МБОУ Ивановская СОШ
Конспект урока по русскому языку в 1 классе
по программе «Школа России»
по теме
«Правописание ЖИ – ШИ»
(послебукварный период )
Разработала: Думан Наталья Юрьевна
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
Ивановка 2019
Цель. Научить, правильно, писать буквосочетания ЖИ – ШИ в словах.
Уточнить представление учащихся о звуках Ж и Ш как всегда твердых.
Задачи:
-Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЖИ -ШИ.
-Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями жи -ши; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма. Развивать речь.
-Воспитывать культуру поведения при работе в паре.
Планируемые результаты
Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты: пишет слова с сочетаниями жи -ши без ошибок.
Метапредметные результаты:
- определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;
- проговаривает последовательность действий на уроке;
- работает по коллективно составленному плану;
- фиксирует затруднения в выполнении заданий;
- оценивает правильность выполнения действий;
- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- высказывает свои предположения;
- строит краткое устное высказывание по теме;
- слушает и понимает речь других;
- ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;
- участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.
Авторский медиапродукт: презентация.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, проекторная доска
Дидактические материалы:
- предметные картинки,
- электронное приложение к учебнику «Азбука», автор В. Г. Горецкий.,
-нарисованный плакат к сказке,
Литература:
- Поурочные разработки по обучению грамоте О.Е. Жиренко. - М.: «Вако» -2018 г.
-Занимательное Азбуковедение, книга для учителя, В.В. Волина. – М.: Просвещ. 1991
- Интернет ресурсы
Ход урока
1.Организационный момент
Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.
Учитель. От улыбки станет всем светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
Дети улыбнитесь своему соседу, теперь улыбнитесь мне, а я вам.
2. Актуализация знаний. Минутка каллиграфии
Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.
Учитель. Сегодня у нас обычный урок. На уроке мы поиграем, узнаем много интересного. Итак, начинаем. На доске расположены предметные картинки.
Какое задание можно выполнить?
Ученик. Расположить слова в 2 столбика. 1-й --- слова, отвечающие на вопрос кто?
2-й ----- слова, отвечающие на вопрос что?
Учитель. По какому признаку вы это сделали?
Ученик. Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос кто?, неживые предметы----- что?
Учитель. Откройте тетради, запишите дату, классную работу.
Ученики записывают дату.
Учитель. – На минутке чистописания мы будем писать буквы. Какие? Вы узнаете, если отгадаете загадки.
Слайд №2-3
Эта буква широка Шура сено ворошила
И похожа на жука. (Ж) Вилы в сене позабыла (Ш)
Ученик. Звуки ж , ш .
Учитель. Что вы можете рассказать об этих звуках?
Ученик. ж - согласный,
звонкий, твёрдый, парный.
ш
– согласный, глухой, твёрдый, парный..
Учитель. Какое предложите выполнить задание с этими буквами?
Ученик. Прописать их на минутке чистописания.
Учитель. Вспомним правильное написание заглавных букв Ж и Ш.
На интерактивной доске буквы прописываются автоматически, дети наблюдают. Буквы на электронном приложении к учебнику «Азбука», автор В. Г. Горецкий.
Учитель: В тетради пропишем на первой строке заглавную и строчную букву Ж, на второй строке заглавную и строчную букву Ш.
3.Самоопределение к деятельности
Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.
Слайд-5
На интерактивной доске появляются слова.
Ш…шка, ёж…к, маш…на, лыж…, ж…раф, камыш… .
Учитель. Ребята, прочитаем слова.
Учитель. Что общего в этих словах?
Ученик. Это слова – предметы, во всех словах есть жи-ши, в словах пропущена буква и.
Учитель. Почему вы решили, что в словах пропущена буква и?
Ученик. Я знаю, что ЖИ – ШИ всегда пишется с буквой И.
Учитель. Ребята, может уже кто догадался, как будет называться тема нашего урока?
Ученик. ЖИ - ШИ пиши с буквой И.
Слайд 6
Учитель. Хорошо. А чему же мы будем учиться сегодня?
Ученик. Будем учиться писать слова с ЖИ – ШИ.
4 . Работа по теме урока
Учитель. Да, дети, мы сегодня будем учиться писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.
-А хотите узнать почему сочетания ЖИ и ШИ пишутся всегда через гласную И?
Сказка: «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными.
5. Физкультминутка
Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.
6. Применение и добывание знаний. Работа в паре
Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.
На партах лежат карточки со словами.
Учитель. Какое задание вы бы хотели выполнить со словами, работая в паре?
Ученик. Один человек будет выписывать слова с сочетанием ЖИ, а другой с сочетанием ШИ и подчеркнуть эти сочетания.
Учитель. Приступаем к работе.
Учитель: Поставьте в словах ударение,
Учитель. Самостоятельно выполняем эти задания.
Учитель. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверьте друг у друга и оцените выполненную работу.
Дети оценивают работу. Если правильно выполнено задание, ставят плюс, если есть ошибки, ставят минус.
Учитель. А сейчас поиграем. Игра «Паровозик»
Слайд № 7
Веселый паровозик вез в город предметные картинки, но по дороге они растерялись. Помогите собрать картинки в нужные вагоны.
- Что вы заметили? С каким правилом мы уже знакомы?
7. Физкультминутка для глаз. Слайд № 8-9
Дидактическая задача: Организовать отдых для глаз учащихся: переключить их внимание, снять усталость.
Учитель. Ребята, я предлагаю выполнить вам задания.
На доске--- предложение
Ж..вет у Маш.. рыж.. й кот.
Учитель. Прочитайте, что записано на доске?
Ученик. Предложение.
Учитель. По какому признаку вы решили, что это предложение?
Ученик. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце ставится точка.
Учитель. Какое задание нужно выполнить, чтобы правильно записать предложение
Ученик: Вставить пропущенные буквы.
Дети выходят к доске, вставляют буквы.
Учитель. Перепишите предложение в тетрадь.
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работу. Если правильно поставьте знак +, если ошибки знак -
Учитель. Я знаю, что вы все очень любите разгадывать ребусы. Разгадаем ребус.
Дети. Да. Слайд № 10
7. Итог урока
Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.
Учитель. Вспомним, дети, чему мы учились сегодня на уроке?
Ученик. Мы учились писать слова с сочетаниями ЖИ - ШИ.
Я запомнил, что ЖИ – ШИ пишется с буквой И.
Я понял, что в словах сочетания ЖИ – ШИ надо писать только с буквой И.
Учитель. Молодцы! Я рада, что вы все запомнили это правило и поняли, что ЖИ – ШИ всегда надо писать с буквой И.
Чтение на слайде.
Слайд № 11
8. Рефлексия учебной деятельности
Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.
Учитель. С каким настроением вы пойдете сегодня с урока?( смайлик)
Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.