Конспект урока по теме: «Скалярное произведение векторов. Угол между векторами» 11 класс
Оценка 4.9

Конспект урока по теме: «Скалярное произведение векторов. Угол между векторами» 11 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
11 кл
31.07.2024
Конспект урока по теме: «Скалярное произведение векторов. Угол между векторами» 11 класс
Цель урока: усвоение понятия угла между векторами и скалярного произведения векторов, формулы скалярного произведения в координатах; усвоение умений и навыков применения скалярного произведения векторов при решении задач, самостоятельно выбирая нужный метод решения; усвоение умений и навыков применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Конспект урока по теме «Скалярное произведение векторов. Угол между векторами» 11 класс.docx

Урок № 35 (геометрия)

Класс: 11

Тема урока: «Скалярное произведение векторов. Угол между векторами»

Цель урока: усвоение понятия угла между векторами и скалярного произведения векторов, формулы скалярного произведения в координатах; усвоение умений и навыков применения скалярного произведения векторов при решении задач, самостоятельно выбирая нужный метод решения; усвоение умений и навыков применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

Задачи урока:

1. Воспитательные: воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи, умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях; воспитание умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умения анализировать свою деятельность, делать самостоятельные выводы. 

2. Развивающие: развитие пространственного мышления; развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации; развитие навыков реализации теоретических навыков в практической деятельности; развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли; развитие интереса к предмету через содержание учебного материала; развитие умений самостоятельно оценивать и принимать решения; развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; развитие внимания, мышления, памяти, самостоятельности; расширение кругозора.

3. Образовательные: ввести понятие угла между векторами и скалярного произведения векторов, рассмотреть формулу скалярного произведения в координатах; показать применение скалярного произведения векторов при решении задач; рассмотреть основные свойства скалярного произведения; сформировать умения вычислять скалярное произведение векторов и находить угол между векторами; показать, как используется скалярное произведение векторов при решении задач на вычисление углов между двумя прямыми, а также между прямой и плоскостью.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма проведения: классно-урочная.

Методы: показательно-иллюстративные с применением мультимедийных технологий: словесный, практический, контролирующий.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная работа.

Оборудование урока: компьютер, презентация Microsoft Office PowerPoint. записи на доске, учебники, индивидуальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка подготовленности учащихся к занятию.

Приветствие учителя и учащихся.

 

2. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка темы, целей и задач урока, проверка домашнего задания.

Тема «Скалярное произведение векторов. Угол между векторами» является важной темой в геометрии. Скалярное произведение векторов применяется для нахождения длины вектора, косинуса угла между векторами, проекции одного вектора на направление другого и установления перпендикулярности векторов.

3. Актуализация мыслительных процессов через организацию сопутствующего повторения.

Задача 1. (Демонстрация экрана рис.1).

Дано: О(0; 0; 0), А(4; 0; 0), В(0; 6; 0), ΔAОВ - прямоугольный.

Найти: 1) К(х; у; z) - центр окружности, описанной около ΔAОВ; 2) АК = R.

2. Устные упражнения

Решение задач с целью подготовить учащихся к восприятию нового материала.

Фронтальная работа с классом: отвечает один из учащихся, остальные при необходимости дополняют, исправляют ответ своего товарища.

http://compendium.su/mathematics/geometry11/geometry11.files/image476.jpgВекторы в пространстве (рис. 2).

1. Дано: А(-3; -2; 4), В(-4; 3; 2).

Найти: http://compendium.su/mathematics/geometry11/geometry11.files/image475.jpg

 2. Дано: А(2; -3; 1), В(4; -5; 0), С(5; 0; -4), D(7; -2;-3).

Равны ли векторы http://compendium.su/mathematics/geometry11/geometry11.files/image477.jpg?

3. Коллинеарные ли векторы http://compendium.su/mathematics/geometry11/geometry11.files/image477.jpg, если А(1; -3; 4), В(5; 1; -2), С(2; 0; 1), D(4; -2; 2) (рис. 3).

 

 

http://compendium.su/mathematics/geometry11/geometry11.files/image478.jpg

4. Изучение нового материала.

Словесное объяснение нового материала и работа с учебником п.76; 77 стр.171-172.

Угол между векторами

Если векторы не являются сонаправленными, то лучи ОА и ОB образуют угол АОВ.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/2aaad6a2-e73d-46d7-a9a8-8c3178e6ae91.gifhttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/6d9a587d-06e5-493b-a569-36422c57a058.gif

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/87871d56-52f2-47cb-b159-8c8836ebffb1.gif

Определение: Два вектора называются перпендикулярными, если угол между ними равен 90°.

Скалярное произведение векторов:

Определение: Скалярным произведением двух векторов называется число, равное произведению длин этих векторов на косинус угла между ними. Запишем формулу:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/f158cba2-9f52-434d-b441-cf69a461f4c7.gif

Доказательство утверждений:

Утверждение1. Скалярное произведение ненулевых векторов равно нулю тогда и только тогда, когда эти векторы перпендикулярны.

Утверждение2. Скалярный квадрат вектора https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/636b4350-7f17-45bb-9976-6e21050fae60.jpeg равен квадрату его длины. https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/63be352e-14d3-47e4-946b-5570b8f66876.jpeg

Формула скалярного произведения двух векторов https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/7de6ead2-8b47-49e6-b610-b9730ff317f9.jpeg и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/4d6c5456-690b-4275-b3b8-ec3443995af7.jpeg

Через их координаты https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/3b42c0ec-8207-494b-bb6d-0ba250e04c7b.jpeg

Скалярное произведение двух векторов равно сумме произведений соответствующих координат этих векторов.

 https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/7ff340aa-d5ee-4efc-a300-2c1bf69f78df.pnghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/4d56727a-6990-459b-868e-00757a8c939f.jpeg

Угол между векторами.

Косинус угла между векторами пространства https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/97efa2e8-893d-436c-b346-2589b9d5efb0.gif , заданными в ортонормированном базисе https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/8cadf6dd-05e6-483a-bf33-d3a34cd92beb.gif , выражается формулой: 
https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/e1c31e6a-f8d4-43ee-b4ab-c291f4cc472b.gif

Сформулируем основные свойства скалярного произведения векторов.

Для любых векторов https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/93645260-c9de-4b1b-952b-da3299448618.jpeg и любого числа k справедливы равенства:

1) https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/f33320dd-1e4f-4935-8926-2083a13ff4b7.jpeg причем https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/d90ab68c-5367-4087-b6b9-944faaac6327.jpeg при https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/eacfe8ff-91fb-4d4b-90c9-20263c0f1f07.jpeg

2) https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/2676adce-7eb4-4f16-b12b-90acfe2fcca5.jpeg  (переместительный закон).

3) https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/5bbae2cb-5478-4010-b55e-ae2c97f6c065.jpeg  (распределительный закон).

4) https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/70064240-6184-4b6f-9469-69883d1885a7.jpeg (сочетательный закон).

Вычисление углов между прямыми и плоскостями.

Угол между двумя прямыми (пересекающимися или скрещивающимися), если известны координаты направляющих векторов.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5723/20190417115102/OEBPS/objects/c_geom_11_2_1/9bff92e3-ff60-4762-9413-22aec8bc4b44.jpeg

 

5. Здороровьесберегающие технологии.

Комплекс упражнений для снятия усталости –1 минута.

https://yoga-in-greece.ru/wp-content/uploads/7/e/0/7e041d228a910f5435275bfedf6f99a2.jpeg

 

 

6. Первичное применение полученных знаний на практике. 

Демонстрация решения примера № 687 (а).

 

7. Формирование умений и навыков решения упражнений применение основного свойства дроби.

Практическое решение заданий.

image251. Устно.

Дан куб ABCDA1B1C1D1 (рис. 7).

 Найдите угол между векторами

ahttp://compendium.su/mathematics/geometry11/geometry11.files/image527.jpg

б) http://compendium.su/mathematics/geometry11/geometry11.files/image528.jpg

в) http://compendium.su/mathematics/geometry11/geometry11.files/image529.jpg

(Ответы: а) 45°; б) 45°; в) 135°.)

2. Решение задач № 687 (б).

Дополнительная задача

Вычислите угол между вектором http://compendium.su/mathematics/geometry11/geometry11.files/image542.jpg и координатным вектором http://compendium.su/mathematics/geometry11/geometry11.files/image543.jpg

 (Ответ: 48°11’.)

3. Решить самостоятельно (по группам, дифференцированные задания).

 

1 группа № 682 а); 2 группа № 684 а); 3 группа № 692 б).

Ответы: 

 

8. Закрепление изученного материала.

Ознакомиться с материалом:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5723/conspect/149166/

Просмотр видео:

https://www.youtube.com/watch?v=i0DXRtNdug8

 

9. Подведение итогов урока. Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Учить пп.76, 77, 78 стр.171-173.

Дифференцированное домашнее задание.

I уровень: пройти онлайн тест по теме: 

https://onlinetestpad.com/ru/test/563942-skalyarnoe-proizvedenie-vektorov сделать screenshot результатов и прислать как д/з, подписав «Тест»;

II уровень: Решать №693; №694 письменно.

Желаю успехов!

 

10. Рефлексия.

Учитель задает вопросы, побуждая обучающихся к анализу своей деятельности на уроке. Выражает удовлетворение от работы на уроке, оценивает работу, благодарит за работу на уроке.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок № 35 (геометрия) Класс: 11

Урок № 35 (геометрия) Класс: 11

Векторы в пространстве (рис. 2)

Векторы в пространстве (рис. 2)

Вычисление углов между прямыми и плоскостями

Вычисление углов между прямыми и плоскостями

Ответ: 48°11’.) 3. Решить самостоятельно (по группам, дифференцированные задания)

Ответ: 48°11’.) 3. Решить самостоятельно (по группам, дифференцированные задания)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2024