Русский язык. 8 класс.
Тема: «Инструкция».
Цель урока: закрепить знания об изученных односоставных предложениях; познакомить с инструкцией как возможной сферой употребления односоставных предложений.
Задачи урока:
образовательные: повторить сведения о роли односоставных предложений в речи; выработать навык составления инструкции;
развивающие: развивать память, логическое мышление; совершенствовать коммуникативные навыки;
воспитательные: прививать чуткое отношение ко всему живому; формировать чувство прекрасного.
Планируемые результаты
Предметные результаты: научиться создавать инструкции; уметь правильно употреблять односоставные предложения в инструкциях.
Метапредметные результаты: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения.
Личностные результаты: достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы.
1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
2. http://vinegretis.blogspot.ru/2014/04/8-31-44.html
3. http://fedichkina2012i.ucoz.ru/load/urok_razvitija_rechi_instrukcija_8_klass/1-1-0-29
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
|
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
2. Работа у доски Записать слова под диктовку (один ученик вызывается к доске) Академия, бассейн, неологизм, прогресс, декорация, лотерея, пресса, метрополитен, аккомпанемент, эстетический, туннель, палисадник, компоновать, винегрет.
3. Фронтальный опрос Задает вопросы: - Главный член предложения, который отвечает на вопросы что делать, что делает? (сказуемое) - Для поговорок и пословиц типичны какие виды предложений? (обобщенно-личные) - Подлежащее можно легко поставить в каких предложениях? (определенно-личные) - В неопределенно-личных предложениях сказуемое имеет какую форму? ( 3 лицо, мн.число или прошедшее время, мн.число)
4. Индивидуальная работа по карточкам Учитель раздает карточки обучающимся (данный этап работы происходит в то же время, что и фронтальный опрос). Карточка № 1 1.Списать словосочетания, вставив пропущенные орфограммы. Пр..доставить слово д..кла..чику, опытный бу..галтер, сорок..градусный м..ро.., предпол..гаемый ответ, погружен(нн)ый в свои мысли, развитая промышлен(нн)ость, притв..рить в жизнь. Карточка № 2 1.Списать словосочетания, вставив пропущенные орфограммы. Пр..изв..сти фурор, ур..жай помидор(ов), поставить д..фис, кожан(нн)ый портфель, конеч(ь)но это интере(т)но, поставить горчич(шн)ник, глубокий бас(сс)ейн, несг..раемый ящик. Карточка № 3 1. Списать словосочетания, вставив пропущенные орфограммы. Необыкновен(нн)ый ж..раф, крепкий(ое) кофе, ..дин(нн)адцатим..тровый п..нальти, ас(сс)..циация, углублен(нн)ое изучение, большое р..стение, кин..маторгаф, высокий ц..ган, ок..зать услугу, о..д..ржать победу. |
Участвуют в работе по повторению в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы
Работают по карточкам
|
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
Ставит перед учащимися проблему. Записать данные на слайде предложения. 1.Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку. 2. Ходите только по тротуарам и пешеходным переходам. 3. Переходите дорогу только на зеленый сигнал светофора. 4. Переходите дорогу поперек, а не наискосок. 5. Прежде чем переходить дорогу, остановитесь и посмотрите налево и направо. 6. Переходите дорогу быстрым шагом, но не бегом.
- Скажите, какой это стиль текста? - А как вы думаете, что представляет собой этот текст? (инструкцию по ПДД) - Сформулируйте, пожалуйста, как бы вы сами дали определение термину инструкция? - Чтобы сравнить, правы ли вы, давайте прочитаем определение в учебнике на странице 109.
Инструкция – это свод определенных правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, исполнения чего-нибудь. - Итак, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие цели вы перед собой сегодня поставите? Запишите тему сегодняшнего урока. |
Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.
|
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
|
4.
Изучение нового материала.
Практикум. Исследование текста.
|
Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий.
Самостоятельная работа по учебнику. 1 вариант – упражнение 193 страница 109 2 вариант – упражнение 196 страница 110
Работа по рядам. 1 группа (ряд) - напишите инструкцию, как нужно пользоваться корректором для исправления ошибок, 2 группа (ряд) – напишите инструкцию для начинающих, как пользоваться компьютером; 3 группа (ряд) – напишите инструкция, как пользоваться микроволновой печью. |
Выполняют работу по учебнику.
Выполняют работу по рядам.
|
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
|
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями |
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний.
|
Организует работу по применению новых знаний. Прочитайте текст, озаглавьте его. Определите вид односоставных предложений. Спишите текст. 1.Ежедневно нужно проверять температуру воды в аквариуме и поддерживать ту, которая им нужна. 2. Необходимо фильтровать воду. Специально для этого есть оборудование. 3. На водное состояние в аквариуме влияет не только чистота, но и состав, который зависит от рыб. Для полноценного роста и фотосинтеза растениям и рыбам необходим свет. 4. Иногда нужно включать подсветку аквариума. 5. Периодически необходимо подливать в аквариум свежую воду и чистить его.
Осуществляет контроль по изученному материалу. - Среди данных утверждений есть верные и неверные. Если вы считаете, что вариант верный, то поставьте 1,а если считаете, что вариант неверный, то поставьте 0. - Свой ответ запишите в строчку. 1. В односоставном предложении грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого. 2.Могут ли односоставные предложения быть только нераспространенными? 3. Неопределенно-личные предложения - это предложения односоставные со сказуемым в форме 1-го или 2-го лица наст-го и буд-го времени или в форме множ-го числа прош-го времени? 4. В определенно-личных преддожениях сказуемое – глагол стоит в форме 1-го или 2-го лица наст-го и буд-го времени или повелительного наклонения? 5. В безличном предложении сказуемое может быть только простым глагольным? |
Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.
Выполняют самостоятельную работу, проверяют по ключу:1,0,0,
|
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текст
|
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
- Назовите мне группы односоставных предложений, которые мы уже изучили? - Какую тему сегодня изучили?
|
Делают вывод |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн» |
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание.
|
Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/р: На выбор: -параграф 34, выполнить упр.198; - написать инструкцию о правилах пользования рабочим местом: 1.слесаря; 2.пекаря; 3.стоматолога. |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.