Конспект урока. Производная степенной функции
Оценка 4.6

Конспект урока. Производная степенной функции

Оценка 4.6
Контроль знаний +1
docx
математика
11 кл +1
12.04.2022
Конспект урока. Производная степенной функции
Конспект урока Производная степенной функции.docx

Конспект урока. Производная степенной функции

1. Этап мотивации к учебной деятельности. (1 мин)

Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть на сегодняшнем уроке. Сейчас я озвучу вам высказывание великого математика Н.И. Лобачевского, а вы скажите, как его понимаете. (Слушают учителя. Думают над высказыванием, анализируют его и выражают свои мысли)

«Нет ни одной области математики, как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира».

2. Этап актуализации и пробного учебного действия. (5 мин)

Повторим основные формулы и правила дифференцирования

Сформулировать понятие производной функции?

Ответ: Производной функции y = f(x) в данной точке x0 называется предел отношения приращения функции в этой точке к приращению аргумента, при условии, что приращение аргумента стремится к нулю.

Обозначение производной:. Тогда .

Как называется математическая операция нахождения производной функции?

Ответ: Операция нахождения производной называется дифференцированием.

В чем заключается геометрический смысл производной функции?

Ответ: Значение производной функции  в точке : .

А уравнение касательной к функции  в точке  имеет вид: .

Открыл геометрический смысл производной в 17-м в. Г. Ф. Лейбниц.

Какой знак имеет производная на интервале, если функция возрастает?

Ответ: Если функция возрастает, то f ′(x)>0 на этом интервале.

Какой знак имеет производная на интервале, если функция убывает?

Ответ: если функция убывает, то f ′(x)<0 на этом интервале.

В чем состоит физический (механический) смысл производной функции?

Ответ: Если тело движется по прямой согласно закону s(t), то формулы для нахождения скорости и ускорения тела в момент времени t: v (t)= s‘(t) и а(t) = v’(t).

Открыл механический смысл производной И. Ньютона.

Чтобы эффективно использовать производную при решении конкретных задач, необходимо, как таблицу умножения, знать таблицу производных элементарных функций и правила дифференцирования.

Убедимся в том, что вы эту таблицу знаете.

Учитель просит сформулировать правила нахождения производной.

Учащиеся называют основные правила нахождения производных.

Должны прозвучать ответы:

1. Производная суммы (u+v)'= u' + v';
2. О постоянном множителе (Cu)'=Cu';
3. Производная произведения (uv)'=u'v+uv';
4. Производная дроби (u/v)'=(u'v-uv')/v2;
5. Производная сложной функции  

3. Этап выявления места и причины затруднения. (3 мин). Теперь решим задачу.

Проблемная задача

Две материальные точки движутся прямолинейно

по законам

S1(t)=2,5t2 - 6t +1,

S2(t)=0,5t2 + 2t - 3

В какой момент времени скорости их равны, т.е.

V1(t0 )=V2 (t0 ), t0 - ?

(Пытаются самостоятельно решить задачу. Приходя к выводу, что не хватает знаний, чтобы прийти к верному ответу)

Решение:

 

Мы столкнулись с задачей, для решения которой нам не хватает знаний о производной еще одной функции, которая называется степенной.

4. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин).

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какие задачи перед нами стоят? (формулируют тему и задачи урока, ставят перед собой цель)

Тема урока: Производная степенной функции.

 

5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднений (10 мин). Формула для вычисления производной степенной функции xn, где n — произвольное натуральное число, большее 1, такова:

(xn)’=nxn-1 (1)


Формула производной функции х2 уже известна: (х2)' = 2х. Пользуясь формулой дифференцирования произведения, получаем: 

(x3)’=( x2x)= (x2)’x+ x2(x)’= 2xx + x21=3 x2;

(x4)’=( x3x)= (x3)’x+ x3(x)’= 3x2x+ x31=4x3.


Заметим теперь, что 

(x2)’=2x2-1, (x3)’=3x3-1, (x4)’=4x4-1,т.е. для n, равного 2, 3 и 4, формула (1) доказана. Продолжая аналогичные рассуждения, нетрудно убедиться в справедливости формулы (1) для n, равного 5, 6 и т. д. 


Докажем, что формула (1) верна для любого натурального n4. 


Допустим, что формула (1) верна при n = k, т. е. что (xk)’=kxk-1.


Покажем, что тогда формула (1) верна при n = k+1. Действительно, 

(xk+1)’=(xkx)=( xk)’x + xk(x)= kxk-1x + xk = (k+1) xk


Поэтому из того, что формула (1) верна при п = 4, следует, что она верна и при n = 5, но тогда она верна и при n = 6, а, следовательно, и при n = 7 и т. д. до любого n N (строгое доказательство основано на методе математической индукции). 


Если n = 1 или n = 0, то при х≠0 эта формула также справедлива. Действительно, по формуле (1) при х≠0 

(x1)’=1x1-1 = 1x0 =1,

(x0)’=0x0-1 = 0,что совпадает со значениями производных функций х и 1, уже известными из предыдущего пункта.


Пусть, наконец, п — целое отрицательное число, тогда n = —m, , где т — число натуральное. Применяя правило дифференцирования частного и пользуясь уже доказанной для натуральных т формулой (1), получаем при х≠0: 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/02/27/k_58b3e1ec47338/396066_1.jpeg

В результате можно сделать вывод:

 
Для любого целого n и любого x (x≠0 при n≤1) 

(xn)'=nxn-1

Из дифференцируемости степенной функции и основных правил вычисления производных вытекает, что целые рациональные функции (многочлены) и дробно-рациональные функции дифференцируемы в каждой точке своей области определения.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

(15 мин).

Решим следующие задания. 46(1,3,5);47(1,3,5,7);48(1,3,5); 49 (1,3,5); 50(1,3).

7. Физ-минутка. Найти фигуры на стене (1 мин).

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(5 мин).

КАРТОЧКА № 1

Найдите производную функции

1) х4;

2) х –7;

3) https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/24/s_59eef9c2d114c/719920_1.png

4) https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/24/s_59eef9c2d114c/719920_2.png;

5) https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/24/s_59eef9c2d114c/719920_3.png ;

6) https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/24/s_59eef9c2d114c/719920_4.png ;

7)https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/24/s_59eef9c2d114c/719920_5.png;

8)https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/24/s_59eef9c2d114c/719920_6.png;

9) https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/24/s_59eef9c2d114c/719920_7.png;

10) (9х + 5)8;

КАРТОЧКА № 2

Найдите производную функции

1) х7;

2) х –9;

3) https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/24/s_59eef9c2d114c/719920_10.png

4) https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/24/s_59eef9c2d114c/719920_11.png;

5) https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/24/s_59eef9c2d114c/719920_12.png;

6) https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/24/s_59eef9c2d114c/719920_13.png;

7)https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/24/s_59eef9c2d114c/719920_4.png ;

8)https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/24/s_59eef9c2d114c/719920_15.png;

9) https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/24/s_59eef9c2d114c/719920_3.png ;

10) (13х + 5)4;

 

Сверьте свои ответы с ответами на доске и поставьте оценку.

От 1-3 – «2»

От 4-6 – «3»

От 7-9 – «4»

10 – «5»

9. Этап включения в систему знаний и повторения. (1 мин)

Что мы делали сегодня на уроке?

Что узнали?

Какую функцию называют степенной?

Как найти производную степенной функции?

10. Рефлексия деятельности. (2 мин)

Записаны незаконченные фразы. Продолжите их.

Сегодня я вспомнил…

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

11. Домашнее задание. (1 мин) 46(2,4,6);47(2,4,6,8);48(2,4,6); 49 (2,4,6); 50(2,4).

 

 


 

Конспект урока. Производная степенной функции 1

Конспект урока. Производная степенной функции 1

Ответ: Если тело движется по прямой согласно закону s(t), то формулы для нахождения скорости и ускорения тела в момент времени t: v (t)= s‘(t) и…

Ответ: Если тело движется по прямой согласно закону s(t), то формулы для нахождения скорости и ускорения тела в момент времени t: v (t)= s‘(t) и…

Мы столкнулись с задачей, для решения которой нам не хватает знаний о производной еще одной функции, которая называется степенной

Мы столкнулись с задачей, для решения которой нам не хватает знаний о производной еще одной функции, которая называется степенной

Если n = 1 или n = 0, то при х≠0 эта формула также справедлива

Если n = 1 или n = 0, то при х≠0 эта формула также справедлива

КАРТОЧКА № 1 Найдите производную функции 1) х 4 ; 2) х –7 ; 3) 4) ; 5) ; 6) ; 7) ; 8) ;…

КАРТОЧКА № 1 Найдите производную функции 1) х 4 ; 2) х –7 ; 3) 4) ; 5) ; 6) ; 7) ; 8) ;…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2022