Предмет: литературное чтение
Класс: 2 «Б»
Дата проведения урока: 22.12.2022г.
Тема урока: И. Тургенев «Воробей».
Тип урока: введение новых знаний.
Цель урока: через мысли, чувств, ассоциации вести учащихся к пониманию идеи стихотворения в прозе.
Задачи:
1. Образовательные: формировать умение понимать содержание текста; формировать умение понимать авторский замысел; продолжать работу над выразительным чтением.
2. Воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя; положительное отношение к природе и человеку, воспитание чувства любви и нежности к родителям.
3. Развивающие: развивать воображение, речь, мышление, внимание; развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе, паре, коммуникативные умения.
4. Здоровье сберегающие: создание положительного эмоционального настроя учащихся на уроке; создание условий для совместной деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, толковые словарь Ожегова С.И., рабочие листы.
Этап урока |
Деятельность |
Формирование УУД |
|||||||
Учителя |
Учащихся |
||||||||
1.Организация начала урока. |
Слайд 1. Приветствие. - Ребята, у нас гости. Поприветствуем гостей. Добрую
сказку помню я с детства, -Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку мне, а я подарю свою вам. Давайте с хорошим настроением начнем наш урок. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на плодотворную работу. |
Регулятивные УУД: -умение определять цель деятельности на уроке; -умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: - умение выявлять сущность, особенности объектов; - умение на основе анализов объектов делать выводы; - умение устанавливать аналогии; -умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: -умение слушать и понимать других; -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; -умение оформлять свои мысли в устной форме; -умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД: - умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
|
||||||
2.Формулирова-ние темы урока
|
Слайд 2. -Сегодня мы будем читать новое произведение. -Отгадайте ребус (работа в паре). - Скажите, о ком мы будем читать? (о воробье) - Что вы знаете о воробье: - это маленькая или большая птица? Слайд 2. - сильная или слабая? - есть ли у воробья враги, кого он боится? - а что случится, если на воробья нападёт собака, кто победит?
- Как называться произведение, которое будем читать? (Воробей) Слайд 8. -Посмотрите на иллюстрацию воробья. Что вы про него уже знаете?
- Предположите жанр произведения? (рассказ, сказка, стихотворение, басня и т.д.) Корзина идей. Жанр. (иллюстрация корзины и напечатанные слова: жанр - рассказ, сказка, стихотворение, басня). - Назовите имя, отчество и фамилию автора и тогда мы сможем определить жанр произведения. А поможет вам алфавит. Числа, которые вы видите на слайде, это ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР букв в алфавите. (Работа в группе) 10, 2, 1, 15 19, 6, 18, 4, 6, 6, 3. 10, 25 20, 21, 18, 4, 6, 15, 6, 3. Слайд 3.
Слайд 4. Иван Сергеевич Тургенев
- А теперь можете определить жанр произведения? - Когда мы сможем подтвердить предположение?
|
Приложение 1
Воробей-маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заостренный. У него короткие, но сильные ножки. Хвостик держит поднятым вверх. Воробьи чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Воробьи помогают сохранить урожай, так как поедают вредных насекомых. Но вредят тем, что поедают ягоды, зерно. А также они питаются семенами и крошками. Живут в щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах.
Нет. Когда прочитаем произведение и узнаем о творчестве И.С. Тургенева.
|
|||||||
3.Первичное восприятие |
Слайд 5. -А что вы уже знаете о И. Тургеневе? Слайд 6. - Иван Сергеевич Тургенев родился в г. Орле. В этом году ему бы исполнилось 203 года. Начал учебу в университете, когда ему еще не было 15 лет. Любил учиться и был прилежным учеником. Написал много повестей, романов, рассказов для взрослых и детей. А также занимался переводами книг, его знают и за рубежом. Журналы с удовольствием печатали его произведения. Самые значимые его книги для детей «Записки охотника», «Муму». (Выставка книг) -Отличительной чертой Тургенева была большая голова. Поэтому при жизни писателя называли человеком с самой большой головой, а после его смерти было установлено, что он являлся обладателем рекордно крупного головного мозга, вес которого составлял целых 2 кг, что на порядок больше, чем у других людей! Не мудрено, что в такой голове рождались действительно гениальные литературные произведения.
- Перед чтением произведения И.С. Тургенева «Воробей» разберём слова, которые встретятся в тексте. Рабочий лист стр.1 Слайд 9-10. Посмотрите на слайд. Аллея сада - дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам. Красться- перемещаться, пробираться тайком, скрытно, стараясь быть незамеченным. Дичь- животное, которое является объектом охоты. Желтизна- желтый цвет, оттенок. Беспомощно- не будучи способным без посторонней помощи справиться с чем-либо. Растопырив- развести в стороны, врозь крылышки. Черногрудый- черная грудь. Взъерошенный- растрёпанный, взлохмаченный. Искаженный- приобретший неестественный, уродливый вид. Детище- то же, что ребёнок (сын или дочка)(устар.) Жертвовать - подвергать опасности ради кого-то. -Давайте прочитаем их по слогам, с ударением, быстро, тихо, громко. Давайте вместе правильно прочитаем эти слова хором и обратим внимание на ударения. Перед чтением рассказа предлагаю вам ответить на вопросы, которые написаны на карточке.
Верите ли вы что? 1. Маленькая птица сумеет испугать большую собаку? 2. В схватке слабого и сильного может победить слабый? 3. Любовь творит чудеса? - Итак, жанр произведения? (стихотворение в прозе) (лишние слова из кластера убираются, остаётся — стихотворение в прозе). «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь!» И.С. Тургенев Слайд 5.
- Я думаю, что эти слова станут эпиграфом нашего урока, потому, что столь глубокого смысла и значения этого слова, просто трудно подобрать. -Ребята вслушайтесь в это слово - любовь, как вы понимаете значение этого слова? - А где мы можем узнать лексическое значение этого слова? - Как вы думаете какая бывает любовь? / толковый словарь – ЛЮБОВЬ. Слайд 6. - А сейчас послушайте его значение. /читает ученик/
ЛЮБОВЬ -
- А какая бывает любовь? /сыновья, материнская, горячая, взаимная, безответная, первая, к работе, Родине…/ Кластер – ЛЮБОВЬ + слова.
Уточнение значения слова «страх». - Вы когда-нибудь испытывали страх? А что это такое? Слайд 7.
СТРАХ- - А как вы думаете, что сильнее страх или любовь? - На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке. - Ответьте на вопрос о чем сегодня нам поведает автор в своем произведении, напишите на зеленых листочках одно слово и прикрепите их к доске (работа в парах). Что вам напоминает эти зеленые стебли, какое растение?
Учебная задача
Чтобы ответить на главный вопрос, - Зачем писатель рассказал нам эту историю о воробье?, надо прочитать произведение.
Слайд 8. -А сейчас давайте прочитаем произведение еще раз. И после вы мне скажите, от чьего имени ведется повествование. -Итак, от чьего имени ведется повествование? - Давайте определим тему? - Основную мысль? -Соответствует ли название рассказа его теме или основной мысли? -Жанр произведения теперь можем определить? (стихотворение в прозе) (лишние слова из кластера убираются, остаётся — стихотворение в прозе). - А если я скажу, что это стихотворение? - Давайте оформим обложку в рабочем листе.
- Какая фигура нам поможет определить жанр? - О ком или о чем это произведение? - Каким цветом закрасим фигуру? - Почему автор назвал воробья «героической птицей»? -Как вы думаете благоговеть- это значит гордиться? Восхищаться? Уважать? Преклоняться? -Кто же испытывает чувство благоговения? В какой части текста мы можем найти эту строчку? -Кто ещё, кроме рассказчика, признал силу родительской любви? - Давайте заполним таблицу в рабочем листе 1 столбец, отношение автора к воробью.
Слайд 9. Физминутка Воробьишка потянулся, |
Ответы детей.
Рассматривают портрет.
Работа в рабочих листах. Разбирают слова, читают слово и его лексическое значение. Читают вместе с учителем, правильно ставят ударение.
Работа с толковым словарем Ожегова С.И.
/читает дежурный библиограф/
/читает дежурный библиограф/
О животных, о дружбе, о любви, о природе ит.д.
Дерево, кустарник.
Чтение текста учителем. Слушают и отвечают на вопросы учителя. «Воробей» И. Тургенев Читают рассказ. От имени героя рассказчика. О воробье. Нет ничего сильнее любви. Да. Да. Рассказ, потому что повествуется рассказывается.
Здесь нет рифмы Это стихотворение в прозе или белый стих, такой жанр был дан произведению И.С. Тургеневым (лишние слова из кластера убираются, остаётся — стихотворение в прозе). Белый стих или стихотворение в прозе — это когда нет рифмы. Треугольник О животных. Коричневым.
Да. Герой рассказчик, в конце произведения.
Старый воробей.
Повторяют движения за подготовленным учеником. |
|||||||
5. Вторичный синтез |
-Давайте прочитаем ещё раз 1 часть, найдем в ней и отметим, где происходят описанные события? -Так, где происходят описанные события? -Прочитайте, как повела себя собака. -Кого увидел автор на аллее? -Прочитайте, как описан воробей.
— Почему он сидел неподвижно, беспомощно расставив крылышки? - В рабочем листе заполним столбец, как выглядел маленький воробей. -А теперь прочитаем 2 часть и найдем, как выглядел воробей. -Так как выглядел воробей? -Как оказался воробей рядом с собакой? - Что заставило старого воробья спасать молодого? - Заполним в рабочем листе столбец, как выглядел большой воробей. - Давайте найдем сравнение. - Запишем сравнение в рабочий лист. -Давайте прочитаем 3 часть. -Скажите, каких много предложений по интонации? Почему? -Какой по сравнению с ним казалась собака? - Прочитайте, как чувствовал себя воробей в этот момент?
— Какое чувство у вас появилось к старому воробью? — Как сказать по-другому? Как выразить его внутреннее состояние в этот момент? — Но что же им двигало?
-Как можно озаглавить эту часть?
-Читаем следующую 4 часть. - Какие чувства испытывал рассказчик? Почему?
-Как повела себя собака? Прочитайте. -Что значит «смущенный пес»? - В рабочем листе заполним столбец, как выглядела собака. - Прочитайте, как автор называет воробья.
|
Читают и отвечают на вопросы учителя. В аллее сада. Начала красться. Воробья. С желтизной около клюва и пухом на голове. Не умел летать.
Возвращение с охоты. Старый, черногрудный, взъерошенный, искажённый. Камнем упал, ринулся спасать, заслонил собой Да
Родительские чувства Камнем упал.
Восклицательных.
Громадное чудовище Всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип. Уважения.
Ему было страшно
Чувство ответственности, любовь Встреча собаки и воробья
Уважения, гордости, восхищения… Остановился, попятился.
Маленькой героической птицей Сила родит. Любви
|
|
||||||
6. Итог урока |
1. Ответы на вопросы. - Что нового узнали на уроке?
-С каким произведением познакомились? -Кто автор этого произведения? -Как рассказ «Воробей» перекликается с темой нашего урока: «любовь»? - Как думаете, с какой целью И.Тургенев написал рассказ? -Как называется сила, которая сильнее всего на земле? - Что бы вы хотели сказать автору этого рассказа? 2. Составление синквейна в рабочих листах.
3. Оценивание. Приём ”Оценочная лесенка“ -Разместите своих воробышков на ветки нашего кустика. На нижнюю, если у вас ничего не получилось. На среднюю, если были проблемы. На верхнюю, если вам всё удалось и вы довольны своей работой. 4.Домашняя работа: -Прочитайте дома это произведение ещё раз. - Подготовить пересказ от лица старого воробья. - Подготовить пересказ по картинному плану, который у вас находиться в рабочих листах. |
Жанр стихотворение в прозе. Воробей. И. Тургенев Воробей любил своего птенца и кинулся на его защиту несмотря ни на что.
1. Любовь 2. Какая? 2 слова 3. Что делает? 3 слова 4. Предложение 5. Заменить слово близким по значению. Читают свои сонквейны. Прикрепляю своих воробушек на кустарник, который был сделан в начале урока.
Записывают д/з. |
|
||||||
|
Родительское сердце: может радоваться и страдать, может принимать обиды своих детей и не помнить о них, оно всегда способно согреть, помочь, защитить, потому что есть в нём великая любовь к детям, а любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Давайте помнить об этом!
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.