Конспект урока по теме А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»..doc

Тема учебного занятия А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: замысел, история создания, особенности композиции, жанровое своеобразие

 

Класс: 9

 

Цель: Познакомить учащихся с историей создания, с сюжетом, композицией, своеобразием конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»;

Задачи: показать новаторство писателя; совершенствовать навык         аналитической работы с текстом, способность обобщать и делать выводы;  формировать  активную жизненную позицию; способствовать развитию навыков логического мышления.

 Оборудование: учебник, текст комедии «Горе от ума», иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

ХОД УРОКА

I Организационный этап (задания к уроку)

Всему классу:

·       Выучить биографию А.А. Грибоедова;

·       Прочитать комедию «Горе от ума»

Индивидуальные задания: подготовить сообщения

·       возникновении замысла комедии;

·        история создания;

 

II.  Целеполагание и мотивация

Дома вы познакомились с биографией А.С. Грибоедова. Какие факты вас удивили?

В 1820-м году Грибоедов написал В письме А.А. Шаховскому: «Во сне дано, наяву исполнится». Как вы понимаете эти слова? (предположения учащихся, выход на формирование темы урока). Какую цель вы ставите перед собой?

Но прежде, чем приступить к знакомству с пьесой, вспомним некоторые факты из биографии писателя.

III. Актуализация опорных знаний

(Фронтальная работа)

1.     «Человек ослепительных способностей» (А. В. Луначарский), А. С. Грибоедов проявил себя в разных областях культуры и общественной деятельности. В каких?

2.     Сколько языков знал Грибоедов, если известно, что он владел древними, основными европейскими и тремя восточными? Назовите эти языки.

3.     Грибоедов сочинял музыку и хотел стать пианистом. Что разрушило его планы? Что из его музыкальных сочинений вошло в историю?

4.     Уйдя добровольцем в действующую армию в1812 г., принимал ли он участие в боях с Наполеоном?

5.     Какое знаменитое высказывание о ста прапорщиках приписывается Грибоедову?

6.      Грибоедов считается автором единственного произведения. Так ли это?

6.

 IV. Первичное усвоение знаний

Действительно, Александр Сергеевич Грибоедов для России — писатель хрестоматийный. Его пьеса «Горе от ума» до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок. «Горе от ума» — комедия в стихах А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает элементы классицизма и новых для начала XIX в. сентиментализма и реализма. Афористический стиль способствовал тому, что она буквально разошлась на цитаты. Какова же история создания произведения?

 

Выступление учащихся с сообщениями.  Составление конспекта остальными.

 

V.Первичная проверка понимания

·       Как первоначально называлась комедия «Горе от ума» и что хотел подчеркнуть автор, меняя заглавие?

·       Как «Горе от ума» разлетелось по всей России?

·       Где и когда впервые было полностью опубликовано «Горе от ума»?

·       Кому оставил пьесу Грибоедов, уезжая в Персию и сделав на титуле рукописи такую надпись: «Горе мое поручаю... . Верный друг Грибоедов»?

·       Как Грибоедов охарактеризовал замысел своей пьесы: «Девушка сама ... предпочитает ... умному человеку», «В моей комедии 25 ... на одного ... человека»?

·       А как определил цель грибоедовской комедии Пушкин: «Цель ее — характеры и резкая картина...» (чего?)?

- К какому роду литературы относится произведение?

- К какому жанру?

- В чём особенность драматических произведений?

Групповая работа по учебнику с. 148 – 151 «Сюжет и жанр комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»», заполнение таблицы:

Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии:

Признаки комедии классицизма

Правила трёх единств:

  единство времени (действие происходит в течение одних суток);

  единство места (действие происходит в доме Фамусова);

  единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву)

Признаки комедии реализма

  герои представлены разносторонне, вопреки традициям классицизма

 «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и пр.

Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, сохраняет разговорную форму слова

- Оригинален ли сюжет комедии?

- С какими жанрами связано произведение?

- В чем заключается художественное новаторство пьесы»?

- С какими литературными направлениями связана комедия?

VI. Работа с текстом.

Обратимся к афише. Как уже в списке действующих лиц отражена комедийность пьесы? (обсуждение фамилий)

«Фамусов (от лат. Fama — молва) — человек, зависящий от общественного мнения.
Молчалин — фамилия говорит сама за себя, у героя мало реплик, он скучен, не имеет своего мнения о ситуации.
Горич — производное от слова горе, под горем понимается его женитьба, которая превратила его из энергичного офицера в равнодушного к жизни человека, не желающего перемен и потакающего во всём жене.
Скалозуб — герой достаточно грубый... у него много резких реплик.
Чацкий (от фамилии Чадский) — пребывающий в чаду борьбы, недовольный окружающим миром.
Репетилов (от фр. répéter — повторять) — сплетник, что узнает — то разносит, повторяет то, что сказано другими.
Хлёстова — изначально речь идёт о силе характера этой женщины.
Тугоуховский — фамилия закономерна по причине глухости персонажа».
 С какой целью использован этот приём?
(Говорящие фамилии характеризуют героев)

 Как вы думаете, почему фамилия Чацкий указан в середине?

V. Первичное восприятие текста

·       Печальной или смешной показалась вам история, рассказанная Грибоедовым в комедии?

• Кто из героев вызвал у вас симпатию, а кто — антипатию и почему?

• Какую сцену комедии вы представляете себе особенно живо?

• Какие вопросы возникли у вас после чтения пьесы?

VI. Ответы на проблемные вопросы.

Как вы понимаете слово «ум», входящее в название комедии?

Работа со словарями

Декабрист М. Глинка написал следующее стихотворение:

И молодые офицеры,
Давая обществу примеры,
Являлись скромно в блеске зал.
Их не манил летучий бал
Бессмысленным кружевным шумом:
У них чело яснелось думой,
Из-за которой ум сиял…
Влюбившись от души в науки
И сбросив шпагу, спать в ножнах,
Они в их дружеских семьях
Перо и книгу брали в руки,
Сбираясь, по служебном дне,
На поле мысли, в тишине.

-Один и тот же смысл вкладывают в понятие «УМ» Грибоедов и Глинка? Объясните свою точку зрения.

VII .Обобщающее слово учителя

Комедия «Горе от ума» объединяет в себе достижения предшествующей драматургии и открывает новый этап развития русской и мировой драматургии критического реализма. В ней ставятся острые вопросы: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянам, расточительство дворян и самодержавная власть, состояние просвещения, принципы воспитания и образования. Автор обличает социально-политическую систему.

VII. Домашнее задание

1.     Выписать из монологов Чацкого и Фамусова цитаты о Москве.

2.      Прочитать 1 и 2 действия комедии – все

3.     Работа в парах

Подготовить чтение по ролям (с элементами театрализации) действия первого, явления 7 (разговор Чацкого с Софьей), действия второго, явления 2 (беседа Чацкого и Фамусова).

4.     Индивидуальная работа

Чтение наизусть монологов Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…» (действие второе), «Вкус, батюшка, отменная манера» и Чацкого («А судьи кто?..»).

VII. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

Используемая литература:

1.     ФефиловаГ.Е. Литература. 9 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016.  — 446, [2] с. — (Средняя и старшая школа. Лучшие методики обучения).

2.     Игорь Николаевич Сухих Русская литература для всех. Классное чтение! От «Слова о полку Игореве» до Лермонтова

3.     Бельская Л. Л. Литературные викторины / Л. Л. Бельская. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 301 с

4.     Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях - Коровина В.Я. и др.


5.    

Посмотрите также