Конспект
урока
«Человек и атмосфера»
1. Составитель: Игнатьева Алиса Юрьевна, учитель географии и биологии.
2. Место: г. Верхотурье, МАОУ гимназия №99,
3. Предмет: география,
4. Класс: 5а,
5. Раздел: «Атмосфера», Тема урока: «Человек и атмосфера»
6. Тип урока: урок изучения нового материала
7. Цели урока:
Обучающие: научить детей объяснять и оценивать влияние атмосферы на человека, приводить примеры влияния человека на атмосферу, сформировать представление у учащихся о редких и опасных явлениях в природе, причине возникновения парникового эффекта;
Развивающие: научить устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний, их прорабатывания и представлению знаний в разных формах;
Воспитывающие: воспитать нравственно-эстетические чувства: любви к родной природе, своему народу, Родине; сформировать основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, а так же сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.
8. Планируемые результаты:
Предметные: знать и объяснять, как атмосфера влияет на человека и его условия жизни, причины возникновения парникового эффекта, определять причины загрязнения атмосферы;
Метапредметные: формирование и развитие умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых, иллюстративных материалов и видеороликов; формирование навыков работы с картографическими пособиями и Интернет-ресурсами;
Личностные: воспитание эстетического восприятия природы, знание основных принципов и правил отношения к природе, правил поведения в чрезвычайных ситуациях при опасных явлениях в атмосфере.
9. Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор.
10. Ход урока:
1 этап. Организационно-мотивационный. (30 сек.)
Учитель: Начинается урок точно вовремя и в срок.
Все готовы отвечать и пятерки получать?
Сели правильно, красиво.
Чтоб на урок хватило силы.
Работайте старательно и смотрите внимательно!
2 этап. Проверка домашнего задания (5 минут)
Ребята, прежде чем мы с вами перейдём к изучению новой темы, давайте вспомним то, что вы изучали на предыдущих уроках географии.
Сейчас я зачитаю вам небольшой отрывок, а вы должны внимательно меня слушать. Там, где я буду останавливаться и делать паузу, вам необходимо продолжить мое повествование.
«Мы живём на дне огромного воздушного океана, окружающего земной шар. Глубина этого океана около 2-ух тыс. км; называется он……….. (атмосферой). Недаром говорят, что атмосфера — голубой щит планеты. Нижний слой этого щита называют…..(тропосферой). Выше тропосферы располагается……(стратосфера), затем…….(мезосфера), и……(термосфера).Атмосфера имеет свое нормальное давление, оно составляет…………(760 мм рт.ст.) его измеряют специальным прибором…….(барометром).Состоянием атмосферы в определенной местности, в данный момент времени называют……(погодой). Для описания погоды используются сведения о …….(температуре, влажности, давлении, направлении и скорости ветра, о количестве и видах облаков) Термометром можно измерить…..(температуру), Флюгер указывает….(откуда дует ветер и с какой скоростью), Гигрометр показывает…….(влажность)»
3 этап. Изучение нового материала. (25мин)
Молодцы ребята, а теперь давайте посмотрим небольшой отрывок из видеоролика и попытаемся определить тему сегодняшнего урока.
Учитель включает видеофрагмент буквально на 30 сек.
http://www.youtube.com/watch?v=-Kou0HBpX4A
Ученики: после просмотра фрагмента ученики объясняют увиденное, высказывают свои предположения о теме урока. ( Ребята должны объяснить, что в данном фрагменте они увидели: наводнение, сильный ветер, увидели как природное явление сносит все на своем пути и наносит большой урон людям и тд. Таким образом, природа оказывает большое воздействие на жизнь человека, следовательно, тема урока: «Человек и Атмосфера»)
Учитель: Совершенно верно, молодцы ребята! Записываем в тетрадь тему сегодняшнего урока: «Человек и Атмосфера»
Цель нашего урока: узнать влияние атмосферы на человека и влияние человека на атмосферу, а так же познакомиться с опасными и редкими явлениями в атмосфере.
Влияние атмосферы на человека
Учитель: Работая с учебником (3 минуты) на странице 76,77, предлагаю вам ответить на вопросы (вопросы представлены на слайде):
1.Можно ли по внешнему виду человека, определить в каких климатических условиях он проживает?
2. Назовите основные отличительные признаки людей, проживающих в районах степей и пустынь Центральной Азии.
3.Наиболее комфортно человеку, когда температура воздуха равна____-____
а относительная влажность воздуха _____-_____% (ответ на 3 вопрос фиксируют в тетради)
Ученики: Работают с рис. 50 учебника и текстом параграфа стр. 76,77.
Ребята предлагают свои ответы. Обсуждают с учителем.
Учитель: Да действительно, влияние погодных условий на человека разнообразно. Их особенности в разных районах нашей планеты сказались на внешнем облике людей. Атмосферные условия повлияли на цвет кожи и волос, форму губ и глаз и даже на рост человека.
Учитель: Ребята, а сейчас давайте мы вместе с вами попробуем определить по фотографиям, где проживают эти люди? (на слайде представлены фотографии людей с разной внешностью)
По каким признакам вы это определили?
Ученики: По фотографиям определяют приблизительное место проживания этих людей, называя признаки, по которым они это определили.
Влияние человека на атмосферу
Учитель: Не только атмосфера влияет на внешний облик человека, но и человек в современном мире оказывает большое влияние на состояние атмосферы.
Ребята, как вы думаете, человек положительно влияет на атмосферу или отрицательно?
Ученики: говорят о том, что человек может оказывать как положительное влияние, так и отрицательное.
Учитель: а какие вы знаете источники загрязнения атмосферы?
Ученики: высказывают свои предположения
Учитель: Да ребята, давайте зарисуем в тетради схему « источники загрязнения атмосферы» (схема представлена на слайде):Загрязнение атмосферы бывает природным- лесные пожары, извержения вулканов, пыльные бури, и антропогенным(загрязнение человеком) – это автомобильный транспорт, отходы промышленного производства, отходы сельскохозяйственного производства и выбрасывание веществ при сгорании нефти и угля.
Учитель: Скажите, в чём, на ваш взгляд, может быть опасность выбросов веществ при сгорании нефти, газа и угля, к чему это может привести? Какие могут быть последствия?
Ученики: высказывают предположения о том, что это может привести к изменению климата и погоды.
Учитель: совершенно верно ребята, при сгорании нефти, угля или газа в атмосферу выбрасываются разные загрязняющие вещества. Это приводит к увеличению в атмосфере концентрации углекислого газа, после чего происходит такое явление как «парниковый эффект»
Ребята, сейчас я включу вам видеоролик о парниковом эффекте. После просмотра, вам нужно будет:
1.дать определение «парниковому эффекту» и записать его в тетрадь.
2. подумать, а что же мы с вами можем внести в борьбу с парниковым эффектом?
Парниковый эффект http://www.youtube.com/watch?v=8AhPNe2tIzA (3 мин)
Ученики: Смотрят и формулируют понятие парниковый эффект. Записывают определение в тетрадь.
Выдвигают свои предложения по борьбе с парниковым эффектом.
Физкультминутка (1 мин) (делаем, если будем успевать по времени)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Опасные и редкие явления в атмосфере
Учитель: А теперь я предлагаю вам познакомиться с наиболее опасными, а также редкими явлениями в атмосфере и составить свое описание и иллюстрированный каталог редких и опасных явлений в атмосфере. У вас на партах лежат карточки с названиями (см. приложение 1), сейчас на уроке мы вместе с вами составим описания явлений, а дома вам нужно будет зарисовать эти явления или вклеить фотографию.
Затем учитель спрашивает, наблюдали ли ребята как идет град, как гремит молния, появление радуги, миражи и т.д. (на слайде представлены иллюстрации данных явлений) Совместно формулируют описания явлений.
Ученики: вспоминают из жизни, узнают от учителя или из учебника опасные и оптические явления и записывают описания явлений прямо в карточку.
Гроза - опасное атмосферное явление, которое всегда сопровождается многократными электрическими разрядами – молниями и громом
Град - ливневые осадки в виде частиц льда округлой или неправильной формы.
Радуга - оптический эффект, образуется во время или после дождя, когда в воздухе много взвешенных капель воды.
Мираж - образуется в неравномерно прогретых слоях воздуха.
4 этап. Закрепление (5 мин)
Учитель: Итак, ребята, наш урок подходит к концу, давайте же закрепим все, что мы сегодня изучили и проведем небольшой тест на закрепление материала. ( На слайде показаны тестовые задания, ученики решают задания и тут же проверяют с учителем)
1.Наиболее комфортная для человека температура воздуха:
А) 22-24
Б) 20-21
В) 30-33
2. Комфортная для человека относительная влажность находится в пределах:
А) 30-40%
Б) 50-60%
В) 60-85%
3. Явление, при котором атмосферные газы (водяной пар, углекислый газ, метан и озон) удерживают восходящее от Земли тепло в тропосфере, не давая ему подниматься в более высокие слои атмосферы, называют…
А) парниковый эффект
Б) теплица
В) излучение
4. Из предложенного списка выберите только опасные явления в атмосфере:
А) молния
Б) гроза
В) мираж
Г) радуга
Д) град
5. Вспомните, какие вы видели в своей жизни оптические явления?
Ученики: Отвечают на вопросы, вспоминают увиденные в атмосфере явления.
5 этап. Инструктаж по домашнему заданию(1 мин.)
Зарисоватьили вклеить фотографию в каталоге опасные и редкие явления в атмосфере.
Параграф 14 прочитать и ответить на вопросы после параграфа.
6 этап. Рефлексия. (3 мин)
Учитель: Ну и в заключении, я бы хотела, чтобы вы подумали, и сделали выводы по всему увиденному и услышанному на сегодняшнем уроке, оценили себя. Перед вами лежат листочки (см. приложение 2) от центрального круга «Я» вам нужно провести стрелочки к тем прямоугольникам, которые соответствуют вашему состоянию на данный момент.
Ученики: Проводят стрелочки
Учитель: Спасибо за урок, ребята! Всего доброго!!!
Приложение 1.
Иллюстрированный каталог опасных и редких явлений в атмосфере
Опасные явления
1.Гроза
|
____________________________ |
2.Град
|
____________________________ |
Редкие явления в атмосфере
1. Радуга
|
__________________________ |
2. Мираж
|
_________________________ |
Приложение 2.
Лист самооценки
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.