Конспект урока по теме "Человек и атмосфера"
Оценка 5

Конспект урока по теме "Человек и атмосфера"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
география
5 кл
08.01.2022
Конспект урока по теме "Человек и атмосфера"
Материалы к уроку географии в 5 классе по теме "Человек и атмосфера"
Конспект урока Игнатьева А.Ю..docx

Конспект урока 
«Человек и атмосфера»

1.     Составитель: Игнатьева Алиса Юрьевна, учитель географии и биологии.

2.     Место: г. Верхотурье,  МАОУ гимназия №99,

3.     Предмет: география,

4.     Класс:  5а,

5.     Раздел: «Атмосфера», Тема урока: «Человек и атмосфера»

6.     Тип урока: урок изучения нового материала

7.     Цели урока:

Обучающие:  научить детей объяснять и оценивать влияние атмосферы на человека, приводить примеры влияния человека на атмосферу, сформировать представление у учащихся о редких и опасных явлениях в природе, причине возникновения парникового эффекта;

Развивающие: научить устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний,  их прорабатывания и представлению знаний в разных формах;

Воспитывающие: воспитать нравственно-эстетические чувства: любви к родной природе, своему народу, Родине; сформировать основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, а так же сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

 

8.     Планируемые результаты:

Предметные: знать и объяснять, как атмосфера влияет на человека и его условия жизни, причины возникновения парникового эффекта, определять причины загрязнения  атмосферы;

Метапредметные: формирование и развитие умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых, иллюстративных материалов и видеороликов;  формирование навыков работы с картографическими пособиями и Интернет-ресурсами;

Личностные: воспитание эстетического восприятия природы, знание основных принципов и правил отношения к природе, правил поведения в чрезвычайных ситуациях при опасных явлениях в атмосфере.

9.     Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор.

10. Ход урока:

1 этап. Организационно-мотивационный. (30 сек.)

Учитель:  Начинается урок точно вовремя и в срок.

Все готовы отвечать и пятерки получать?

Сели правильно, красиво.

Чтоб на урок хватило силы.

Работайте старательно и смотрите внимательно!

2 этап. Проверка домашнего задания (5 минут)

Ребята, прежде чем мы с вами  перейдём к изучению новой темы, давайте вспомним то, что вы изучали на предыдущих уроках географии.

 Сейчас я зачитаю вам небольшой отрывок, а вы должны внимательно меня слушать. Там, где я буду останавливаться и делать паузу,  вам необходимо продолжить мое повествование.

 «Мы живём на дне огромного воздушного океана, окружающего земной шар. Глубина этого океана около 2-ух тыс. км; называется он………..                 (атмосферой). Недаром говорят, что атмосфера — голубой щит планеты. Нижний слой этого щита называют…..(тропосферой). Выше тропосферы располагается……(стратосфера), затем…….(мезосфера), и……(термосфера).Атмосфера  имеет свое нормальное давление, оно составляет…………(760 мм рт.ст.) его измеряют специальным прибором…….(барометром).Состоянием атмосферы  в определенной местности, в данный момент времени называют……(погодой). Для описания погоды используются сведения о …….(температуре, влажности, давлении, направлении и скорости ветра, о количестве и видах облаков) Термометром можно измерить…..(температуру), Флюгер указывает….(откуда дует ветер и с какой скоростью), Гигрометр показывает…….(влажность)»

3 этап. Изучение нового материала. (25мин)

 Молодцы ребята, а теперь давайте посмотрим небольшой отрывок из  видеоролика и попытаемся определить тему сегодняшнего урока.

Учитель включает видеофрагмент буквально на 30 сек.

 http://www.youtube.com/watch?v=-Kou0HBpX4A

Ученики: после просмотра фрагмента ученики объясняют увиденное, высказывают свои предположения о теме урока. ( Ребята должны объяснить, что в данном фрагменте они увидели: наводнение, сильный ветер, увидели как природное явление сносит все на своем пути и наносит большой урон людям и тд. Таким образом, природа оказывает большое воздействие  на жизнь человека, следовательно,  тема урока:  «Человек и Атмосфера»)

Учитель: Совершенно верно, молодцы ребята! Записываем в тетрадь тему сегодняшнего урока: «Человек и Атмосфера»

Цель нашего урока: узнать влияние атмосферы на человека и влияние человека на атмосферу, а так же познакомиться с опасными и редкими явлениями в атмосфере.

Влияние атмосферы на человека

Учитель: Работая с учебником (3 минуты)  на странице 76,77, предлагаю вам ответить на вопросы (вопросы представлены на слайде):

1.Можно ли по внешнему виду человека, определить в каких климатических условиях он проживает? 

2. Назовите основные отличительные признаки людей, проживающих в районах степей и пустынь Центральной Азии.

3.Наиболее комфортно человеку, когда температура воздуха равна____-____

а относительная влажность воздуха _____-_____% (ответ на 3 вопрос фиксируют в тетради)

Ученики: Работают с рис. 50 учебника и текстом параграфа стр. 76,77.

Ребята предлагают свои ответы. Обсуждают с учителем.

Учитель: Да действительно, влияние погодных условий на человека разнообразно. Их особенности в разных районах нашей планеты сказались на внешнем облике людей. Атмосферные условия повлияли на цвет кожи и волос, форму губ и глаз и даже на рост человека.

Учитель: Ребята, а сейчас давайте мы вместе с вами  попробуем  определить по фотографиям, где проживают эти люди? (на слайде представлены фотографии людей с разной внешностью)

По каким признакам вы это определили?

Ученики: По фотографиям определяют приблизительное место проживания этих людей, называя признаки, по которым они это определили.

Влияние человека на атмосферу

Учитель: Не только атмосфера влияет на внешний облик человека, но и человек в современном мире оказывает большое влияние на состояние атмосферы.

Ребята,  как вы думаете, человек положительно влияет на атмосферу или отрицательно?

Ученики: говорят о том, что человек может оказывать как положительное влияние, так и отрицательное.

Учитель: а какие вы знаете источники загрязнения атмосферы?

Ученики: высказывают свои предположения

Учитель: Да ребята, давайте зарисуем  в тетради схему « источники загрязнения атмосферы» (схема представлена на слайде):Загрязнение атмосферы бывает природным- лесные пожары, извержения вулканов, пыльные бури,  и антропогенным(загрязнение человеком) – это  автомобильный транспорт, отходы промышленного производства, отходы сельскохозяйственного производства и выбрасывание веществ при сгорании нефти и угля.

Учитель: Скажите, в чём, на ваш взгляд, может быть опасность выбросов веществ при сгорании нефти, газа и угля, к чему это может привести? Какие могут быть последствия?

Ученики: высказывают предположения о том, что это может привести к изменению климата и погоды.

Учитель: совершенно верно ребята, при сгорании нефти, угля или газа в атмосферу выбрасываются разные загрязняющие вещества. Это приводит к увеличению в атмосфере концентрации углекислого газа, после чего происходит такое явление как «парниковый эффект»

Ребята, сейчас я включу вам видеоролик о парниковом эффекте. После просмотра, вам нужно будет:

1.дать определение «парниковому эффекту» и записать его в тетрадь.

2. подумать, а что же мы с вами можем внести в борьбу с парниковым эффектом?

Парниковый эффект http://www.youtube.com/watch?v=8AhPNe2tIzA (3 мин)

Ученики: Смотрят и формулируют понятие парниковый эффект. Записывают определение в тетрадь.

Выдвигают свои предложения по борьбе с парниковым эффектом.

Физкультминутка (1 мин) (делаем, если будем успевать по времени)

Вновь у нас физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

Опасные и редкие явления в атмосфере

Учитель: А теперь я предлагаю вам познакомиться с наиболее опасными, а также редкими явлениями в атмосфере и составить свое описание и иллюстрированный каталог редких и опасных явлений в атмосфере. У вас на партах лежат карточки с названиями (см. приложение 1), сейчас на уроке  мы вместе с вами составим описания явлений, а дома вам нужно будет зарисовать эти явления или вклеить фотографию.

Затем учитель спрашивает, наблюдали ли ребята как идет град, как гремит молния, появление радуги, миражи и т.д. (на слайде представлены иллюстрации данных явлений) Совместно формулируют описания явлений.

Ученики: вспоминают из жизни, узнают от учителя или из учебника опасные и оптические явления и записывают описания явлений прямо в карточку.

Гроза - опасное атмосферное явление, которое всегда сопровождается многократными электрическими разрядами – молниями и громом

Град - ливневые осадки в виде частиц льда округлой или неправильной формы.

Радуга - оптический эффект, образуется во время или после дождя, когда в воздухе много взвешенных капель воды.

Мираж - образуется в неравномерно прогретых слоях воздуха.

 

4 этап. Закрепление (5 мин)

Учитель: Итак, ребята, наш урок подходит к концу, давайте же закрепим все, что мы сегодня изучили и проведем небольшой тест на закрепление материала. ( На слайде показаны тестовые задания, ученики решают задания и тут же проверяют с учителем)

1.Наиболее комфортная для человека температура воздуха:

А) 22-24

Б) 20-21

В) 30-33

2. Комфортная для человека относительная влажность находится в пределах:

А) 30-40%

Б) 50-60%

В) 60-85%

3. Явление, при котором атмосферные газы (водяной пар, углекислый газ, метан и озон) удерживают восходящее от Земли тепло в тропосфере, не давая ему подниматься в более высокие слои атмосферы, называют…

А) парниковый эффект

Б) теплица

В) излучение

4. Из предложенного списка выберите только опасные явления в атмосфере:

А) молния

Б) гроза

В) мираж

Г) радуга

Д) град

5. Вспомните,  какие вы видели в своей жизни оптические явления?

Ученики: Отвечают на вопросы, вспоминают увиденные в атмосфере явления.

5 этап. Инструктаж по домашнему  заданию(1 мин.)

Зарисоватьили вклеить фотографию  в каталоге опасные и редкие явления в атмосфере.

Параграф 14 прочитать и ответить на вопросы после параграфа.

6 этап. Рефлексия. (3 мин)

Учитель: Ну и в заключении, я бы хотела, чтобы вы подумали, и сделали выводы по всему увиденному и услышанному на сегодняшнем уроке, оценили себя. Перед вами лежат листочки (см. приложение 2) от центрального круга «Я» вам нужно провести  стрелочки к тем прямоугольникам, которые соответствуют вашему состоянию на данный момент.

Ученики: Проводят стрелочки

Учитель: Спасибо за урок, ребята! Всего доброго!!!

 

Приложение 1.

Иллюстрированный каталог опасных и редких явлений в атмосфере

Опасные явления

1.Гроза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________

2.Град

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Редкие явления в атмосфере

1.     Радуга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________

2.     Мираж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Лист самооценки


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока «Человек и атмосфера» 1

Конспект урока «Человек и атмосфера» 1

Учитель: Начинается урок точно вовремя и в срок

Учитель: Начинается урок точно вовремя и в срок

Цель нашего урока: узнать влияние атмосферы на человека и влияние человека на атмосферу, а так же познакомиться с опасными и редкими явлениями в атмосфере

Цель нашего урока: узнать влияние атмосферы на человека и влияние человека на атмосферу, а так же познакомиться с опасными и редкими явлениями в атмосфере

Учитель: Да ребята, давайте зарисуем в тетради схему « источники загрязнения атмосферы» (схема представлена на слайде):Загрязнение атмосферы бывает природным- лесные пожары, извержения вулканов, пыльные бури,…

Учитель: Да ребята, давайте зарисуем в тетради схему « источники загрязнения атмосферы» (схема представлена на слайде):Загрязнение атмосферы бывает природным- лесные пожары, извержения вулканов, пыльные бури,…

Опасные и редкие явления в атмосфере

Опасные и редкие явления в атмосфере

Я вление, при котором атмосферные газы (водяной пар, углекислый газ, метан и озон) удерживают восходящее от

Я вление, при котором атмосферные газы (водяной пар, углекислый газ, метан и озон) удерживают восходящее от

Гроза ____________________________ 2

Гроза ____________________________ 2

Радуга __________________________ 2

Радуга __________________________ 2

Лист самооценки

Лист самооценки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2022