Конспект урока русского языка по теме
«Обособление согласованных определений»
Класс: 8 класс.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок с применением коллективных способов обучения (взаимная передача тем)
Цели: усвоение общих правил обособления определений.
Планируемые результаты:
Предметные: усвоение учащимися случаев обособления согласованных определений; умение находить в предложении обособленные согласованные определения и применять правильную постановку знаков препинания в предложениях с обособленными согласованными определениями
Метапредметные:
Личностные: учащиеся осознают гордость за богатство и выразительность русского языка, анализируют свои действия, объективно оценивают уровень своих знаний; выражают положительное отношение к процессу познания
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы
Регулятивные: учащиеся принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после её завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою собственную деятельность
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; соблюдают правила речевого поведения; умеют формулировать собственное мнение и позицию
Методы и педагогические технологии: частично-поисковый, исследовательский; интерактивные методы обучения: лингвистическая разминка, работа в группах, эвристическая беседа, взаимная передача тем.
Оборудование урока: презентация, компьютер, карточки с заданиями для исследования по группам, карточки с информацией группы изучения темы.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
· Спишите предложения, вставив и объяснив пропущенные орфограммы
Слайд: Поляна усыпа..ая листом была полна солнца. Мы ра..пол..жились на тка..ом ковре и с удовольствием пр..дались чтению.
· Охарактеризуйте предложения по строению грамматической основы, по наличию второстепенных членов.
· В каком предложении есть пунктуационная ошибка? Объясните, какие знаки надо поставить и почему?
III. Формулировка темы и целей урока.
· Опираясь на выполненное задание, сформулируйте тему урока.
Обособление согласованных определений.
· Какие цели поставим на сегодняшний урок?
· Как будем их достигать?
IV. Изучение нового материала.
1. Терминология.
· Что такое определение?
· Как называется слово, к которому относится определение?
· Какие бывают определения?
Определения бывают: согласованные и несогласованные, распространённые и одиночные (нераспространённые)
· Охарактеризуйте определения в записанных предложениях.
· Что такое обособление? Как оно выражается?
2. Изучение условий обособления определений.
Работа проводится по группам с применением коллективных способов обучения. Обучающиеся заранее поделены по группам. Каждая группа изучает один способ обособления определений, работа с использованием инструкции № 1. Затем группы перемешиваются так, чтобы в каждой был один представитель из предыдущей группы. Теперь учащиеся обмениваются результатом работы в предыдущих составах. Таким образом, в группе изучаются все способы обособления определений. Для облегчения работы ученики используют инструкцию № 2.
1 группа.
Материал для анализа. Мартовская ночь, облачная, туманная, опустилась на землю.
Инструкция № 1.
1. Выберите ведущего, который будет руководить вашей группой на стадии подготовки вашего вопроса.
2. Запишите предложение, найдите и подчеркните определения.
3. Найдите определяемое слово и проанализируйте позицию обособленных определений по отношению к определяемому слову.
4. Сделайте вывод об обособлении определений и запишите его (в случае затруднения обратитесь к подсказке).
5. Повторите записанный вывод вполголоса дважды.
6. Запишите предложение 2, расставьте знаки препинания, объясните пунктуацию (консультируйтесь с товарищами при выполнении этого задания).
Предложение 2. Ветер холодный пронизывающий засвистывал на корме.
2 группа
Материал для анализа. Он, растерянный, стоял посреди комнаты. Растерянный, он стоял посреди комнаты. Я, увлечённый рассказом, забыл о звонке.
Инструкция № 1.
1. Выберите ведущего, который будет руководить вашей группой на стадии подготовки вашего вопроса.
2. Запишите предложения, найдите и подчеркните определения.
3. Найдите определяемое слово, определите, какой частью речи оно является.
4. Зависит ли в данном случае обособление определений от его позиции по отношению к определяемому слову, от характера определения?
5. Сделайте вывод об обособлении определений и запишите его (в случае затруднения обратитесь к подсказке).
6. Повторите записанный вывод вполголоса дважды.
7. Запишите предложение 2, расставьте знаки препинания, объясните пунктуацию (консультируйтесь с товарищами при выполнении этого задания).
Предложение 2. Рассвет сопровождается дождём; мелкий холодный он иголками колет лицо.
3 группа
Материал для анализа. Усталая после работы, мать н могла идти дальше. Обычно спокойный, докладчик сегодня волновался.
Инструкция № 1.
1. Выберите ведущего, который будет руководить вашей группой на стадии подготовки вашего вопроса.
2. Запишите предложения, найдите и подчеркните определения.
3. Найдите определяемое слово.
4. Установите, какое дополнительное значение имеют определения.
5. Сделайте вывод об обособлении определений и запишите его (в случае затруднения обратитесь к подсказке).
6. Повторите записанный вывод вполголоса дважды.
7. Запишите предложение 2, расставьте знаки препинания, объясните пунктуацию (консультируйтесь с товарищами при выполнении этого задания).
Предложение 2. Измученные долгой дорогой мальчики мгновенно уснули.
4 группа.
Материал для анализа. Несколько раз, таинственная и одинокая, появлялась в небе луна.
Инструкция № 1.
1. Выберите ведущего, который будет руководить вашей группой на стадии подготовки вашего вопроса.
2. Запишите предложения, найдите и подчеркните определения.
3. Найдите определяемое слово.
4. Что можно сказать о позиции определений по отношению к определяемому слову?
5. Сделайте вывод об обособлении определений и запишите его (в случае затруднения обратитесь к подсказке).
6. Повторите записанный вывод вполголоса дважды.
7. Запишите предложение 2, расставьте знаки препинания, объясните пунктуацию (консультируйтесь с товарищами при выполнении этого задания).
Предложение 2. Облака плыли над хутором белые тронутые изморозной белизной.
3. Взаимопередача тем.
Обучающиеся разбиваются на группы по 4 человека, работают с применением инструкции № 2., объясняя по очереди каждому члену группы условие обособления определения. Каждый член группы должен проконтактировать с каждым. Таком образом, процесс передачи темы должен состояться 3 раза.
Инструкция № 2.
1. Запишите Ваши фамилии в лист регистрации.
2. Договоритесь, с кем Вы начнёте работу, кто будет первым объяснять свой материал.
3. Сядьте так, чтобы было удобно Вам двоим.
4. Объясните напарнику материал, руководствуясь заданиями, которые Вы выполняли с предложением 1.
5. Продиктуйте напарнику предложение 2, попросите его объяснить знаки препинания, которые он поставил в этом предложении.
6. Если напарник совершит ошибку, разберите её вместе с ним.
7. Отметьте в листе регистрации ваше взаимодействие.
8. Поменяйтесь ролями/найдите другого напарника.
4. Первичная проверка усвоения темы.
На слайд выводятся использованные для работы в группах предложения, ученики в свободном порядке объясняют пунктуацию в них.
· Что влияет на обособление определений?
III. Тренировочные упражнения .
Задания выдаются на распечатанных листах
1. Расставьте и объясните знаки препинания в предложениях
Усталый и продрогший я едва добрался домой.
Снеговая туча огромная тёмная обтянула весь небосвод.
Совсем измученная дорогой девочка не могла идти.
Вот пригретая лучами солнца свалилась с макушки дерева тяжёлая белая шапка.
2. Тест.
· Выпишите номера предложений, в которых есть пунктуационные ошибки.
1) Дубы, покрытые молодой листвой, потрясли меня.
2) Измотанные и усталые мы вяло тянулись по раскисшей дороге.
3) Взволнованные встречей, засыпали они.
4) Ему нужна была, полученная от брата, телеграмма.
5) В воздухе высились какие-то бугры, темнеющие налево от дороги.
6) И мальчишки, приходившие в гости в Ан тоже должны были выслушивать эти разговоры.
Ответ: 2. 4, 6
· Выпишите номера предложений, где нет пунктуационной ошибки.
1) Нет слаще покоя, покупаемого трудом.
2) Науки, чуждые музыке постыли мне.
3) Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет.
4) Юный лес в зелёный дым одетый тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
5) Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас.
6) Усталый я лёг отдохнуть.
Ответ: 1, 3, 5
IV. Рефлексия.
· Давайте вспомним, какие цели мы поставили сегодня на урок?
· Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал…», «Теперь я знаю, что…»
· И в завершении оценим рабочую атмосферу. Если Вы считает, что на уроке была хорошая рабочая атмосфера и Вы потрудились на славу, похлопайте в ладоши.
V. Домашнее задание.
Выучить условия обособления определений, из произведений художественной литературы выписать 10 предложений с обособленными определениями..
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.