Конспект урока по теме "Знание и сознание" обществознание 10 класс
Оценка 4.7

Конспект урока по теме "Знание и сознание" обществознание 10 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
обществознание
10 кл
16.01.2020
Конспект урока по теме "Знание и сознание" обществознание 10 класс
Конспект урока Знания и сознание.docx

Тема урока: Знание и сознание

Тип урока: урок-исследование

Ход урока:

I. Организационный момент.

       Здравствуйте, ребята.

       Посмотрите, пожалуйста, на слайд презентации (слайд № 1). Попробуйте продолжить высказывание известного греческого философа Фалеса: «Блаженство тела состоит в ……., блаженство ума - ……….».

       А теперь посмотрим, насколько вы оказались правы (показываем на слайде № 2 высказывание) - «Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании».

       Попробуйте ответить на вопрос «Что же такое знание?», обобщив свои ответы на вопросы (слайд № 3): а) о мире физических явлений я знаю…б) о мире живых существ я знаю …в) о мире людей я знаю…г) - о себе я знаю…

       Обобщая высказывания школьников, обращаем внимание на разнообразие и объем накопленных ими знаний о мире и человеке.

На слайде № 4 показываем определение: Знание - результат познания. Познание – процесс получения знания.

Французскому философу Р. Декарту принадлежит известное высказывание: «Я мыслю, следовательно, я существую» (слайд 5). Ученые же до сих пор спорят о сущности, происхождении и функциях сознания. Обсуждается ими вопрос об отличиях понятий «знание» и «сознание». Попытаемся и мы выработать первичные представления по данным вопросам.

Тема урока: «Знание и сознание». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Что такое «сознание»?

2. Сознание индивидуальное и общественное.

3. Теоретическое и обыденное сознание.

II. Актуализация знаний:

     Задание: Слайд 7 – проверка знаний по теме познание – определи соответствие:

Познание: агностицизм, гносеология, конвенциализм

1)    отвергают возможность познания мира

2)    выражают сомнения, что все знания о мире носят объективный характер

3)    познание не дает доставерного знания о мире

4)    утверждают принципиальную возможность познания мира

5)    не отрицают принципиальную возможность познания мира

6)    утверждают возможность получения достоверных знаний о мире

Ответ: 1 – 1,3, 2 – 4,6, 3 – 2,5 (слайд 8).

 

        Изучением сознания занимаются психология и философия. Что же такое сознание? Какие характерные черты оно имеет?

       Задание: подберите ассоциативный ряд к понятию «сознание» (слайд 9)

Примерный ответ: Сознание: разум, память, ценности, идеи и образы, мышление, представления, знания о мире и т.д.

  Попробуем сопоставить первичные знания о достаточно сложном вопросе философии: что такое «сознание»? Посмотрите на схему:

 Слайд 9-10

http://compendium.su/social/10klass/10klass.files/image079.jpg

Слайд 11

http://compendium.su/social/10klass/10klass.files/image080.jpg

 Слайд 12

- Как вы думаете, всегда ли человек осознает все то, что относится к знанию?

- Ряд философов в наши дни в качестве главного признака сознания выделяют не знания, а направленность на определенный предмет и объект.

 

2. Классификация видов сознания

Слайд 13 Существует множество попыток провести классификацию сознания. Познакомимся с некоторыми из них.

Работая с выдержками из § 26, заполните таблицу:

 

Виды и формы сознания

 

Форма сознания

Сущность и основные черты

Индивидуальное сознание

В его состав входят личные идеи и ценности. Оно находится во взаимозависимости с общественным сознанием, но вбирает далеко не все элементы общественного сознания. Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, но люди по-разному воспринимают существующие в общественном сознании элементы.

Каждое индивидуальное сознание имеет собственные источники развития, поэтому каждая личность уникальна

Общественное сознание

Оно формируется в результате духовной жизни общества. Общественное сознание включает в себя нравы, традиции, психический склад народов. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью.

Оно существует на основе преемственности того лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни общества.

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества (прогрессивное и тормозящее воздействие)

Теоретический уровень общественного сознания

Основные структурные элементы: общественная психология и идеология.

Общественная психология - совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций данного общества в целом и для каждой из социальных групп Она формируется стихийно, непосредственно под воздействием жизненных обстоятельств Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон.

Идеология всегда носит общественный характер. Соотношение между общественной психологией и идеологией отдаленно напоминает соотношение между эмоциональным, чувственным и рациональным уровнем общественного сознания: психология отражает внешние проявления социальной действительности, а идеология - глубоко проникает в сущность явлений

Обыденное сознание

Это сознание, непосредственно вплетенное в повседневную практическую жизнь людей

Массовое сознание

Масса как субъект массового сознания представляет собой особую совокупность индивидов - участников политических движений, аудитории СМИ, потребителей тех или иных социально «окрашенных» товаров и услуг, болельщиков спортивных команд и др.

Характерные черты:

• состоит из множества «единиц»;

• вхождение в нее носит случайный, неупорядоченный характер;

• ситуативность существования;

• разнородность, смешанность состава;

• противоречивость;

• способность к быстрым и неожиданным изменениям;

• приводит к стандартизации поведения, образов действительности, способов ее познания.

По содержанию:

• совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений;

• более узко, чем общественное сознание в целом. Структура - сложный конгломерат, возникающий на «пересечении» всех известных типов общественного сознания - общественной психологии и идеологии, обыденного и теоретического, абстрактного и художественного и т. д.

Мощный регулятор массовых форм поведения

 

III. Итог урока

- Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения?

- Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура?

- Дайте характеристику различных форм общественного сознания.

- Какие уровни принято выделять в общественном сознании?

- Чем связаны между собой общественная психология и идеология?

- Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание?

 

Домашнее задание:

Читать § 26, учить записи

Конспект урока по теме "Знание и сознание" обществознание 10 класс

Конспект урока по теме "Знание и сознание" обществознание 10 класс

Конспект урока по теме "Знание и сознание" обществознание 10 класс

Конспект урока по теме "Знание и сознание" обществознание 10 класс

Конспект урока по теме "Знание и сознание" обществознание 10 класс

Конспект урока по теме "Знание и сознание" обществознание 10 класс

Конспект урока по теме "Знание и сознание" обществознание 10 класс

Конспект урока по теме "Знание и сознание" обществознание 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020