Конспект урока: "Размещения"
Оценка 4.9

Конспект урока: "Размещения"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
05.03.2023
Конспект урока: "Размещения"
разработка урока по алгебре
urok_no3.docx

Учитель: Клименко Ольга Анатольевна

Дата:                                                                  План-конспект урока по алгебре

Класс:   __                                                          Урок № ____.

Размещения

Цель: ввести понятие «размещение из n элементов по k» вывести формулу, учить её применять к решению задач, формировать умение различать понятия перестановка и размещение.

Задачи урока:

Образовательная: продолжить формирование навыков действий:___________________________  ________________________________________________________________________________________

Развивающая: Совершенствовать навыки ___________________________________________________

Развитие математической грамотной речи, эмоционально-волевую сферу, память, внимание, логическое и алгоритмическое мышление, развить поисковую и познавательную деятельность.

Воспитательная: воспитывать интерес к учебе, предмету математике; умение работать в парах, в команде; самостоятельность, Способствовать развитию объективной самооценки обучающихся ________________________________________________________________________________________

Вид урока: комбинированный

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы обучения: беседа, лекция,__________________________________________________________

Материалы и оборудование: учебник по алгебре, _____________________________________________

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

      Вопросы:

1.Что такое перестановка?

2.Чему равно число различных перестановок из n предметов?

3.Что такое факториал натурального числа?

4.Чему равно 1!, 2!, 4!, 5!?

5.Составьте задачу, в которой надо найти число различных перестановок.

(машины на ремонте в автосервисе)

6. Сколько 3-х значных чисел можно составить из цифр 1,3,5, используя в записи числа каждую из них не более одного раза?

(3!=6)

7. Сколько 2-х значных чисел можно составить из цифр 1,3,5, используя в записи числа каждую из них не более одного раза?

Есть ли сходство между 6 и 7 задачами?

( в 6-ой: из 3-х элементов по 3 = перестановка из n по n;

в 7-ой: из 3-х элементов по 2 = размещения из n по k)

II. Изучение нового материала.

Мы встретились со случаем, где нужно выбрать из n элементов любые k и расставить их на  k мест. Такие комбинации называются размещениями из n элементов по k и обозначатся .

Итак, размещением из n элементов по k (kn) называется любое множество, состоящее из k элементов, взятых в определённом порядке из данных n элементов.

Для учителя: размещения отличаются друг от друга как составом элементов, выбранных в комбинацию, так и их расположением.

Выведем формулу подсчёта числа размещений:

Как  и для перестановок количество размещений можно найти по правилу умножения: на первое место ставим любой из n имеющихся элементов, на 2-ое – любой из (n-1) оставшихся элементов и т.д. пока не заполнятся все k мест, т.е.

;

Вывод смотрите на странице 181 учебника

III. Примеры. Смотрите стр 181 примеры 1и 2 – рассмотреть самостоятельно.

Пример 1. Учащиеся 2 класса изучают 9 предметов. Сколькими способами можно составить расписание на один день, чтобы в нем было 4 различных предмета?

Решение: Любое расписание на один день, составленное из 4 различных предметов, отличается от другого либо набором предметов, либо порядком их следования. Значит, в этом примере речь идет о размещениях из 9 элементов по 4. Имеем. Итак, мы нашли, что расписание можно составить 3024 способами.

IV. Закрепление. №757. Сколькими способами тренер может определить, кто из 12 спортсменок, готовых к участию в  эстафете 4x100 м, побежит на первом, вто­ром, третьем и четвертом этапах?

Решение.

Выбор из 12 по 4 с учетом порядка:

 способов.

Ответ: 11880 способов

 №762(б) Сколько четырехзначных чисел, в которых нет одинаковых цифр, можно составить из цифр:

а) 1, 3, 5, 7, 9; б) 0, 2, 4, 6, 8 ?

Решение.

а)  Выбираем 4 цифры из 5 данных; порядок выбора имеет значение:

чисел.

б)  Выбираем 4 цифры из 5, но на первое место нельзя выбирать ноЛЬ.

   Используем метод исключения лишних элементов: если на первое место выбран ноль, то после этого выбираем еще на 3 места цифры из 4 оставшихся, получаем  «нулевых»

комбинаций, которые недопустимы.

   Количество четырехзначных чисел, которые можно составить из данных 5 чисел, равно:

 чисел.

   Можно рассуждать, непосредственно используя правило про­изведения: первый выбор - 4 варианта, второй выбор - 4 варианта (включая ноль), третий выбор - 3 варианта, четвертый выбор -

2  варианта. Всего 4*4*3*2= 96 чисел.

Ответ: а) 120 чисел; б) 96 чисел.

 

V. Обучающая самостоятельная работа

I вариант

II вариант

№760(а)На странице альбома 6 свободных мест для фо­тографий. Сколькими способами можно вложить в свободные мес­та:

а) 2 фотографии; б) 4 фотографии; в) 6 фотографий?

Решение.

а) Выбираем 2 места для фотографий из 6 свободных мест в альбоме:

 способов.

 

№760(б). На странице альбома 6 свободных мест для фо­тографий. Сколькими способами можно вложить в свободные мес­та:

а) 2 фотографии; б) 4 фотографии; в) 6 фотографий?

Решение.

б) Выбираем 4 места для фотографий из 6: способов.

 

№756 На станции 7 запасных путей. Сколькими спосо­бами можно расставить на них 4 поезда?

Решение.

Выбираем из 7 запасных путей 4 пути для размещения на них поездов; порядок выбора имеет значение:  способов.

Ответ: 840 способов.

 

 

№758 В круговой диаграмме круг разбит на 5 секторов. Секторы решили закрасить разными красками, взятыми из набора, содержащего 10 красок. Сколькими способами это можно сделать?

Решение.

Выбор из 10 по 5 с учетом порядка:

 способов.

Ответ: 30240 способов.

 

 

VI. Д/з №755; 759; 763;760в.

№755. Из 30 участников собрания надо выбрать предсе­дателя и секретаря. Сколькими способами это можно сделать?

Решение.

Из 30 элементов выбираем 2, причем порядок выбора имеет значение. Количество способов выбора равно  способов.

Ответ: 870 способов.

№ 759 Сколькими способами 6 студентов, сдающих эк­замен, могут занять места в аудитории, в которой стоит 20 одноме­стных столов?

Решение.

Выбираем 6 столов для студентов из 20 имеющихся: порядок выбора учитывается  (кто сидит у окна, кто около преподавателя,

и т. п.):

 способов.

Ответ: 27 907 200 способов.

№763 Сколько существует семизначных телефонных номеров, в которых все цифры различные и первая цифра отлична от нуля?

Решение.

Выбираем из 10 цифр семь, причем первый выбор делается из 9 цифр (без нуля).

Используя метод исключения лишних вариантов, получаем:

544 320 номеров.

Ответ: 544 320 телефонных номеров.

760(в). На странице альбома 6 свободных мест для фо­тографий. Сколькими способами можно вложить в свободные мес­та:

а) 2 фотографии; б) 4 фотографии; в) 6 фотографий?

Решение.

в) Выбираем 6 мест из 6 (делаем всевозможные перестановки из 6 фотографий):

 способов.

Ответ: а) 30 способов; б) 360 способов; в) 720 способов.

                                                                            

 

 


 

Учитель: Клименко Ольга Анатольевна

Учитель: Клименко Ольга Анатольевна

Выбираем 4 цифры из 5, но на первое место нельзя выбирать ноЛЬ

Выбираем 4 цифры из 5, но на первое место нельзя выбирать ноЛЬ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2023