Конспект урока по русскому языку в 5 классе. "Правописание корней с чередующимися гласными"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка урока помогает развивать устную и письменную речь учащихся
Иконка файла материала Правописание корнкей с чередующимися гласными.docx

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

«Правописание корней с чередующимися гласными е-и»

Цели урока:

Образовательная: формирование познавательной активности учащихся, закрепление знаний по теме;

Развивающая:  развитие устной и письменной речи учащихся; развитие умения работать самостоятельно и в группе, создание ситуации успеха;

Воспитательная: воспитание любви к изучаемому предмету.

 

 

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня у нас необычный урок: нас приглашает к себе в гости королева Орфография. Вместе с ней мы совершим путешествие по стране.

- А что будет, если обойтись без орфографии? Написал, как слышишь, и все должны понять, - ведь когда слушают, понимают.

- Но вот что однажды произошло в сказочном лесу…

Итак, вы убедились, что изучать орфографию необходимо, чтобы не попасть в затруднительные ситуации.

2. Понимание и постановка учебной задачи.

- В каком королевстве страны Орфографии мы с вами побывали недавно? В королевстве Корней с чередованием и узнали, кто командует этими корнями.

Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о чередовании гласных в корнях слов. Запишем в тетрадях тему урока: «Правописание корней с чередованием. Повторение и закрепление изученного материала».

Сказка о чередующихся гласных о - а, е – и.

В стране Орфографии жили две дружные семьи: одна семья — гласные О и А, другая — гласные Е и И. Буквы жили мирно, выполняли по очереди работу — становиться на отведенное им место в корне слова. Но однажды в стране Орфографии произошел бунт, и все гласные перестали выполнять свои обязанности, даже миролюбивые О и А, Е и И.

Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы с планеты Знания не прилетел мальчик, который знал все орфографические правила. Он без устали напомнил гласным, что нужно дружить с соседями: «Посмотрите, кто твой сосед справа. Если это суффикс А, то для И или А нет товарища вернее. С буквой О, а также с Е будут рады все другие суффиксы писаться рядом».

Умного и вежливого мальчика послушались буквы и с тех пор не ссорились и не нарушали порядка в своей стране.

 

 

3. Повторение изученного материала.

- Ребята, о каких корнях с чередованием рассказывает эта грамматическая сказка?

1) Игра «Найди 4 лишний» (работа с доской)

1.     Коснуться, касаться, прикосновение, покоситься.

2.     Сложить, сложный, слагаемое, прилагательное.

3.      Роща, растительный, заросли, произрастают.

4.     Полог, росточек, сочетание, блестеть

-Какие еще корни с чередованием мы знаем, которые не зависят от суффиксов. –Зар – зор, гар – гор, клан – клон, твар – твор.

2)Конкурс «Орфографию знаю я на «пять».

Задание: поставить крестики в тех клетках таблицы, где в корне нужно написать определенную гласную   - «и»

1

соб...рать

выт...рать

бл...стать

2

уст...лать

ум...реть

соч...тание

3

заж...гать

расст...лить

зап...реть

4

выч...тать

ст...рать

ут...раться

5

бл...стеть

зам...реть

подж...гать

6

разб...русь

оп...реться

зам...рать

7

заж...гание

выд...рать

зап...рать

 

4.Орфографическая физкультминутка:

Мы работаем отлично. Отдохнуть непрочь сейчас.

И зарядка к нам привычно на урок приходит в класс.

 

Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того, какая буква пишется в корне с чередованием: буква - а- – хлопаем в ладоши, буква -о – восклицаем и поднимаем руки вверх:

Заря, гореть, зорька, зарянка, скакать, вскочить, зарница, соскочить, возгорание, скачу, загорать, творить, прискакать, озаряться, творение, перегореть,  скачок, озарение, пригарь, утварь.

Потянулись и вздохнули! Отдохнули? Отдохнули.

3)Математический диктант

Записать  вместо слов цифры: в корне О – 1, в корне А – 2.

  • Прил…гать усилия
  • Сл…жить вещи
  • К-сательная линия
  • Возл…гать надежды
  • Выр-щенная рассада
  • Радостное предпол…жение
  • Заг-реть на солнце
  • Прик-снуться к горячему

4)Лингвистический эксперимент.   

  Перед вами текст с пропущенными словами. Восстановите его, вставив подходящие  по смыслу слова с чередующимися О-А в корне слов.Расставьте пропущенные знаки препинания. (Можно пользоваться словами для справок).

Наслаждаешься просторами земли  русской  и …перед величием и красотой родного края. Душа… добром теплом светом. В сердце …искра нежности, …чувство любви к своему Отечеству.

Слова для справок: рождаться, преклоняться, загораться, озаряться.

Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству?

5. Закрепление материала.

- Прочитайте текст. Включите волшебный фонарь воображения. Постарайтесь увидеть на своем «мысленном экране» то, что можно увидеть.

- Докажите, что перед нами текст. (Тема текста, общая идея, предложения связаны между собой по смыслу и грамматически)

- Назовите тип речи (Описание природы на вечерней заре).


Г…рит з…ря. Кл…нится день к закату.

Тв…рит в…чернюю прохладу бор.

И тихо плавают лучи по перекату.

Листва ведет неслышный разговор

Туман л…жится п…логом в н…зинах.

И в зар…слях не видно больше птиц,

Ск…кавших бойко утром по вершинам,

Их сон к…сается и клонит клювы ниц.

Природа зам…рает. На р…внине

Луч ст…лет соч…тание теней.

С…деющий туман в д…лине

Чуть дремлет на п…рине из камней…

С. Балашев «Настроение»


- Выпишите из текста словосочетания с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограмму. Затем выпишите остальные слова с орфограммой.

 Самопроверка. Один ученик вставляет у доски.

6. Игра «Корректор». Исправь текст (работа с доской)

Ученица проверила диктант ученика и нашла в его работе 6 ошибок в правописании корней с чередованием. Сколько ошибок найдешь ты?

Задание: найдите ошибки, исправьте их и правильно перепишите текст.

Я люблю путешествовать, особенно забераться в горы. Для этого нужно прилажить немало сил. Чудестная природа раскошных гор привликла меня. Бесканечные луга растелаются на склонах, а когда взбираешься все выше и выше, серце готово выскачить из груди. Ты будто прикосаешься к облокам. Вечером вершины гарят в лучах блестающего солнца. Затем кругом разлевается приглушенный свет вечерней зори.

Взаимопроверка в паре.

7. Рефлексия. Подведем итоги.

ü Что мы делали на уроке?

ü Зачем нам необходимо знать эти правила, пригодится ли они в жизни?

ü В чем возникли затруднения, и удалось ли их преодолеть?

8.Домашнее задание. Сочинение – миниатюра на любую тему, используя слова с чередующейся корневой гласной.


 

Посмотрите также