Федор Михайлович Достоевский.
Тема: Эпилог романа. «Он воскрес, и он знал это.»
Цель: В процессе работы над содержанием эпилога выяснить, какие нравственные силы повлияли на воскресение Раскольникова.
Продолжить работу над совершенствованием пересказа, умением работать с книгой.(текстом), выбирать главное, цитировать, обобщать, сопоставлять.
Наглядность : портрет Достоевского. Текст романа. Иллюстрация И.С.Глазунова к роману.
План – конспект урока.
1. Вступительное слово учителя
2. Работа с текстом романа. Эпилог.
-В конце романа мы видим Раскольникова на каторге. Каким он предстаёт перед читателем?
Рассказ учащегося. Задание классу: выписать ключевые слова и выражения из эпилога 1 и 2 части, помогающие понять душевное состояние героя. С.561 –563
( Всегда один. Он не стал другим человеком. Сомнения одолевают его.
- Как каторжане относятся к Раскольникову? ( Они не любили его за гордыню, за отречение от бога. «Ты безбожник – Убить тебя надо» Не любили за то, что нарушил заповеди Христа.)
Учитель: Испытывая на себе ненависть каторжан, Раскольников задается еще одним вопросом: «Почему все каторжные так полюбили Соню?»
Как на это отвечает Достоевский?
Чтение выразительно отрывка с. 565. Наблюдения записать самостоятельно в тетради. ( Они боготворят ее, любят за простоту и человечность, за умение прийти каждому на помощь. Она никого не судит, принимает людей такими, какие они есть.
Соня в страшном мире романа – тот нравственный абсолют, светлый полюс, который притягивает всех.)
- С какой целью автор вводит в повествование еще один сон Раскольникова? Как вы поняли этот сон?
( Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все люди вообразили себя Героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед: ведь гением-предводителем чувствует себя каждый. Разгораются споры, которые переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастия всего человечества люди убивают друг друга – и все меньше живых остается на нашей планете, охваченной вирусом наполеоновской идеи. Пустая земля, где люди перебили друг друга,- вот логический итог теории Раскольникова.
И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти ИДЕИ, начинается – может, наконец, начаться – его путь к людям.)
Учитель: Как вы поняли, что же помогло Раскольникову вернуться к жизни, к себе настоящему, к людям?
- Что же окончательно исцелило Раскольникова? Обращаемся к тексту.
Учащиеся находят и читают:
- Поиск на мучившие его вопросы приводит его к ЕВАНГЕЛИЮ.
Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни. После долгих раздумий и сомнений Раскольников начинает по-иному смотреть на то что его окружает. Он смирился. Перестал бунтовать. Новый взгляд на жизнь проявляется в отношении героя к Соне, что-то неведомое открывается ему в ней. Может быть это сила спасительной чистоты. Трудно представить такого Раскольникова: « …он мельком и быстро взглянул на нее, ничего не выговорил и опустил глаза в землю…»
«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени.»
Эти слезы – рубеж нового этапа его жизни: « …он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим…»
«В этот день ему даже показалось…»
Их воскресила любовь…»
Учитель: А что такое любовь в христианском мировоззрении? ( 13 глава. Новый завет. Гимн христианской любви Апостола Павла) Долготерпение, милосердие, отсутствие зависти, гордости, прощение, радость за других, готовность переносить всякие скорби.
Наступивший период в жизни Раскольникова характеризуется освобождением от пут Теории и возвращение героя к себе настоящему. Это состояние освобождения ощущает и читатель. Раскольникову становится легче дышать, свежий воздух, от недостатка которого он так долго страдал, буквально пронизывает последние страницы романа.
6. Эмоциональное звучание последним страницам романа придает пейзаж.
- Сопоставьте письменно этот пейзаж с изображением Петербурга, где созрело и совершилось преступление Раскольникова.
Все, что теснило душу и мысль, сменилось широкими просторами, бесконечными далями. И каторжник, закованный в кандалы, выйдя ранним утром на берег реки, почувствовал себя более свободным, чем горожанин, замурованный в каменном мешке.
« С высокого берега ….»
Пейзажу созвучны чувства героев романа. Говоря о Соне и Раскольникове, автор употребляет многократно один и тот же эпитет «бесконечное счастье, бесконечно любит, бесконечные источники жизни»
С ясным ранним утром гармонирует переворот, который произошел в душе Раскольникова.
« В этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь»
Так описание ясного утра, сияющей зари завершает трагическую историю Раскольникова.
Итог. Но если автор дарит душевный мир своим героям, если обещает им – через семь мгновенных лет – покой и счастье то читателю он покоя не дарит.
Домашнее задание: сочинение «Роль эпилога в романе Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.