Конспект урока
Дата проведения: 12.10.2022г.
Класс: 3
УМК: «Система Л.В.Занкова»
Предмет: Русский язык
Тема: Предлог и приставка. Орфографическая работа.
Цель – создание условий для формирования у детей чёткого представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека; навыка распознавать предлоги и приставки.
Задачи:
1. Формировать представление о роли приставок в слове и предлогов в речи человека. Вырабатывать умение распознавать предлоги и приставки. Продолжать работу над составом слова.
2. Развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, воображение; развивать навык чёткого и красивого письма
3. Содействовать воспитанию познавательного интереса к изучению русского языка, любви к растениям, природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид планируемых УУД |
Формируемые УУД
|
Планируемый уровень достижения |
Предметные УД |
- умение каллиграфически писать буквы - умение писать словарные слова - умение разбирать слово по составу - умение определять часть речи - умение ставить ударение - умение применять правила правописания - умение называть предлоги и приставки |
1 уровень – ознакомительный |
Регулятивные УУД |
– умение работать по плану – волевая саморегуляция – самоконтроль и взаимоконтроль учебной деятельности - умение осуществлять самооценку, взаимооценку |
2 уровень – репродуктивный |
Познавательные УУД |
– умение анализировать информацию - умение обобщать полученные знания - умение закреплять полученную информацию, делать выводы - умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение - умение ориентироваться в учебнике |
2 уровень – репродуктивный |
Коммуникативные УУД |
- умение отвечать на вопросы учителя – умение слушать, вступать в диалог - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли - умение адекватно реагировать на замечания учителя - умение работать в парах |
2 уровень – репродуктивный |
Личностные УУД |
- выражение отношения познавательного интереса к изучению русского языка; - выражение любви к цветам, растениям, к природе. |
2 уровень – репродуктивный |
Учебная литература:
- учебник: Русский язык 3 класс Нечаева, Яковлева, Ч. 1 (стр. 64)
Оборудование: компьютер, проектор, экран, школьная доска, мел
Наглядный материал: карточки для работы в парах (приложение)
Ход урока русского языка
Этап |
Время |
Содержание урока |
Методические указания |
I |
00 |
Организационный момент - Добрый день, дорогие дети. Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня мы с вами вновь вместе будем изучать русский язык. - Сначала проверим всё ли у вас готово к работе. Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь, пенал) - Отлично, а как мы сидим ровно, покажите мне. Руки положите на парту, чтобы я увидела вашу готовность. - Вы готовы, значит, можем начинать. |
Слайд 1 Добро пожаловать на урок русского языка! |
II |
01 |
Минутка чистописания - Откройте, пожалуйста, ваши тетради. Запишите сегодняшнюю дату, классная работа. - Не забываем про правильность посадки, тетради у нас под наклоном. - Чтобы узнать, какую букву мы сегодня будем прописывать, отгадайте загадку. - Ветер, волк, волна, ватрушка, Вальс, вода, восток, волнушка. Автор выделил везде Все слова на букву … (Буква В) - Давайте пропишем строчку с буквой В в соединениях с другими буквами. Ва, вм, вк, вс, во, ве, пв, лв - Назовите любое слово на букву В. Запишем его в следующей строчке. (верблюд, ворона, вор, волшебник, волк, воробей, вода) Записывают несколько слов - Что общего у этих слов? - Разберем их по составу. - Ребята, давайте немного пофантазируем. Скажите, пожалуйста, на что похожа буква В? (Варианты детей) - Молодцы! |
Слайд 2 На что похожа буква В? |
III |
05 |
Словарная работа - Ребята, какие слова мы называем словарными? (Слова, написание которых нельзя проверить, нужно запомнить) - Итак, запишем слова в следующую строчку под диктовку. - Василек, ромашка, гвоздика. - Поставьте в слова ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить. - Обменяйтесь тетрадями. Обратите внимание на экран. Проверьте, верно ли ваш сосед написал слова. - На полях карандашом нарисуйте смайлика карандашом. Если сосед выполнил все верно – радостного, если нет – грустного. - Скажите мне, пожалуйста, что объединяет все эти слова? (Все перечисленные слова – цветы) - Совершенно верно. Нравятся ли вам цветы, дети? Почему? - Назовите свои любимые цветы. - Нужны ли людям цветы? Зачем? - Почему важно беречь растения? - Составим и запишем предложение со словом гвоздика. Пример: В саду выросла душистая гвоздика. |
Слайд 3 Слова
Слайд 4 Цветы |
IV |
10 |
Мотивационно – целевой этап - Обратите внимание на экран. Положите тетрадь парту, запишите тетради дату. - Прочитайте, понятна ли вам, какая мысль выражена в предложении? - Что не так в данном предложении? (В предложении пропущены слова) - Какие слова пропущены? (На, в) - Как называются эти маленькие слова? (Предлоги) - Отлично. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Читаем хором. (На, за, по, от, со, под) - Что это? (Предлоги и приставки) - Кто сможет мне доказать, что –от- это приставка? Или это предлог? - Можете вы это сделать? (Нет) - Значит, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Как будет звучать тема урока? (Тема урока: приставки и предлоги. Мы будем учиться различать предлоги и приставки) - Верно, тема сегодняшнего урока: «Предлоги и приставки». - Скажите, для чего нам нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно, грамотно писать) - Совершенно верно. План работы у нас такой: сначала мы работаем вместе, затем вы работаете в парах. |
Слайд 5 Предложение
Слайд 5 Предлоги и приставки |
V 1 |
15 |
Практический этап - Ребята, представьте, что вы сидите перед телевизором. Какие действия вы сможете сделать с телевизором, используя приставки в-, пере-, вы-? (Включить, переключить, выключить) - Запишем слова в новой строчке. Выделим приставки. - Хорошо, теперь представьте, что вы сидите на стуле за столом. Что можно сделать со стулом, если приставка под-, пере-, за-, вы-? (Подвинуть, передвинуть, задвинуть, выдвинуть) - Запишем, выделим приставки. - Какой мы можем сделать вывод? (Каждая приставка имеет свой смысл) - Что такое приставка, для чего она нужна? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.) - Как пишется приставка с корнем? (Пишется слитно, не разделяется) - Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой) |
|
|
20 |
Физкультминутка - Я буду называть слова. Если в слове, которое я назову, есть приставка, вы приседаете. Если в слове нет приставки – поднимаете руки вверх. СЛОВА: бежал, отвез, пересмотрел, шел, вынес, проспал, читал. |
|
2 |
21 |
Практический этап - Сейчас обратите внимание на экран. Как будем писать: слитно или раздельно? Приставка это или предлог? На экране: (до) реки, (по) тропинке, (про) лес. - Верно, это будут предлоги. Для того, чтобы определить, предлог перед нами или нет, нужно между предлогом и следующим словом вставить вопрос или другое слово. - Давайте попробуем. До чего? До реки. - Запишем. Образец: До (чего?) реки, по (чему?) тропинке, про (что?) лес - Попробуем вставить другое слово. По тропинке какой? Образец: По узкой тропинке, про зимний лес - Что такое предлог? Для чего он нужен? (Предлог – слово, которое служит для связи слов в предложении) - Сделаем вывод. Как пишутся предлоги и приставки с другими словами? (Приставки пишем слитно, предлоги раздельно) |
Слайд 6 Слова
|
3 |
25 |
Работа в парах - Сейчас предлагаю вам поработать в парах. Ваша задача определить, что перед вами приставка или предлог. - Время на выполнение – 1 минута. Карточка: (за)горой, (с)крыши, (на)резать, (под)сосной, (за)бежать. - Проверяем. Смотрим на экран. - Как написали за горой? Слитно или раздельно? Почему? (Раздельно, так как это предлог. Можно поставить вопрос или слово) - Как написали забежать? Почему? (Слитно, так как это приставка. Подбираем однокоренное слово без приставки – бежать, или подбираем другую приставку – добежать) |
Приложение
Слайд 7 Проверка |
4 |
30 |
Практический этап - Выполним упражнение из учебника на странице 64. Найдите 117 упр. - Начнем выполнять, если не успеем, это будет вашим домашним заданием. - Что нужно сделать? (Записать предложения, определить в каком случае приставка, в каком предлог) - У доски начнет записывать …, остальные работают в тетради.
- Посмотрите, дети, оказывается, что в, на, из, за, до, с могут быть не только приставками и предлогами, но и входить в корень слова. |
|
VI |
38 |
Рефлексивно – оценочный - Ребята, как звучала тема урока? - Чем мы сегодня занимались на уроке? - Все ли мы с вами успели выполнить? Вы довольны своей работой? - Что было сегодня для вас сложным? - Поиграем в игру, чтобы проверить, все ли вы запомнили. - Если утверждение верное хлопайте в ладоши, если нет - топайте ногами. - Приставка – часть речи (Нет) - Предлог пишется с словами слитно (Нет) - Приставка пишется с словами слитно (Да) - Между предлогом и словом можно поставить вопрос (Да) - Приставка входит в основу слова (Да) - Замечательно, я вижу, что вы все помните. |
|
VII |
40 |
Итог урока - Домашнее задание №117 доделать. Если успели сделать №117, на дом №113. - Ребята, сегодня вы большие молодцы, каждый из вас был активен и много работал! Спасибо вам за урок! |
|
ЗАДАНИЕ. Определи: где приставка, а где предлог?
(за)горой, (с)крыши, (на)резать, (под)сосной, (за)бежать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.