Тема урока: Повесть «Один день Ивана Денисовича». Раскрытие «лагерной» темы.
Цель урока: раскрыть своеобразие звучания «лагерной» темы в повести А.И. Солженицына.
Задачи:
1) познакомить с рассказом; показать мастерство писателя; раскрыть значение произведения Солженицына.
2) развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умения производить сравнительную характеристику героев литературных произведений,
3) показать проблему нравственного выбора на примере повести
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Вначале было слово — точнее, книга. В
1954 году поэт и журналист Илья Эренбург написал повесть «Оттепель»: историю о
том, как молодые люди выбирают между правдой и ложью, Родиной и Парижем,
эгоизмом и стремлением быть нужным людям — и все это на фоне не столько
календарной, сколько чувствующейся в жизни весны. До весны советской, которая,
кстати, тоже началась не по календарю, тогда оставалось два года.
25 февраля 1956 года, в последний день работы ХХ съезда КПСС, генсек
Никита Хрущев зачитал доклад «О культе личности и его последствиях», в котором
среди прочего осуждались сталинский террор и репрессии. Именно
с этой «секретной речи» и началась эпоха невиданной свободы, которая затронула
почти все стороны жизни советского человека. Заметно ослабла цензура в
литературе и кино, легче задышало неофициальное искусство, которое перестали
загонять в рамки сталинского соцреализма. СССР стал более открытой страной, и
даже США в официальных источниках теперь позиционировались не как враги, а как
«оппоненты».
Поэзия стала вторым после кино важнейшим искусством эпохи, затронувшим большое количество людей. В то время как в Штатах, например, тысячи людей собирались послушать рок-музыку, в Советском Союзе тысячи собирались, чтобы послушать стихи Б. Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского.
По-другому зазвучали и писатели: В. М. Шукшин автор многочисленных рассказов об обитателях советской деревни. Уже позже, в 1970-е, появляется целая плеяда авторов деревенской прозы, самые заметные из которых — Валентин Распутин и Виктор Астафьев.
В конце 1961 года в 11-м номере журнала «Новый мир» была опубликована повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — история одного дня среднестатистического лагерного зэка Ивана Шухова. Как замечал историк Юрий Аксютин, публикация, одобренная лично генсеком, стала таким же праздником души для антисталинистов, как вынос тела Сталина из мавзолея — и это было одно из самых красноречивых свидетельств ослабления цензуры в советской литературе. Повесть тогда прочитала вся страна.
Рассказ, написанный в 1959 году, был задуман еще в лагере в 1950 году.
Первоначально название рассказа «Щ-854(Один день одного зека)». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день…» А.Т. Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» - это было первое впечатление поэта.
Правда жизни во всей её полноте – вот главное этическое требование Солженицина. И повесть является ярким подтверждением этого.
2. Работа с текстом.
- Как же родился замысел «Одного дня…»?
Как пишет сам Солженицын, замысел рассказа возник в один из лагерных дней. «Просто был такой лагерный день, тяжёлая работ, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир – одним днём.. достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё».
Сообщение ученика о лагерной жизни А.И. Солженицына.
- Кто главный герой повести?
Иван Денисович Шухов. Его образ сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица - все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.
Рассказывая о лагере и лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранить себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова его первого бригадира: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».
Аналитическая беседа.
- Восстановим прошлое Ивана Денисовича. Как он попал в лагерь?
Иван Денисович Шухов был осужден на десять лет по сфабрикованному делу: его обвинили в том, что он вернулся из плена с секретным немецким заданием, а каким именно — придумать так и не смогли. По сути, Шухов разделил судьбу миллионов других людей, воевавших за Родину, и по окончании войны из пленников немецких лагерей перекочевавших в разряд «врагов народа».
- Почему день, описанный в повести, кажется Шухову «почти счастливым»? Прожитый в лагере день не принес особых неприятностей. Это уже счастье в данных условиях.
- Что же это за условия? Обратимся к тексту.
Лагерь находится в Сибири, рядовое место для содержания заключённых системы ГУЛАГ. Сам автор называет лагерь "десятым кругом ада".
Ограниченное пространство земли, колючая проволока по периметру, вышки с прожекторами и часовые с автоматами наперевес, охрана с собаками, вой сирен. За рядами колючей проволоки находятся деревянные бараки, наспех сколоченные, продуваемые всеми ветрами. В каждом бараке двуярусные нары, ни воды, ни удобств, не у всех постельное бельё. Отдельно огромный барак столовая, медицинская часть, домик для начальника лагеря и охраны.
Уже с первых двух фраз мы окунаемся в тяжелую жизнь заключенных: день лагерников начинается в пять часов утра, спят они в ледяном помещении: «В пять часов утра, как всегда, пробило подъем – молотком об рельс у штабного барака. Прерывистый звон слабо прошел сквозь стекла, намерзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было, и надзирателю неохота было рукой махать».
И сразу же мы узнаем о волчьих законах, которые позволяют выжить в этих нечеловеческих условиях, законах унизительных: «богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку», «пробежать по каптеркам, где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь».
Кормят заключенных плохо, только чтобы не умерли с голоду; настолько скудно, что они вылизывают миски: «Баланда не менялась ото дня ко дню, зависело: какой овощ на зиму заготовят. В летошнем году заготовили одну соленую морковку – так и прошла баланда на чистой моркошке с сентября до июня. А нонче – капуста черная». Самое сытное в этой баланде – мелкая, костлявая рыбешка.
Прием пищи для лагерников – процесс очень важный. Тут хоть «крыша гори – спешить не надо». Вот как Шухов ест свою жалкую порцию хлеба: «Тогда достал хлебушек в белой тряпице и, держа ее в запазушке, чтобы ни крошка мимо той тряпицы не упала, стал мало-помалу откусывать и жевать». И вспоминая, как раньше, до лагерей, он был расточителен к еде, Шухов думает: «Есть надо, чтоб думка была на одной еде, вот как сейчас эти кусочки малые откусываешь, языком их мнешь и щеками подсасываешь – и такой тебе духовитый этот хлеб черный сырой».
- Какие «счастливые события» происходят с героем?
«Слава тебе, Господи, еще один день прошел!» — этими словами заканчивает повествование Иван Денисович, «прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый». Действительно, этот день один самых «удачных»: бригаду Шухова не выгнали на Соцгородок тянуть проволоку на морозе, без обогрева, герой миновал карцер, отделался лишь мытьем полов в надзирательской, получил в обед лишнюю порцию каши, работа досталась знакомая — стену класть на ТЭЦ, он миновал благополучно шмон, пронес в лагерь ножовку, подработал вечером у Цезаря, купил у латыша два стакана самосаду и, самое главное, — не заболел.
- Если такой день счастливый, то какие несчастливые?
- Что помогает герою устоять, остаться человеком?
Он сумел сохранить в своей душе доброту, не обозлился, не потерял человечности. Шухов готов поделиться последним с хорошим человеком. Так, Иван Денисович угощает печеньем Алешку-баптиста для того, чтобы хоть как-то поддержать его, ведь тот «всем угождает, а заработать не может». А Гопчик для Ивана Денисовича почти как родной сын.
- Что помогает выжить?
Иван Денисович «не был шакал даже после восьми лет общих работ — и чем дальше, тем крепче утверждался». Этот человек старается заработать только своим трудом: шьет тапочки, подносит бригадиру валенки, занимает очередь за посылками, за что и получает честно заработанное. У Шухова тверды представления о гордости и чести. Как крестьянин, Шухов очень хозяйственный: он не может просто так пройти мимо куска ножовки, зная, что из него можно сделать нож, что является возможностью дополнительного заработка.
- В повести заключенные делятся на тех, кому автор симпатизирует, и тех, к кому он относится с неприязнь. Кого автор выделяет из лагерного люда? О ком пишет с симпатией? Кого называет «дерьмом»?
В «Одном дне…» есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, кавторанг Буйновский, латыш Кильдигс, Сенька Клевшин. Они не роняют себя и слов зря не роняют. Бригадир Тюрин – для всех «отец». От того, как «процентовку» закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить умеет, и за других думает.
«Непрактичный» Буйновский пытается бороться за свои права и получает «десять суток строгого». Шухов не одобряет поступка Буйновского: «Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься».
Писатель выделяет еще одного героя, не названного по имени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом старике». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное число лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял. «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что немного выпало ему за все годы отсиживаться придурком».
«Придурки» – лагерные «аристократы» – лакеи: дневальные по бараку, десятник Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко, парикмахер, бухгалтер, один из КВЧ – «первые сволочи, сидевшие в зоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».
Шухову с его здравым смыслом и Буйновскому с его «неумением жить» противопоставлены те, кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется». Прежде всего, это кинорежиссер Цезарь Маркович. У него меховая шапка, присланная с воли: «Кому-то Цезарь подмазал, и разрешили ему носить чистую городскую шапку». Все на морозе работают, а Цезарь в тепле в конторе сидит. Шухов не осуждает Цезаря: каждый хочет выжить. Одна из отличительных черт жизни Цезаря – «образованные разговоры». Кино, которым занимался Цезарь – игра, то есть выдуманная, ненастоящая жизнь, с точки зрения зэка.
- В рассказе Солженицына соединились художественный вымысел и документальность. В нем много деталей: бытовых, поведенческих, психологических, что говорит о мастерстве писателя. В чём же состоит своеобразие языка Солженицына? От чьего лица ведется повествование?
Роль несобственно-прямой речи
Солженицын, объединяя образ автора и героя, был обязан создать совершенно отчетливо речевую среду, которая соединяла бы в себе:
1) индивидуальные особенности речи героя в соответствии с его характером,
2) более широкие приметы его родного тегменёвского говора (а вернее – общие черты диалектно-просторечного «говорения», характерные для современного крестьянина),
3) речевой колорит среды, окружающей его в заключении.
Разговорная основа стиля - переплетение прямой, несобственно-прямой и косвенной речи.
Преобладание общелитературной лексики
В повести «Один день Ивана Денисовича» диалектная и жаргонная лексика играет традиционную роль наиболее ярких стилистических речевых средств: «Снуют зэки во все концы! Одно время начальник лагеря еще такой приказ издал: никаким заключенным в одиночку по зоне не ходить. А куда можно – вести всю бригаду одним строем. А куда всей бригаде сразу никак не надо – скажем, в санчасть или в уборную, – то сколачивать группы по четыре-пять человек, и старшего из них назначать, и чтоб вел своих строем туда, а там дожидался, и назад – тоже строем».
Сарказм этого последнего отрывка, например, обостряется именно подчеркнутой нейтральностью словесного подбора, еще более «остраняющей» бессмысленность и тупость изображаемых лагерных порядков. Новый просторечно-«боевой» фразеологизм «сколачивать группы» лишь усугубляет обыденную «деловитость» сделанного как бы мимоходом пояснения.
Диалектные и просторечные формы в языке повести (апосля, надысь, милок, глянь-кось и т.п.).
Мы слышим живую, свободную от легко приобретаемого в недавние времена на различных сомнительных поприщах стандарта, щедрую на юмор, наблюдательную народную речь. Солженицын ее очень хорошо знает и чутко улавливает в ней малейшие новые оттенки. «Шухов... одной рукой поспешно, благодарно брал недокурок, а второю страховал снизу, чтоб не обронить».
Использование тюремного жаргона для подлинности и жизненности художественного повествования.
Настоящее искусство – это прежде всего правда. Правда в большом и малом. Правда в деталях, в том числе и речевых.
Неожиданной экспрессией оборачиваются:
1) использование забытого исходного значения слова (например, тленный ‘гниющий, гнилой’), которое сейчас малоупотребительно и во всех других своих значениях: «разварки тленной мелкой рыбешки»);
2) просто необычное для данной контекстной ситуации словоупотребление: «до обеда – пять часов. Протяжно». То же самое – в чудесном образе «ботинки с простором»;
4) неупотребительные формы слов, например, деепричастия ждя, пролья, которые расширяют диапазон сопоставительных возможностей называемых ими побочных действий с основными действиями: «Фу-у! – выбился Шухов в столовую. И не ждя, пока Павло ему скажет, – за подносами, подносы свободные искать». Здесь это ждя выстраивает действия Шухова в один временной ряд и подчеркивает их стремительность в ответственный момент: с боем прорваться в столовую, сразу сориентироваться и, хоть надо бы для порядка помбригадира сначала спросить, нестись за подносами, добывая их в схватках с зэками из других бригад.
5) в меру и к месту введены в «Один день Ивана Денисовича» пословицы и речения. Найдет ли главный герой кусок старой ножовки, вспомнит: «запасливый лучше богатого». Крикнет начальство и страх в костях: «битой собаке только плеть покажи». Не весь хлеб сразу съесть: «Брюхо – злодей, старого добра не помнит, завтра опять спросит».
Язык повести прост. Но прост той отточенной и выверенной простотой, которая действительно может быть только результатом сложности – неизбежной сложности писательского труда, если этот труд честен, смел и свободен.
«Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для дурака делаешь – дай показуху»; «Вроде не обидно никому, всем ведь поровну... А разобраться – пять дней работаем, а четыре едим»; «Сколь раз Шухов замечал: дни в лагере катятся – не оглянешься. А срок сам – ничуть не идет, не убавляется его вовсе»; «Закон – он выворотной. Кончится десятка – скажут, на тебе еще одну. Или в ссылку»; «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов – три лишних дня набавлялось».
3. Рефлексия.
Наша задача – письменно поразмышлять над проблемным вопросом «В лагере растлевают только те, кто уже и на воле растлевался или был к этому подготовлен».
- работа над лексическим значением слова растлеваться:
В Современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой читаем:
Растлеваться: становиться безнравственным; развращаться.
Почему же этого не произошло с Иваном Денисовичем?
Он: |
- простой человек из крестьянской семьи |
- честен |
- порядочен |
- живет по совести |
- окружающие ему доверяют |
- приспосабливается к жизни в лагере, но это не приспособленчество, т.к. он не теряет человеческого достоинства |
- работает много, добросовестно |
- отличается крестьянской бережливостью |
- ценит жизнь |
- живет в согласии с собой, умеет радоваться малому |
4. Заключение.
Хочется зачитать слова Солженицына: «Посвящаю всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И простят они мне, что я не всё увидел, не всё вспомнил, не обо всём догадался»
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Перечитать рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор».
ИСТОЧНИКИ
1. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.П. Журавлева.
2. https://www.culture.ru/s/ottepel/
3. https://www.lithelper.com/p_Lagernaya_jizn_v_povesti_A__I__Soljenicina_Odin_den-_Ivana_Denisovicha
4. https://zzizz.ru/lagernyj-mir-v-izobrazhenii-a-i-solzhenicyna-po-povesti-odin-den-ivana-denisovicha/
5. https://rus.1sept.ru/view_article.php?ID=200802305
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.