Конспект урока по рассказу "Свечка" Толстого
Оценка 5

Конспект урока по рассказу "Свечка" Толстого

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
03.05.2021
Конспект урока по рассказу "Свечка" Толстого
конспект урока по рассказу Свечка Толстого.docx

Тема урока: Жить согласно нравственным принципам. (по произведению Л. Толстого «Свечка»)

Урок по родной литературе 9 кл.   

Цель: анализ рассказа «Свечка»

 Задачи:

  • знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, выявление мировоззрения писателя, его отношение с действительностью;
  • развитие способности к обобщениям, умению выделять главное; логическому мышлению;
  • формирование самостоятельности при работе с книгой, ответственности перед словом, воспитание интереса к творчеству писателя.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, тексты

Ход урока:

1.      Выявление читательского восприятия. Как вы поняли прочитанный самостоятельно рассказ «Свечка»? Почему он так называется?

2.      Лексическая работа

Сегодня мы попробуем разобраться в содержании рассказа «Свечка» — одно из малоизвестных произведений Л.Н. Толстого, попробуем понять мировоззрение самого автора, Льва Толстого, что нам пригодится при изучении романа-эпопеи «Война и мир»

Подберите однокоренные слова к слову «свечка» - свет, освещение, светло. Значение слова» свет» - энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Т.е. сегодня на уроке мы должны увидеть, воспринять освещаемую в рассказе истину.

3.      История создания

В 1882 году Толстой участвовал в переписи населения в качестве работника-волонтера, и именно тогда он увидел всю тяжесть жизни простого народа: нищету, порабощённость, нравственную и фактическую необразованность. Под воздействием этих впечатлений и понимания то, что «уже давно в Европе у нас пишутся книги для поучения народа труду и смирению (которого терпеть не могут поучающие), а народ, по-старому, читает не то, что мы хотим, а то, что ему нравится», писатель решает создавать поучительные, а главное — понятные для простых крестьян рассказы. Рассказ «Свечка» был написан в 1885 году. В его основу легли личные убеждения автора, а также традиционный фольклорный мотив божественной кары.

Толстой написал рассказ «Свечка» на основе услышанной им однажды истории об ужасной смерти приказчика. Изначально рассказ предполагал концовку, в которой приказчик умирает по нелепой случайности (это и есть наиболее распространённая версия произведения). Однако такой финал показался товарищам писателя, а также литературному критику Н.Н. Страхову, неуместным. Дело в том, что трагическая смерть должностного лица могла не пройти цензуру того времени. Более того, как писал близкий друг и редактор произведений Толстого В.Г. Чертков, завершение рассказа противоречило всему его содержанию. Приказчик, осознавший и принявший свою ошибку, едет на примирение с крестьянами, но всё равно умирает. Подобная несправедливость, неразрешённость проблемы оставляет читателя в недоумении. 

Именно В.Г. Чертков предложил Толстому написать иную версию финала рассказа. Мужчина предоставил писателю две редакции рассказа: одна была составлена А.М. Калмыковой (сотрудницей журнала «Посредник», в котором работал Толстой на момент написания рассказа), другая — самим Чертковым по материалам как Толстого, так и Калмыковой. Несмотря на настойчивость Черткова и наличие нескольких вариантов, писатель не смог изменить финал произведения. Лишь позднее он напишет вариант рассказа с иным окончанием, и тогда «Свечка» продолжит своё существование в виде двух разных редакций. 

Рассказ был опубликован в 1886 году в «Книжках недели», а затем в журнале «Посредник» под названием «Свечка или как добрый мужик пересилил злого приказчика». 

4.      В основе любого произведения лежит конфликт (противостояние, противоречие, спор, несогласие). Начертим схему противоречия.

Михаил Семенович                                                               крестьяне

(приказчик, барин)            (прием контраста)                       (народ)

 

Зло, жестокость                                                                                 Как относиться к злу, жестокости,

                                                                                                                          несправедливости

 

 

                                                                                                                  Василий Минаев                 Петр Михеев

                                                                                                           

                                                                                  Нельзя терпеть, убить, наказать        смириться, терпеть

                                                                                  Себя погубим- другим поможем      Бог все видит! Всем                        

                                                                                                                                                     заслугам воздаст

Пояснение:

Особенность композиции рассказа «Свечка» заключается в освещении сразу нескольких позиций по одному и тому же вопросу. В тексте, исходя из личных убеждений, друг другу противопоставлены два героя: Василий Минаев, к которому приказчик относился с особой жесткостью и даже «жену у него отбил, к себе в кухарки взял», и «смирный» мужик Пётр Михеев. Также существует третья сторона — позиция Михаила Семёныча. Приказчик становится объектом всеобщего негодования, а также представляет стороннее зло, ставшее причиной распрей между крестьянами.

Динамика произведения идёт по нарастающей: от описания жестокости приказчика, разговоров и споров мужиков, сцены со свечкой и до кульминации — смерти Михаила Семёныча. Автор намеренно ставит рядом две эмоционально противоположные друг другу ситуации: смиренное спокойствие Петра Михеева и болезненное осознание своей неправоты приказчиком. Так, используя приём контраста, Толстой раскрывает многообразие чувств, сопутствующих разным событиям в жизни людей.

5.       Первый вывод

На примере истории приказчика и его крестьян Толстой показал необходимость непротивления злу силой. Автор подчёркивает, что нужно поступать по совести, но не брать грех на свою душу.

Жестокость и самодурство приказчика должны были быть наказаны. Мужики планировали устроить расправу над Михаилом Семёнычем сами. Но воля случая или, как считает автор, божественная сила разрешили ситуацию раньше. Такое завершение рассказа утвердило и эпиграф рассказа:

 «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому».

6.       Какие темы рассматриваются в рассказе на основе конфликта?

                                                 Темы:

 

 

Тема рока                                   Жестокость власть имеющих           Тема роли Бога в судьбе человека

(в произведении раскрывается   (в произведении раскрывается  (заставляют читателя задуматься

 на примере судьбы                    на примере Михаила Семеныча и   над вопросом роли Бога

 Михаила Семёныча.)                      помещика)                                          в человеческой судьбе)

7.       Какая проблема (актуальная во все времена) поднимается?

В рассказе «Свечка» внимание читателей обращено к проблеме мщения. Точнее — к проблеме правомерности мщения с точки зрения божественных законов. Толстой приводит противоположные позиции двух людей, как пример добра и пример зла, правильного и неправильного из возможных мышлений. Будучи глубоко верующим человеком, автор (через реплики Петра Михеева) отстаивает свою позицию: совершение кровавой мести противоречит законам Господа, вершение правосудия должно оставаться на усмотрение владыки.

Толстой, рассматривая проблему мщения, укрепляет свою позицию громким финалом рассказа: смерть — расправа Бога — настигает приказчика до встречи с крестьянами, которые хотели сами его убить. Таким образом, автор подчёркивает превосходство Божественной власти над человеческой, в который раз утверждая правоту обозначенного в начале произведения принципа: не отвечать на зло встречным злом.

8.       В чем же смысл рассказа? Его основная идея?

Основная идея

Смысл рассказа «Свечка» заключён в словах Петра Михеева: «Душу погубить – великое дело. Чужую душу погубить легко, да своей-то каково?». Крестьянин смиренно стоит на том, что мщение принесёт ещё больше бед, а главное — осквернит судьбу самого «мстителя», подвергнув его непростительному греху.

Главная идея произведения «Свечка» — нужно поступать по совести, но не противореча законам Божьим. Основная идея рассказа состоит в том, что люди не должны брать на себя обязанности Господа, верша правосудие, которое подвергнет их души нравственному разложению.

9.       Какую истину хотел до нас донести Л. Толстой?

Толстой стремился научить простой народ жить по законам морали. Целью рассказа было показать неправоту как жесткого приказчика, так и стремящихся убить его крестьян. Автор всецело стоит на стороне терпимости и смирения, которые обязательно будут вознаграждены.

Читатели должны были увидеть в произведении важнейший принцип, которым должны руководствоваться все, — принцип неприкосновенности человеческой жизни. Справедливость или несправедливость поступков человека будет рассматриваться лишь Богом. Вот о чем заставляет задуматься рассказ «Свечка».

10.   Почему рассказ назван «Свечка»? Какой символический смысл вложил Л.Толстой в это слово?

Свечка в рассказе является символом нравственной чистоты и спокойствия. Работая во время церковного праздника, Пётр Михеев, в отличие от других мужиков, остаётся непоколебимым и смиренным:

«Подъехал ближе, смотрю – свечка восковая пятикопеечная приклеена к распорке и горит, и ветром не задувает. А он в новой рубахе ходит, пашет и поет стихи воскресные. И заворачивает и отряхает, а свечка не тухнет. Отряхнул он при мне, переложил палицу, завел соху, все свечка горит, не тухнет!».

В этом чуде — непрерывном горении свечи — отразился и образ самого Петра Михеева: стойкого и верящего в нравственные идеалы.

Необыкновенная картина, которую застал староста (а затем рассказал о ней приказчику), стала причиной осознания Михаилом Семёнычем его самодурства и жестокости.

11.   Релаксация

Теперь вам стало понятнее содержание рассказа?

Ваше отношение к такой позиции?

12.   Дом. Задание:

- решить кроссворд по ссылке

- письменно высказать свою точку зрения по вопросу: «Чья точка зрения В. Минаева или П. Михеева вы разделяете?»


 

Тема урока: Жить согласно нравственным принципам

Тема урока: Жить согласно нравственным принципам

Лишь позднее он напишет вариант рассказа с иным окончанием, и тогда «Свечка» продолжит своё существование в виде двух разных редакций

Лишь позднее он напишет вариант рассказа с иным окончанием, и тогда «Свечка» продолжит своё существование в виде двух разных редакций

Какие темы рассматриваются в рассказе на основе конфликта?

Какие темы рассматриваются в рассказе на основе конфликта?

Необыкновенная картина, которую застал староста (а затем рассказал о ней приказчику), стала причиной осознания

Необыкновенная картина, которую застал староста (а затем рассказал о ней приказчику), стала причиной осознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2021