Конспект урока по окружающему природному миру на тему: "Насекомые"
Оценка 4.7

Конспект урока по окружающему природному миру на тему: "Насекомые"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл—9 кл
14.08.2020
Конспект урока по окружающему природному миру на тему: "Насекомые"
Цель: Познакомить с представителями животного мира – насекомыми. Задачи: — Дать понятие «насекомые»; — уточнить их характерные признаки — учить детей угадывать насекомых по совершаемым ими действиям; — развивать произвольное внимание и словесно-логическое мышление детей; — воспитывать любовь и бережное отношение к красивым местам родной природы и их обитателям.
Конспект урока Насекомые.docx

Окружающий природный мир

Конспект урока

Тема: «Насекомые»

Цель: Познакомить с представителями животного мира – насекомыми.

Задачи:

   Дать понятие «насекомые»;

   уточнить их характерные признаки

   учить детей угадывать насекомых по совершаемым ими действиям;

   развивать произвольное внимание и словесно-логи­ческое мышление детей;

   воспитывать любовь и бережное отношение к краси­вым местам родной природы и их обитателям.

Ход урока

1)Эмоциональный настрой:

Добрый день! Солнцу и птицам

      Добрый день! Улыбчивым лицам!

     - Пожелайте друг другу глазками успехов на  сегодняшний день.

2) Календарь. Приметы весны (Появляются насекомые)

3) Сообщение темы

- Какой урок? (фильм начало до 00:50)

- Сегодня на уроке природный мир, мы продолжаем знакомиться с животными.

- Но сначала сделаем артикуляционную и пальчиковую гимнастику:

1 «Толстяк» (щёки надуваем, кулачки сжимаем)

2 «Худышка» (щёки втянуть, смыкаем впереди ладошки)

3 «Дудочка» (пальцы – щепотки)

4 «Заборчик» (пальцы растопырены)

- Послушайте стихотворение и определите тему урока:

Слайд 1

По весне мы заскучали.

На полянку всех позвали

Наших маленьких знакомых

Самых разных …(насекомых)

- Тема нашего урока «Насекомые»

4)Основная часть

(продолжение фильма до 02:27)

Слайд 2

Фея к нам пришла лесная.

Чтоб проверить, как мы знаем

Внешний вид их и повадки,

Загадает нам загадки. (Загадка – картинка - слово)

Летом много их бывает,

А зимой все вымирают

Прыгают, жужжат над ухом.

Как они зовутся? – … (муха)

Как жужжу я жарким днем,

Слышало любое ухо.

Я влетаю в каждый дом,

Знают все меня! Я – … (муха)

Летит – пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит,

Сядет и укусит.

(Комар)

Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

Большие глаза,

Зовут – … (стрекоза)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел…(бабочка)

Какая коровка, скажите, пока

Ещё никому не дала молока? (Божья коровка)

В лесу у пня суетня, беготня:

Народ рабочий целый день хлопочет. (муравей)

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны. (пчела)

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит - будет плохо. (Оса)

Прыгает пружинка -

Зелёная спинка -

С травы на былинку,

С ветки на тропинку. (Кузнечик)

Игра «Подбери картинки» (к словам подобрать соответствующее насекомое)

Слайд 3

- Кто ж такие насекомые? (Насекомые — шестиногие животные. У них есть крылья, а тело делится на голову, грудь и брюшко.)

Слайд 4 (Строение насекомых)

Игра «Достань, определи» (волшебный сундучок: на ощупь определить какое это насекомое, выделить ноги, голова, грудь, брюшко и т.д.)

Вывод: паук – не насекомое

Физ-ка (движения под песню «В траве сидел кузнечик»)

Игра «Кто что делает?»

Порхает (кто) - …. (Бабочка)

Прыгает (кто) - … (Кузнечик)

Надоедает, собирает мед, жалит, стрекочет, кусает, жужжит, летает.

Индивидуальная работа Упражнение «Найди тень»

Слайд 5 Игра «Один – много»

Бабочка, а много … (Бабочек)

Кузнечик, а много … (Кузнечиков)

Муха, пчела, стрекоза, комар, муравей, оса, жук, божья коровка.

Зарядка для глаз

Игра «Определи на слух» (по звуку определить насекомое)

Игра «Кто где жтвёт?»

Стихотворение «Насекомые весной…»

Слайд 6

5)Итог: работа по схеме (пиктограмме) составления рассказа

- Про кого мы сегодня говорили?

- Какого размера, цвета бывают насекомые?

- Назовите части тела.

- Мы различали их по звукам?

- Узнали чем они питаются? Где живут? Как передвигаются?

- А зимой мы видим насекомых?

- Они нам и природе необходимы? (кто-то из них считается вредным, кто-то полезным, но все они необходимы в природе)

6)Рефлексия

- Схема, которая у нас получилась мы  будем использовать при изучении разных насекомых.

- Сложите картинку и определите о ком мы будем говорим на следующем уроке.

Игра «Собери картинку» (бабочка)

 

 

Дополнительный материал

Если мы посмотрим вокруг, то увидим самую многочисленную группу животных – это группа насекомых. Живут насекомые повсюду: на суше, в воде…

Каких насекомых вы знаете?

К насекомым относятся бабочки, осы, мухи, божьи коровки, муравьи, кузнечики…  Все насекомые разные, но все они похожи тем, что имеют шесть ног, за это их еще называют шестиногими. А еще у всех насекомых тело разделено, как будто на нем сделаны насечки, на 3 части: голова, грудь, брюшко. От слова насечки и происходит название этих животных – насекомые.

Игра «Угадай кто?»

Цель: подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.

Проводится с помощью выставленного картинного материала.

Порхает (кто) - …. (Бабочка)

Прыгает (кто) - … (Кузнечик)

Надоедает, собирает мед, жалит, стрекочет, звенит, кусает, ползает, жужжит, летает

Логопед: Ребята! Мне кажется, что на нашей полянке очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как же это сделать? Я буду называть одно насекомое, а вы будете отвечать так, как будто их много.

4. Игра «Один - много»

Цель: образование существительных в форме множественного числа.

Бабочка, а много … (Бабочек)

Кузнечик, а много … (Кузнечиков)

Муха, пчела, стрекоза, комар, муравей, оса, жук, божья коровка.

Логопед: А чем же занимаются насекомые на полянке? Сейчас мы об этом узнаем.

5. Игра«Что делает, что делают?»

Цель: образование формы множественного числа глаголов.

Бабочка порхает, а бабочки … (Порхают.)

Пчела мед собирает, а пчелы мед … (Собирают.)

Оса жалит, а осы … (Жалят.)

Жук жужжит, а жуки … (Жужжат.)

Комар звенит, а комары… (Звенят.)

Стрекоза стрекочет, а стрекозы… (Стрекочут.)

Муха в дом залетает, а мухи … (Залетают.)

Кузнечик прыгает, а кузнечики… (Прыгают.)

Паук паутину ткет, а пауки… (Ткут.)

Муравей муравейник строит, а муравьи… (Стоят.)

6. Игра «Подбери признак»

Цель: актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.

Бабочка (какая)- красивая, разноцветная, полезная, большая.

Комар (какой) – кровососущий, вредный.

Муравьи (какие)- полезные, трудолюбивые, маленькие.

Муха (какая) – вредная, назойливая, большая, маленькая, надоедливая.

Пчела (какая?) – полезная, трудолюбивая, медоносная (мед носит).

7. Игра «Назови ласково»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Комар - комарик, стрекоза – стрекозка,пчела – пчелка, жук – жучок, муравей – муравьишко.

и т. д.

12. Игра«Кто как передвигается?»

Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления.

Муравей ползает, а бабочка …

Гусеница ползает, а кузнечик …

Жук ползает, а стрекоза…

Оса летает, а гусеница …

Паук ползает, а пчела …

Кузнечик прыгает, а комар …

Таракан ползает, а стрекоза …

Бабочка порхает, а муха …

 Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Вращают мизинцем)

Прячьтесь!

(Руки за спину)

15. Физминутка Упражнение на координацию движений с речью.

Вот какая стрекоза - очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

16. Игра «Сколько насекомых на цветке»

Цель: согласование числительных с существительными.

У каждого ребенка картина с изображением насекомого.

Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение«На цветке 3 муравья.»

17. Игра «Мой рассказ о насекомом»

Цель: составление рассказа по схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса.

Инструкция«Посмотри внимательно на схему» Ответь на вопросы:

1. Кто это?

2. Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба?

3. Какие части тела у него есть?

4. Где живет?

5. Как называется его дом?

6. Как развивается?

7. Какую роль играет в окружающем мире?

На примере насекомого: пчела.

18. Игра «Кто улетел с полянки?»

Нам пора возвращаться, и насекомые тоже улетают с полянки.

Логопед снимает с плаката по одному насекомому, а дети рассказывают, кто улетел с полянки. (С лесной полянки улетела пчела и т. д.)

 

Насекомые.

На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда на­звание «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые быва­ют большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. У насекомых шесть ног. Их тела покрыты твердой обо­лочкой, которая называется наружным скелетом. Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голо­ва, грудь и брюшко. Обычно у них две пары крыльев, хотя у мух, например, только одна.

Насекомые появляются на поверхности земли только тогда, когда тепло — весной или летом.

Яркая окраска многих насекомых предупреждает дру­гих животных о том, что они несъедобны. Многие насеко­мые пользуются цветом, чтобы скрываться от врагов (ба­бочки, кузнечики).

Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеют­ся вредители — переносчики болезней человека и живот­ных; есть и полезные — опыляют растения, дают продук­ты и сырье (мед, воск, шелк). Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: «трудолюбивый, как пчела», «назойливый, как муха».

 

1.    Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

 

Вопрос Кота ученого. Как питается бабочка? (Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.)

Комментарий логопеда. Крылья бабочки очень кра­сивы. Они покрыты маленькими тонкими чешуйками, которые бабочке помогают летать. Если хотя бы часть че­шуек сотрется, насекомое потеряет способность к полету и погибнет. Поэтому не стоит ловить этих красавиц, лучше любоваться ими издали.

2.Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела)

 

Вопрос Кота ученого. Почему это насекомое так за­метно окрашено? (Пчела как бы предупреждает всех: не троньте меня, а то ужалю!)

Комментарий логопеда. Пчела собирает сладкий сок- нектар с цветков. Так что пчелы и растения — большие друзья. Пчелы— насекомые, которых смог приручить человек. От пчел человек научился получать ценный про­дукт—мед.

 

3.Летом целый день летает,

  Вам надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

 

Вопрос Кота ученого. Почему муха считается вредным насекомым? (Она переносит на лапках грязь и вредные микробы.)

Комментарий логопеда. Муха — это очень вредное насе­комое. На своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закры­вать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью.

 

4.Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

Это — девчонка,

В поясе — тонка,

Огромные очи.

Летит — стрекочет. (Стрекоза)

Вопрос Кота ученого. Сколько крыльев и сколько ла­пок у стрекозы? (У нее четыре крыла, шесть лапок.)

Комментарий логопеда. Однажды ученые проделали такой опыт: пойманную стрекозу вволю кормили муха­ми. За один присест она съела сорок мух! Стрекозы мо­гут летать с огромной скоростью, мгновенно менять на­правление, неподвижно висеть в воздухе. А глаза стрекоз состоят из огромного количества расположенных близ­ко друг к другу маленьких глазок. Стрекозы замечают все— и то, что делается впереди, и то, что происходит по сторонам и позади.

 

5.Лесная «коровка»,

Черная головка,

Крылья — красные,

на крыльях точки-пятнышки.

(Божья коровка)

 

Вопрос Кота ученого. Почему божья коровка так назы­вается? (Она выделяет для защиты особое молочко оран­жевого цвета. Яркая окраска напоминает птицам, что божьи коровки не очень приятны на вкус.)

Комментарий логопеда. Божьи коровки — хищники, причем очень прожорливые. На обед и на ужин они с удо­вольствием поедают тлей, которые живут на садовых дере­вьях. Поэтому люди давно считают божьих коровок свои­ми помощниками.

 

6.На поляне возле елок

 Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

Они — лесные жители,

Дружные строители. (Муравьи)

 

Вопрос Кота ученого. Почему муравьев называют «са­нитарами леса»? (Муравьи — полезные насекомые. Они уничтожают большое количество вредных насекомых.)

Комментарий логопеда. Муравей — очень сильное насе­комое. Он способен поднять груз, в 100 раз превышающий его вес. Лес считается здоровым, если в нем много муравейников.

 


 

Окружающий природный мир Конспект урока

Окружающий природный мир Конспект урока

Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел -

Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел -

Дополнительный материал Если мы посмотрим вокруг, то увидим самую многочисленную группу животных – это группа насекомых

Дополнительный материал Если мы посмотрим вокруг, то увидим самую многочисленную группу животных – это группа насекомых

Бабочка порхает, а муха … Пальчиковая гимнастика «

Бабочка порхает, а муха … Пальчиковая гимнастика «

Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеют­ся вредители — переносчики болезней человека и живот­ных; есть и полезные — опыляют растения, дают продук­ты и сырье (мед, воск,…

Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеют­ся вредители — переносчики болезней человека и живот­ных; есть и полезные — опыляют растения, дают продук­ты и сырье (мед, воск,…

Божья коровка) Вопрос Кота ученого

Божья коровка) Вопрос Кота ученого
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2020