Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме "Правописание ЖИ-ШИ" (послебукварный период)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Правописание ЖИ-ШИ (конспект урока).doc

МБОУ Ивановская СОШ

 

 

 

 

 

 

       Конспект урока по русскому языку  в 1 классе

по программе «Школа России»

по теме

«Правописание ЖИ – ШИ»

                                  (послебукварный период )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала: Думан Наталья Юрьевна

                                                              учитель начальных классов,

 первой  квалификационной категории

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ивановка  2019

 

 

 

            Цель.  Научить,  правильно, писать буквосочетания ЖИ ШИ в словах.

Уточнить представление учащихся о звуках Ж и Ш как  всегда твердых.

Задачи:

-Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЖИ -ШИ.

-Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями жи -ши; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма. Развивать речь.

-Воспитывать культуру поведения при работе  в паре.

                                                        Планируемые результаты

Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные результаты: пишет слова с сочетаниями жи -ши  без ошибок.

Метапредметные результаты:

  - определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;

-  проговаривает последовательность действий на уроке;

- работает по коллективно составленному плану;

- фиксирует затруднения в выполнении заданий;

- оценивает правильность выполнения действий;

-  планирует  учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- высказывает свои предположения;

- строит  краткое устное высказывание по теме;

- слушает и понимает  речь других;

 - ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;

 -  участвует в  организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

Авторский медиапродукт: презентация.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, проекторная доска

Дидактические материалы:

- предметные картинки,

- электронное приложение к учебнику «Азбука», автор В. Г. Горецкий.,

-нарисованный плакат к сказке,

Литература:

- Поурочные разработки по обучению грамоте О.Е. Жиренко. - М.: «Вако» -2018 г.

 

 

-Занимательное Азбуковедение, книга для учителя, В.В. Волина. – М.: Просвещ. 1991

- Интернет ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Ход урока

1.Организационный момент

Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.

 

Учитель. От улыбки станет всем светлей,

                 От улыбки в небе радуга проснётся.

                 Поделись улыбкою своей,

                 И она к тебе не раз ещё вернётся.

Дети улыбнитесь своему соседу, теперь улыбнитесь мне, а я вам.

2. Актуализация знаний. Минутка каллиграфии

Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.

Учитель. Сегодня у нас обычный урок. На уроке мы поиграем, узнаем много интересного. Итак, начинаем. На доске расположены предметные картинки.

Какое задание можно выполнить?

            Ученик. Расположить слова в 2 столбика. 1-й --- слова, отвечающие на вопрос кто?

2-й ----- слова, отвечающие на вопрос что?

Учитель. По какому признаку вы это сделали?

Ученик. Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос кто?, неживые предметы----- что?

Учитель. Откройте тетради, запишите дату, классную работу.

Ученики записывают дату.

             Учитель. – На минутке чистописания мы будем писать буквы. Какие? Вы узнаете, если отгадаете загадки.

Слайд №2-3

Эта буква широка                                                      Шура сено ворошила

И похожа на жука. (Ж)                                              Вилы в сене позабыла (Ш)

 

Ученик. Звуки   ж  ,  ш .

Учитель. Что вы можете рассказать об этих звуках?

Ученик.   ж  - согласный, звонкий, твёрдый, парный.

                  ш – согласный, глухой, твёрдый, парный..

Учитель. Какое предложите выполнить задание с этими буквами?

Ученик. Прописать их на минутке чистописания.

Учитель. Вспомним правильное написание заглавных букв Ж и Ш.

На интерактивной доске буквы прописываются автоматически, дети наблюдают. Буквы на электронном приложении к учебнику «Азбука», автор В. Г. Горецкий.

Учитель: В тетради  пропишем на первой строке заглавную и строчную букву Ж, на второй строке заглавную и строчную букву Ш.

3.Самоопределение к деятельности

Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.

            Слайд-5

На интерактивной доске появляются слова.

Ш…шка, ёж…к, маш…на, лыж…, ж…раф, камыш… .

Учитель. Ребята, прочитаем слова.

Учитель. Что общего в этих словах?

Ученик. Это слова – предметы, во всех словах есть жи-ши, в словах пропущена буква и.

Учитель. Почему вы решили, что в словах пропущена буква и?

Ученик. Я знаю, что  ЖИ – ШИ всегда пишется с буквой И.

Учитель. Ребята, может уже кто догадался, как будет называться тема нашего урока?

Ученик. ЖИ - ШИ пиши с буквой И.

                                                                  Слайд 6

Учитель. Хорошо. А чему же мы будем учиться сегодня?

Ученик. Будем учиться писать слова с ЖИ – ШИ.

                                4 .  Работа по теме урока

Учитель.  Да, дети, мы сегодня будем учиться писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.

 -А хотите узнать почему сочетания ЖИ и ШИ пишутся всегда через гласную И?

Сказка: «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными.

5. Физкультминутка

 Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.

 

 

6. Применение и добывание знаний. Работа в паре

Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.

                  На партах лежат карточки со словами.

            Учитель. Какое задание вы бы хотели выполнить со словами, работая в паре?

Ученик. Один человек будет выписывать слова с сочетанием ЖИ, а другой с сочетанием ШИ и подчеркнуть эти сочетания.

Учитель. Приступаем к работе.

Учитель: Поставьте в словах ударение,

Учитель. Самостоятельно выполняем эти задания.

Учитель. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверьте друг у друга и оцените выполненную работу.

Дети оценивают работу. Если правильно выполнено задание, ставят плюс, если есть ошибки, ставят минус.

 

              Учитель. А сейчас поиграем.  Игра «Паровозик»

Слайд № 7

Веселый паровозик вез в город  предметные картинки, но по дороге они растерялись. Помогите собрать картинки в нужные вагоны.

- Что вы заметили? С каким правилом мы уже знакомы?

 

 

                    7. Физкультминутка для глаз.                          Слайд № 8-9

                                                         

 Дидактическая задача: Организовать отдых для глаз учащихся: переключить их внимание, снять усталость.

 

Учитель. Ребята, я предлагаю выполнить вам задания.

На доске--- предложение

Ж..вет у Маш.. рыж.. й кот.

Учитель. Прочитайте, что записано на доске?

Ученик. Предложение.

Учитель. По какому признаку вы решили, что это предложение?

Ученик. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце ставится точка.

Учитель. Какое задание нужно выполнить, чтобы правильно записать предложение

Ученик: Вставить  пропущенные буквы.

Дети  выходят к доске, вставляют буквы.           

Учитель. Перепишите предложение в тетрадь.

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работу. Если правильно поставьте знак +, если ошибки знак -

Учитель. Я знаю, что вы все очень любите разгадывать ребусы.  Разгадаем ребус.

Дети. Да.                                                           Слайд № 10

 

7. Итог урока

Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку  успешности достижения цели на уроке. 

            Учитель. Вспомним, дети, чему мы учились сегодня на уроке?

Ученик. Мы учились писать слова с сочетаниями ЖИ - ШИ.

Я запомнил, что ЖИ – ШИ пишется с буквой И.

Я понял, что в словах сочетания ЖИ – ШИ надо писать только с буквой И.

Учитель. Молодцы! Я рада, что вы все запомнили это правило и поняли, что ЖИ – ШИ всегда надо писать с буквой И.

Чтение на слайде.

                                                                                    Слайд № 11

 

8. Рефлексия учебной деятельности

Дидактическая задача:  Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.

Учитель.  С каким настроением вы пойдете сегодня с урока?( смайлик)

    Урок окончен.