Конспект урока по теме "Долг и совесть" обществознание 8 класс
Оценка 4.8

Конспект урока по теме "Долг и совесть" обществознание 8 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
8 кл
18.01.2020
Конспект урока по теме "Долг и совесть" обществознание 8 класс
конспект урока Долг и совесть.docx

Класс: 8 класс

Тема: Долг и совесть

Цель урока: Сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности.

Задачи  урока:

Обучающие- способствовать формированию представления обучающихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей его жизни; подвести учащихся к пониманию взаимосвязи общества и человека;

Развивающие- способствовать формированию умения обучающихся анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, аргументировано отвечать на поставленные вопросы; формировать умение оценивать поступки с позиции нравственности;

Воспитательные- способствовать воспитанию у обучающихся чувства долга, умения отвечать за свои поступки; воспитанию уважения к людям труда.

Цель урока: Сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

Задачи:1.Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.

2.Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных  жизненных  ситуациях.

 

Организационный момент: приветствие учащихся, напоминание о необходимости сдачи в конце урока тетрадей с выполненным домашним заданием (синий учебник – параграф №5, письменный ответ на задания 1-4 со стр. 44-45, зеленый учебник – параграф №7, письменный ответ на задания 1-4 со стр. 62-63).

Актуализация знаний по пройденному материалу:

1)      Устные ответы учащихся на вопросы – 5 мин.: 

- Что такое мораль?

- Нужна ли мораль людям?

- Почему мораль называют общечеловеческой ценностью?

- В чем заключается «золотое правило морали»?

- Что необходимо для того, чтобы «золотое правило морали» действовало в жизни каждого человека на планете Земля?

- Почему нелегко следовать нормам морали?

- Может ли талантливый человек быть злодеем?

- Что такое человечность?  

Давайте проведем небольшой словарный диктант. Свои ответы запишите в столбик в тетрадях.

1.                     Качество, противоположное злу.

2.                     Качество, необходимое для выполнения любого поручения.

3.                     Величайшее чувство доступное человеку

4.                     Отвага, решительность, самопожертвование в критической обстановке

 

Слайд 3. Ответы не случайны, т.к. они являются составляющими такого понятия как долг.

  Доброта

Ответственность

                     Любовь

                           Героизм

Слайд 4. Что же такое долг? Долг- это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.

Наука утверждает, что долг связывает человека с обществом, с другими людьми. Что это означает? Во первых. Вступая в отношения с другими людьми, с окружающими, мы приобретаем определенные объективные обязанности. Во вторых на нас ложится ответственность. Так .например, вы ученики. Есть у вас обязанности? Вы пошли в кино, стали кинозрителем. Есть обязанности? Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом. Долг связывает нас с ними. Не зависимо от нашего личного желания, т.е. у нас есть объективные обязанности и ответственность.

Слайд5. Наука предлагает выделять в долге две стороны: долг моральный и общественный.

Слайд 6. Моральный долг- принятие моральных норм, свободное и добровольное их выполнение. Моральный долг неразрывно связан с моральными обязанностями.

Слайд 7. Общественный долг- объективные обязанности, которые необходимо выполнять в жизни.

 

Вступление: Вступая в общество, человек связывает себя с ним посредством правил, несения обязанностей, следованию установленным обычаям, традициям, нормам, что в свою очередь способствует формированию у человека ответственности, совести, чувства долга.

 

Изучение нового материала (основная часть урока):

       Работа с фактами (синий учебник – стр. 46, зеленый учебник – стр. 64): 10 мин. землетрясение в Армении, авария на Чернобыльской АЭС.

Вопросы:

- Что за факты приведены в вашем учебнике? (стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация)

- Можете ли вы привести еще несколько примеров такого рода фактов? (примеры учеников)

       В повседневной жизни человека также очень часто происходят различные ситуации, которые мы можем классифицировать как особые, чрезвычайные – работа с ситуацией в тексте учебника (синий учебник – стр. 46-47, зеленый учебник – стр.65).

      

       Примеров такого рода ситуаций можно привести большое множество, но давайте попробуем определить то понятие, о котором шла речь как в фактах, так и в разобранной нами ситуации. Ответ учеников – долг. Да, вы совершенно правы, речь идет о долге. Есть у кого-либо представления о том, что это такое? Долг? (ответы учеников)

      

       Объяснение учителем – 15 мин:

- учитель зарисовывает на доске схему: «компоненты морали»: добро, зло, справедливость, несправедливость, долг, совесть, обращая внимание учеников на то, что долг – превращение требования морали в личную задачу для конкретного человека, а совесть -  это способность личности осуществлять самоконтроль, формулировать и выполнять нравственные обязанности, производить самооценку совершаемых поступков (ученики схему записывают в тетради)

 

- учитель объясняет, ученики фиксируют у себя в тетради:

                          ДОЛГ = объективные обязанности        +      ответственность

                                     (независимы от нашего желания)          (необходимость выполнять

                                                                                                        обязанности)

       Долг связывает нас с окружающим: людьми, ситуацией, окружающим миром, обстановкой и т.д., что означает, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть определенные объективные обязанности и ответственность.

Выполнить устно задание: синий учебник – стр. 52, зеленый учебник – стр. 70 – задание №1 

«В пьесе отечественного драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д…» есть эпизод, когда один из героев говорит молодому человеку по имени Володя: «Каждый имеет определенные обязанности и должен их выполнять». Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен … Никому ничего я не должен!»

Выскажи свою оценку столкнувшихся позиций.

 

- Учитель объясняет: С научной точки зрения принято различать две стороны долга: общественную и моральную. Зарисовывает на доске схему:

ВИДЫ ДОЛГА

ОБЩЕСТВЕННЫЙ                МОРАЛЬНЫЙ

Задание: используя п. «Долг общественный и долг моральный» (синий учебник -  стр. 47-49, зеленый учебник – стр. 66-67), прочитав, заполнить особенности каждого вида долга в тетради напротив его названия.

Правильный ответ:

ОБЩЕСТВЕННЫЙ                                                  МОРАЛЬНЫЙ

        - все объективные обязанности, которые                 - требования морали становятся

        человеку необходимо в жизни выполнять               личными задачами (т.е. человек не

        - носит принудительный характер                            только знает о моральных

                                                                                              требованиях, он сам себе эти 

                                                                                              требования предъявляет и

                                                                                              практически следует им в жизни)

 

Притча

Один плотник, сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

- Ты зарабатываешь очень много, но куда же ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть я отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

- Не может быть, чтобы у тебя были долги. Я и не слышал, чтобы ты кому-нибудь давал в долг, - возразил сосед.

- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что я расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал в ответ мастер.

Учитель:

1.О каком долге  идет речь в притче?

2.Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями?

3.Каким образом они будут отдавать этот долг?

Слайд №17: Обязанности подростков

Учитель:Назовите  ваши  обязанности.

4 этап: моделирование понятия “совесть”

Слайд №18, 19:Решение проблемы: « Кто контролирует исполнение долга?»

Учитель:

– Поиск ответа сложен, потому что вопрос труден. Предлагаю вам поработать сообща в режиме мозгового штурма.

Напоминаю правила мозгового штурма:

 

 

- Учитель объясняет: еще в начале урока мы с вами определили, наряду с долгом, еще один компонент морали, без которого она не была бы полной. Вспомните, о чем идет речь? (ученики отвечают) Верно, ребята, этим компонентом является совесть. Совесть – это самоконтроль человека, это внутренний контроль по отношению к исполнению долга. Если совесть – это внутренний контроль исполнения долга, то, что будет являться внешним контролером? (ответ: общественное мнение).

Задание: устное выполнение задания №3 (синий учебник – стр. 52, зеленый учебник – стр. 70): объясни как ты понимаешь смысл выражений «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть», «спокойная совесть»?

– Так что же такое “совесть”? Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

Афоризмы:

1.    Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.

М. А. Савицкий

2.    Честь – это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.

Шопенгауэр

3.    Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.

Д. С. Лихачев

4.    Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

С. Моэм

5.    Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

О. Бальзак

6.    Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

 

Домашнее задание:

Синий учебник – читать параграф №6.

Зеленый учебник -  читать параграф №8.

 

Закрепление: вопросы:

1.      Какие компоненты морали вы знаете?

2.      Вы ухе знаете, что долг – это обязанность, помноженная на ответственность. А что такое формализм, формальное понимание долга?

3.      Мы часто говорим, что люди держат ответ перед своей совестью, но в мире есть люди, про которых говорят: «Бессовестный!» Что же это за человек? Можно ли вообще назвать его человеком? Личностью? Какие последствия имеет его поведение для окружающих и для него самого?

 

Конспект урока по теме "Долг и совесть" обществознание 8 класс

Конспект урока по теме "Долг и совесть" обществознание 8 класс

Конспект урока по теме "Долг и совесть" обществознание 8 класс

Конспект урока по теме "Долг и совесть" обществознание 8 класс

Конспект урока по теме "Долг и совесть" обществознание 8 класс

Конспект урока по теме "Долг и совесть" обществознание 8 класс

Конспект урока по теме "Долг и совесть" обществознание 8 класс

Конспект урока по теме "Долг и совесть" обществознание 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2020