Конспект урока по теме «Водные ресурсы. Охрана вод».
Оценка 4.9

Конспект урока по теме «Водные ресурсы. Охрана вод».

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
естествознание +2
7 кл—11 кл
20.03.2024
Конспект урока по теме  «Водные ресурсы. Охрана вод».
Цели урока Образовательные: - рассмотреть значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве; - закрепить знания о внутренних водах России (понятия, типы вод) - дать понятие о стихийных природных явлениях, связанных с водой; Коррекционно-развивающие: -формирование умений извлекать нужную информацию различных источников и делать выводы; -формирование умений анализировать полученную информацию; - развитие информационной культуры учащихся; -формирование умения слушать и вступать в диалог. Воспитательные: -формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; -продолжение экологического воспитания школьников; -привитие бережного и экономного отношения к водным ресурсам; -привитие заботы у учащихся к окружающей среде и своему здоровью; -развитие чувства прекрасного.
Водные ресурсы. Охрана вод.doc

Конспект урока по теме  «Водные ресурсы. Охрана вод».

 

Цели урока

Образовательные:

-  рассмотреть значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве;

-  закрепить знания о внутренних водах России (понятия, типы вод)

-  дать понятие о стихийных природных явлениях, связанных с водой;

Коррекционно-развивающие:

-формирование умений извлекать нужную информацию различных источников и делать выводы;

-формирование умений анализировать полученную информацию;

- развитие информационной культуры учащихся;

-формирование умения слушать и вступать в диалог.

Воспитательные:

-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-продолжение экологического воспитания школьников;

-привитие бережного и экономного отношения к водным ресурсам;

-привитие заботы у учащихся к окружающей среде и своему здоровью;

-развитие чувства прекрасного.

Ход урока

1.    Организационный момент

2.   Проверка домашнего задания. Вспомните какую роль в жизни человека играет вода. В каком состоянии вода находится в природе? Что такое мировой круговорот воды?

3.     Объяснение нового материала.

Постановка целей и задач урока.

Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один предположил - что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство - это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них прав? (Ученики выдвигают свои предположения).

Да, каждый из вас прав по-своему. Но все же мы совсем не можем обойтись без природы. Человек не может жить без воздуха и воды. Мы сегодня будем  говорить о водных ресурсах России и их охране.

 

Сегодня вы узнаете о значении воды, попытаетесь дать оценку водным ресурсам и их размещению по территории России, познакомитесь с понятием «водный кадастр», рассмотрите мероприятия по охране воды, вспомните стихийные природные явления, связанные с водой. Моими помощниками сегодня будут ваши одноклассники.

Нас  призвали беречь водные ресурсы. А что такое водные ресурсы?

 

Водные ресурсы и их использование

Водные ресурсы России значительны и разнообразны. Запасы пресной воды содержаться не только в реках, озерах, водохранилищах, но также и в подземных водоемах, ледниках, многолетней мерзлоте и болотах.

Определения записать в тетрадь.

Водные ресурсы – это поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы для водоснабжения населения, в сельском хозяйстве и промышленности.

Задание «Расход воды»

Решите задачу:

Одному горожанину требуется в сутки от 300 до 400 л воды. Сколько воды потребуется семье из 3 человек в год? (365х300=109500 л)

 

Водные ресурсы – это воды, которые человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве. Без воды человек жить не может.

Назовите значение рек:

а) На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды. Для производства 1 тонны сахара расходуется 100 м³ воды, 1 т бумаги – 900 м³, 1 т резины – 1500 м³.

б) Вода рек – это дешевые водные пути.

в) Большая часть пресных вод расходуется в сельском хозяйстве на орошение.

Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление

Человек влияет на водные ресурсы.

– Рассмотрим две стороны этого процесса: отрицательное и положительное влияние.

– В чем же состоит отрицательное влияние?

Влияние человека на водные ресурсы.

Задание  «Использование воды»

Заполните таблицу:

 

Водопользование

Водопотребление

 

 

 

 

 

Задание  «Положительное и отрицательное влияние человека на водные ресурсы»

Заполните таблицу:

 

Положительное влияние

Отрицательное влияние

 

 

 

 

 

Наша страна располагает огромными (в абсолютном исчислении) ресурсами речного стока, однако в расчете на единицу площади обеспеченность территории России этими ресурсами оказывается ниже среднемировой почти в 2 раза.

 

Деятельность человека становиться в настоящее время мощным фактором, влияющим на качество водных ресурсов. Влияние это может быть как непосредственным, например, при строительстве ГЭС, заборы воды рек для орошения и т. п., так и косвенным, через другие компоненты природы: климат, почву, растительность и др. Так, нерациональная рубка лесов усиливает неравномерность стока, увеличивает эрозию. Напротив, посадка лесов, лесоразведение делают сток более устойчивым, служат защитой земель от эрозии. Чрезмерная распашка степей юга России в конце прошлого века способствовала ухудшению условий впитывания воды в почву, усилению стока в период половодий и обмелению рек в межень, развитию эрозийных процессов.

Серьезной проблемой, которая требует неотложных решений, является проблема загрязнения вод. Истощение водных ресурсов в результате потери их качества представляют большую угрозу. Чем их количественное истощение.

Среди мер по улучшению водных ресурсов заметную роль играет регулирование стока. С этой целью создаются водохранилища на реках, хотя наряду с очевидными выгодами наличие водохранилищ приводит к отрицательным последствиям как для окружающей среды, так и для народного хозяйства. К ним прежде всего относятся затопление и подтопление прилегающих к водохранилищам земель (как правило плодородных пойменных) и лесов, населенных пунктов, гибель рыбы, снижение потенциала самоочищения и опасность загрязнения воды рек сточными (промышленными, бытовыми и сельскохозяйственными) водами.

Изменение режима рек связанные с вырубкой лесов в бассейнах рек, осушение болот. Особенно страдают малые реки, а ведь они составляют 99,9% общей численности рек. Поэтому в настоящее время создание новых крупных водохранилищ ведется, как правило, в горных районах, на реках с узкими и глубокими речными долинами. Кроме того, все больше внимания уделяется подземным водохранилищам. Часто при создании водохранилищ решается и энергетическая проблема. 

Закрепление темы:

– Приведите примеры ухудшения качества воды.

(Сплав древесины (молевой) – часть древесины, намокая, тонет, гниет, загрязняет воду ядовитыми веществами.

Загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме этого, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т. к.  происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит затопление пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ остаются деревни, и даже города)

– Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений россиян?

1)  Строить очистительные сооружения, а многие очистительные сооружения реконструировать.

2)  Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищать и снова использовать на этом же предприятии.

3)  Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.

4)  Прекращение молевого (россыпью) сплава леса по рекам.

5)   Необходимо добиться  всемерного сокращения потребления воды как таковой прежде всего с помощью улучшения технологии производства и сокращения потерь.

5.Итог урока

Мне хотелось бы закончить урок одним поучительным преданием, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.

На острове Шри – Ланка в 5 веке н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданным им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство». Давайте будем беречь богатство, данное нам природой –  воду!

 

Итак, мы рассмотрели с вами все запланированные на урок вопросы. Что нового вы сегодня узнали? Является ли вода – богатством?

 

6.Рефлексия

Наш урок подошел к концу.

У вас на парте лежит анкета. Она мне поможет узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Для этого ответьте на вопросы

-Были ли моменты урока, которые вас особенно заинтересовали? (да, нет)

-Важно ли знание документов по природоохранному законодательству? (да, нет)

-Какие вопросы темы Вас еще интересуют?

-Показался ли тебе комфортным темп урока?

7. Задание на дом   параграф 22. Практическая часть: узнать у родителей сколько стоит холодная и горячая вода, установлены ли в  квартире счетчики на воду? В какую сумму обходиться оплата воды? Есть ли ко мне вопросы по домашнему заданию?

 

 


Конспект урока по теме «Водные ресурсы

Конспект урока по теме «Водные ресурсы

Водные ресурсы и их использование

Водные ресурсы и их использование

России этими ресурсами оказывается ниже среднемировой почти в 2 раза

России этими ресурсами оказывается ниже среднемировой почти в 2 раза

Строить очистительные сооружения, а многие очистительные сооружения реконструировать

Строить очистительные сооружения, а многие очистительные сооружения реконструировать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2024