Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
«Правописание корней с чередующимися гласными е-и»
Цели урока:
Образовательная: формирование познавательной активности учащихся, закрепление знаний по теме;
Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся; развитие умения работать самостоятельно и в группе, создание ситуации успеха;
Воспитательная: воспитание любви к изучаемому предмету.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Ребята, сегодня у нас необычный урок: нас приглашает к себе в гости королева Орфография. Вместе с ней мы совершим путешествие по стране.
- А что будет, если обойтись без орфографии? Написал, как слышишь, и все должны понять, - ведь когда слушают, понимают.
- Но вот что однажды произошло в сказочном лесу…
Итак, вы убедились, что изучать орфографию необходимо, чтобы не попасть в затруднительные ситуации.
2. Понимание и постановка учебной задачи.
- В каком королевстве страны Орфографии мы с вами побывали недавно? В королевстве Корней с чередованием и узнали, кто командует этими корнями.
Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о чередовании гласных в корнях слов. Запишем в тетрадях тему урока: «Правописание корней с чередованием. Повторение и закрепление изученного материала».
Сказка о чередующихся гласных о - а, е – и.
В стране Орфографии жили две дружные семьи: одна семья — гласные О и А, другая — гласные Е и И. Буквы жили мирно, выполняли по очереди работу — становиться на отведенное им место в корне слова. Но однажды в стране Орфографии произошел бунт, и все гласные перестали выполнять свои обязанности, даже миролюбивые О и А, Е и И.
Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы с планеты Знания не прилетел мальчик, который знал все орфографические правила. Он без устали напомнил гласным, что нужно дружить с соседями: «Посмотрите, кто твой сосед справа. Если это суффикс А, то для И или А нет товарища вернее. С буквой О, а также с Е будут рады все другие суффиксы писаться рядом».
Умного и вежливого мальчика послушались буквы и с тех пор не ссорились и не нарушали порядка в своей стране.
3. Повторение изученного материала.
- Ребята, о каких корнях с чередованием рассказывает эта грамматическая сказка?
1) Игра «Найди 4 лишний» (работа с доской)
1. Коснуться, касаться, прикосновение, покоситься.
2. Сложить, сложный, слагаемое, прилагательное.
3. Роща, растительный, заросли, произрастают.
4. Полог, росточек, сочетание, блестеть
-Какие еще корни с чередованием мы знаем, которые не зависят от суффиксов. –Зар – зор, гар – гор, клан – клон, твар – твор.
2)Конкурс «Орфографию знаю я на «пять».
Задание: поставить крестики в тех клетках таблицы, где в корне нужно написать определенную гласную - «и»
1 |
соб...рать |
выт...рать |
бл...стать |
2 |
уст...лать |
ум...реть |
соч...тание |
3 |
заж...гать |
расст...лить |
зап...реть |
4 |
выч...тать |
ст...рать |
ут...раться |
5 |
бл...стеть |
зам...реть |
подж...гать |
6 |
разб...русь |
оп...реться |
зам...рать |
7 |
заж...гание |
выд...рать |
зап...рать |
4.Орфографическая физкультминутка:
Мы работаем отлично. Отдохнуть непрочь сейчас.
И зарядка к нам привычно на урок приходит в класс.
Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того, какая буква пишется в корне с чередованием: буква - а- – хлопаем в ладоши, буква -о – восклицаем и поднимаем руки вверх:
Заря, гореть, зорька, зарянка, скакать, вскочить, зарница, соскочить, возгорание, скачу, загорать, творить, прискакать, озаряться, творение, перегореть, скачок, озарение, пригарь, утварь.
Потянулись и вздохнули! Отдохнули? Отдохнули.
3)Математический диктант
Записать вместо слов цифры: в корне О – 1, в корне А – 2.
4)Лингвистический эксперимент.
Перед вами текст с пропущенными словами. Восстановите его, вставив подходящие по смыслу слова с чередующимися О-А в корне слов.Расставьте пропущенные знаки препинания. (Можно пользоваться словами для справок).
Наслаждаешься просторами земли русской и …перед величием и красотой родного края. Душа… добром теплом светом. В сердце …искра нежности, …чувство любви к своему Отечеству.
Слова для справок: рождаться, преклоняться, загораться, озаряться.
Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству?
5. Закрепление материала.
- Прочитайте текст. Включите волшебный фонарь воображения. Постарайтесь увидеть на своем «мысленном экране» то, что можно увидеть.
- Докажите, что перед нами текст. (Тема текста, общая идея, предложения связаны между собой по смыслу и грамматически)
- Назовите тип речи (Описание природы на вечерней заре).
Г…рит з…ря. Кл…нится день к закату.
Тв…рит в…чернюю прохладу бор.
И тихо плавают лучи по перекату.
Листва ведет неслышный разговор
Туман л…жится п…логом в н…зинах.
И в зар…слях не видно больше птиц,
Ск…кавших бойко утром по вершинам,
Их сон к…сается и клонит клювы ниц.
Природа зам…рает. На р…внине
Луч ст…лет соч…тание теней.
С…деющий туман в д…лине
Чуть дремлет на п…рине из камней…
С. Балашев «Настроение»
- Выпишите из текста словосочетания с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограмму. Затем выпишите остальные слова с орфограммой.
Самопроверка. Один ученик вставляет у доски.
6. Игра «Корректор». Исправь текст (работа с доской)
Ученица проверила диктант ученика и нашла в его работе 6 ошибок в правописании корней с чередованием. Сколько ошибок найдешь ты?
Задание: найдите ошибки, исправьте их и правильно перепишите текст.
Я люблю путешествовать, особенно забераться в горы. Для этого нужно прилажить немало сил. Чудестная природа раскошных гор привликла меня. Бесканечные луга растелаются на склонах, а когда взбираешься все выше и выше, серце готово выскачить из груди. Ты будто прикосаешься к облокам. Вечером вершины гарят в лучах блестающего солнца. Затем кругом разлевается приглушенный свет вечерней зори.
Взаимопроверка в паре.
7. Рефлексия. Подведем итоги.
ü Что мы делали на уроке?
ü Зачем нам необходимо знать эти правила, пригодится ли они в жизни?
ü В чем возникли затруднения, и удалось ли их преодолеть?
8.Домашнее задание. Сочинение – миниатюра на любую тему, используя слова с чередующейся корневой гласной.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.