Конспект урока по теме: Доли. Обыкновенные дроби.
Цель: познакомить учащихся с понятиями дроби, числитель и знаменатель дробей; формировать навыки чтения и записи обыкновенных дробей; формировать навыки решения задач на нахождение числа по его дроби; формировать умение работать в группах; развивать логическое мышление; воспитывать любовь к предмету
Тип урока: усвоение новых знаний
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Устный фронтальный опрос:
- Как называются компоненты при делении?
- Как найти неизвестный делитель?
- Как найти неизвестное делимое?
2. Решение уравнения (1 ученик у доски)
;
;
;
;
III. Мотивация учебной деятельности
1. Работа в группах. Проблемное задание «Всегда ли возможно выполнить деление?». (При необходимости учитель может давать ученикам подсказки.) Подсказки: а) Как найти долю при делении 25 на 3? б) Как поделить пирог между 5 детьми?
ВЫВОД: большее число можно разделить на меньшее в любом случае (деление нацело или деления с остатком), а вместо деления меньшего числа на большее мы используем дроби. Деления невозможно только в случае деления на ноль.
2. Что означают слова «полуфинал», «четвертьфинал», «полуостров», «четверть часа», «половинная нота»?
IV . Восприятие и усвоение учебного материала
1. Объяснение учителя (применение презентации)
Частное от деления одного числа на другое равно дроби, числитель которой равен делимому, а знаменатель - делителю.
Число, записанное под чертой дроби, называют знаменателем дроби. Знаменатель дробей показывает на сколько равных частей разделено целое.
Число, записанное над чертой дроби, называют числителем дроби. Числитель дроби показывает, сколько взято равных частей целого числа.
2. Устные упражнения:
- Прочитать дроби:
- Какую часть закрасили?
- На день рождения к Маринке пришло 5 друзей. Мама испекла и разрезала пиццу на 6 кусков. В этом случае каждому из присутствующих детей достанется по 1 куску, то есть от всей пиццы. Где знаменатель показывает, что разделили пиццу на 6 кусков , а числительное сколько съел каждый.
- Некоторые части от единиц измерения имеют особые названия. Так, 1 см это - м, а 1 г - это кг, 1 минута – это часа.
Пример. Клоун, чтобы рассмешить публику, объявил антракт на суток и сказал, что в кафе продается мороженое порциями по ц. Сколько минут длился антракт и сколько грамм мороженого в одной порции?
3. Изображение дробных чисел:
Дробные числа, как и натуральные, можно изображать точками числового луча. Например, для изображения дроби поделим единичный отрезок на четыре равных части. Затем от начала луча отложим 3 таких части. Получим искомую точку А (), которая изображает число .
4. Самостоятельная практическая работа
Изобразить на числовом луче числа
5. Работа в парах «Игра правильно прочитай и запиши»
Один ученик получает листочек с написанными дробями. Он должен продиктовать дроби своему соседу, а тот записать. Затем осуществляется проверка, и ученики меняют свою роль при выполнении задания.
6. Исторические сведения об использовании названия дробей в разных странах (сообщения учащихся).
Вы знаете, что натуральные числа возникли в результате практической деятельности людей, которым нужно было считать животных, предметы, измерять длину, площади, объема. Но результаты измерения не всегда можно было обозначить натуральным числом, потому что следствием измерений чаще всего получаем части принятой единицы. Так, на основе потребностей практики возникло понятие дроби - числа, состоящего из нескольких одинаковых частей единицы.
В Египте с дробями оперировали еще 4 000 лет до рождения Христа. Об этом свидетельствуют древние документы, сохранившиеся с тех времен. Однако общего способа для обозначения всех дробей, как это принято теперь, когда числитель записывают сверху, а знаменатель - снизу, а между ними ставят черту у египтян не было. При выполнении вычислений древние египтяне применяли только так называемые единичные дроби - дроби с числителем 1, то есть: и т.д. Все остальные дроби они сводили к единичным. Например, дробь подавали в виде суммы единичных дробей и . Для возведения дробей к единичным были составлены специальные таблицы.
Вавилоняне предпочитали постоянный знаменатель, равный 60 (), римляне - со знаменателем 12 (),, называя дробь унцией. Но уже греческий математик Герон Александрийский в 1 ст. до Христова Рождения использовал дроби с любым числителем и знаменателем.
Особое место принадлежит дробям.. Эти дроби играли выдающуюся роль в музыке. До сих пор в общепринятой нотной записи длинная нота целая - делится на половинки (вдвое короче), четвертые, восьмые, шестнадцатые.
У нас в Киевской Руси дроби называли «долями». Отдельные дроби имели специальные названия, записанные в таблице.
дробь и |
современное название |
древнее название |
одна шестая |
полтретьей |
|
одна восьмая |
пол четверти |
|
одна двенадцатая |
Пол-полтретьей |
|
одна шестнадцатая |
Пол-полчетвертой |
|
одна двадцать четвёртая |
Пол-пол-полтретьей |
|
Одна тридцать вторая |
Пол-пол-полчетвертой |
6. Работа по учебнику
№ 684
VI. Итоги урока
1) Рефлексия
2) Домашнее задание п. 25 изучить №6 83, №685, №687 .
Творческое задание: Сколько существует обыкновенных дробей в которых числитель и знаменатель одновременно одноцифровые числа?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.