Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Размножение и развитие растений".
Оценка 4.9

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Размножение и развитие растений".

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
13.03.2023
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Размножение и развитие растений".
На уроке учащиеся научатся объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
2. Конспект урока по окр.миру 3 кл.Размножение растений .docx

Урок  17.

Тема:  Размножение и развитие растений.

 

Цель: познакомить с размножением и развитием растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обна­руживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их и ис­пользовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Оборудование: пластилин.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос

—  Расскажите о дыхании растений.

—  Расскажите о питании растений.

—  Почему растения не могут жить без солнечного света?

—  Почему животные и люди не могут жить на Земле без ра­стений?

III. Самоопределение к деятельности

—  Отгадайте загадки.

Летит — гудит,

Сядет — молчит.

Целый день в трудах,

То в лугах, то в садах.

И кто ей друг —

Тот всегда с медком.

А кто ей не люб —

Спасайся бегом! (Пчела.)

Червяком она была,

Только ела и спала.

Потеряла аппетит,

Смотришь - по небу летит. (Бабочка.)

•     Его фигура подвела —

Гораздо толще, чем пчела.

Полоски словно у осы,

На брюшке — капельки росы.

Смотри, он плюхнулся на хмель,

Большой мохнатый толстый ... (шмель).

Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь.

Ну и зануда, вот кошмар,

Писклявый, маленький... (комар).

—  Объясните экологические связи «насекомые - растения». (Ответы учеников.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как растения раз­множаются.

IV. Работа по теме урока .

1. Размножение растений.

—  Какие признаки жизни растений вы знаете? (Они дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают.)

—  Вспомните, как размножаются водоросли, мхи и папорот­ники. (Спорами.)

—  Вспомните, как размножаются хвойные и цветковые расте­ния. (Семенами.)

—  Над цветками растений всегда летают пчелы, шмели, ба­бочки. Почему? (Они кормятся сладким цветочным соком — нектаром и при этом опыляют растения.)

—  Что такое опыление? (Опыление это перенос пыльцы с ты­чинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотво­рение.)

Чтобы у растений появились семена, нужно перенести пыль­цу с одного цветка на другой. Это как раз и делают насекомые. Прилетит бабочка за сладкой капелькой нектара, сядет на цве­ток, к ней пыльца и прилипнет. Потом бабочка сядет на соседнее растение и приставшей к ее лапкам пыльцой опылит его цветок.

Так переносят пыльцу не только бабочки, но и другие насеко­мые. Только кому-то нравятся одни цветы, кому-то — другие. Вот, например, пчела или шмель на ландыш не сядет. Зато комару ко­локольчик ландыша — и стол, и дом. Цветок, который называется львиным зевом, мелкие насекомые облетят стороной: им в цветок не забраться, силенок не хватит. А пчела или шмель - пожалуй­ста: упрется спинкой в верхнюю часть цветка, отогнет лапками нижнюю и заберется внутрь.

Насекомые никогда не перепутают цветы: летят только к тем, что содержат подходящую для них пищу, которую можно добыть.

Многие цветы раскрываются и источают ароматы только к ве­черу. Обычно эти цветы белые: белый цвет в сумерках заметнее всего. Кого же приманивают они? Бабочек! Только уж теперь не дневных, а ночных. Так днем и ночью, от весны до осени идет в природе великая работа: бесчисленное множество доброволь­ных рассыльных переносят и переносят пыльцу. Отцветают одни растения, появляются цветы на других. Весной на сады словно бы опускаются бело-розовые облака — столько цветов на яблонях и вишнях.

Каждое дерево тихонько гудит от множества насекомых. Но проходит время, и там, где были цветы, появляются румяные яблоки, сочные ягоды. А участвовали в создании этого изоби­лия пчелы, шмели и другие насекомые. Не будь их, не стало бы и плодов.

2. Работа по учебнику

—  Прочитайте в учебнике текст на с. 78.

—  Что такое опыление? (Перенос пыльцы с одного растения на другое.)

—  Кто выполняет эту работу?

—  Что произойдет, если цветок не будет опылен?

3. Выполнение заданий в рабочей тетради.

№ 1 (с. 34).

—  Прочитайте задание. Назовите слова в левом столбике. Вы­берите из правого столбика пояснение к каждому слову.

—  Первое слово нектар. Какое определение подойдет к этому слову? (Нектар — сладкий цветочный сок.)

—  Соедините стрелкой слово нектар и пояснение.

—  Второе слово пыльца. К этому слову подберите пояснение. (Пыльца мелкие желтые крупинки в цветках.)

—  Соедините стрелкой слово пыльца и пояснение.

—  Закончите выполнение задания самостоятельно. (Опыле­ние — перенос пыльцы с одного цветка на другой. Насекомые-опылители животные, которые опыляют цветы.)

(После выполнения задания проводится проверка.)

№2 (с. 35).

—  Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. Подпишите названия насекомых-опылителей. (Пчела, шмель, бабочка.)

(После выполнения задания проводится проверка.)

4. Плоды путешествуют. Практическая работа

(Во время практической работы учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 35, № 3.)

—  Как же распространяются семена?

Плоды растений — настоящие путешественники. Если пригля­деться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.

Корзиночка с семенами репейника путешествует на чужих но­гах. Пройдет лошадь, корзиночка с семенами — цап! — шипами-колючками за лошадиную шерсть - и поехала. Где-нибудь семена отцепятся от лошадиной шерсти и упадут на землю. И на козах, и на лошадях «ездят» репейнички, и, конечно, на собаках. Вот для чего репейнику колючки-цеплючки.

Путешествуют семена и других растений. Налетит ветер, подхватит семена-парашютики одуванчика и понесет. И березе, и клену, и елке ветер тоже помогает — крутятся их летучие семена, словно вертолетики, и улетают далеко-далеко.

Ну а если семена нелетучие? и неколючие? Тут выручают птицы. Станут птицы клевать семена и растащат, разроняют по всему лесу.

А есть растения, которые своими семенами стреляют! Напри­мер, бешеный огурец. Плоды этого заморского огурца и вправду похожи на маленькие огурчики. Созреет такой огурчик, и стоит его чуть задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые, клейкие — в кого угодит, тот их с собой и унесет. Потом подсохнут семена и отвалятся.

Стреляющих растений у нас много: и недотрога, и анютины глазки, и кислица, и душистый горошек.

—  Рассмотрите в учебнике на картинке (с. 79) плоды с семе­нами клена, липы, березы, одуванчика. У этих плодов есть крылышки, парашютики.

—  Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? (Их разносит ветром.)

—  Запишите названия этих растений и нарисуйте плоды в ра­бочей тетради.

—  А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются? (У этих плодов есть крючочки, зубчики. Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и пу­тешествуют, пока не упадут.)                                    

—  Запишите названия этих растений и нарисуйте плоды в ра­бочей тетради.

А у некоторых растений семена распространяются самораз­брызгиванием, например у кислицы.

—  Запишите название растения и нарисуйте плоды в рабочей тетради.

—  Как вы думаете, почему плодам необходимо путешество­вать? (Ответы учеников.)

На одном растении плодов бывает очень много. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы — им не хватило бы места, света, питания. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных и человека.

(Заранее подготовленный ученик выступает с устным сообще­нием на тему «Как распространяются семена растений».)

5. Как развивается растение.

Большая часть растений вырастает из упавших на землю се­мян. Для прорастания семян нужны тепло, вода, воздух. Весной почва сырая и теплая, от этого каждое семя набухает и начинает расти. Сначала появляется корень, затем росток. Этот процесс называется проращиванием. Прорастая, семя раскрывается и вы­пускает корень. Зеленый побег устремляется сквозь почву к свету. Молодые листочки помогают растению вырабатывать свою соб­ственную пищу.

—  Прочитайте в учебнике на с. 80 текст «Как развивается ра­стение из семени».

—  Семя — это живое или неживое тело? Объясните.

—  Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему се­мена при этом не прорастают?

—  Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчелами. Для чего это делают?

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№4 (с. 36).

—  Прочитайте задание. Используя текст учебника, напишите, что необходимо для прорастания семян. (Для прорастания семян нужны тепло, вода, воздух.)

(После выполнения задания проводится проверка.)

№ 5(с.36).

—  Прочитайте задание.

—  Весной многие выращивают рассаду. Вы, наверное, на­блюдали за этим процессом. Нарисуйте, как развивается растение из семени.

—  Что появляется сначала? (Корешок.)

—  А потом? (Стебелек с листочками.)  (с. 36).

—  Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.

—  Каждая пчелка принесла буквы. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, какую работу выполняют пчелки. (Опыление.)

—  Как можно назвать этих пчелок? (Насекомые-опылители.)

—  Какое значение для растения имеет процесс опыления?

VII. Рефлексия. Моделирование

(Работа проводится в группах.)

—  Вылепите из пластилина модели процесса развития расте­ния из семени. Проверьте себя по тексту и рисунку учеб­ника на с. 80.

(Ученики выполняют задание.)

Итак, большинство растений размножается семенами. Плоды с семенами образуются на месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека. Из се­мян в благоприятных условиях развиваются новые растения.

VIII. Подведение итогов урока

—  Как размножается большинство растений?

—  Расскажите о процессе оплодотворения.

—  Как распространяются семена?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 78—81, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 81.

2. Рабочая тетрадь: № 7 (с. 36).

3. Индивидуальные задания: подготовить устные сообщения на темы «Хохлатка», «Сон-трава», «Волчье лыко», «Купаль­ница», «Кувшинка». (См. дополнительный материал к уро­ку 18.)


 

Урок 17. Тема: Размножение и развитие растений

Урок 17. Тема: Размножение и развитие растений

Размножение растений. — Какие признаки жизни растений вы знаете? (Они дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают

Размножение растений. — Какие признаки жизни растений вы знаете? (Они дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают

Прочитайте задание. Назовите слова в левом столбике

Прочитайте задание. Назовите слова в левом столбике

А теперь посмотрите на плоды репейника, череды

А теперь посмотрите на плоды репейника, череды

Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок

Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2023