Конспект урока по теме А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
Оценка 4.7

Конспект урока по теме А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
28.01.2024
Конспект урока по теме А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»..doc

Тема учебного занятия А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: замысел, история создания, особенности композиции, жанровое своеобразие

 

Класс: 9

 

Цель: Познакомить учащихся с историей создания, с сюжетом, композицией, своеобразием конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»;

Задачи: показать новаторство писателя; совершенствовать навык         аналитической работы с текстом, способность обобщать и делать выводы;  формировать  активную жизненную позицию; способствовать развитию навыков логического мышления.

 Оборудование: учебник, текст комедии «Горе от ума», иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

ХОД УРОКА

I Организационный этап (задания к уроку)

Всему классу:

·       Выучить биографию А.А. Грибоедова;

·       Прочитать комедию «Горе от ума»

Индивидуальные задания: подготовить сообщения

·       возникновении замысла комедии;

·        история создания;

 

II.  Целеполагание и мотивация

Дома вы познакомились с биографией А.С. Грибоедова. Какие факты вас удивили?

В 1820-м году Грибоедов написал В письме А.А. Шаховскому: «Во сне дано, наяву исполнится». Как вы понимаете эти слова? (предположения учащихся, выход на формирование темы урока). Какую цель вы ставите перед собой?

Но прежде, чем приступить к знакомству с пьесой, вспомним некоторые факты из биографии писателя.

III. Актуализация опорных знаний

(Фронтальная работа)

1.     «Человек ослепительных способностей» (А. В. Луначарский), А. С. Грибоедов проявил себя в разных областях культуры и общественной деятельности. В каких?

2.     Сколько языков знал Грибоедов, если известно, что он владел древними, основными европейскими и тремя восточными? Назовите эти языки.

3.     Грибоедов сочинял музыку и хотел стать пианистом. Что разрушило его планы? Что из его музыкальных сочинений вошло в историю?

4.     Уйдя добровольцем в действующую армию в1812 г., принимал ли он участие в боях с Наполеоном?

5.     Какое знаменитое высказывание о ста прапорщиках приписывается Грибоедову?

6.      Грибоедов считается автором единственного произведения. Так ли это?

6.

 IV. Первичное усвоение знаний

Действительно, Александр Сергеевич Грибоедов для России — писатель хрестоматийный. Его пьеса «Горе от ума» до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок. «Горе от ума» — комедия в стихах А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает элементы классицизма и новых для начала XIX в. сентиментализма и реализма. Афористический стиль способствовал тому, что она буквально разошлась на цитаты. Какова же история создания произведения?

 

Выступление учащихся с сообщениями.  Составление конспекта остальными.

 

V.Первичная проверка понимания

·       Как первоначально называлась комедия «Горе от ума» и что хотел подчеркнуть автор, меняя заглавие?

·       Как «Горе от ума» разлетелось по всей России?

·       Где и когда впервые было полностью опубликовано «Горе от ума»?

·       Кому оставил пьесу Грибоедов, уезжая в Персию и сделав на титуле рукописи такую надпись: «Горе мое поручаю... . Верный друг Грибоедов»?

·       Как Грибоедов охарактеризовал замысел своей пьесы: «Девушка сама ... предпочитает ... умному человеку», «В моей комедии 25 ... на одного ... человека»?

·       А как определил цель грибоедовской комедии Пушкин: «Цель ее — характеры и резкая картина...» (чего?)?

- К какому роду литературы относится произведение?

- К какому жанру?

- В чём особенность драматических произведений?

Групповая работа по учебнику с. 148 – 151 «Сюжет и жанр комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»», заполнение таблицы:

Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии:

Признаки комедии классицизма

Правила трёх единств:

  единство времени (действие происходит в течение одних суток);

  единство места (действие происходит в доме Фамусова);

  единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву)

Признаки комедии реализма

  герои представлены разносторонне, вопреки традициям классицизма

 «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и пр.

Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, сохраняет разговорную форму слова

- Оригинален ли сюжет комедии?

- С какими жанрами связано произведение?

- В чем заключается художественное новаторство пьесы»?

- С какими литературными направлениями связана комедия?

VI. Работа с текстом.

Обратимся к афише. Как уже в списке действующих лиц отражена комедийность пьесы? (обсуждение фамилий)

«Фамусов (от лат. Fama — молва) — человек, зависящий от общественного мнения.
Молчалин — фамилия говорит сама за себя, у героя мало реплик, он скучен, не имеет своего мнения о ситуации.
Горич — производное от слова горе, под горем понимается его женитьба, которая превратила его из энергичного офицера в равнодушного к жизни человека, не желающего перемен и потакающего во всём жене.
Скалозуб — герой достаточно грубый... у него много резких реплик.
Чацкий (от фамилии Чадский) — пребывающий в чаду борьбы, недовольный окружающим миром.
Репетилов (от фр. répéter — повторять) — сплетник, что узнает — то разносит, повторяет то, что сказано другими.
Хлёстова — изначально речь идёт о силе характера этой женщины.
Тугоуховский — фамилия закономерна по причине глухости персонажа».
 С какой целью использован этот приём?
(Говорящие фамилии характеризуют героев)

 Как вы думаете, почему фамилия Чацкий указан в середине?

V. Первичное восприятие текста

·       Печальной или смешной показалась вам история, рассказанная Грибоедовым в комедии?

• Кто из героев вызвал у вас симпатию, а кто — антипатию и почему?

• Какую сцену комедии вы представляете себе особенно живо?

• Какие вопросы возникли у вас после чтения пьесы?

VI. Ответы на проблемные вопросы.

Как вы понимаете слово «ум», входящее в название комедии?

Работа со словарями

Декабрист М. Глинка написал следующее стихотворение:

И молодые офицеры,
Давая обществу примеры,
Являлись скромно в блеске зал.
Их не манил летучий бал
Бессмысленным кружевным шумом:
У них чело яснелось думой,
Из-за которой ум сиял…
Влюбившись от души в науки
И сбросив шпагу, спать в ножнах,
Они в их дружеских семьях
Перо и книгу брали в руки,
Сбираясь, по служебном дне,
На поле мысли, в тишине.

-Один и тот же смысл вкладывают в понятие «УМ» Грибоедов и Глинка? Объясните свою точку зрения.

VII .Обобщающее слово учителя

Комедия «Горе от ума» объединяет в себе достижения предшествующей драматургии и открывает новый этап развития русской и мировой драматургии критического реализма. В ней ставятся острые вопросы: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянам, расточительство дворян и самодержавная власть, состояние просвещения, принципы воспитания и образования. Автор обличает социально-политическую систему.

VII. Домашнее задание

1.     Выписать из монологов Чацкого и Фамусова цитаты о Москве.

2.      Прочитать 1 и 2 действия комедии – все

3.     Работа в парах

Подготовить чтение по ролям (с элементами театрализации) действия первого, явления 7 (разговор Чацкого с Софьей), действия второго, явления 2 (беседа Чацкого и Фамусова).

4.     Индивидуальная работа

Чтение наизусть монологов Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…» (действие второе), «Вкус, батюшка, отменная манера» и Чацкого («А судьи кто?..»).

VII. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

Используемая литература:

1.     ФефиловаГ.Е. Литература. 9 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016.  — 446, [2] с. — (Средняя и старшая школа. Лучшие методики обучения).

2.     Игорь Николаевич Сухих Русская литература для всех. Классное чтение! От «Слова о полку Игореве» до Лермонтова

3.     Бельская Л. Л. Литературные викторины / Л. Л. Бельская. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 301 с

4.     Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях - Коровина В.Я. и др.


5.    

Тема учебного занятия А. С

Тема учебного занятия А. С

Человек ослепительных способностей» (А

Человек ослепительных способностей» (А

А как определил цель грибоедовской комедии

А как определил цель грибоедовской комедии

Молчалин — фамилия говорит сама за себя, у героя мало реплик, он скучен, не имеет своего мнения о ситуации

Молчалин — фамилия говорит сама за себя, у героя мало реплик, он скучен, не имеет своего мнения о ситуации

Они в их дружеских семьях Перо и книгу брали в руки,

Они в их дружеских семьях Перо и книгу брали в руки,

Бельская Л. Л. Литературные викторины /

Бельская Л. Л. Литературные викторины /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2024