Конспект урока окружающего мира 1 класс
Учитель: Крылова Е.Б.
Тема: Дикорастущие и культурные растения
Задачи:
1.Формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения».
2. Учить классифицировать растения по признаку «дикорастущие – культурные», приводить примеры каждой группы.
3.Воспитывать бережное отношение к природе..
Планируемые достижения учащихся: понять отличие культурных растений от дикорастущих, научиться приводить примеры растений каждой группы.
Оборудование: презентация, тема урока, напечатанная на плакате, картинки растений, фишки зелёного и жёлтого цвета, яблоки разных сортов, картинка бабочки, 4 альбомных листа; у каждого ученика: сигнальные карточки, учебник, рабочая тетрадь, клей
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия: способность к самооценке.
Регулятивные универсальные учебные действия: научиться преобразовывать
практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать
правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия: использовать модели,
схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ
объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение,
классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать
собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности (при работе в паре, в группе)
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Оргмомент ( 1 мин) |
|
Каждый день – всегда, везде, |
Мотивирование к учебной деятельности (личностные)
|
Актуализация знаний ( 5 мин)
|
Слайд 1
- Так что такое природа?
Слайд 2 - Игра: «Какая картинка лишняя
и почему?» - Как одним словом назвать все оставшиеся объекты природы? |
Ученик читает стихотворение: К природе относится всё, что вокруг нас, не созданное руками человека: небо, солнце, ветер, листья, тучка, поле, речка, трава, горы, воздух, роса, человек.
Примерные ответы детей:
- Растения. |
Учащиеся учатся: строить речевые высказывания в устной форме. (познавательн.) Учатся различать природные объекты и изделия, предметы живой и неживой природы, животн. и растений. Сравнение.(познавательн.) |
Постановка проблемы ( 6 мин)
|
- Растительный мир богат и разнообразен. Давайте попробуем все растения разделить на 2 группы. Для этого будем работать в группах: разделите предложенные растения на 2 группы. Проверка работы в группах.
– Почему объединили эти растения в одну группу? - Растут в дикой природе. - Почему объединили эти растения в другую группу? - Окультуренные человеком. – Как можно назвать растения первой группы? - А второй? - Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (Открываю на доске тему.)
- Как вы думаете ваших знаний достаточно, чтобы правильно разделить все растения на 2 группы и объяснить принятое решение. - Чему же мы должны научиться на этом уроке? |
Работая в группах, ребята могут разделить растения (крапива, сосна, орешник, яблоня крыжовник, огурец) на 2 такие группы: растущие сами по себе и за которыми ухаживает человек.
- Растут в лесу, в поле, на лугу
- Растут в саду, в огороде. - Дикорастущие. - Культурные. - Дикорастущие и культурные растения.
Ответы детей.
- Различать дикорастущие и культурные растения. |
Осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и несущественных признаков. Сравнивать растения.
Формулирование проблемы (познавательн.)
Целеполагание (познавательн.) |
Совместное «открытие» нового ( 7 мин)
Физкультминутка ( 2 мин)
Первичное закрепление ( 3 мин)
Включение нового знания в систему знаний и повторение ( 2 мин)
Физкультминутка (1 мин)
|
-К нам на урок прилетела бабочка.
Она летает везде, садится и на культурные растения и на дикорастущие, поэтому
она будет сопровождать нас на уроке. Предлагаю вместе с ней научиться отличать
культурные растения от дикорастущих? -Подскажите бабочке, какие это растения? - Какие растения называются культурными?
Слайд 4 (дикорастущие растения) - Подскажите бабочке, а это какие растения? - Что такое дикорастущие растения?
- Откуда же взялись на земле культурные растения? В древние времена все растения на земле были дикорастущими. Первобытный человек собирал плоды, отбирал понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корни и сажал нужные растения поблизости от своего жилища. Чтобы плоды вырастали крупнее и вкуснее, человек поливал растения и ухаживал за ними. Растения менялись, привыкали к заботе о себе. Так появились на земле культурные растения. - Сейчас бабочка вас познакомит с двумя яблоньками. Откройте учебник на стр. 72.Одну яблоньку бабочка повстречала в лесу. К каким растениям относится эта яблоня? - А другую - в нашем школьном саду. К каким растениям относится эта яблоня?
- А кто из вас встречал дикую яблоню? - У нас в деревне тоже растёт несколько диких яблоней около бывшего детского садика и на въезде в деревню около дороги. Слайд 5 (плоды дикой яблони и плоды яблони, посаженной человеком) - Может из вас кто-то пробовал плоды дикой яблони? - Рассмотрите плоды дикой яблони и плоды яблони, посаженной человеком. Чем они отличаются?
- Люди выводят сорта культурных растений. Но это нелегкий труд, требующий больших знаний и умений. Посмотрите на яблоки, какие они все разные по цвету и по вкусу. Это разные сорта.(Показываю яблоки разных сортов: голден, фуджи, ред.) Игра «Какие бывают растения» Правила: исходное положение – стоя у парты. Если я называю культурное растение, то вы поднимаете руки вверх; если называю дикорастущее растение, то вы должны присесть. Осина, тополь, астра, липа, огурец, вишня, одуванчик, гладиолусы.
- Бабочка предлагает опять обратиться к учебнику (с.73), потому что там есть такое задание, которое вам поможет ещё лучше различать культурные и дикорастущие растения. Работать будете в парах по одному учебнику. Положите его на середину. Разложите на странице фишки: дикорастущие растения накройте зелёными фишками, культурные – жёлтыми. После выполнения задания с помощью другого учебника проверьте себя по Приложению с.93. Проверка работы. - Бабочка предлагает поработать в тетради с.56, самостоятельно, чтобы проверить, как вы усвоили материал. Задание №1: закончи каждый ряд, наклеив картинку. Обратите внимание, там всего 2 пустых окошечка, а картинок 3. Проверка на интерактивной доске. Слайд 6(задание из тетради). Почему именно так нужно было наклеить?
- Прилетела бабочка, села на указку. Постарайся вслед за ней пробежаться глазками. |
- Культурные. - Это растения, которые посадил, вырастил человек. Он ухаживает за ними, снимает урожай.
- Дикорастущие. - Это растения, которые растут в природе самостоятельно, «дико», люди их не выращивают. Ответы детей.
- К дикорастущим. - К культурным.
Ответы детей.
Ответы детей. Дети рассматривают плоды дикой яблони и плоды яблони, посаженной человеком (культурного растения), делают вывод, что плоды дикой яблони маленькие и кислые, а садовые яблоки большие и сладкие.
Дети выполняют нужные движения.
Работа в парах.
-В 1 ряду дикорастущие растения, поэтому тут нужно наклеить шиповник. Во 2 ряду культурные растения. Значит тут нужно наклеить розу.
- Дети следят глазками за указкой.
|
Учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений. (познавательн.) Производить сравнение и классификацию по заданным критериям. (познавательн.)
Преобразовывать практическую задачу в познавательную. (регулятивные)
Производить сравнение и классификацию по заданным критериям. (познавательн.) Учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу. Учатся осуществлять действие по образцу (регулятивные)
Учащиеся учатся работать в паре,
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Учащиеся учатся самостоятельно оценивать правильность выполнения действия (регулятивные) Обобщать полученные знания. (познавательные)Анализ, синтез. (познавательные)
|
Самостоятельное применение знаний ( 6 мин)
|
- Ребята, мы знаем, что культурные
растения играют огромную роль в жизни человека. - Проверка задания. - Вернёмся к нашей проблеме: в начале
урока нам не хватало знаний, мы не могли разделить растения на дикорастущие и
культурные.
- Какие растения называют культурными? |
Обсуждают в группах и приклеивают картинки, какие культурные растения будут выращивать.
Один человек от группы рассказывает, какие растения они будут выращивать. Ответы детей.
-Дикорастущими называют растения, которые растут сами по себе, «дико», люди их не выращивают.
Культурными называют растения, которые выращивают люди. |
Формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. (коммуникатив ные)
Учатся делать вывод (познавательные) |
Рефлексия деятельности ( 2 мин)
|
Слайд 7-Чему я учился сегодня на уроке? -Оценю своё участие. Ура! Всё получалось! Поработаю Сейчас в награду за дружную работу съедим, ребята, яблоки, которыми угощает нас бабочка.
|
Ребята оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек. |
Способность к самооценке, самостоятельно адекватно оценивать свою работу на уроке. (личностные) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.