:

¾    движение … и … во многих местах запрещено; для перемещения по тундре нужно использовать транспорт … ;

¾    на … внедряют новые технологии, безопасные для … ;

¾    под особую охрану взяты редкие животные: …, или …; …, или …; …; … .

¾    в тундре созданы …, например … .

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Делятся на группы и выполняют задание самостоятельно.

Первичное закрепление

- Теперь каждая группа расскажет нам обо всём, что узнала. От каждой группы выйдет к доске по три человека. Остальные внимательно слушают и запоминают.

- А теперь проверим, как внимательно вы читали и слушали. Для этого я подготовила для вас небольшой тест.

 

 

Представители от каждой группы читают тексты, которые у них получились.

 

 

 

Выполняют тест самостоятельно.

Домашнее задание

- Ваше домашнее задание: в печатной тетради задание второе на 36-й странице и пятое задание на 38-й странице.

Записывают домашнее задание в дневник.

Рефлексия

- Расскажите, о чём мы говорили сегодня? Что вы узнали? Что было вам знакомо?

- Спасибо за работу! Отдыхайте.

Ответы детей.