Конспект урока "Повесть "Один день Ивана Денисовича". Раскрытие "лагерной темы" в произведении".
Оценка 4.7

Конспект урока "Повесть "Один день Ивана Денисовича". Раскрытие "лагерной темы" в произведении".

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
22.08.2023
Конспект урока "Повесть "Один день Ивана Денисовича". Раскрытие "лагерной темы" в произведении".
Повесть Один день Ивана Денисовича. Раскрытие лагерной темы..docx

Тема урока: Повесть «Один день Ивана Денисовича». Раскрытие «лагерной» темы.

 

Цель урока: раскрыть своеобразие звучания «лагерной» темы в повести А.И. Солженицына.

         

Задачи:

1)    познакомить с рассказом; показать мастерство писателя; раскрыть значение произведения Солженицына.

2)    развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умения  производить сравнительную характеристику героев литературных произведений,

3)    показать проблему нравственного выбора на примере повести

 

                                                                                                                                                                                                                                      

 

Ход урока:

 

1. Вступительное слово учителя.

 

     Вначале было слово — точнее, книга. В 1954 году поэт и журналист Илья Эренбург написал повесть «Оттепель»: историю о том, как молодые люди выбирают между правдой и ложью, Родиной и Парижем, эгоизмом и стремлением быть нужным людям — и все это на фоне не столько календарной, сколько чувствующейся в жизни весны. До весны советской, которая, кстати, тоже началась не по календарю, тогда оставалось два года.                 
     25 февраля 1956 года, в последний день работы ХХ съезда КПСС, генсек Никита Хрущев зачитал доклад «О культе личности и его последствиях», в котором среди прочего осуждались сталинский террор и репрессии.
Именно с этой «секретной речи» и началась эпоха невиданной свободы, которая затронула почти все стороны жизни советского человека. Заметно ослабла цензура в литературе и кино, легче задышало неофициальное искусство, которое перестали загонять в рамки сталинского соцреализма. СССР стал более открытой страной, и даже США в официальных источниках теперь позиционировались не как враги, а как «оппоненты».

Поэзия стала вторым после кино важнейшим искусством эпохи, затронувшим большое количество людей. В то время как в Штатах, например, тысячи людей собирались послушать рок-музыку, в Советском Союзе тысячи собирались, чтобы послушать стихи Б. Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского.

По-другому зазвучали и писатели: В. М. Шукшин автор многочисленных рассказов об обитателях советской деревни. Уже позже, в 1970-е, появляется целая плеяда авторов деревенской прозы, самые заметные из которых — Валентин Распутин и Виктор Астафьев.

В конце 1961 года в 11-м номере журнала «Новый мир» была опубликована повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — история одного дня среднестатистического лагерного зэка Ивана Шухова. Как замечал историк Юрий Аксютин, публикация, одобренная лично генсеком, стала таким же праздником души для антисталинистов, как вынос тела Сталина из мавзолея — и это было одно из самых красноречивых свидетельств ослабления цензуры в советской литературе. Повесть тогда прочитала вся страна.

Рассказ, написанный в 1959 году, был задуман еще в лагере в 1950 году.

Первоначально название рассказа «Щ-854(Один день одного зека)». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием   произведения. Повестью назвал «Один день…» А.Т. Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» - это было первое впечатление поэта.

Правда жизни во всей её полноте – вот главное этическое требование Солженицина. И повесть является ярким подтверждением этого.

 

2. Работа с текстом.

 

-  Как же родился замысел «Одного дня…»?

Как пишет сам Солженицын, замысел рассказа возник в один из лагерных дней. «Просто был такой лагерный день, тяжёлая работ, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир – одним днём.. достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё».

 

Сообщение ученика о лагерной жизни А.И. Солженицына.

 

- Кто главный герой повести?

 

Иван Денисович Шухов. Его образ сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица - все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.  

Рассказывая о лагере и лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранить себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова его первого бригадира: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».

                                                              

Аналитическая беседа.

- Восстановим прошлое Ивана Денисовича. Как он попал в лагерь?

Иван Денисович Шухов был осужден на десять лет по сфабрикованному делу: его обвинили в том, что он вернулся из плена с секретным немецким заданием, а каким именно — придумать так и не смогли. По сути, Шухов разделил судьбу миллионов других людей, воевавших за Родину, и по окончании войны из пленников немецких лагерей перекочевавших в разряд «врагов народа».

- Почему день, описанный в повести, кажется Шухову «почти счастливым»?                                                                                                                    Прожитый в лагере день не принес особых неприятностей. Это уже счастье в данных условиях.

- Что же это за условия? Обратимся к тексту.

Лагерь находится в Сибири, рядовое  место для содержания заключённых системы ГУЛАГ. Сам автор называет лагерь "десятым кругом ада".

 Ограниченное пространство земли, колючая проволока по периметру, вышки с прожекторами и часовые с автоматами наперевес, охрана с собаками, вой сирен. За рядами колючей проволоки находятся деревянные бараки, наспех сколоченные, продуваемые всеми ветрами. В каждом бараке двуярусные нары, ни воды, ни удобств, не у всех постельное бельё. Отдельно огромный барак столовая, медицинская часть, домик для начальника лагеря и охраны.

Уже с первых двух фраз мы окунаемся в тяжелую жизнь заключенных: день лагерников начинается в пять часов утра, спят они в ледяном помещении: «В пять часов утра, как всегда, пробило подъем – молотком об рельс у штабного барака. Прерывистый звон слабо прошел сквозь стекла, намерзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было, и надзирателю неохота было рукой махать».

И сразу же мы узнаем о волчьих законах, которые позволяют выжить в этих нечеловеческих условиях, законах унизительных: «богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку», «пробежать по каптеркам, где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь».

Кормят заключенных плохо, только чтобы не умерли с голоду; настолько скудно, что они вылизывают миски: «Баланда не менялась ото дня ко дню, зависело: какой овощ на зиму заготовят. В летошнем году заготовили одну соленую морковку – так и прошла баланда на чистой моркошке с сентября до июня. А нонче – капуста черная». Самое сытное в этой баланде – мелкая, костлявая рыбешка.

Прием пищи для лагерников – процесс очень важный. Тут хоть «крыша гори – спешить не надо». Вот как Шухов ест свою жалкую порцию хлеба: «Тогда достал хлебушек в белой тряпице и, держа ее в запазушке, чтобы ни крошка мимо той тряпицы не упала, стал мало-помалу откусывать и жевать». И вспоминая, как раньше, до лагерей, он был расточителен к еде, Шухов думает: «Есть надо, чтоб думка была на одной еде, вот как сейчас эти кусочки малые откусываешь, языком их мнешь и щеками подсасываешь – и такой тебе духовитый этот хлеб черный сырой».

- Какие «счастливые события» происходят с героем?

«Слава тебе, Господи, еще один день прошел!» — этими словами заканчивает повествование Иван Денисович, «прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый». Действительно, этот день один самых «удачных»: бригаду Шухова не выгнали на Соцгородок тянуть проволоку на морозе, без обогрева, герой миновал карцер, отделался лишь мытьем полов в надзирательской, получил в обед лишнюю порцию каши, работа досталась знакомая — стену класть на ТЭЦ, он миновал благополучно шмон, пронес в лагерь ножовку, подработал вечером у Цезаря, купил у латыша два стакана самосаду и, самое главное, — не заболел.

 - Если такой день счастливый, то какие несчастливые?

- Что помогает герою устоять, остаться человеком?

Он сумел сохранить в своей душе доброту, не обозлился, не потерял человечности. Шухов готов поделиться последним с хорошим человеком. Так, Иван Денисович угощает печеньем Алешку-баптиста для того, чтобы хоть как-то поддержать его, ведь тот «всем угождает, а заработать не может». А Гопчик для Ивана Денисовича почти как родной сын.

- Что помогает выжить?

Иван Денисович «не был шакал даже после восьми лет общих работ — и чем дальше, тем крепче утверждался». Этот человек старается заработать только своим трудом: шьет тапочки, подносит бригадиру валенки, занимает очередь за посылками, за что и получает честно заработанное. У Шухова тверды представления о гордости и чести. Как крестьянин, Шухов очень хозяйственный: он не может просто так пройти мимо куска ножовки, зная, что из него можно сделать нож, что является возможностью дополнительного заработка.

- В повести заключенные делятся на тех, кому автор симпатизирует, и тех, к кому он относится с неприязнь. Кого автор выделяет из лагерного люда? О ком пишет с симпатией? Кого называет «дерьмом»?

В «Одном дне…» есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, кавторанг Буйновский, латыш Кильдигс, Сенька Клевшин. Они не роняют себя и слов зря не роняют. Бригадир Тюрин – для всех «отец». От того, как «процентовку» закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить умеет, и за других думает.

«Непрактичный» Буйновский пытается бороться за свои права и получает «десять суток строгого». Шухов не одобряет поступка Буйновского: «Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься».

Писатель выделяет еще одного героя, не названного по имени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом старике». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное число лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял. «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что немного выпало ему за все годы отсиживаться придурком».

«Придурки» – лагерные «аристократы» – лакеи: дневальные по бараку, десятник Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко, парикмахер, бухгалтер, один из КВЧ – «первые сволочи, сидевшие в зоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».

Шухову с его здравым смыслом и Буйновскому с его «неумением жить» противопоставлены те, кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется». Прежде всего, это кинорежиссер Цезарь Маркович. У него меховая шапка, присланная с воли: «Кому-то Цезарь подмазал, и разрешили ему носить чистую городскую шапку». Все на морозе работают, а Цезарь в тепле в конторе сидит. Шухов не осуждает Цезаря: каждый хочет выжить. Одна из отличительных черт жизни Цезаря – «образованные разговоры». Кино, которым занимался Цезарь – игра, то есть выдуманная, ненастоящая жизнь, с точки зрения зэка.

- В рассказе Солженицына соединились художественный вымысел и документальность. В нем  много деталей: бытовых, поведенческих, психологических, что говорит о мастерстве писателя. В чём же состоит своеобразие языка Солженицына? От чьего лица ведется повествование?

Роль несобственно-прямой речи

Солженицын, объединяя образ автора и героя, был обязан создать совершенно отчетливо речевую среду, которая соединяла бы в себе:

1)    индивидуальные особенности речи героя в соответствии с его характером,

2)    более широкие приметы его родного тегменёвского говора (а вернее – общие черты диалектно-просторечного «говорения», характерные для современного крестьянина),

3)    речевой колорит среды, окружающей его в заключении.

Разговорная основа стиля - переплетение прямой, несобственно-прямой и косвенной речи.

Преобладание общелитературной лексики

В повести «Один день Ивана Денисовича» диалектная и жаргонная лексика играет традиционную роль наиболее ярких стилистических речевых средств: «Снуют зэки во все концы! Одно время начальник лагеря еще такой приказ издал: никаким заключенным в одиночку по зоне не ходить. А куда можно – вести всю бригаду одним строем. А куда всей бригаде сразу никак не надо – скажем, в санчасть или в уборную, – то сколачивать группы по четыре-пять человек, и старшего из них назначать, и чтоб вел своих строем туда, а там дожидался, и назад – тоже строем».

Сарказм этого последнего отрывка, например, обостряется именно подчеркнутой нейтральностью словесного подбора, еще более «остраняющей» бессмысленность и тупость изображаемых лагерных порядков. Новый просторечно-«боевой» фразеологизм «сколачивать группы» лишь усугубляет обыденную «деловитость» сделанного как бы мимоходом пояснения.

 

Диалектные и просторечные формы в языке повести (апосля, надысь, милок, глянь-кось и т.п.).

Мы слышим живую, свободную от легко приобретаемого в недавние времена на различных сомнительных поприщах стандарта, щедрую на юмор, наблюдательную народную речь. Солженицын ее очень хорошо знает и чутко улавливает в ней малейшие новые оттенки. «Шухов... одной рукой поспешно, благодарно брал недокурок, а второю страховал снизу, чтоб не обронить».

Использование тюремного жаргона для подлинности и жизненности художественного повествования.

Настоящее искусство – это прежде всего правда. Правда в большом и малом. Правда в деталях, в том числе и речевых.

 

Неожиданной экспрессией оборачиваются:

 

1) использование забытого исходного значения слова (например, тленный ‘гниющий, гнилой’), которое сейчас малоупотребительно и во всех других своих значениях: «разварки тленной мелкой рыбешки»);

 

2) просто необычное для данной контекстной ситуации словоупотребление: «до обеда – пять часов. Протяжно». То же самое – в чудесном образе «ботинки с простором»;

 

4)                неупотребительные формы слов, например, деепричастия ждя, пролья, которые расширяют диапазон сопоставительных возможностей называемых ими побочных действий с основными действиями: «Фу-у! – выбился Шухов в столовую. И не ждя, пока Павло ему скажет, – за подносами, подносы свободные искать». Здесь это ждя выстраивает действия Шухова в один временной ряд и подчеркивает их стремительность в ответственный момент: с боем прорваться в столовую, сразу сориентироваться и, хоть надо бы для порядка помбригадира сначала спросить, нестись за подносами, добывая их в схватках с зэками из других бригад.

5)                в меру и к месту введены в «Один день Ивана Денисовича» пословицы и речения. Найдет ли главный герой кусок старой ножовки, вспомнит: «запасливый лучше богатого». Крикнет начальство и страх в костях: «битой собаке только плеть покажи». Не весь хлеб сразу съесть: «Брюхо – злодей, старого добра не помнит, завтра опять спросит».

Язык повести прост. Но прост той отточенной и выверенной простотой, которая действительно может быть только результатом сложности – неизбежной сложности писательского труда, если этот труд честен, смел и свободен.

«Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для дурака делаешь – дай показуху»; «Вроде не обидно никому, всем ведь поровну... А разобраться – пять дней работаем, а четыре едим»; «Сколь раз Шухов замечал: дни в лагере катятся – не оглянешься. А срок сам – ничуть не идет, не убавляется его вовсе»; «Закон – он выворотной. Кончится десятка – скажут, на тебе еще одну. Или в ссылку»; «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов – три лишних дня набавлялось».

 

3. Рефлексия.

Наша задача – письменно поразмышлять над проблемным вопросом «В лагере растлевают только те, кто уже и на воле растлевался или был к этому подготовлен».

- работа над лексическим значением слова растлеваться:

 

В Современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой читаем:

 

Растлеваться: становиться безнравственным; развращаться.

 

Почему же этого не произошло с Иваном Денисовичем?

 

  Он:

-       простой человек из крестьянской семьи

-       честен

-       порядочен

-       живет по совести

-       окружающие ему доверяют

-       приспосабливается к жизни в лагере, но это не приспособленчество, т.к. он не теряет человеческого достоинства

-       работает много, добросовестно

-       отличается крестьянской бережливостью

-       ценит жизнь

-       живет в согласии с собой, умеет радоваться малому

 

4. Заключение.

Хочется зачитать слова Солженицына: «Посвящаю всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И простят они мне, что я не всё увидел, не всё вспомнил, не обо всём догадался»

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Перечитать рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор».


 

ИСТОЧНИКИ

1.     Поурочные планы по учебнику под редакцией В.П. Журавлева.

2.     https://www.culture.ru/s/ottepel/

3.     https://www.lithelper.com/p_Lagernaya_jizn_v_povesti_A__I__Soljenicina_Odin_den-_Ivana_Denisovicha

4.     https://zzizz.ru/lagernyj-mir-v-izobrazhenii-a-i-solzhenicyna-po-povesti-odin-den-ivana-denisovicha/

5.     https://rus.1sept.ru/view_article.php?ID=200802305


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Повесть «Один день

Тема урока: Повесть «Один день

В конце 1961 года в 11-м номере журнала «Новый мир» была опубликована повесть

В конце 1961 года в 11-м номере журнала «Новый мир» была опубликована повесть

Иван Денисович Шухов был осужден на десять лет по сфабрикованному делу: его обвинили в том, что он вернулся из плена с секретным немецким заданием, а…

Иван Денисович Шухов был осужден на десять лет по сфабрикованному делу: его обвинили в том, что он вернулся из плена с секретным немецким заданием, а…

Какие «счастливые события» происходят с героем ? «Слава тебе,

Какие «счастливые события» происходят с героем ? «Слава тебе,

Придурки» – лагерные «аристократы» – лакеи: дневальные по бараку, десятник

Придурки» – лагерные «аристократы» – лакеи: дневальные по бараку, десятник

Диалектные и просторечные формы в языке повести (апосля, надысь, милок, глянь-кось и т

Диалектные и просторечные формы в языке повести (апосля, надысь, милок, глянь-кось и т

Или в ссылку»; «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три

Или в ссылку»; «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три

ИСТОЧНИКИ 1. Поурочные планы по учебнику под редакцией

ИСТОЧНИКИ 1. Поурочные планы по учебнику под редакцией
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2023