Класс: 8 класс
Тема: Долг и совесть
Цель урока: Сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности.
Задачи урока:
Обучающие- способствовать формированию представления обучающихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей его жизни; подвести учащихся к пониманию взаимосвязи общества и человека;
Развивающие- способствовать формированию умения обучающихся анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, аргументировано отвечать на поставленные вопросы; формировать умение оценивать поступки с позиции нравственности;
Воспитательные- способствовать воспитанию у обучающихся чувства долга, умения отвечать за свои поступки; воспитанию уважения к людям труда.
Цель урока: Сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
Задачи:1.Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
2.Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Организационный момент: приветствие учащихся, напоминание о необходимости сдачи в конце урока тетрадей с выполненным домашним заданием (синий учебник – параграф №5, письменный ответ на задания 1-4 со стр. 44-45, зеленый учебник – параграф №7, письменный ответ на задания 1-4 со стр. 62-63).
Актуализация знаний по пройденному материалу:
1) Устные ответы учащихся на вопросы – 5 мин.:
- Что такое мораль?
- Нужна ли мораль людям?
- Почему мораль называют общечеловеческой ценностью?
- В чем заключается «золотое правило морали»?
- Что необходимо для того, чтобы «золотое правило морали» действовало в жизни каждого человека на планете Земля?
- Почему нелегко следовать нормам морали?
- Может ли талантливый человек быть злодеем?
- Что такое человечность?
Давайте проведем небольшой словарный диктант. Свои ответы запишите в столбик в тетрадях.
1. Качество, противоположное злу.
2. Качество, необходимое для выполнения любого поручения.
3. Величайшее чувство доступное человеку
4. Отвага, решительность, самопожертвование в критической обстановке
Слайд 3. Ответы не случайны, т.к. они являются составляющими такого понятия как долг.
Доброта
Ответственность
Любовь
Героизм
Слайд 4. Что же такое долг? Долг- это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.
Наука утверждает, что долг связывает человека с обществом, с другими людьми. Что это означает? Во первых. Вступая в отношения с другими людьми, с окружающими, мы приобретаем определенные объективные обязанности. Во вторых на нас ложится ответственность. Так .например, вы ученики. Есть у вас обязанности? Вы пошли в кино, стали кинозрителем. Есть обязанности? Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом. Долг связывает нас с ними. Не зависимо от нашего личного желания, т.е. у нас есть объективные обязанности и ответственность.
Слайд5. Наука предлагает выделять в долге две стороны: долг моральный и общественный.
Слайд 6. Моральный долг- принятие моральных норм, свободное и добровольное их выполнение. Моральный долг неразрывно связан с моральными обязанностями.
Слайд 7. Общественный долг- объективные обязанности, которые необходимо выполнять в жизни.
Вступление: Вступая в общество, человек связывает себя с ним посредством правил, несения обязанностей, следованию установленным обычаям, традициям, нормам, что в свою очередь способствует формированию у человека ответственности, совести, чувства долга.
Изучение нового материала (основная часть урока):
Работа с фактами (синий учебник – стр. 46, зеленый учебник – стр. 64): 10 мин. землетрясение в Армении, авария на Чернобыльской АЭС.
Вопросы:
- Что за факты приведены в вашем учебнике? (стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация)
- Можете ли вы привести еще несколько примеров такого рода фактов? (примеры учеников)
В повседневной жизни человека также очень часто происходят различные ситуации, которые мы можем классифицировать как особые, чрезвычайные – работа с ситуацией в тексте учебника (синий учебник – стр. 46-47, зеленый учебник – стр.65).
Примеров такого рода ситуаций можно привести большое множество, но давайте попробуем определить то понятие, о котором шла речь как в фактах, так и в разобранной нами ситуации. Ответ учеников – долг. Да, вы совершенно правы, речь идет о долге. Есть у кого-либо представления о том, что это такое? Долг? (ответы учеников)
Объяснение учителем – 15 мин:
- учитель зарисовывает на доске схему: «компоненты морали»: добро, зло, справедливость, несправедливость, долг, совесть, обращая внимание учеников на то, что долг – превращение требования морали в личную задачу для конкретного человека, а совесть - это способность личности осуществлять самоконтроль, формулировать и выполнять нравственные обязанности, производить самооценку совершаемых поступков (ученики схему записывают в тетради)
- учитель объясняет, ученики фиксируют у себя в тетради:
ДОЛГ = объективные обязанности + ответственность
(независимы от нашего желания) (необходимость выполнять
обязанности)
Долг связывает нас с окружающим: людьми, ситуацией, окружающим миром, обстановкой и т.д., что означает, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть определенные объективные обязанности и ответственность.
Выполнить устно задание: синий учебник – стр. 52, зеленый учебник – стр. 70 – задание №1
«В пьесе отечественного драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д…» есть эпизод, когда один из героев говорит молодому человеку по имени Володя: «Каждый имеет определенные обязанности и должен их выполнять». Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен … Никому ничего я не должен!»
Выскажи свою оценку столкнувшихся позиций.
- Учитель объясняет: С научной точки зрения принято различать две стороны долга: общественную и моральную. Зарисовывает на доске схему:
ВИДЫ ДОЛГА
ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОРАЛЬНЫЙ
Задание: используя п. «Долг общественный и долг моральный» (синий учебник - стр. 47-49, зеленый учебник – стр. 66-67), прочитав, заполнить особенности каждого вида долга в тетради напротив его названия.
Правильный ответ:
ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОРАЛЬНЫЙ
- все объективные обязанности, которые - требования морали становятся
человеку необходимо в жизни выполнять личными задачами (т.е. человек не
- носит принудительный характер только знает о моральных
требованиях, он сам себе эти
требования предъявляет и
практически следует им в жизни)
Притча
Один плотник, сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:
- Ты зарабатываешь очень много, но куда же ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.
- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть я отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.
- Не может быть, чтобы у тебя были долги. Я и не слышал, чтобы ты кому-нибудь давал в долг, - возразил сосед.
- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что я расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал в ответ мастер.
Учитель:
1.О каком долге идет речь в притче?
2.Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями?
3.Каким образом они будут отдавать этот долг?
Слайд №17: Обязанности подростков
Учитель:Назовите ваши обязанности.
4 этап: моделирование понятия “совесть”
Слайд №18, 19:Решение проблемы: « Кто контролирует исполнение долга?»
Учитель:
– Поиск ответа сложен, потому что вопрос труден. Предлагаю вам поработать сообща в режиме мозгового штурма.
Напоминаю правила мозгового штурма:
- Учитель объясняет: еще в начале урока мы с вами определили, наряду с долгом, еще один компонент морали, без которого она не была бы полной. Вспомните, о чем идет речь? (ученики отвечают) Верно, ребята, этим компонентом является совесть. Совесть – это самоконтроль человека, это внутренний контроль по отношению к исполнению долга. Если совесть – это внутренний контроль исполнения долга, то, что будет являться внешним контролером? (ответ: общественное мнение).
Задание: устное выполнение задания №3 (синий учебник – стр. 52, зеленый учебник – стр. 70): объясни как ты понимаешь смысл выражений «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть», «спокойная совесть»?
– Так что же такое “совесть”? Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.
Афоризмы:
1. Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.
М. А. Савицкий
2. Честь – это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.
Шопенгауэр
3. Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.
Д. С. Лихачев
4. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.
С. Моэм
5. Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.
О. Бальзак
6. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.
Генри Луис Менкен
Домашнее задание:
Синий учебник – читать параграф №6.
Зеленый учебник - читать параграф №8.
Закрепление: вопросы:
1. Какие компоненты морали вы знаете?
2. Вы ухе знаете, что долг – это обязанность, помноженная на ответственность. А что такое формализм, формальное понимание долга?
3. Мы часто говорим, что люди держат ответ перед своей совестью, но в мире есть люди, про которых говорят: «Бессовестный!» Что же это за человек? Можно ли вообще назвать его человеком? Личностью? Какие последствия имеет его поведение для окружающих и для него самого?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.