Тема урока: Знание и сознание
Тип урока: урок-исследование
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
Посмотрите, пожалуйста, на слайд презентации (слайд № 1). Попробуйте продолжить высказывание известного греческого философа Фалеса: «Блаженство тела состоит в ……., блаженство ума - ……….».
А теперь посмотрим, насколько вы оказались правы (показываем на слайде № 2 высказывание) - «Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании».
Попробуйте ответить на вопрос «Что же такое знание?», обобщив свои ответы на вопросы (слайд № 3): а) о мире физических явлений я знаю…б) о мире живых существ я знаю …в) о мире людей я знаю…г) - о себе я знаю…
Обобщая высказывания школьников, обращаем внимание на разнообразие и объем накопленных ими знаний о мире и человеке.
На слайде № 4 показываем определение: Знание - результат познания. Познание – процесс получения знания.
Французскому философу Р. Декарту принадлежит известное высказывание: «Я мыслю, следовательно, я существую» (слайд 5). Ученые же до сих пор спорят о сущности, происхождении и функциях сознания. Обсуждается ими вопрос об отличиях понятий «знание» и «сознание». Попытаемся и мы выработать первичные представления по данным вопросам.
Тема урока: «Знание и сознание». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Что такое «сознание»?
2. Сознание индивидуальное и общественное.
3. Теоретическое и обыденное сознание.
II. Актуализация знаний:
Задание: Слайд 7 – проверка знаний по теме познание – определи соответствие:
Познание: агностицизм, гносеология, конвенциализм
1) отвергают возможность познания мира
2) выражают сомнения, что все знания о мире носят объективный характер
3) познание не дает доставерного знания о мире
4) утверждают принципиальную возможность познания мира
5) не отрицают принципиальную возможность познания мира
6) утверждают возможность получения достоверных знаний о мире
Ответ: 1 – 1,3, 2 – 4,6, 3 – 2,5 (слайд 8).
Изучением сознания занимаются психология и философия. Что же такое сознание? Какие характерные черты оно имеет?
Задание: подберите ассоциативный ряд к понятию «сознание» (слайд 9)
Примерный ответ: Сознание: разум, память, ценности, идеи и образы, мышление, представления, знания о мире и т.д.
Попробуем сопоставить первичные знания о достаточно сложном вопросе философии: что такое «сознание»? Посмотрите на схему:
Слайд 9-10
Слайд 11
Слайд 12
- Как вы думаете, всегда ли человек осознает все то, что относится к знанию?
- Ряд философов в наши дни в качестве главного признака сознания выделяют не знания, а направленность на определенный предмет и объект.
2. Классификация видов сознания
Слайд 13 Существует множество попыток провести классификацию сознания. Познакомимся с некоторыми из них.
Работая с выдержками из § 26, заполните таблицу:
Виды и формы сознания
Форма сознания |
Сущность и основные черты |
Индивидуальное сознание |
В его состав входят личные идеи и ценности. Оно находится во взаимозависимости с общественным сознанием, но вбирает далеко не все элементы общественного сознания. Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, но люди по-разному воспринимают существующие в общественном сознании элементы. Каждое индивидуальное сознание имеет собственные источники развития, поэтому каждая личность уникальна |
Общественное сознание |
Оно формируется в результате духовной жизни общества. Общественное сознание включает в себя нравы, традиции, психический склад народов. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью. Оно существует на основе преемственности того лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни общества. Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества (прогрессивное и тормозящее воздействие) |
Теоретический уровень общественного сознания |
Основные структурные элементы: общественная психология и идеология. Общественная психология - совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций данного общества в целом и для каждой из социальных групп Она формируется стихийно, непосредственно под воздействием жизненных обстоятельств Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Идеология всегда носит общественный характер. Соотношение между общественной психологией и идеологией отдаленно напоминает соотношение между эмоциональным, чувственным и рациональным уровнем общественного сознания: психология отражает внешние проявления социальной действительности, а идеология - глубоко проникает в сущность явлений |
Обыденное сознание |
Это сознание, непосредственно вплетенное в повседневную практическую жизнь людей |
Массовое сознание |
Масса как субъект массового сознания представляет собой особую совокупность индивидов - участников политических движений, аудитории СМИ, потребителей тех или иных социально «окрашенных» товаров и услуг, болельщиков спортивных команд и др. Характерные черты: • состоит из множества «единиц»; • вхождение в нее носит случайный, неупорядоченный характер; • ситуативность существования; • разнородность, смешанность состава; • противоречивость; • способность к быстрым и неожиданным изменениям; • приводит к стандартизации поведения, образов действительности, способов ее познания. По содержанию: • совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений; • более узко, чем общественное сознание в целом. Структура - сложный конгломерат, возникающий на «пересечении» всех известных типов общественного сознания - общественной психологии и идеологии, обыденного и теоретического, абстрактного и художественного и т. д. Мощный регулятор массовых форм поведения |
III. Итог урока
- Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения?
- Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура?
- Дайте характеристику различных форм общественного сознания.
- Какие уровни принято выделять в общественном сознании?
- Чем связаны между собой общественная психология и идеология?
- Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание?
Домашнее задание:
Читать § 26, учить записи
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.