Конспект урока по окружающему миру. "В ледяной пустыне"
Оценка 4.6

Конспект урока по окружающему миру. "В ледяной пустыне"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
10 кл—11 кл
23.11.2020
Конспект урока по окружающему миру. "В ледяной пустыне"
В ледяной пустыне. Окр.мир..docx

Тема:  В ледяной пустыне                                        Класс: 4 «В»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель:

Содержательная: знакомство с арктической природной зоной и её обитателями;

Деятельностная: формирование умения ориентироваться по карте.

Планируемые результаты:

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с обитателями Арктики;     

Воспитательные: воспитывать дружный коллектив и чувство взаимовыручки;

Развивающие: развивать логику; умение анализировать, сочинять, делать выводы.

Предметные:

1.                 Узнать про арктическую природную зону;

2.                 Знать обитателей арктической зоны;

3.                 Закрепить навыки ориентирования по физической карте.

Метапредметные:

Познавательные:

1.Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

1.                 Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

2.                 Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

3.                 Высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

1.                 Развивать умение сотрудничества с учителем и одноклассниками;

2.                 Развивать умение принимать коллективное решение;

3.                  Слушать и понимать речь других.

Личностные:

1.                  Формировать мотивационную основу учебной деятельности;

2.                 Желание учиться;

3.                 Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: учебник Окружающий мир. 4 класс 1 часть - Плешаков А.А., Новицкая М.Ю, презентация, раб.тетр.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация к познавательной деятельности

- Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Алексеевна и сегодня урок окружающего у вас проведу я.

В природе нет ничего бесполезного. (Монтень)

- Как вы понимаете данное высказывание?

- здравствуйте

 

 

- все, что сделано природой требуется в нашей жизни

 

2.Актуализация знаний

- Я вам предлагаю сыграть в игру «Я начну, а ты продолжи»

Арктическая пустыня, тундра, тайга, леса, степи – это

Смена природных зон с севера на юг происходит на

Между зоной лесов и степей находится зона ..

Карликовая берёза растёт в зоне..

Верблюды обитают в зоне 

На какой карте можно найти природные зоны? 

- Давайте вспомним, какие у нас есть природные зоны

 

-          Природная зона

-          Равнинах 

-          Лесостепи

-          В тундрах

-          - пустынь

-           Карта природных зон

-           

 

-          Арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни, субтропические леса, области высотной поясности 

3.  Выявление места и причины затруднения

 Крайний Север -северок...

Ветер гонит из-под ног

Мерзлые снежинки,

Жесткие, как льдинки.

Там при звездах и луне

Небо плещется в огне

Цветоизлиянием-

Северным сиянием.

А.Бургат

-О каком природном явлении идет речь в стихотворении?

-В какой природной зоне можно увидеть северное сияние?

- Что мы можем сказать про Арктику? 

- Кроме пингвинов и медведей, кто там еще живет, какие там растут растения? 

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать?

 

 

 

 

 

 

- о северном сиянии

(в зоне арктических пустынь)

- там холодно, снег, лед, живут пингвины, белые медведи

затрудняются ответить

- о зоне арктических пустынь

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Давайте с вами составим план работы.

1. Что мы должны узнать для начала?

2. После того, как мы узнаем про природную зону, с кем мы должны познакомиться?

3. Нам же надо выяснить, как питаются животные живущие там, так? Значит, какой будет 3 шаг?

 

1.      Узнать про арктические пустыни

2.      С обитателями природной зоны

3.      Узнать про питание животных

5. Реализация проекта выхода из затруднения

- Давайте посмотрим на слайд.

Арктика — единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами.

Природные зоны России.png

Зона арктических пустынь или ледяная зона расположена в северных районах России, на островах Северного Ледовитого океана.

- Каким цветом выделена зона арктических пустынь?

- Как вы думаете, почему выбран такой цвет?

Полярный день/ полярная ночь

Северный полюс

ЧУМотека: Гражданка Полярная ночь

Летом солнце здесь подолгу не заходит за горизонт  — стоит полярный день, зимой, наоборот, царит полярная ночь. Температура воздуха в арктических пустынях ниже, чем в других природных зонах России. Здесь дуют сильные ветры, часто бушует пурга, иногда возникают удивительной красоты полярные сияния.

-Итак, сейчас мы поделимся на 6 команд. У каждой команды будет своя задача. У каждого из вас на партах лежат листки, номер текста соответствует номеру команды. В каждой команде выбираете капитана, который будет представлять вашу команду. У каждой группы свое название и своя задача: добыть материал на определенную тему и поделиться ею с окружающими.

(Делятся по 4-5 человек, у каждого из них будет лист с текстом)

- Подчеркните в своих листках информацию, которая пригодится вам при выступлении. Информацию должен подчеркнуть каждый, вам это пригодится в течение урока. Я буду спрашивать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- синим

- из за сурового климата

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Выступление командиров команд

1. Таким образом, Арктика – это Северный Ледовитый океан, моря, острова.

2. Здесь очень суровый климат, так как солнечные лучи только скользят по поверхности земли, не согревая её.

3. Таким образом, в таких суровых условиях (лето очень короткое) беден растительный мир. Растут лишайники, мхи, водоросли, полярные маки. Они приспособились расти на камнях, в ледяной воде и даже на снегу и льду.

4. Итак, в Арктики у нас обитают: кайры, поморник, чайка, гагарка, треска, моржи, сайка, рачки, белый медведь, тюлень. 

5. Таким образом, экологические проблемы Арктики связаны с тем, что человек активно начал освоение этих районов. Охота на белых медведей и моржей привела к тому, что эти животные стали редкими и занесены в Красную книгу России. От рук браконьеров страдают тюлени и их детёныши. На некоторых островах Северного Ледовитого океана люди устроили свалки опасных отходов.

Для защиты природы ледяных пустынь:

·         запрещена охота на редких животных;

·         взяты под охрану птичьи базары;

·         ограничена рыбная ловля;

·         созданы заповедники («Остров Врангеля» и др.).

6. Северное сияние – одно из самых потрясающих сталкиваются с частичками разряженных газов, заставляя их светиться

- Зоологи, найдите в тексте о питании животных.

Ответы - Рис.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Морскими водорослями питаются рачки, а ими – рыбы. Основная пища птиц и животных – это рыба.

Физкультминутка

видео

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Обменяйтесь листочками с соседом по парте.

8. Включение в систему новых знаний

- Открываем раб тетр. На стр.47, №5

- Нам надо составить схему цепи питания, которая характерна только для арктических пустынь.

Открываем контурную карту и выполняем №2. Отмечаем границы арктических природных зон

 

9. Рефлексия

- Что мы сегодня изучали?

- Где расположена зона арктических пустынь?

- Какие обитатели находятся в этой зоне?

- Какие растения там растут?

- арктическую природную зону

- на острове  Сахалин

- тюлени, белый медведь, чайка, кайры

- мох, лишайники, полярные маки

 


 

1.   (ГЕОГРАФЫ) Арктика (от греч. слова “арктос”-медведица) – по имени северного созвездия.

На самом севере нашей страны располагается зона снега и льда.

Занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр

 Арктика делится на две зоны: ледяную зону и зону арктических пустынь. Ледяная зона — это моря Северного Ледовитого океана вместе с островами. А зона арктических пустынь занимает ничтожные лоскутки каменистой суши, на короткий срок освобождающихся из-под снега на островах и на материке.

2.  (МЕТЕОРОЛОГИ) Сурова природа этой зоны. С середины октября начинается долгая полярная ночь. В это время на небе видны только звёзды и Луна. Появляется солнце только в конце февраля и наступает полярный день. Зимой часто бушуют метель, свирепствуют морозы. В это время солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. Только свет звёзд да луны, а иногда полярного сияния освещает бескрайние снежные просторы.

На смену полярной ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает полярное лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается не высоко, его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять.

3. (БОТАНИКИ) Белое пространство Севера – только льды и снега. Но вдруг попадается «зелёная льдина». Откуда она здесь?  Оказывается. Есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.

Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду.

На островах, прямо на голых камнях встречаются лишайники, похожие на  накипь.  Также приспособились к жизни на камнях мхи и  полярные маки.  В толще воды, не покрытой льдом, растёт большое множество водорослей, которыми питаются рачки  и рыбы.

4. (ЗООЛОГИ) Животный мир более разнообразен - Если а Арктике встречаются растения, то конечно же есть и животные. Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими – рыбы. Основная пища птиц и животных – это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, Шумные скопления птиц называют  птичьими  базарами.

Большая часть животных живет в морях — Карском и море Лаптевых. Это рыбы — сайка, треска, ряпушка, нельма, корюшка. Млекопитающие — тюлени, морж, дельфин. На островах Северной Земли и льдах морей Карского и Лаптевых властвует белый медведь. Животные тюлени, лемминги, северный олень

5.(ЭКОЛОГИ) Одна из важнейших проблем это уничтожение людьми животных. Чтобы сохранить животный мир, создали Остров Врангеля — российский остров в Северном Ледовитом океане между Восточно-Сибирским и Чукотским морями. Назван в честь российского мореплавателя и государственного деятеля XIX века Фердинанда Петровича Врангеля.

Остров Врангеля - уникальный регион в Арктике. На острове расположен Национальный заповедник “Остров Врангеля”, включенный в список Мирового Наследия Юнеско. Остров Врангеля известен благодаря огромным лежбищам моржа (одни из крупнейших в Арктике), а также наибольшей во всем мире плотностью родовых берлог белого медведя. Этот район важен как место нагула серых китов, мигрирующих сюда со стороны Калифорнии, и как место гнездования для более чем 50 видов птиц, многие из которых отнесены к редким и исчезающим. На острове зафиксировано более 400 видов и разновидностей сосудистых растений, то есть больше, чем на любом другом арктическом острове.

6. (ИССЛЕДОВАТЕЛИ) В Антарктике можно увидеть одно из чудес - это северное сияние.

Северное сияние – одно из самых потрясающих сталкиваются с частичками разряженных газов, заставляя их светиться. Северное сияние возникает на высоте 80 – 1000 км и длится от одного часа до суток. Причём, чем выше активность Солнца, тем интенсивнее, и дольше будет Северное сияние на Земле. Обычно, Северное сияние окрашивает небо, словно закат, но иногда возникает в виде спиралей или дуг. Эти цветные ленты имеют ширину до 160 км, и длину примерно 1500 км.природных явлений, равных по красоте которому просто нет! Разгадать эту тайну удалось Михаилу Ломоносову. Именно этот выдающийся учёный первым предположил, что природа этого явления электрическая.

Так почему возникает северное сияние? Первоначально, на Солнце должен произойти взрыв, после чего в ионосферу Земли попадают заряженные частицы (корпускулы). Здесь, они сталкиваются с частичками разряженных газов, заставляя их светиться. Северное сияние возникает на высоте 80 – 1000 км. и длится от одного часа до суток. Причём, чем выше активность Солнца, тем интенсивнее и дольше будет Северное сияние на Земле. Обычно, Северное сияние окрашивает небо, словно закат, но иногда возникает в виде спиралей или дуг.

 


 

Тема: В ледяной пустыне

Тема: В ледяной пустыне

Развивать умение сотрудничества с учителем и одноклассниками; 2

Развивать умение сотрудничества с учителем и одноклассниками; 2

Мерзлые снежинки, Жесткие, как льдинки

Мерзлые снежинки, Жесткие, как льдинки

Каким цветом выделена зона арктических пустынь? -

Каким цветом выделена зона арктических пустынь? -

Подчеркните в своих листках информацию, которая пригодится вам при выступлении

Подчеркните в своих листках информацию, которая пригодится вам при выступлении

Остров Врангеля» и др.). 6. Северное сияние – одно из самых потрясающих сталкиваются с частичками разряженных газов, заставляя их светиться -

Остров Врангеля» и др.). 6. Северное сияние – одно из самых потрясающих сталкиваются с частичками разряженных газов, заставляя их светиться -

Что мы сегодня изучали? - Где расположена зона арктических пустынь? -

Что мы сегодня изучали? - Где расположена зона арктических пустынь? -

ГЕОГРАФЫ) Арктика (от греч. слова “арктос”-медведица) – по имени северного созвездия

ГЕОГРАФЫ) Арктика (от греч. слова “арктос”-медведица) – по имени северного созвездия

На островах Северной Земли и льдах морей

На островах Северной Земли и льдах морей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2020