Конспект урока "Показательные уравнения"
Оценка 4.6

Конспект урока "Показательные уравнения"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
математика
22.10.2021
Конспект урока "Показательные уравнения"
Показательные уравнения.docx

Тема: «Методы решения показательных уравнений»

Показательные уравнения

Уравнения, содержащие неизвестные в показателе степени, называются показательными уравнениями. Простейшим из них является уравнение  аx = b, где а > 0, а ≠ 1.

  1) При b < 0 и b = 0 это уравнение не имеет решения.

  2) При b > 0 уравнение имеет единственный корень. Для того, чтобы его найти, надо b представить в виде b = aс,     аx = bс ó x = c или x = logab.

Показательные уравнения путем алгебраических преобразований  приводят к стандартным уравнениям, которые решаются, используя следующие методы:

1)                метод приведения к одному основанию ;

2)                метод введения новых переменных;

3)                метод разложения на множители;

4)                 показательно – степенные уравнения;

                           

Метод приведения к одному основанию

Способ основан на следующем свойстве степеней: если равны две степени и равны их основания, то равны и их показатели, т.е. уравнение надо попытаться свести к виду

Примеры.  Решить уравнение:                   

                   1.  3x = 81;

Представим правую часть уравнения в виде 81 = 34 и запишем уравнение, равносильное исходному    3 x = 34x = 4.  Ответ: 4.

                 2.   

Представим правую часть уравнения в виде и перейдем к уравнению для   показателей степеней 3x+1 = 3 – 5x; 8x = 4; x = 0,5. Ответ:  0,5.

                    3.

Представим правую часть данного уравнения в виде  1 = 50 и перейдем к уравнению для показателей степеней  x2-3x+2 = 0, откуда легко получить решения x = 1 и x=2.

Ответ: 1 и 2.

                    4.        

Заметим, что числа 0,2 , 0,04 , √5 и 25 представляют собой степени числа 5. Воспользуемся этим и преобразуем исходное уравнение следующим образом:

, откуда 5-x-1 = 5-2x-2  ó - x – 1 = - 2x – 2, из которого находим решение  x = -1.  Ответ: -1.                                 

 Метод введения новых переменных

Введение новой переменной (подстановка) обычно производится после преобразований (упрощения) членов уравнения. Рассмотрим примеры.

Примеры. Решить уравнение:

 1.  .

Перепишем уравнение иначе:  

Обозначим 5x = t > 0, тогда   т.е. 3t2 – 2t – 1 =0, отсюда t1 = 1, -не удовлетворяет условию t > 0. Итак, 5x = 1 = 50 <=> x = 0. Ответ: 0.

 

 2.  .

 РешениеПерепишем уравнение в виде 

и заметим, что оно является однородным уравнением второй степени.

Разделим уравнение на 42x, получим         

Заменим            2t2 – 5t +3 = 0 , где t1 = 1,     t2 =   .

                                                                                                                                                   

Ответ: 0; 0,5.

 Метод разложения на множители

1.   Решите уравнение:  5x+1 - 5x-1 = 24. 

Решение. Перепишем уравнение в виде    

Теперь в левой части уравнения вынесем за скобки общий множитель 5x.

Получим   , откуда

Ответ:  1.

2.  6x + 6x+1 = 2x + 2x+1 + 2x+2.                             

      Решение. Вынесем за скобки в левой части уравнения 6x, а в правой части – 2x. Получим уравнение  6x(1+6) = 2x(1+2+4) ó 6x = 2x.

Так как 2x >0 при всех x, можно обе части этого уравнения разделить на 2x, не опасаясь при этом потери решений. Получим  3x = 1ó x = 0.

Ответ: 0.

3. 

Решение.  Решим уравнение методом разложения на множители.

Выделим квадрат двучлена 

Ответ: 2.

 Показательно – степенные уравнения

  К показательным уравнениям примыкают так называемые показательно – степенные уравнения, т.е. уравнения вида (f(x))g(x) = (f(x))h(x).

    Если известно, что f(x)>0 и f(x) ≠ 1, то уравнение, как и показательное, решается приравниванием показателей g(x) = f(x).

    Если условием не исключается возможность f(x)=0 и f(x)=1, то приходится рассматривать и эти случаи при решении показательно – степенного уравнения.

   1. Решить уравнение  

 Решение. Для нахождения корней уравнения следует рассмотреть четыре случая:

1)                x + 1=x2 – 1 ( показатели равны);

2)                x = 1(основание равно единице);

3)                x = 0 (основание равно нулю);

4)                x = -1(основание равно -1).

Решим первое уравнение: x2x – 2 = 0,  x = 2, x = -1.

Проверка:

x1 = 2  => 23 = 23 – верно;

x2 = -1 => (-1)0 =(-1)0 – верно;

x3 = 1  => 12 = 10 – верно;

x4 = 0  =>  01 = 0(-1) – не имеет смысла.

Ответ: -1; 1; 2.

  Уравнение вида f(x)g(x) = 1 равносильно совокупности двух систем

 

         f(x)g(x) = 1

 

2. 

Решение. x2 +2x-8 – имеет смысл при любых x , т.к. многочлен, значит уравнение равносильно совокупности

     

       

Ответ: -2; 2.

 

Домашнее задание.   

 

 3-x+2 =

1) 0  2)  4  3)  -2  4)  -4

32x-8 = √3

1)17/4  2) 17  3) 13/2  4)  -17/4

1) 3;1  2) -3;-1  3)  0;2  4) корней нет

1) 7;1  2) корней нет  3) -7;1  4) -1;-7

1) 0;2;   2) 0;2;3  3) 0  4)  -2;-3;0

   

 

1)  -1      2) 0     3) 2    4)  1

 


 

Тема: «Методы решения показательных уравнений»

Тема: «Методы решения показательных уравнений»

Метод введения новых переменных

Метод введения новых переменных

Решение. Решим уравнение методом разложения на множители

Решение. Решим уравнение методом разложения на множители

Ответ: -2; 2. Домашнее задание

Ответ: -2; 2. Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2021