Конспект урока. Производная степенной функции
1. Этап мотивации к учебной деятельности. (1 мин)
Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть на сегодняшнем уроке. Сейчас я озвучу вам высказывание великого математика Н.И. Лобачевского, а вы скажите, как его понимаете. (Слушают учителя. Думают над высказыванием, анализируют его и выражают свои мысли)
«Нет ни одной области математики, как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира».
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. (5 мин)
Повторим основные формулы и правила дифференцирования
Сформулировать понятие производной функции?
Ответ: Производной функции y = f(x) в данной точке x0 называется предел отношения приращения функции в этой точке к приращению аргумента, при условии, что приращение аргумента стремится к нулю.
Обозначение производной:. Тогда .
Как называется математическая операция нахождения производной функции?
Ответ: Операция нахождения производной называется дифференцированием.
В чем заключается геометрический смысл производной функции?
Ответ: Значение производной функции в точке : .
А уравнение касательной к функции в точке имеет вид: .
Открыл геометрический смысл производной в 17-м в. Г. Ф. Лейбниц.
Какой знак имеет производная на интервале, если функция возрастает?
Ответ: Если функция возрастает, то f ′(x)>0 на этом интервале.
Какой знак имеет производная на интервале, если функция убывает?
Ответ: если функция убывает, то f ′(x)<0 на этом интервале.
В чем состоит физический (механический) смысл производной функции?
Ответ: Если тело движется по прямой согласно закону s(t), то формулы для нахождения скорости и ускорения тела в момент времени t: v (t)= s‘(t) и а(t) = v’(t).
Открыл механический смысл производной И. Ньютона.
Чтобы эффективно использовать производную при решении конкретных задач, необходимо, как таблицу умножения, знать таблицу производных элементарных функций и правила дифференцирования.
Убедимся в том, что вы эту таблицу знаете.
Учитель просит сформулировать правила нахождения производной.
Учащиеся называют основные правила нахождения производных.
Должны прозвучать ответы:
1. Производная
суммы (u+v)'= u' + v';
2. О постоянном множителе (Cu)'=Cu';
3. Производная произведения (uv)'=u'v+uv';
4. Производная дроби (u/v)'=(u'v-uv')/v2;
5. Производная сложной функции
3. Этап выявления места и причины затруднения. (3 мин). Теперь решим задачу.
Проблемная задача
Две материальные точки движутся прямолинейно
по законам
S1(t)=2,5t2 - 6t +1,
S2(t)=0,5t2 + 2t - 3
В какой момент времени скорости их равны, т.е.
V1(t0 )=V2 (t0 ), t0 - ?
(Пытаются самостоятельно решить задачу. Приходя к выводу, что не хватает знаний, чтобы прийти к верному ответу)
Решение:
Мы столкнулись с задачей, для решения которой нам не хватает знаний о производной еще одной функции, которая называется степенной.
4. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин).
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какие задачи перед нами стоят? (формулируют тему и задачи урока, ставят перед собой цель)
Тема урока: Производная степенной функции.
5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднений (10 мин). Формула для вычисления производной степенной функции xn, где n — произвольное натуральное число, большее 1, такова:
(xn)’=nxn-1 (1)
Формула производной функции х2 уже известна: (х2)' =
2х. Пользуясь формулой дифференцирования произведения, получаем:
(x3)’=( x2⋅x)’= (x2)’x+ x2(x)’= 2x⋅x + x2⋅1=3 x2;
(x4)’=( x3⋅x)’= (x3)’x+ x3(x)’= 3x2⋅x+ x3⋅1=4x3.
Заметим теперь, что
(x2)’=2x2-1, (x3)’=3x3-1, (x4)’=4x4-1,т.е. для n, равного 2, 3 и 4, формула (1) доказана. Продолжая аналогичные рассуждения, нетрудно убедиться в справедливости формулы (1) для n, равного 5, 6 и т. д.
Докажем, что формула (1) верна для любого натурального n4.
Допустим, что формула (1) верна при n = k, т. е. что (xk)’=kxk-1.
Покажем, что тогда формула (1) верна при n = k+1. Действительно,
(xk+1)’=(xk⋅x)’=( xk)’⋅x + xk⋅(x)’= kxk-1⋅x + xk = (k+1) xk
Поэтому из того, что формула (1) верна при п = 4, следует, что она
верна и при n = 5, но тогда она верна и при n = 6, а,
следовательно, и при n = 7 и т. д. до любого n∈ N (строгое доказательство основано на методе математической индукции).
Если n = 1 или n = 0, то при х≠0 эта формула также справедлива.
Действительно, по формуле (1) при х≠0
(x1)’=1⋅x1-1 = 1⋅x0 =1,
(x0)’=0⋅x0-1 = 0,что совпадает со значениями производных функций х и 1, уже известными из предыдущего пункта.
Пусть, наконец, п — целое отрицательное число, тогда n = —m, , где т — число
натуральное. Применяя правило дифференцирования частного и пользуясь уже
доказанной для натуральных т формулой (1), получаем при х≠0:
В результате можно сделать вывод:
Для любого целого n и любого x (x≠0 при n≤1)
(xn)'=nxn-1
Из дифференцируемости степенной функции и основных правил вычисления производных вытекает, что целые рациональные функции (многочлены) и дробно-рациональные функции дифференцируемы в каждой точке своей области определения.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
(15 мин).
Решим следующие задания. 46(1,3,5);47(1,3,5,7);48(1,3,5); 49 (1,3,5); 50(1,3).
7. Физ-минутка. Найти фигуры на стене (1 мин).
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(5 мин).
КАРТОЧКА № 1 Найдите производную функции 1) х4; 2) х –7; 3) 4) ; 5) ; 6) ; 7); 8); 9) ; 10) (9х + 5)8; |
КАРТОЧКА № 2 Найдите производную функции 1) х7; 2) х –9; 3) 4) ; 5) ; 6) ; 7) ; 8); 9) ; 10) (13х + 5)4; |
Сверьте свои ответы с ответами на доске и поставьте оценку.
От 1-3 – «2»
От 4-6 – «3»
От 7-9 – «4»
10 – «5»
9. Этап включения в систему знаний и повторения. (1 мин)
Что мы делали сегодня на уроке?
Что узнали?
Какую функцию называют степенной?
Как найти производную степенной функции?
10. Рефлексия деятельности. (2 мин)
Записаны незаконченные фразы. Продолжите их.
Сегодня я вспомнил…
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
11. Домашнее задание. (1 мин) 46(2,4,6);47(2,4,6,8);48(2,4,6); 49 (2,4,6); 50(2,4).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.