Конспект урока русского языка "Слова, у которых несколько значений" УМК "Перспективная начальная школа"
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка "Слова, у которых несколько значений" УМК "Перспективная начальная школа"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
12.05.2023
Конспект урока русского языка "Слова, у которых несколько значений" УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока русского языка Слова, у которых несколько значений.docx

Конспект урока

Дата проведения: 10.11.2021 г.

Класс: 2

УМК «Перспективная начальная школа»

Предмет: русский язык

Тема: Слова, у которых несколько значений

Цель – создание условий для знакомства со словами, у которых несколько значений.

Задачи:

1.      Познакомить со словами, у которых несколько значений; формировать умение распознавать омонимы и многозначные слова.

2.      Развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание; развивать навык чёткого и красивого письма.

3.      Содействовать воспитанию познавательного интереса к изучению русского языка.

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Вид планируемых УУД

Формируемые УУД

 

Планируемый уровень достижения

Предметные УД

- умение каллиграфически писать буквы

- умение писать словарные слова

- умение отгадывать загадки

- умение определять род, число и падеж  у имени существительного

- умение ставить ударение

- умение применять правила правописания

- умение проверять текст, находить и исправлять  ошибки

1 уровень - ознакомительный

Регулятивные  УУД

– умение работать по плану

– волевая саморегуляция

– самоконтроль и взаимоконтроль учебной деятельности

- умение осуществлять самооценку

2 уровень - репродуктивный

Познавательные УУД

– умение анализировать информацию

- умение обобщать полученные знания

- умение закреплять полученную информацию, делать выводы

- умение ориентироваться в учебнике

2 уровень - репродуктивный

Коммуникативные УУД

-  умение отвечать на вопросы учителя

– умение слушать, вступать в диалог

- умение участвовать в диалоге

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли

- умение адекватно реагировать на замечания учителя

2 уровень - репродуктивный

Личностные  УУД

- выражение познавательного интереса к изучению русского языка

- рефлексия   своего отношения к содержанию темы

2 уровень - репродуктивный

 

Учебная литература:

- учебник русского языка УМК  «Перспективная начальная школа» 2 класс Ч.1 (с.100-102)

Оборудование: компьютер, интерактивная доска,

Наглядный материал: презентация, чистые, разлинованные листы для минутки чистописания; смайлики для самооценки (Приложение 1).

 

 

 

 

Ход урока

Этап

Время

Содержание урока

Методические указания

I

00

Организационный момент

-  Долгожданный дан звонок -
   Начинаем наш урок!
   Тут затеи и задачи,
   Игры, шутки, всё для вас!

   Пожелаем всем удачи –

   За работу, в добрый час!

- Проверим всё ли у вас готово к работе.
- Ручка на месте?
- Тетрадка?
- Карандаш?
- Отлично,  а как мы сидим ровно, покажите мне. Руки положите на парту, чтобы я увидела вашу готовность.

- Ребята, меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Вы готовы, я готова, значит, можем начинать.

 

II

 

01

Минутка чистописания

- Ребята, наш урок мы начнём с минутки чистописания.

- У каждого из вас на столе есть тетрадные листы. Возьмите их.

- Отгадайте загадку.

- Эта буква зажужжала,

  Словно жук, она летала,

  Жаворонком пела мило,

  Журавлём в полях ходила.

  Но скажите же уже

  Что за буква?

  Это…(Ж).

- Сегодня я предлагаю вам прописать букву «Ж».

- Приготовьтесь прописывать, листочки  под наклоном, спинки прямые, обе ножки стоят на полу.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e3f/0015a596-ef800a4c/img8.jpg

- Придумаем предложение со словом жираф.

- Замечательно, минутка чистописания закончена, отложите листочки в сторону.

 

III

 

 

06

Словарная работа

- Ребята, обратите внимание на слайд.

- Прочитайте слова все вместе.

  (Язык, ящерица, ягода)

- Что общего у этих слов?

   (Слова на букву «Я», существительные)

- Какое слово лишнее в данном ряду, как вы думаете и почему?

   (Ящерица, потому что она живая, а ягода и язык нет. Слово «язык» лишнее, так это слово мужского рода, а остальные женского.)

- Ребята, какие слова называют словарными?

  (Это слова с непроверяемым написанием)

- Верно, сейчас мы с вами поработаем с одним из этих слов.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. Ниже Классная работа.

- Будем работать со словом язык.

- Запишите его.

- На сколько слогов делится слово «язык»?

  (На два)

- На какой слог падает ударение?

  (На второй)

- Какое опасное место в слове «язык»?
  (В слоге я мы можем написать йа)

- Верно, подчеркните.

- В слове язык нужно писать букву «я».

- Гласная «я» находится в безударной позиции, поэтому остаётся сомнительной.

- Проверить это слово невозможно, потому что не удастся подобрать проверочное слово с ударением на первый слог.

- Определите род и число у данного слова.

  (Мужской род, единственное число)

- Какое будет окончание и корень.

  (Окончание нулевое,  корень «язык»)

- Вы большие молодцы!

- Запомните ребята!

  Словарные слова важны,

  Они нам каждому нужны!

  Запомнить слово не беда,
  Ошибок не будет у вас никогда!

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV

1)

12

Мотивационно-целевой

- Продолжаем работать со словом «язык».

- Ребята, что означает слово «язык»? Какие значения слова вы знаете?

  (Язык – подвижный мышечный орган в полости рта. Язык – блюдо, приготовленное из этого органа. Язык – предмет изучения. Язык – манера выражения, свойственная кому – либо.)

-  Посмотрите, это разные слова или разные значения одного и того же слова?

  (Разные значения одного и того же слова)

- Сколько получилось значений у слова «язык»?

   (5 значений)

- Догадались, как будет звучать тема сегодняшнего урока? Предположите.

  (Слова, у которых несколько значений)

- Совершенно верно, тема урока: «Слова, у которых несколько значений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

2)

13

- Как вы думаете, ребята, важно ли изучать тему нашего сегодняшнего урока?

  (Да, важно, необходимо)

- Почему вы так считаете?

  (Потому, что, изучив данную тему, мы узнаем что – то новое о русском языке. Мы сможем выполнять более сложные задания)

- Совершенно верно, ребята.

 

3)

13

- Какую цель поставим на урок?

  (Познакомиться со словами, у которых несколько значений)

- Да, сегодня мы попытаемся выяснить, как же происходит так, что у одного слова появляется несколько значений.

Слайд 3

V

 

14

Ориентировочный

- Составим план урока.

 (План:

1.      Изучим правила слов, у которых несколько значений.

2.      Будем выполнять упражнения.

- Что нужно сделать, чтобы решить пункты нашего плана? 

  (Внимательно прочитать информацию в учебнике, необходимо быть активным и внимательным, отвечать на вопросы учителя, выполнять задания).

 

Слайд 4

VI

1)

15

Поисково-исследовательский

- Начнем работать с первым пунктом плана.
- Что мы будем делать?

   (Изучим правила слов, у которых несколько значений)

- Обратите, пожалуйста, внимание на экран.

- Перед нами стихотворение.

- Прочитаем его.

- Откройте учебник на странице 100. У вас там такое же стихотворение.

- Посмотрите на первую строчку.

- Почему головка булавки называется головкой?

  (Она такая же круглая, как голова человека)

- Да, вы правы.

- Слово «головка» в разных словосочетаниях – это одно и то же слово, потому что верхушка булавки названа так не случайно, а по причине сходства с головой человека.

- Где мы можем посмотреть значение слова?

  (В толковом словаре)

- Верно, я выведу вам на экран значения данного слова.

- Посмотрите, сколько раз записано слово?

  (Один раз)

- Правильно, оно записано один раз и подтверждает, что этим словом могут быть названы и голова человека, и головка булавки.

- Прочитайте, пожалуйста, первое значение.

  (Ласковое название головы)

- Прочитайте, второе значение.

  (Утолщение на конце стержня, стебля; шарообразный плод или соцветие. Например: спичечная головка, булавочная головка, маковая головка)

- Итак, слово головка записано всего один раз, а разные значения  этого слова даны под разными цифрами.

- Это одно слово с двумя разными значениями или разные слова?

  (Это разные слова)

- Прочитайте вторую строчку стихотворения.

  (Есть у чайника носик, однако нет головы.)

- Почему часть чайника, из которой наливают чай, так названа? На что похожа эта часть?

  (Потому что она напоминает нос человека.)

- Давайте проверим это. Я нашла слово «носик» в толковом словаре.  

- Прочитайте первое значение, второе.

  (Ласковое название носа. Например: носик ребёнка. Часть чайника, кувшина, через которую выливают жидкость. Например: чайник с отбитым носиком.)

- Давайте посмотрим в толковом словаре значение слова «кисть».

- Сколько значений у этого слова?

  (Три значения)

- Прочитаем первое.

  (Часть руки от запястья до пальцев. Например: тонкая кисть.)

- Прочитаем второе.

  (Гроздь плодов или цветков на одной ветке. Например: кисть рябины, кисти сирени)

- Прочитаем последнее.

  (Прикреплённый к рукоятке пучок волоса или щетины. Служит для нанесения краски или клея. Например: малярная кисть; кисть художника.)

- Обратите внимание. Что если у слова несколько значений, то значение, которое появилось первым, записано в словаре первым.

- Какие значения может иметь слово «глазок»? Предположите.

  (Глазок картошки. Ласковое название глаза человека или животного. Глазок в двери.)

- Как вы думаете, какое значение слова «глазок» будет записано первым в толковом словаре: глазок картошки или ласковое название глаза человека или животного?

  (Название глаза человека)

- Верно.

- А как можно назвать все эти слова, у которых несколько значений?

  (Многозначные слова)

- Откройте учебник на стр. 101. Посмотрите на послание летучей мыши. Прочитайте.

  (Если это одно слово с двумя разными значениями, значит, оно будет написано только один раз. Если существуют два разных слова, похожие по звучанию и написанию – значит, два этих слова будут записаны и объяснены.)

- Какое из предложений относится к тому, о чем мы сейчас говорили?

  (Первое)

- А если вернуться к слову «язык», то какое предложение относится к этому слову?

  (Второе)

- Теперь прочитаем еще одно послание на стр. 102. Кто прочитает?

  (Если предмет назван так не случайно, а благодаря сходству с другим предметом, - значит, он назван этим же словом, то есть, оба предмета названы одним словом.)

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

Физкультминутка для глаз

- Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть.

- Руки за спину, головки назад.

  (Дети поднимают глаза от тетрадок и закрывают глаза)

  Глазки пускай в потолок поглядят.

  (Открывают глаза, смотрят в потолок)

  Головки опустим, на парту глядим.

  (Опускают голову, смотрят на парту перед собой)

  И снова наверх – где там муха летит?

  (Смотрят в потолок)

  Глазами повертим, поищем её.

  (Водят глазами из стороны в сторону)

  Глаза отдохнули, приступим к работе.

 

2)

31

Практический

- Приступим к выполнению второго пункта плана.

- Что будем делать?

   (Будем выполнять упражнения.)

- На стр. 103 учебника прочитайте про себя стихотворение Марины Бородицкой.

- Прочитает всем вслух громко.

- Какие два одинаковых по написанию слова вам встретились?

  (Галька и галька)

- Скажите, слова Галька и галька – разные слова или это одно слово, у которого два разных значения?

  (Разные слова)

- Почему?

  (Потому что галька – это названия мелких гладких камешек, а Галька – это имя девочки.)

- То есть это слово не является многозначным. Значит,  в русском языке есть такие слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные значения.

- Вы знаете, как называются такие слова?

- Такие слова называются – омонимы. Не стоит путать омонимы и многозначные слова!

- Как отличить многозначное слово от омонима?

  (Многозначное слово имеет несколько значений, которые между собой чем-то связаны, а омонимы – это разные слова, которые похожи по звучанию и написанию, но имеют разные значения.)

- Откройте тетради. Теперь я предлагаю вам выполнить задание.

- Ваша задача - отгадать слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения.

- Будете писать в строчку через запятую слова, которые отгадали.

- Источник воды и предмет для открывания замка. (Ключ)

- Заплетенные волосы и орудие для срезания травы. (Коса)

- Растение, от которого плачут и оружие для стрельбы. (Лук)

- В строчке у вас должно получиться три слова.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

- Обратите внимание на слайд и проверьте, те ли слова записаны у соседа в тетради.

- Поднимите руки те, чей сосед справился с заданием и написал все три слова верно.

- Молодцы, обменяйтесь тетрадями.

- Сейчас запишем два предложения со словом «лук» под диктовку.

- Кто – то работает у доски.

- Первое предложение. Записываем в новой строчке с красной строки с заглавной буквы.

- Бабушка посадила в огороде лук.

- Мальчик стреляет из лука.

- Отлично.

- Объясните, пожалуйста, значение слова «лук» в первом предложении.

  (Растение со съедобной луковицей и пучком зелёных листочков)

- А значение слова во втором предложении.

  (Ручное оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой)

 - Как называются эти слова?

  (Омонимы)

- Верно, одинаковое написание, но разное значение.

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

VII

37

Рефлексивно-оценочный план

- Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?

  (Слова, у которых несколько значений)

- Что нового сегодня узнали?

  (Мы узнали о словах, которые имеют несколько значений, о словах, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение)

- Какие слова называют омонимами?

  (Слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение)

- Важно ли знать точное значение слов? Зачем?

  (Важно знать точное значение слов, чтобы грамотно говорить и писать)

- Есть слова, которые пишутся, произносятся одинаково и имеют несколько значений одного и того же слова. Их называют?

  (Многозначными словами)

- Верно.

- Достигли ли мы цели нашего урока?

- Все ли пункты плана выполнили?

- Отлично, обратите внимание на слайд.

- Я попрошу вас закончить две фразы из предложенных.

«Я узнал…»

«Я научился…»
«Я понял, что…»
«Было трудно…»
«Меня удивило…»
«Мне захотелось…»

(Я узнал, что существуют слова, у которых не одно, а несколько значений. Было трудно различить многозначное слово от омонима)

- Вашу работу на уроке я оцениваю положительно. Вы хорошо потрудились.

- Оцените свою работу на уроке.
- На ваших столах лежат смайлики.

- Покажите мне весёлого смайлика, если на сегодняшнем уроке вам было интересно, вы всё поняли и задания не вызвали у вас затруднений. Те, у кого есть вопросы, кто понял не все, и не смог выполнить все задания покажите мне грустного смайлика.
- Я вижу, что на уроке вы работали активно, у вас все получилось.
- Вы большие молодцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 VIII

39

Итог урока

- Запишите домашнее задание.

- Выполнить №74 стр. 105.

- Ваша задача прочитать стихотворение и устно различить, где слово «норка» означает название зверька, а где – его жилище.

- Прозвенел звонок с урока

  Поиграть пришла пора.

  Что узнали на уроке,

  Не забудем никогда!

 

 

Приложение 1

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/229614/pub_5be027af6fa35900ab19e764_5be027f9b9c26d2cd4a00f39/scale_1200https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJy9vbicJWFROMGJkwqSxbFm8R4IuD_YncBrdTZ0=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo


 

Приложение

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

 

 

 


 

Конспект урока Дата проведения: 10

Конспект урока Дата проведения: 10

Ход урока Этап Время

Ход урока Этап Время

Это слова с непроверяемым написанием) -

Это слова с непроверяемым написанием) -

Изучим правила слов, у которых несколько значений

Изучим правила слов, у которых несколько значений

Например: малярная кисть; кисть художника

Например: малярная кисть; кисть художника

Вы знаете, как называются такие слова? -

Вы знаете, как называются такие слова? -

VII 37 Рефлексивно-оценочный план -

VII 37 Рефлексивно-оценочный план -

Приложение Слайд 1

Приложение Слайд 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2023