Конспект урока по произведению И.С. Тургенева "Воробей"
Оценка 4.6

Конспект урока по произведению И.С. Тургенева "Воробей"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
чтение
8 кл—9 кл
26.12.2022
Конспект урока по произведению И.С. Тургенева "Воробей"
Тема урока: И. Тургенев «Воробей». Тип урока: введение новых знаний. Цель урока: через мысли, чувств, ассоциации вести учащихся к пониманию идеи стихотворения в прозе. Задачи: 1. Образовательные: формировать умение понимать содержание текста; формировать умение понимать авторский замысел; продолжать работу над выразительным чтением. 2. Воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя; положительное отношение к природе и человеку, воспитание чувства любви и нежности к родителям. 3. Развивающие: развивать воображение, речь, мышление, внимание; развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе, паре, коммуникативные умения. 4. Здоровье сберегающие: создание положительного эмоционального настроя учащихся на уроке; создание условий для совместной деятельности.
Конспект урока.doc

 

 

Предмет: литературное чтение                 

Класс: 2 «Б»

Дата проведения урока: 22.12.2022г.

Тема урока: И. Тургенев «Воробей».

Тип урока: введение новых знаний.

Цель урока: через мысли, чувств, ассоциации вести учащихся к пониманию идеи стихотворения в прозе.

Задачи:

1.   Образовательные: формировать умение понимать содержание текста; формировать умение понимать авторский замысел; продолжать работу над выразительным чтением.

2.   Воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя; положительное отношение к природе и человеку, воспитание чувства любви и нежности к родителям.

3.   Развивающие: развивать воображение, речь, мышление, внимание; развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе, паре, коммуникативные умения.

4.   Здоровье сберегающие: создание положительного эмоционального настроя учащихся на уроке; создание условий для совместной деятельности.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, толковые словарь Ожегова С.И., рабочие листы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность

Формирование УУД

Учителя

Учащихся

1.Организация начала урока.

Слайд 1. Приветствие.

- Ребята, у нас гости. Поприветствуем  гостей.

    Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.

-Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку мне, а я подарю свою вам.

 Давайте с хорошим настроением начнем наш урок.

Приветствуют учителя. Настраиваются на плодотворную работу.

Регулятивные УУД:

-умение определять цель деятельности на уроке;

 -умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Познавательные УУД:

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализов объектов делать выводы;

- умение устанавливать аналогии;

-умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и понимать других;

-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

-умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

 

Личностные УУД:

- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

 

2.Формулирова-ние темы урока

 

 

Слайд 2. -Сегодня мы будем читать новое произведение.

-Отгадайте ребус (работа в паре).

- Скажите, о ком мы будем читать? (о воробье)

- Что вы знаете о воробье:

- это маленькая или большая птица?       Слайд 2.

- сильная или слабая?

- есть ли у воробья враги, кого он боится?

- а что случится, если на воробья нападёт собака, кто победит?

 

- Как  называться произведение, которое будем читать? (Воробей)

Слайд 8. -Посмотрите на иллюстрацию воробья. Что вы про него уже знаете?

 

- Предположите жанр произведения? (рассказ, сказка, стихотворение, басня и т.д.)

 Корзина идей.  Жанр.   (иллюстрация корзины и напечатанные слова: жанр - рассказ, сказка, стихотворение, басня).

- Назовите имя, отчество и  фамилию автора и тогда мы сможем определить жанр произведения. А поможет вам алфавит.  Числа, которые вы видите на слайде, это ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР букв  в алфавите. (Работа в группе)

10, 2, 1, 15

19, 6, 18, 4, 6, 6, 3. 10, 25

20, 21, 18, 4, 6, 15, 6, 3.    

Слайд 3.

                       

 Слайд 4.      Иван Сергеевич Тургенев

 

- А теперь можете  определить жанр произведения?

- Когда мы сможем подтвердить  предположение?

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воробей-маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заостренный. У него короткие, но сильные ножки. Хвостик держит поднятым вверх. Воробьи чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Воробьи помогают сохранить урожай, так как поедают вредных насекомых.  Но вредят тем, что поедают ягоды, зерно. А также они питаются семенами и крошками. Живут в щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах.

 

Нет.

Когда прочитаем произведение и узнаем о творчестве И.С. Тургенева.

 

 

 

 

3.Первичное восприятие

Слайд 5.

-А что вы уже знаете о И. Тургеневе?

Слайд 6. - Иван Сергеевич Тургенев родился в г. Орле. В этом году ему бы исполнилось 203 года. Начал учебу в университете, когда ему еще не было 15 лет. Любил учиться и был прилежным учеником. Написал много повестей, романов, рассказов для взрослых и детей. А также занимался переводами книг, его знают и за рубежом.  Журналы с удовольствием печатали его произведения. Самые значимые его книги для детей «Записки охотника», «Муму». (Выставка книг)

-Отличительной чертой Тургенева была большая голова. Поэтому при жизни писателя называли человеком с самой большой головой, а после его смерти было установлено, что он являлся обладателем рекордно крупного головного мозга, вес которого составлял целых 2 кг, что на порядок больше, чем у других людей! Не мудрено, что в такой голове рождались действительно гениальные литературные произведения.

 

- Перед чтением произведения И.С. Тургенева «Воробей» разберём слова, которые встретятся в тексте. Рабочий лист стр.1

 Слайд 9-10. Посмотрите на слайд.

Аллея сада - дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам.

Красться- перемещаться, пробираться тайком, скрытно, стараясь быть незамеченным.

Дичь- животное, которое является объектом охоты.

Желтизна- желтый цвет, оттенок.

Беспомощно- не будучи способным без посторонней помощи справиться с чем-либо.

Растопырив- развести в стороны, врозь крылышки.

Черногрудый- черная грудь.

Взъерошенный- растрёпанный, взлохмаченный.

Искаженный- приобретший неестественный, уродливый вид.

Детище- то же, что ребёнок (сын или дочка)(устар.)

Жертвовать - подвергать опасности  ради кого-то.

-Давайте прочитаем их по слогам, с ударением, быстро, тихо, громко.

Давайте вместе правильно прочитаем эти слова хором и обратим внимание на ударения.

Перед чтением рассказа предлагаю вам ответить на вопросы, которые написаны на карточке.

 

Верите ли вы что?

1. Маленькая птица сумеет испугать большую собаку?

2. В схватке слабого и сильного может победить слабый?

3. Любовь творит чудеса?

- Итак,  жанр произведения?  (стихотворение в прозе)   (лишние слова из кластера убираются, остаётся — стихотворение в прозе).

«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь!»

И.С.  Тургенев              Слайд 5.

 

- Я думаю, что эти слова станут эпиграфом нашего урока, потому, что столь глубокого смысла и значения этого слова, просто трудно подобрать.

-Ребята вслушайтесь в это слово - любовь, как вы понимаете значение этого слова?

- А где мы можем узнать лексическое значение этого слова?

- Как вы думаете какая бывает любовь?

/ толковый словарь – ЛЮБОВЬ.     Слайд 6.

- А сейчас послушайте его значение. /читает ученик/

 

ЛЮБОВЬ -

 

- А  какая бывает любовь? /сыновья, материнская, горячая, взаимная, безответная, первая, к работе, Родине…/

   Кластер – ЛЮБОВЬ + слова.

 

Уточнение значения слова «страх».

- Вы когда-нибудь испытывали страх? А что это такое?

Слайд 7.

 

СТРАХ-

   - А как вы думаете, что сильнее страх или любовь?

- На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке.

- Ответьте на вопрос о чем сегодня  нам поведает автор в своем произведении, напишите на зеленых листочках одно слово и прикрепите их к доске (работа в парах).

Что вам напоминает эти зеленые стебли, какое растение?

 

 

Учебная задача

    

Чтобы ответить на главный вопрос, - Зачем писатель рассказал нам эту историю о воробье?, надо прочитать произведение.

 

 

Слайд 8.

-А сейчас давайте прочитаем произведение еще раз.  И после вы мне скажите, от чьего имени ведется повествование.

-Итак, от чьего имени ведется повествование?

- Давайте определим тему?

- Основную мысль?

-Соответствует ли название рассказа его теме или основной мысли?

анр произведения теперь можем определить?  (стихотворение в прозе)   (лишние слова из кластера убираются, остаётся — стихотворение в прозе).

- А если я скажу, что это стихотворение?

- Давайте оформим обложку в рабочем листе.

   

 

 

 

 

 

 


- Какая фигура нам поможет определить жанр?

- О ком или о чем это произведение?

- Каким цветом закрасим фигуру?

- Почему автор назвал воробья «героической птицей»?

-Как вы думаете благоговеть- это значит гордиться? Восхищаться? Уважать? Преклоняться?

-Кто же испытывает чувство благоговения? В какой части текста мы можем найти эту строчку?

-Кто ещё, кроме рассказчика, признал силу родительской любви?

- Давайте заполним таблицу в рабочем листе 1 столбец, отношение автора к воробью.

 

Слайд 9.

Физминутка

Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул он правым глазом.
Лапки в стороны развёл.
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик…

 

Ответы детей.

 

Рассматривают портрет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в рабочих листах.

Разбирают слова, читают слово и его лексическое значение.

Читают вместе с учителем, правильно ставят ударение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с толковым словарем Ожегова С.И.

 

/читает дежурный библиограф/

 

 

 

 

 

 

/читает дежурный библиограф/   

 

 

 

 

 

О животных, о дружбе, о любви, о природе ит.д.

 

 

Дерево, кустарник.

 

 

 

Чтение текста учителем.

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

«Воробей»

И. Тургенев

Читают рассказ.

От имени героя рассказчика.

О воробье.

Нет ничего сильнее любви.

Да.

Да.

Рассказ, потому что повествуется рассказывается.

 

Здесь нет рифмы

Это стихотворение в прозе или белый стих, такой жанр был дан произведению И.С. Тургеневым   (лишние слова из кластера убираются, остаётся — стихотворение в прозе).

Белый стих или стихотворение в прозе — это когда нет рифмы.

Треугольник

О животных.

Коричневым.

 

 

Да.

Герой рассказчик, в конце произведения.

 

Старый воробей.

 

 

 

 

 

Повторяют движения за подготовленным учеником.

5.     Вторичный синтез

-Давайте прочитаем ещё раз 1 часть, найдем в ней и отметим, где происходят описанные события?

-Так, где происходят описанные события?

-Прочитайте, как повела себя собака.

-Кого увидел автор на аллее?

-Прочитайте, как описан воробей.

 

— Почему он сидел неподвижно, беспомощно расставив крылышки?

- В рабочем листе заполним столбец, как выглядел маленький воробей.

-А теперь прочитаем 2 часть и найдем, как выглядел воробей.

-Так как выглядел воробей?

-Как оказался воробей рядом с собакой?

- Что заставило старого воробья спасать молодого?

- Заполним в рабочем листе столбец, как выглядел большой воробей.

- Давайте найдем сравнение.

- Запишем сравнение в рабочий лист.

-Давайте прочитаем 3 часть.

-Скажите, каких много предложений по интонации? Почему?

-Какой по сравнению с ним казалась собака?

- Прочитайте, как чувствовал себя воробей в этот момент?

 

— Какое чувство у вас появилось к старому воробью?

— Как сказать по-другому? Как выразить его внутреннее состояние в этот момент?

— Но что же им двигало?

 

-Как можно озаглавить эту часть?

 

-Читаем следующую 4 часть.

- Какие чувства испытывал рассказчик? Почему?

 

-Как повела себя собака? Прочитайте.

-Что значит «смущенный пес»?

- В рабочем листе заполним столбец, как выглядела собака.

- Прочитайте, как автор называет воробья.

 

 

 

 

 

 

 

Читают и отвечают на вопросы учителя.

В аллее сада.

Начала красться.

Воробья.

С желтизной около клюва и пухом на голове.

Не умел летать.

 

Возвращение с охоты.

Старый, черногрудный, взъерошенный, искажённый.

Камнем упал, ринулся спасать, заслонил собой

Да

 

Родительские чувства

Камнем упал.

 

 

Восклицательных.

 

Громадное чудовище

Всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип.

Уважения.

 

Ему было страшно

 

Чувство ответственности, любовь

Встреча собаки и воробья

 

Уважения, гордости, восхищения…

Остановился, попятился.

 

Маленькой героической птицей

Сила родит. Любви

 

 

 

 

 

6.     Итог урока

1. Ответы на вопросы.

- Что нового узнали на уроке?

 

-С каким произведением познакомились?

-Кто автор этого произведения?

-Как рассказ «Воробей» перекликается с темой нашего урока: «любовь»?

- Как думаете, с какой целью И.Тургенев написал рассказ?

-Как называется сила, которая сильнее всего на земле?

- Что бы вы хотели сказать автору этого рассказа?

2. Составление синквейна в рабочих листах.

 

 

 

 

3. Оценивание.

ПриёмОценочная лесенка

-Разместите своих воробышков на ветки нашего кустика. На нижнюю, если у вас ничего не получилось. На среднюю, если были проблемы. На верхнюю, если вам всё удалось и вы довольны своей работой.

4.Домашняя работа:

-Прочитайте дома это произведение ещё раз.

- Подготовить пересказ от лица старого воробья.

- Подготовить пересказ по картинному плану, который у вас находиться в рабочих листах.

Жанр стихотворение в прозе.

Воробей.

И. Тургенев

Воробей любил своего птенца и кинулся на его защиту несмотря ни на что.

 

 

 

1. Любовь

2. Какая? 2 слова

3. Что делает? 3 слова

4. Предложение

5. Заменить слово близким по значению.

Читают свои сонквейны.

Прикрепляю своих воробушек на кустарник, который был сделан в начале урока.

 

 

 

 

Записывают д/з.

 

 

Родительское сердце: может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей и не помнить о них, оно всегда способно согреть, помочь, защитить, потому что есть в нём великая любовь к детям, а любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Давайте помнить об этом!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Предмет: литературное чтение

Предмет: литературное чтение

Этап урока Деятельность

Этап урока Деятельность

Коммуникативные УУД: -умение слушать и понимать других; -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; -умение оформлять свои мысли в устной форме; -умение совместно…

Коммуникативные УУД: -умение слушать и понимать других; -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; -умение оформлять свои мысли в устной форме; -умение совместно…

Записки охотника», «Муму». (Выставка книг) -Отличительной чертой

Записки охотника», «Муму». (Выставка книг) -Отличительной чертой

Жертвовать - подвергать опасности ради кого-то

Жертвовать - подвергать опасности ради кого-то

Как вы думаете какая бывает любовь? / толковый словарь –

Как вы думаете какая бывает любовь? / толковый словарь –

Слайд 8. -А сейчас давайте прочитаем произведение еще раз

Слайд 8. -А сейчас давайте прочитаем произведение еще раз

Восхищаться? Уважать? Преклоняться? -Кто же испытывает чувство благоговения?

Восхищаться? Уважать? Преклоняться? -Кто же испытывает чувство благоговения?

Так как выглядел воробей? -Как оказался воробей рядом с собакой? -

Так как выглядел воробей? -Как оказался воробей рядом с собакой? -

Прочитайте, как автор называет воробья

Прочитайте, как автор называет воробья

Итог урока 1. Ответы на вопросы

Итог урока 1. Ответы на вопросы

Конспект урока по произведению И.С. Тургенева "Воробей"

Конспект урока по произведению И.С. Тургенева "Воробей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2022