Конспект урока русского языка "Предлог и приставка" УМК Система Занкова
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка "Предлог и приставка" УМК Система Занкова

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
12.05.2023
Конспект урока русского языка "Предлог и приставка" УМК Система Занкова
Русский язык. Предлог и приставка.docx

Конспект урока

Дата проведения: 12.10.2022г.

Класс: 3

УМК: «Система Л.В.Занкова»

Предмет: Русский язык

Тема: Предлог и приставка. Орфографическая работа.

Цель – создание условий для формирования у детей чёткого представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека; навыка распознавать предлоги и приставки.

Задачи:

1. Формировать представление о роли приставок в слове и предлогов в речи человека. Вырабатывать умение распознавать предлоги и приставки. Продолжать работу над составом слова.

2. Развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, воображение; развивать навык чёткого и красивого письма

3. Содействовать воспитанию познавательного интереса к изучению русского языка, любви к растениям, природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний

 

Вид планируемых УУД

Формируемые УУД

 

Планируемый уровень достижения

Предметные УД

- умение каллиграфически писать буквы

- умение писать словарные слова

- умение разбирать слово по составу

- умение определять часть речи

- умение ставить ударение

- умение применять правила правописания

- умение называть предлоги и приставки

1 уровень – ознакомительный

Регулятивные  УУД

– умение работать по плану

– волевая саморегуляция

– самоконтроль и взаимоконтроль учебной деятельности

- умение осуществлять самооценку, взаимооценку

2 уровень – репродуктивный

Познавательные УУД

– умение анализировать информацию

- умение обобщать полученные знания

- умение закреплять полученную информацию, делать выводы

- умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение

- умение ориентироваться в учебнике

2 уровень – репродуктивный

Коммуникативные УУД

-  умение отвечать на вопросы учителя

– умение слушать, вступать в диалог

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли

- умение адекватно реагировать на замечания учителя

- умение работать в парах

2 уровень – репродуктивный

Личностные  УУД

- выражение отношения познавательного интереса к изучению русского языка;

- выражение любви к цветам, растениям, к природе.

2 уровень – репродуктивный

 

Учебная литература:

- учебник: Русский язык 3 класс Нечаева, Яковлева, Ч. 1 (стр. 64)

Оборудование: компьютер, проектор, экран, школьная доска, мел

Наглядный материал: карточки для работы в парах (приложение)

 

Ход урока русского языка

 

Этап

Время

Содержание урока

Методические указания

I

00

Организационный момент

- Добрый день, дорогие дети. Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня мы с вами вновь вместе будем изучать русский язык.

- Сначала проверим всё ли у вас готово к работе.

Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь, пенал)

- Отлично,  а как мы сидим ровно, покажите мне. Руки положите на парту, чтобы я увидела вашу готовность.

- Вы готовы, значит, можем начинать.

 

Слайд 1

Добро пожаловать на урок русского языка!

II

01

Минутка чистописания

- Откройте, пожалуйста, ваши тетради. Запишите сегодняшнюю дату, классная работа.

- Не забываем про правильность посадки, тетради у нас под наклоном.

- Чтобы узнать, какую букву мы сегодня будем прописывать, отгадайте загадку.

- Ветер, волк, волна, ватрушка,

  Вальс, вода, восток, волнушка.

  Автор выделил везде

  Все слова на букву …

  (Буква В)

- Давайте пропишем строчку с буквой В в соединениях с другими буквами.

Ва, вм, вк, вс, во, ве, пв, лв

- Назовите любое слово на букву В.  Запишем его в следующей строчке.

  (верблюд, ворона, вор, волшебник, волк, воробей, вода)

Записывают несколько слов

- Что общего у этих слов?

- Разберем их по составу.

- Ребята, давайте немного пофантазируем. Скажите, пожалуйста, на что похожа буква В?

  (Варианты детей)

- Молодцы!  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

На что похожа буква В?

III

05

Словарная работа

- Ребята, какие слова мы называем словарными?

  (Слова, написание которых нельзя проверить, нужно запомнить)

- Итак, запишем слова в следующую строчку под диктовку.

- Василек, ромашка, гвоздика.

- Поставьте в слова ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.

- Обменяйтесь тетрадями. Обратите внимание на экран. Проверьте, верно ли ваш сосед написал слова.

- На полях карандашом нарисуйте смайлика карандашом. Если сосед выполнил все верно – радостного, если нет – грустного.

- Скажите мне, пожалуйста, что объединяет все эти слова?

  (Все перечисленные слова – цветы)

- Совершенно верно. Нравятся ли вам цветы, дети? Почему?

- Назовите свои любимые цветы.

- Нужны ли людям цветы? Зачем?

- Почему важно беречь растения?

- Составим и запишем предложение со словом гвоздика.

Пример: В саду выросла душистая гвоздика.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

Слова

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

Цветы

IV

10

Мотивационно – целевой этап

- Обратите внимание на экран.

Положите тетрадь парту, запишите тетради дату.

- Прочитайте, понятна ли вам, какая мысль выражена в предложении?

- Что не так в данном предложении?

  (В предложении пропущены слова)

- Какие слова пропущены?

  (На, в)

- Как называются эти маленькие слова?

  (Предлоги)

- Отлично. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Читаем хором.

  (На, за, по, от, со, под)

- Что это?

  (Предлоги и приставки)

- Кто сможет мне доказать, что –от- это приставка? Или это предлог?

- Можете вы это сделать?

  (Нет)

- Значит, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Как будет звучать тема урока?

  (Тема урока: приставки и предлоги. Мы будем учиться различать предлоги и приставки)

- Верно, тема сегодняшнего урока: «Предлоги и приставки».

- Скажите, для чего нам нужно уметь различать их?

  (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно, грамотно писать)

- Совершенно верно. План работы у нас такой: сначала мы работаем вместе, затем вы работаете в парах. 

 

Слайд 5

Предложение

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

Предлоги и приставки

V

1

15

Практический этап

- Ребята, представьте, что вы сидите перед телевизором. Какие действия вы сможете сделать с телевизором, используя приставки в-, пере-, вы-?

 (Включить, переключить, выключить)

- Запишем слова в новой строчке. Выделим приставки.

- Хорошо, теперь представьте, что вы сидите на стуле за столом. Что можно сделать со стулом, если приставка под-, пере-, за-, вы-?

  (Подвинуть, передвинуть, задвинуть, выдвинуть)

- Запишем, выделим приставки.

- Какой мы можем сделать вывод?

  (Каждая приставка имеет свой смысл)

- Что такое приставка, для чего она нужна?

  (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

- Как пишется приставка с корнем?

  (Пишется слитно, не разделяется)

- Как найти приставку в слове?

  (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Физкультминутка

- Я буду называть слова. Если в слове, которое я назову, есть приставка, вы приседаете. Если в слове нет приставки – поднимаете руки вверх.

СЛОВА: бежал, отвез, пересмотрел, шел, вынес, проспал, читал.

 

2

21

Практический этап

- Сейчас обратите внимание на экран. Как будем писать: слитно или раздельно? Приставка это или предлог?

На экране: (до) реки, (по) тропинке, (про) лес.

- Верно, это будут предлоги. Для того, чтобы определить, предлог перед нами или нет, нужно между предлогом и следующим словом вставить вопрос или другое слово.

- Давайте попробуем. До чего? До реки.

- Запишем.

Образец: До (чего?) реки, по (чему?) тропинке, про (что?) лес

- Попробуем вставить другое слово. По тропинке какой?

Образец: По узкой тропинке, про зимний лес

- Что такое предлог? Для чего он нужен?

  (Предлог – слово, которое служит для связи слов в предложении)

- Сделаем вывод. Как пишутся предлоги и приставки с другими словами?

  (Приставки пишем слитно, предлоги раздельно)

 

Слайд 6

Слова

 

 

 

3

25

Работа в парах

- Сейчас предлагаю вам поработать в парах. Ваша задача определить, что перед вами приставка или предлог.

- Время на выполнение – 1 минута.

Карточка: (за)горой, (с)крыши, (на)резать, (под)сосной, (за)бежать.

- Проверяем. Смотрим на экран.

- Как написали за горой? Слитно или раздельно? Почему?

  (Раздельно, так как это предлог. Можно поставить вопрос или слово)

- Как написали забежать? Почему?

  (Слитно, так как это приставка. Подбираем однокоренное слово без приставки – бежать, или подбираем другую приставку – добежать)

 

Приложение

 

 

 

Слайд 7

Проверка

4

30

Практический этап

- Выполним упражнение из учебника на странице 64. Найдите 117 упр.

- Начнем выполнять, если не успеем, это будет вашим домашним заданием.

- Что нужно сделать?

  (Записать предложения, определить в каком случае приставка, в каком предлог)

- У доски начнет записывать …, остальные работают в тетради.

 

- Посмотрите, дети, оказывается, что в, на, из, за, до, с могут быть не только приставками и предлогами, но и входить в корень слова.

 

VI

38

Рефлексивно – оценочный

- Ребята, как звучала тема урока?

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Все ли мы с вами успели выполнить? Вы довольны своей работой?

- Что было сегодня для вас сложным?

- Поиграем в игру, чтобы проверить, все ли вы запомнили.

- Если утверждение верное хлопайте в ладоши, если нет - топайте ногами.

- Приставка – часть речи (Нет)

- Предлог пишется с словами слитно (Нет)

- Приставка пишется с словами слитно (Да)

- Между предлогом и словом можно поставить вопрос (Да)

- Приставка входит в основу слова (Да)

- Замечательно, я вижу, что вы все помните.

 

VII

40

Итог урока

- Домашнее задание №117 доделать.

Если успели сделать №117, на дом №113.

- Ребята, сегодня вы большие молодцы, каждый из вас был активен и много работал! Спасибо вам за урок!

 

 

ЗАДАНИЕ. Определи: где приставка, а где предлог?

(за)горой, (с)крыши, (на)резать, (под)сосной, (за)бежать.


 

Конспект урока Дата проведения: 12

Конспект урока Дата проведения: 12

Ход урока русского языка

Ход урока русского языка

Положите тетрадь парту, запишите тетради дату

Положите тетрадь парту, запишите тетради дату

Практический этап - Сейчас обратите внимание на экран

Практический этап - Сейчас обратите внимание на экран
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2023