План - конспект
пробного урока по окружающему миру
на тему: «Тундра»,
проведённого в 4 Б классе
МБОУ СОШ № 67 г. Брянска
студенткой группы 4КПН-19
Кондрашовой Ульяной Сергеевной
Дата: 26. 10. 2022 г.
Классный руководитель _________ (Сапегина Л. В.)
Отметка ________
Брянск, 2022
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема: «Тундра»
Цель: формирование у учащихся представления о природной зоне тундры.
Задачи:
Дидактические: познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.
Развивающие: развивать умения и навыки в процессе учебной деятельности с учётом индивидуальных способностей учащихся; развивать познавательные процессы учащихся (устную речь, мышление, восприятие, внимание).
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению окружающего мира; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Формируемые УУД:
Познавательные: развивать умение применять полученные знания на практике; формулировать проблему и находить пути её решения.
Регулятивные: прогнозировать предстоящую работу; развивать умение высказывать свою точку зрения; осуществлять рефлексию.
Коммуникативные: развивать умение слушать собеседника и вести диалог; развивать умение работать в паре, группе.
Личностные: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование и материалы: презентация, карточки с текстом.
Средства обучения: Учебник – Окружающий мир, Плешаков А. А., 4 класс, 1 часть.
Ход урока:
1. Организационный этап
2. Актуализация знаний.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичное закрепление.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7. Рефлексия.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||
Организационный этап |
Одному или одной Трудно справиться с бедой. Слово «мы» Сильней, чем «я». Мы – семья И мы – друзья. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
||||||||
Актуализация знаний |
- На прошлом уроке вы познакомились с зоной арктических пустынь. Давайте проверим, что вы запомнили. Для этого выполним вместе тест. 1) Природная зона арктических пустынь расположена: а. на островах Тихого океана б. на островах Индийского океана в. на островах Северного Ледовитого океана 2) В Арктике для растений и животных: а. суровые условия б. комфортные условия в. заповедные условия 3) В зоне арктических пустынь растут: а. кедры, березы, черемуха б. лишайники, мхи, полярные маки в. бузина, орешник, айва 4) Территория Арктики: а. плотно заселена людьми б. не имеет коренного населения в. не пригодна для жизни людей 5) Большое скопление птиц на скалах называют: а. птичьи базары б. птичьи рынки в. птичьи гнездовья 6) Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: а. для птиц и животных завозятся корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути б. полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники в. ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану птичьи базары
7) На какой из этих картинок показана арктическая пустыня? |
- на островах Северного Ледовитого океана.
- суровые условия.
- лишайники, мхи, полярные маки.
- не имеет коренного населения.
- птичьи базары.
- ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану птичьи базары.
- На первой. |
||||||||
Постановка цели и задач |
- Верно. А вы знаете, что изображено на второй картинке? - Это тундра. Знаете ли вы что-то об этой природной зоне? - Сегодня нам предстоит узнать о ней больше. Какая же тема нашего урока? - И какую цель мы перед собой поставим?
|
Ответы детей.
Ответы детей.
- Тундра.
- Узнать, где находится эта природная зона, кто там обитает, что там растёт. |
||||||||
Первичное усвоение новых знаний |
- Зона тундры находится южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей. Тундра является самой молодой природной зоной. Посмотрите на картинки. Как вы можете описать эту природную зону? - Предлагаю вам немного поработать самостоятельно. Нам нужно узнать о климате тундры, её обитателях и деятельности человека в этой природной зоне. Поэтому вы поделитесь на 3 группы: первый, второй и третий ряд. Каждая группа получит лист, в котором пропущены слова. Вам нужно заполнить пропуски с помощью учебника. После этого каждая группа расскажет нам о том, что они узнали. 1 группа: Зона тундры находится …, вдоль … . Зима в тундре суровая и составляет от … до … месяцев. Зимой примерно … месяца длится … . Лето … и … . За короткое лето поверхность тундры оттаивает на небольшую глубину. Ниже лежит …, который … . В тундре очень много … и … , поэтому почва … . 2 группа: В тундре для всего живого условия … . В тундре можно встретить такие растения, как: …, или …, …, …, … . Растения тундры низкорослые. В тундре встречаются небольшие деревья: … и … . Зимой снег полностью … низкорослые растения и защищает их от … и … . Летом в тундре много … и … . Их личинки развиваются … . На лето в тундру прилетают …, …, … и … . Здесь они …, а на зиму улетают в тёплые края. Есть птицы, которые постоянно живут в тундре: … и … . … - растительноядная птица. Летом её оперение …, а к зиме становится … . Зимой её ноги покрываются … до самых когтей. Это защищает их от холода и позволяет ходить по снегу, не проваливаясь. Белая, или …, … - это хищная птица. Её оперение круглый год … . Оно хорошо защищает от … . На … и … очень густые длинные перья, благодаря которым сова долго может сидеть на снегу. Белая сова охотится на …, а особенно на грызунов - … . На них охотится и хищная птица - …, которая похожа своим оперением на белую сову. Также на леммингов охотится хищный зверь - … . Они, как и совы, едят их и кормят ими своё потомство. Ещё один замечательный обитатель тундры - … . У него густой мех и широкие раздвоенный копыта. Они живут … и … по тундре. За ними следуют …, которые охотятся на …, отбившихся от стада животных. 3 группа: Население тундры … . основное занятие северных народов - … . Оленеводы … домашних северных оленей. Круглый год животные должны быть … . Ездят люди на … . В тундре ведутся поиски и добыча полезных ископаемых, в первую очередь … и … . В тундре возникло несколько экологических проблем: · природа тундры … ; от … и … поверхность почвы нарушается, растения погибают. · во время … окружающая местность нередко подвергается сильному загрязнению. · на многих оленьих пастбищах исчезает …, в результате ценнейшие пастбища нередко … . · большой вред животному миру тундры наносит … . Природу тундры охраняют следующим образом: ¾ движение … и … во многих местах запрещено; для перемещения по тундре нужно использовать транспорт … ; ¾ на … внедряют новые технологии, безопасные для … ; ¾ под особую охрану взяты редкие животные: …, или …; …, или …; …; … . ¾ в тундре созданы …, например … . |
Ответы детей.
Делятся на группы и выполняют задание самостоятельно. |
||||||||
Первичное закрепление |
- Теперь каждая группа расскажет нам обо всём, что узнала. От каждой группы выйдет к доске по три человека. Остальные внимательно слушают и запоминают. - А теперь проверим, как внимательно вы читали и слушали. Для этого я подготовила для вас небольшой тест. |
Представители от каждой группы читают тексты, которые у них получились.
Выполняют тест самостоятельно. |
||||||||
Домашнее задание |
- Ваше домашнее задание: в печатной тетради задание второе на 36-й странице и пятое задание на 38-й странице. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
||||||||
Рефлексия |
- Расскажите, о чём мы говорили сегодня? Что вы узнали? Что было вам знакомо? - Спасибо за работу! Отдыхайте. |
Ответы детей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.