Тема учебного занятия А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: замысел, история создания, особенности композиции, жанровое своеобразие
Класс: 9
Цель: Познакомить учащихся с историей создания, с сюжетом, композицией, своеобразием конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»;
Задачи: показать новаторство писателя; совершенствовать навык аналитической работы с текстом, способность обобщать и делать выводы; формировать активную жизненную позицию; способствовать развитию навыков логического мышления.
Оборудование: учебник, текст комедии «Горе от ума», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок — анализ художественного произведения.
ХОД УРОКА
I Организационный этап (задания к уроку)
Всему классу:
· Выучить биографию А.А. Грибоедова;
· Прочитать комедию «Горе от ума»
Индивидуальные задания: подготовить сообщения
· возникновении замысла комедии;
· история создания;
II. Целеполагание и мотивация
Дома вы познакомились с биографией А.С. Грибоедова. Какие факты вас удивили?
В 1820-м году Грибоедов написал В письме А.А. Шаховскому: «Во сне дано, наяву исполнится». Как вы понимаете эти слова? (предположения учащихся, выход на формирование темы урока). Какую цель вы ставите перед собой?
Но прежде, чем приступить к знакомству с пьесой, вспомним некоторые факты из биографии писателя.
III. Актуализация опорных знаний
(Фронтальная работа)
1. «Человек ослепительных способностей» (А. В. Луначарский), А. С. Грибоедов проявил себя в разных областях культуры и общественной деятельности. В каких?
2. Сколько языков знал Грибоедов, если известно, что он владел древними, основными европейскими и тремя восточными? Назовите эти языки.
3. Грибоедов сочинял музыку и хотел стать пианистом. Что разрушило его планы? Что из его музыкальных сочинений вошло в историю?
4. Уйдя добровольцем в действующую армию в1812 г., принимал ли он участие в боях с Наполеоном?
5. Какое знаменитое высказывание о ста прапорщиках приписывается Грибоедову?
6. Грибоедов считается автором единственного произведения. Так ли это?
6.
IV. Первичное усвоение знаний
Действительно, Александр Сергеевич Грибоедов для России — писатель хрестоматийный. Его пьеса «Горе от ума» до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок. «Горе от ума» — комедия в стихах А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает элементы классицизма и новых для начала XIX в. сентиментализма и реализма. Афористический стиль способствовал тому, что она буквально разошлась на цитаты. Какова же история создания произведения?
Выступление учащихся с сообщениями. Составление конспекта остальными.
V.Первичная проверка понимания
· Как первоначально называлась комедия «Горе от ума» и что хотел подчеркнуть автор, меняя заглавие?
· Как «Горе от ума» разлетелось по всей России?
· Где и когда впервые было полностью опубликовано «Горе от ума»?
· Кому оставил пьесу Грибоедов, уезжая в Персию и сделав на титуле рукописи такую надпись: «Горе мое поручаю... . Верный друг Грибоедов»?
· Как Грибоедов охарактеризовал замысел своей пьесы: «Девушка сама ... предпочитает ... умному человеку», «В моей комедии 25 ... на одного ... человека»?
· А как определил цель грибоедовской комедии Пушкин: «Цель ее — характеры и резкая картина...» (чего?)?
- К какому роду литературы относится произведение?
- К какому жанру?
- В чём особенность драматических произведений?
Групповая работа по учебнику с. 148 – 151 «Сюжет и жанр комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»», заполнение таблицы:
Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии: |
|
Признаки комедии классицизма Правила трёх единств: • единство времени (действие происходит в течение одних суток); • единство места (действие происходит в доме Фамусова); • единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву) |
Признаки комедии реализма • герои представлены разносторонне, вопреки традициям классицизма |
«говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и пр. |
Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, сохраняет разговорную форму слова |
- Оригинален ли сюжет комедии?
- С какими жанрами связано произведение?
- В чем заключается художественное новаторство пьесы»?
- С какими литературными направлениями связана комедия?
VI. Работа с текстом.
Обратимся к афише. Как уже в списке действующих лиц отражена комедийность пьесы? (обсуждение фамилий)
«Фамусов (от лат. Fama —
молва) — человек, зависящий от общественного мнения.
Молчалин — фамилия говорит сама за себя, у героя мало реплик, он скучен, не
имеет своего мнения о ситуации.
Горич — производное от слова горе, под горем понимается его женитьба, которая
превратила его из энергичного офицера в равнодушного к жизни человека, не
желающего перемен и потакающего во всём жене.
Скалозуб — герой достаточно грубый... у него много резких реплик.
Чацкий (от фамилии Чадский) — пребывающий в чаду борьбы, недовольный окружающим
миром.
Репетилов (от фр. répéter — повторять) — сплетник, что узнает —
то разносит, повторяет то, что сказано другими.
Хлёстова — изначально речь идёт о силе характера этой женщины.
Тугоуховский — фамилия закономерна по причине глухости персонажа».
С какой целью использован этот приём?
(Говорящие фамилии характеризуют героев)
Как вы думаете, почему фамилия Чацкий указан в середине?
V. Первичное восприятие текста
· Печальной или смешной показалась вам история, рассказанная Грибоедовым в комедии?
• Кто из героев вызвал у вас симпатию, а кто — антипатию и почему?
• Какую сцену комедии вы представляете себе особенно живо?
• Какие вопросы возникли у вас после чтения пьесы?
VI. Ответы на проблемные вопросы.
Как вы понимаете слово «ум», входящее в название комедии?
Работа со словарями
Декабрист М. Глинка написал следующее стихотворение:
И молодые офицеры,
Давая обществу примеры,
Являлись скромно в блеске зал.
Их не манил летучий бал
Бессмысленным кружевным шумом:
У них чело яснелось думой,
Из-за которой ум сиял…
Влюбившись от души в науки
И сбросив шпагу, спать в ножнах,
Они в их дружеских семьях
Перо и книгу брали в руки,
Сбираясь, по служебном дне,
На поле мысли, в тишине.
-Один и тот же смысл вкладывают в понятие «УМ» Грибоедов и Глинка? Объясните свою точку зрения.
VII .Обобщающее слово учителя
Комедия «Горе от ума» объединяет в себе достижения предшествующей драматургии и открывает новый этап развития русской и мировой драматургии критического реализма. В ней ставятся острые вопросы: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянам, расточительство дворян и самодержавная власть, состояние просвещения, принципы воспитания и образования. Автор обличает социально-политическую систему.
VII. Домашнее задание
1. Выписать из монологов Чацкого и Фамусова цитаты о Москве.
2. Прочитать 1 и 2 действия комедии – все
3. Работа в парах
Подготовить чтение по ролям (с элементами театрализации) действия первого, явления 7 (разговор Чацкого с Софьей), действия второго, явления 2 (беседа Чацкого и Фамусова).
4. Индивидуальная работа
Чтение наизусть монологов Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…» (действие второе), «Вкус, батюшка, отменная манера» и Чацкого («А судьи кто?..»).
VII. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Используемая литература:
1. ФефиловаГ.Е. Литература. 9 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 446, [2] с. — (Средняя и старшая школа. Лучшие методики обучения).
2. Игорь Николаевич Сухих Русская литература для всех. Классное чтение! От «Слова о полку Игореве» до Лермонтова
3. Бельская Л. Л. Литературные викторины / Л. Л. Бельская. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 301 с
4. Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях - Коровина В.Я. и др.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.