03.10.2023 г.
Открытый урок в 3 классе по русскому языку на тему :
«Главные члены предложения»
Тема. Главные члены предложения.
Цель: Развитие умения находить главные члены предложения, различать подлежащее и сказуемое.
Планируемые результаты в ходе урока:
Предметные:
· повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;
· усвоить алгоритм нахождения, подлежащего и сказуемого, выраженных разными способами;
· сделать первые шаги по применению алгоритма при выполнении предложенных заданий;
· научиться находить грамматическую основу предложения.
Личностные:
· формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы;
· формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Метапредметные:
Регулятивные:
· Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
· проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные:
· Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
· Сохранять и развивать умение сотрудничать в группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
· Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
· объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главных членов предложения.
· Извлекать нужную информацию.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 3класс
Задачи
- познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;
- формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении;
- развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока,
- осуществлять ее решение под руководством учителя;
- развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;
- развивать умение оценивать результаты своей деятельности;
Ход урока.
Организационный момент. (проверка готовности куроку)
I.Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, мне хотелось бы начать урок с высказывания «С малой удачи начинается большой успех».
- Как вы понимаете эти слова?
-Понятна ли вам следующая запись?
Нас, всё, у, сегодня, получится!
- Что нужно сделать, чтобы эта запись стала понятной всем?
- Составьте из данных слов предложение. (У нас сегодня всё получится!)
- Какое это предложение по эмоциональной окраске? (воскл, невоск.)
- А по цели высказывания? (повест, вопрос, побуд.)
- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным.
- Откройте тетради. Запишите число.
Минутка чистописания.
- Чистописание. Лл яя яля ямя ял ям мм
Словарная работа.
- На слайде представлен текст.
Ночью пришёл первый заморозок. Зернистый иней засыпал крыши домов. Весь день дует холодный ветер. Ребята нашего класса смастерили кормушки. В них всегда лежат сухие ягоды.
Повторение.
- Выпишите из предложений грамматическую основу. Подчеркните в словах непроверяемую безударную гласную. (Проверка)
II. Актуализация новых знаний.
- Прочитайте следующую запись.
С неба холодные.
- Понятен ли смысл этой записи?
- Что здесь записано?
- Подберите такие слова, чтобы эта запись являлась предложением.
- Почему без этих слов предложения не получилось?
- Чем они являются?
- Сформулируйте тему урока. (Формулировка темы. Тема. Главные члены предложения).
- Можно ли выразить мысль без этих слов?
- Мы с вами сегодня исследователи. Давайте выведем гипотезу.
Гипотеза. Без грамматической основы нельзя выразить мысль.
- Какие знания по данной теме получены вами ранее?
- Хотелось бы вам расширить их?
- Что бы вам хотелось узнать на уроке?
- А для чего вам это нужно? Где может пригодиться информация, которую вы сегодня получите?
III. Сообщение целей урока.
- Сегодня мы с вами расширим знания о роли главных членов предложения,
уточним, какие члены предложения называются главными, и какими частями речи они могут быть выражены?
- Где вы можете найти информацию по данной теме.(Самим открыть новые знания)
- Каким образом мы будем это делать?
- Я хочу вам сказать: ничто не приносит столько радости, как открытие, сделано самим. Я желаю вам успехов в открытии новых знаний и предлагаю вам составить план нашей работы.
( На доске слова):
Наблюдаем
Замечаем
Размышляем
Делаем выводы
Подлежащее принято подчёркивать одной чертой, а сказуемое –двумя. Главные члены предложения ещё называют грамматической основой.
-Кто сможет найти в предложении грамматическую основу?
На доске:
Капитан ведёт по морю огромный корабль.
- Найдите подлежащее и сказуемое.
IV.Выявление места, причины затруднения.
- Образуйте группы для работы
Игра «Поймай основу»:
- я читаю предложения, а вы выписываете только основы
На берёзе сидит снегирь.
Мальчик ест вкусный торт.
В классе дети дружат.
2) Проверка выполненной работы (Выступление).
-Как иначе мы называем главные члены предложения? (Грамматическая основа)
- Сравним ваши наблюдения с выводами ученых на стр. 108 учебника русского языка. (чтение правила)
- Совпали ли наши выводы?
V. Физкультминутка.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано -
Где здесь дверь, а где окно.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
1. Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, досчитав до 5; повторите ещё раз.
2. Крепко зажмурьте глаза, досчитайте до трёх; откройте глаза, поверните голову к окну и посмотрите вдаль, досчитав до 5.
3. Возьмите в руку ручку, вытяните вперёд руку и следите за ручкой, не поворачивая головы, а ручку медленно двигайте влево и вправо, вверх и вниз.
VI.Включение в систему знаний.
1.Работа по учебнику. № 78
- Списать и подчеркнуть грамматическую основу предложения.
Определите и укажите, какими частями речи выражены главные члены в каждом предложении.
- Назовите грамматическую основу в 1-ом предложении, 2-ом, 3-ем, 4-ом.
- Что что могло произойти далее?
-Закончите текст, допишите 2 – 3 предложения. Подчеркните в них грамматическую основу предложения
- Ребята, сегодня в гостях у нас наш золотой ключик, который хочет, чтобы вы прочитали информацию в учебнике. Читая информацию, поставьте карандашом знаки.
- Что вам уже известно?
- Что нового узнали?
- Что было непонятно и хотели узнать? (служебные слова)
- Кто подготовит информацию о служебных словах?
- Прочитайте задание из упр.84
- Какие предложения называют сложными?
- Что используют для связи частей сложного предложения?
- Чем на письме разделяются части сложного предложения?
- Прочитайте текст упражнения, найдите сложные предложения, спишите и подчеркните грамматические основы.
- Какое новое открытие для себя вы сделали? (в сложных предложениях может быть несколько сказуемых)
- Прочитайте свои предложения, но без грамматической основы. Какой вывод сделаете?
VIII. Итог урока, рефлексия.
- Какое новое открытие для себя вы сделали?
А) в предложении может быть несколько сказуемых.
Б) по строению предложения бывают сложными и простыми.
В) выразить свою мысль без грамматической основы нельзя.
- Вернёмся к нашей гипотезе. Подтвердили ли мы своё предположение?
- Как вы думаете, а все ли тайны главных членов мы раскрыли?
Одну из тайн я хотела бы вам приоткрыть. Предлагаю поразмышлять!
- Прочитайте предложение. Найдите в нём главные члены.
Волк – хозяин зимнего леса.
- Назовите подлежащее? Сказуемое?(проблемная ситуация при нахождении сказуемого в данном предложении
подтолкнёт детей к выводу о том, что не всю информацию об этом члене предложения они узнали на уроке, а, значит, им предстоит продолжить знакомство со сказуемым на следующем уроке).
IX. Рефлексия.
Закончи предложение:
Сказуемое – это …
Подлежащее – это…
Предложение – это…..
- Наш урок подходит к концу.
- Добились ли вы успеха? Всё ли у вас получилось?
Перед вами карточка с незаконченными предложениями. Мне хочется услышать ваши ощущения от урока.
Я сегодня открыл для себя….
Мне удалось……
Я встретил затруднения …..
Думаю, что могу помочь ….
Было интересно вместе с учителем ….
X. Домашнее задание.
1. Стр.115, упр.85.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.