Окружающий природный мир
Конспект урока
Тема: «Насекомые»
Цель: Познакомить с представителями животного мира – насекомыми.
Задачи:
— Дать понятие «насекомые»;
— уточнить их характерные признаки
— учить детей угадывать насекомых по совершаемым ими действиям;
— развивать произвольное внимание и словесно-логическое мышление детей;
— воспитывать любовь и бережное отношение к красивым местам родной природы и их обитателям.
Ход урока
1)Эмоциональный настрой:
Добрый день! Солнцу и птицам
Добрый день! Улыбчивым лицам!
- Пожелайте друг другу глазками успехов на сегодняшний день.
2) Календарь. Приметы весны (Появляются насекомые)
3) Сообщение темы
- Какой урок? (фильм начало до 00:50)
- Сегодня на уроке природный мир, мы продолжаем знакомиться с животными.
- Но сначала сделаем артикуляционную и пальчиковую гимнастику:
1 «Толстяк» (щёки надуваем, кулачки сжимаем)
2 «Худышка» (щёки втянуть, смыкаем впереди ладошки)
3 «Дудочка» (пальцы – щепотки)
4 «Заборчик» (пальцы растопырены)
- Послушайте стихотворение и определите тему урока:
Слайд 1
По весне мы заскучали.
На полянку всех позвали
Наших маленьких знакомых
Самых разных …(насекомых)
- Тема нашего урока «Насекомые»
4)Основная часть
(продолжение фильма до 02:27)
Слайд 2
Фея к нам пришла лесная.
Чтоб проверить, как мы знаем
Внешний вид их и повадки,
Загадает нам загадки. (Загадка – картинка - слово)
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся? – … (муха)
Как жужжу я жарким днем,
Слышало любое ухо.
Я влетаю в каждый дом,
Знают все меня! Я – … (муха)
Летит – пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит,
Сядет и укусит.
(Комар)
Маленький вертолет
Летит назад и вперед.
Большие глаза,
Зовут – … (стрекоза)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел…(бабочка)
Какая коровка, скажите, пока
Ещё никому не дала молока? (Божья коровка)
В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий целый день хлопочет. (муравей)
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (пчела)
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо. (Оса)
Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
Игра «Подбери картинки» (к словам подобрать соответствующее насекомое)
Слайд 3
- Кто ж такие насекомые? (Насекомые — шестиногие животные. У них есть крылья, а тело делится на голову, грудь и брюшко.)
Слайд 4 (Строение насекомых)
Игра «Достань, определи» (волшебный сундучок: на ощупь определить какое это насекомое, выделить ноги, голова, грудь, брюшко и т.д.)
Вывод: паук – не насекомое
Физ-ка (движения под песню «В траве сидел кузнечик»)
Игра «Кто что делает?»
Порхает (кто) - …. (Бабочка)
Прыгает (кто) - … (Кузнечик)
Надоедает, собирает мед, жалит, стрекочет, кусает, жужжит, летает.
Индивидуальная работа Упражнение «Найди тень»
Слайд 5 Игра «Один – много»
Бабочка, а много … (Бабочек)
Кузнечик, а много … (Кузнечиков)
Муха, пчела, стрекоза, комар, муравей, оса, жук, божья коровка.
Зарядка для глаз
Игра «Определи на слух» (по звуку определить насекомое)
Игра «Кто где жтвёт?»
Стихотворение «Насекомые весной…»
Слайд 6
5)Итог: работа по схеме (пиктограмме) составления рассказа
- Про кого мы сегодня говорили?
- Какого размера, цвета бывают насекомые?
- Назовите части тела.
- Мы различали их по звукам?
- Узнали чем они питаются? Где живут? Как передвигаются?
- А зимой мы видим насекомых?
- Они нам и природе необходимы? (кто-то из них считается вредным, кто-то полезным, но все они необходимы в природе)
6)Рефлексия
- Схема, которая у нас получилась мы будем использовать при изучении разных насекомых.
- Сложите картинку и определите о ком мы будем говорим на следующем уроке.
Игра «Собери картинку» (бабочка)
Дополнительный материал
Если мы посмотрим вокруг, то увидим самую многочисленную группу животных – это группа насекомых. Живут насекомые повсюду: на суше, в воде…
Каких насекомых вы знаете?
К насекомым относятся бабочки, осы, мухи, божьи коровки, муравьи, кузнечики… Все насекомые разные, но все они похожи тем, что имеют шесть ног, за это их еще называют шестиногими. А еще у всех насекомых тело разделено, как будто на нем сделаны насечки, на 3 части: голова, грудь, брюшко. От слова насечки и происходит название этих животных – насекомые.
Игра «Угадай кто?»
Цель: подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.
Проводится с помощью выставленного картинного материала.
Порхает (кто) - …. (Бабочка)
Прыгает (кто) - … (Кузнечик)
Надоедает, собирает мед, жалит, стрекочет, звенит, кусает, ползает, жужжит, летает
Логопед: Ребята! Мне кажется, что на нашей полянке очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как же это сделать? Я буду называть одно насекомое, а вы будете отвечать так, как будто их много.
4. Игра «Один - много»
Цель: образование существительных в форме множественного числа.
Бабочка, а много … (Бабочек)
Кузнечик, а много … (Кузнечиков)
Муха, пчела, стрекоза, комар, муравей, оса, жук, божья коровка.
Логопед: А чем же занимаются насекомые на полянке? Сейчас мы об этом узнаем.
5. Игра: «Что делает, что делают?»
Цель: образование формы множественного числа глаголов.
Бабочка порхает, а бабочки … (Порхают.)
Пчела мед собирает, а пчелы мед … (Собирают.)
Оса жалит, а осы … (Жалят.)
Жук жужжит, а жуки … (Жужжат.)
Комар звенит, а комары… (Звенят.)
Стрекоза стрекочет, а стрекозы… (Стрекочут.)
Муха в дом залетает, а мухи … (Залетают.)
Кузнечик прыгает, а кузнечики… (Прыгают.)
Паук паутину ткет, а пауки… (Ткут.)
Муравей муравейник строит, а муравьи… (Стоят.)
6. Игра «Подбери признак»
Цель: актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.
Бабочка (какая)- красивая, разноцветная, полезная, большая.
Комар (какой) – кровососущий, вредный.
Муравьи (какие)- полезные, трудолюбивые, маленькие.
Муха (какая) – вредная, назойливая, большая, маленькая, надоедливая.
Пчела (какая?) – полезная, трудолюбивая, медоносная (мед носит).
7. Игра «Назови ласково»
Цель: совершенствование грамматического строя речи. Образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Комар - комарик, стрекоза – стрекозка,пчела – пчелка, жук – жучок, муравей – муравьишко.
и т. д.
12. Игра: «Кто как передвигается?»
Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления.
Муравей ползает, а бабочка …
Гусеница ползает, а кузнечик …
Жук ползает, а стрекоза…
Оса летает, а гусеница …
Паук ползает, а пчела …
Кузнечик прыгает, а комар …
Таракан ползает, а стрекоза …
Бабочка порхает, а муха …
Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем.
(Сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
(Вращают мизинцем)
Прячьтесь!
(Руки за спину)
15. Физминутка Упражнение на координацию движений с речью.
Вот какая стрекоза - очень круглые глаза
(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)
Вертится как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед
(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг- скок, прыг- скок
Сели, сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
16. Игра «Сколько насекомых на цветке»
Цель: согласование числительных с существительными.
У каждого ребенка картина с изображением насекомого.
Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: «На цветке 3 муравья.»
17. Игра «Мой рассказ о насекомом»
Цель: составление рассказа по схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса.
Инструкция: «Посмотри внимательно на схему» Ответь на вопросы:
1. Кто это?
2. Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба?
3. Какие части тела у него есть?
4. Где живет?
5. Как называется его дом?
6. Как развивается?
7. Какую роль играет в окружающем мире?
На примере насекомого: пчела.
18. Игра «Кто улетел с полянки?»
Нам пора возвращаться, и насекомые тоже улетают с полянки.
Логопед снимает с плаката по одному насекомому, а дети рассказывают, кто улетел с полянки. (С лесной полянки улетела пчела и т. д.)
Насекомые.
На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. У насекомых шесть ног. Их тела покрыты твердой оболочкой, которая называется наружным скелетом. Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голова, грудь и брюшко. Обычно у них две пары крыльев, хотя у мух, например, только одна.
Насекомые появляются на поверхности земли только тогда, когда тепло — весной или летом.
Яркая окраска многих насекомых предупреждает других животных о том, что они несъедобны. Многие насекомые пользуются цветом, чтобы скрываться от врагов (бабочки, кузнечики).
Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк). Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: «трудолюбивый, как пчела», «назойливый, как муха».
1. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Вопрос Кота ученого. Как питается бабочка? (Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.)
Комментарий логопеда. Крылья бабочки очень красивы. Они покрыты маленькими тонкими чешуйками, которые бабочке помогают летать. Если хотя бы часть чешуек сотрется, насекомое потеряет способность к полету и погибнет. Поэтому не стоит ловить этих красавиц, лучше любоваться ими издали.
2.Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (Пчела)
Вопрос Кота ученого. Почему это насекомое так заметно окрашено? (Пчела как бы предупреждает всех: не троньте меня, а то ужалю!)
Комментарий логопеда. Пчела собирает сладкий сок- нектар с цветков. Так что пчелы и растения — большие друзья. Пчелы— насекомые, которых смог приручить человек. От пчел человек научился получать ценный продукт—мед.
3.Летом целый день летает,
Вам надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Вопрос Кота ученого. Почему муха считается вредным насекомым? (Она переносит на лапках грязь и вредные микробы.)
Комментарий логопеда. Муха — это очень вредное насекомое. На своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью.
4.Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
Это — девчонка,
В поясе — тонка,
Огромные очи.
Летит — стрекочет. (Стрекоза)
Вопрос Кота ученого. Сколько крыльев и сколько лапок у стрекозы? (У нее четыре крыла, шесть лапок.)
Комментарий логопеда. Однажды ученые проделали такой опыт: пойманную стрекозу вволю кормили мухами. За один присест она съела сорок мух! Стрекозы могут летать с огромной скоростью, мгновенно менять направление, неподвижно висеть в воздухе. А глаза стрекоз состоят из огромного количества расположенных близко друг к другу маленьких глазок. Стрекозы замечают все— и то, что делается впереди, и то, что происходит по сторонам и позади.
5.Лесная «коровка»,
Черная головка,
Крылья — красные,
на крыльях точки-пятнышки.
(Божья коровка)
Вопрос Кота ученого. Почему божья коровка так называется? (Она выделяет для защиты особое молочко оранжевого цвета. Яркая окраска напоминает птицам, что божьи коровки не очень приятны на вкус.)
Комментарий логопеда. Божьи коровки — хищники, причем очень прожорливые. На обед и на ужин они с удовольствием поедают тлей, которые живут на садовых деревьях. Поэтому люди давно считают божьих коровок своими помощниками.
6.На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
Они — лесные жители,
Дружные строители. (Муравьи)
Вопрос Кота ученого. Почему муравьев называют «санитарами леса»? (Муравьи — полезные насекомые. Они уничтожают большое количество вредных насекомых.)
Комментарий логопеда. Муравей — очень сильное насекомое. Он способен поднять груз, в 100 раз превышающий его вес. Лес считается здоровым, если в нем много муравейников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.