Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: актуализировать знания об известных учащимся правилах –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.
Иконка файла материала 16 тся ться в глаголах сентябрь.docx

Урок русского языка в 5 классе                                     ______________________

Тема: «Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах»

Цель: актуализировать знания об известных учащимся правилах –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.

Задачи: 

1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании  данной орфограммы;

2) развивать умение  высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, к здоровому образу жизни, уважение  друг  к другу через работу над пословицами.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

1.   Организационный момент.

Минута каллиграфии.

Работа над ошибками.

Дождь (проверяемый согл.), тетрадь (провер. согл),  резкий (провер. согл),  ненастный (непроизн. согл),   звонок (безуд.гл), ученик (без.гл) 

II. Актуализация знаний. Фронтальная беседа 

Учитель.

Глагол- это…

Какие глаголы отвечают на вопросы: что делать?. Что сделать? (неопределенная форма)

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Выборочный диктант. На слух определить глаголы и выписать их.

Придумано кем-то 
Просто и мудро 
При встрече здорова(-тся, ться?): 
- Доброе утро! 
- Доброе утро! 
Солнцу и лицам. 
Доброе утро! 
Улыбчивым птицам. 
И каждый станови(-тся, -ться?)
Добрым, доверчивым... 
Пусть доброе утро 
Дли(-тся, -ться?) до вечера!

-О чем стихотворение?

III. Выявление места и причин затруднения (фронтальная работа).

-Выпишите из текста глаголы, которые заканчиваются на -ТСЯ, -ТЬСЯ. В какой форме стоят глаголы? Как вы их написали? Почему?

Целеполагание (фронтальная, индивидуальная).

- Какова тема урока? (Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов).

-Каковы цели урока? (вспомнить условия выбора правописаний –тся и –ться; находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос; правильно произносить и писать глаголы на –тся, -ться)

IV. Работа над темой урока.

1.                           Вспомните правило - помощник или алгоритм написания, который помог вам выбрать нужный вариант правописания –ТСЯ или –ТЬСЯ в стихотворении.

Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.
Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь – 
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе

Алгоритм правописания –тся, -ться

Неопределенная форма

Форма 3 лица, единственного числа

Что делать? Что сделать?

Что делает? Что сделает?

Нужно учиться

Нужно трудиться

Он учится

Она трудится

 

Лингвистическая задача

Характер складывает(?)ся из привычек. Делать зарядку, занимат(?)ся спортом, умыват(?)ся по утрам, расчесыват(?)ся, пользоват(?)ся чистым носовым платком – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье.

 

Где нужно поставить мягкий знак?

-Что нужно для решения задачи?

(Для решения задачи применяем правило:

Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ. Если глагол отвечает на вопросы что делать? (что сделать?), то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ)

 

3. Работа с пословицами. Объясните значение пословиц. Запишите пословицы; там, где нужно, поставьте Ь.

Не потрудит…ся , так и хлеба не добит…ся.

Как шьет…ся, так и носит…..ся.

Кто много знает, с того много и спрашивает….ся.

Дело мастера боит….ся.

С тобой разговорит…ся, что меду напит…ся.

 

4. Распределительный диктант. Распредели по столбикам: глагол, существительное.

Но!!! Не путай!

Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним водиться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.

Запомните!

 

V. Физкультминутка.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладошки три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Будто пух в руках, не гири!

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

 

5. Проверочная работа.

А.) Придумай и запиши предложения с данными глаголами.

Вернуться – вернутся

Броситься – бросится

Встретится – встретиться.

Б) Объясни написание или отсутствие Ь. Выпиши только глаголы со словом, от которого задаешь вопрос к глаголу.

Малина.

Именно из малины варит(?)ся варенье, рекомендуемое при простуде. Свежие плоды улучшают аппетит, обладают жаропонижающим эффектом. Сухие плоды используют(?)ся при простуде, кашле, бронхите. Отвар из листьев употребляет(?)ся при воспалениях на коже. Надо уметь лечит(?)ся!

В) –Ца или -ТЬСЯ?

Сини(ца, тся?) гляди(ца, тся) в воду. Льет(ца, тся?) води(ца, тся).

 

VI.Контроль усвоения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


VII. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности были? Как вы их преодолевали?

-Дайте оценку нашей работе. Если работа удовлетворила вас – нарисуйте солнышко. Нет – тучку.

 

VIII. Домашнее задание.  Упр. 85


 

Посмотрите также