Конспект урока
Дата проведения: 10.11.2021 г.
Класс: 2
УМК «Перспективная начальная школа»
Предмет: русский язык
Тема: Слова, у которых несколько значений
Цель – создание условий для знакомства со словами, у которых несколько значений.
Задачи:
1. Познакомить со словами, у которых несколько значений; формировать умение распознавать омонимы и многозначные слова.
2. Развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание; развивать навык чёткого и красивого письма.
3. Содействовать воспитанию познавательного интереса к изучению русского языка.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид планируемых УУД |
Формируемые УУД
|
Планируемый уровень достижения |
Предметные УД |
- умение каллиграфически писать буквы - умение писать словарные слова - умение отгадывать загадки - умение определять род, число и падеж у имени существительного - умение ставить ударение - умение применять правила правописания - умение проверять текст, находить и исправлять ошибки |
1 уровень - ознакомительный |
Регулятивные УУД |
– умение работать по плану – волевая саморегуляция – самоконтроль и взаимоконтроль учебной деятельности - умение осуществлять самооценку |
2 уровень - репродуктивный |
Познавательные УУД |
– умение анализировать информацию - умение обобщать полученные знания - умение закреплять полученную информацию, делать выводы - умение ориентироваться в учебнике |
2 уровень - репродуктивный |
Коммуникативные УУД |
- умение отвечать на вопросы учителя – умение слушать, вступать в диалог - умение участвовать в диалоге - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли - умение адекватно реагировать на замечания учителя |
2 уровень - репродуктивный |
Личностные УУД |
- выражение познавательного интереса к изучению русского языка - рефлексия своего отношения к содержанию темы |
2 уровень - репродуктивный |
Учебная литература:
- учебник русского языка УМК «Перспективная начальная школа» 2 класс Ч.1 (с.100-102)
Оборудование: компьютер, интерактивная доска,
Наглядный материал: презентация, чистые, разлинованные листы для минутки чистописания; смайлики для самооценки (Приложение 1).
Ход урока
Этап |
Время |
Содержание урока |
Методические указания |
I |
00 |
Организационный момент - Долгожданный дан звонок - Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час! - Проверим всё ли у вас готово к работе. - Ребята, меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Вы готовы, я готова, значит, можем начинать. |
|
II
|
01 |
Минутка чистописания - Ребята, наш урок мы начнём с минутки чистописания. - У каждого из вас на столе есть тетрадные листы. Возьмите их. - Отгадайте загадку. - Эта буква зажужжала, Словно жук, она летала, Жаворонком пела мило, Журавлём в полях ходила. Но скажите же уже Что за буква? Это…(Ж). - Сегодня я предлагаю вам прописать букву «Ж». - Приготовьтесь прописывать, листочки под наклоном, спинки прямые, обе ножки стоят на полу. - Придумаем предложение со словом жираф. - Замечательно, минутка чистописания закончена, отложите листочки в сторону. |
|
III
|
06 |
Словарная работа - Ребята, обратите внимание на слайд. - Прочитайте слова все вместе. (Язык, ящерица, ягода) - Что общего у этих слов? (Слова на букву «Я», существительные) - Какое слово лишнее в данном ряду, как вы думаете и почему? (Ящерица, потому что она живая, а ягода и язык нет. Слово «язык» лишнее, так это слово мужского рода, а остальные женского.) - Ребята, какие слова называют словарными? (Это слова с непроверяемым написанием) - Верно, сейчас мы с вами поработаем с одним из этих слов. - Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. Ниже Классная работа. - Будем работать со словом язык. - Запишите его. - На сколько слогов делится слово «язык»? (На два) - На какой слог падает ударение? (На второй) - Какое опасное место в слове «язык»? - Верно, подчеркните. - В слове язык нужно писать букву «я». - Гласная «я» находится в безударной позиции, поэтому остаётся сомнительной. - Проверить это слово невозможно, потому что не удастся подобрать проверочное слово с ударением на первый слог. - Определите род и число у данного слова. (Мужской род, единственное число) - Какое будет окончание и корень. (Окончание нулевое, корень «язык») - Вы большие молодцы! - Запомните ребята! Словарные слова важны, Они нам каждому нужны! Запомнить слово не беда, |
Слайд 1
|
IV 1) |
12 |
Мотивационно-целевой - Продолжаем работать со словом «язык». - Ребята, что означает слово «язык»? Какие значения слова вы знаете? (Язык – подвижный мышечный орган в полости рта. Язык – блюдо, приготовленное из этого органа. Язык – предмет изучения. Язык – манера выражения, свойственная кому – либо.) - Посмотрите, это разные слова или разные значения одного и того же слова? (Разные значения одного и того же слова) - Сколько получилось значений у слова «язык»? (5 значений) - Догадались, как будет звучать тема сегодняшнего урока? Предположите. (Слова, у которых несколько значений) - Совершенно верно, тема урока: «Слова, у которых несколько значений». |
Слайд 2 |
2) |
13 |
- Как вы думаете, ребята, важно ли изучать тему нашего сегодняшнего урока? (Да, важно, необходимо) - Почему вы так считаете? (Потому, что, изучив данную тему, мы узнаем что – то новое о русском языке. Мы сможем выполнять более сложные задания) - Совершенно верно, ребята. |
|
3) |
13 |
- Какую цель поставим на урок? (Познакомиться со словами, у которых несколько значений) - Да, сегодня мы попытаемся выяснить, как же происходит так, что у одного слова появляется несколько значений. |
Слайд 3 |
V
|
14 |
Ориентировочный - Составим план урока. (План: 1. Изучим правила слов, у которых несколько значений. 2. Будем выполнять упражнения. - Что нужно сделать, чтобы решить пункты нашего плана? (Внимательно прочитать информацию в учебнике, необходимо быть активным и внимательным, отвечать на вопросы учителя, выполнять задания). |
Слайд 4 |
VI 1) |
15 |
Поисково-исследовательский -
Начнем работать с первым пунктом плана. (Изучим правила слов, у которых несколько значений) - Обратите, пожалуйста, внимание на экран. - Перед нами стихотворение. - Прочитаем его. - Откройте учебник на странице 100. У вас там такое же стихотворение. - Посмотрите на первую строчку. - Почему головка булавки называется головкой? (Она такая же круглая, как голова человека) - Да, вы правы. - Слово «головка» в разных словосочетаниях – это одно и то же слово, потому что верхушка булавки названа так не случайно, а по причине сходства с головой человека. - Где мы можем посмотреть значение слова? (В толковом словаре) - Верно, я выведу вам на экран значения данного слова. - Посмотрите, сколько раз записано слово? (Один раз) - Правильно, оно записано один раз и подтверждает, что этим словом могут быть названы и голова человека, и головка булавки. - Прочитайте, пожалуйста, первое значение. (Ласковое название головы) - Прочитайте, второе значение. (Утолщение на конце стержня, стебля; шарообразный плод или соцветие. Например: спичечная головка, булавочная головка, маковая головка) - Итак, слово головка записано всего один раз, а разные значения этого слова даны под разными цифрами. - Это одно слово с двумя разными значениями или разные слова? (Это разные слова) - Прочитайте вторую строчку стихотворения. (Есть у чайника носик, однако нет головы.) - Почему часть чайника, из которой наливают чай, так названа? На что похожа эта часть? (Потому что она напоминает нос человека.) - Давайте проверим это. Я нашла слово «носик» в толковом словаре. - Прочитайте первое значение, второе. (Ласковое название носа. Например: носик ребёнка. Часть чайника, кувшина, через которую выливают жидкость. Например: чайник с отбитым носиком.) - Давайте посмотрим в толковом словаре значение слова «кисть». - Сколько значений у этого слова? (Три значения) - Прочитаем первое. (Часть руки от запястья до пальцев. Например: тонкая кисть.) - Прочитаем второе. (Гроздь плодов или цветков на одной ветке. Например: кисть рябины, кисти сирени) - Прочитаем последнее. (Прикреплённый к рукоятке пучок волоса или щетины. Служит для нанесения краски или клея. Например: малярная кисть; кисть художника.) - Обратите внимание. Что если у слова несколько значений, то значение, которое появилось первым, записано в словаре первым. - Какие значения может иметь слово «глазок»? Предположите. (Глазок картошки. Ласковое название глаза человека или животного. Глазок в двери.) - Как вы думаете, какое значение слова «глазок» будет записано первым в толковом словаре: глазок картошки или ласковое название глаза человека или животного? (Название глаза человека) - Верно. - А как можно назвать все эти слова, у которых несколько значений? (Многозначные слова) - Откройте учебник на стр. 101. Посмотрите на послание летучей мыши. Прочитайте. (Если это одно слово с двумя разными значениями, значит, оно будет написано только один раз. Если существуют два разных слова, похожие по звучанию и написанию – значит, два этих слова будут записаны и объяснены.) - Какое из предложений относится к тому, о чем мы сейчас говорили? (Первое) - А если вернуться к слову «язык», то какое предложение относится к этому слову? (Второе) - Теперь прочитаем еще одно послание на стр. 102. Кто прочитает? (Если предмет назван так не случайно, а благодаря сходству с другим предметом, - значит, он назван этим же словом, то есть, оба предмета названы одним словом.) |
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
|
|
30 |
Физкультминутка для глаз - Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть. - Руки за спину, головки назад. (Дети поднимают глаза от тетрадок и закрывают глаза) Глазки пускай в потолок поглядят. (Открывают глаза, смотрят в потолок) Головки опустим, на парту глядим. (Опускают голову, смотрят на парту перед собой) И снова наверх – где там муха летит? (Смотрят в потолок) Глазами повертим, поищем её. (Водят глазами из стороны в сторону) Глаза отдохнули, приступим к работе. |
|
2) |
31 |
Практический - Приступим к выполнению второго пункта плана. - Что будем делать? (Будем выполнять упражнения.) - На стр. 103 учебника прочитайте про себя стихотворение Марины Бородицкой. - Прочитает всем вслух громко. - Какие два одинаковых по написанию слова вам встретились? (Галька и галька) - Скажите, слова Галька и галька – разные слова или это одно слово, у которого два разных значения? (Разные слова) - Почему? (Потому что галька – это названия мелких гладких камешек, а Галька – это имя девочки.) - То есть это слово не является многозначным. Значит, в русском языке есть такие слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные значения. - Вы знаете, как называются такие слова? - Такие слова называются – омонимы. Не стоит путать омонимы и многозначные слова! - Как отличить многозначное слово от омонима? (Многозначное слово имеет несколько значений, которые между собой чем-то связаны, а омонимы – это разные слова, которые похожи по звучанию и написанию, но имеют разные значения.) - Откройте тетради. Теперь я предлагаю вам выполнить задание. - Ваша задача - отгадать слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения. - Будете писать в строчку через запятую слова, которые отгадали. - Источник воды и предмет для открывания замка. (Ключ) - Заплетенные волосы и орудие для срезания травы. (Коса) - Растение, от которого плачут и оружие для стрельбы. (Лук) - В строчке у вас должно получиться три слова. - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. - Обратите внимание на слайд и проверьте, те ли слова записаны у соседа в тетради. - Поднимите руки те, чей сосед справился с заданием и написал все три слова верно. - Молодцы, обменяйтесь тетрадями. - Сейчас запишем два предложения со словом «лук» под диктовку. - Кто – то работает у доски. - Первое предложение. Записываем в новой строчке с красной строки с заглавной буквы. - Бабушка посадила в огороде лук. - Мальчик стреляет из лука. - Отлично. - Объясните, пожалуйста, значение слова «лук» в первом предложении. (Растение со съедобной луковицей и пучком зелёных листочков) - А значение слова во втором предложении. (Ручное оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой) - Как называются эти слова? (Омонимы) - Верно, одинаковое написание, но разное значение. |
Слайд 4
Слайд 9
Слайд 10
|
VII |
37 |
Рефлексивно-оценочный план - Ребята, какая была тема сегодняшнего урока? (Слова, у которых несколько значений) - Что нового сегодня узнали? (Мы узнали о словах, которые имеют несколько значений, о словах, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение) - Какие слова называют омонимами? (Слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение) - Важно ли знать точное значение слов? Зачем? (Важно знать точное значение слов, чтобы грамотно говорить и писать) - Есть слова, которые пишутся, произносятся одинаково и имеют несколько значений одного и того же слова. Их называют? (Многозначными словами) - Верно. - Достигли ли мы цели нашего урока? - Все ли пункты плана выполнили? - Отлично, обратите внимание на слайд. - Я попрошу вас закончить две фразы из предложенных. «Я узнал…» «Я научился…» (Я узнал, что существуют слова, у которых не одно, а несколько значений. Было трудно различить многозначное слово от омонима) - Вашу работу на уроке я оцениваю положительно. Вы хорошо потрудились. - Оцените
свою работу на уроке. - Покажите мне весёлого смайлика, если
на сегодняшнем уроке вам было интересно, вы всё поняли и задания не вызвали у
вас затруднений. Те, у кого есть вопросы, кто понял не все, и не смог
выполнить все задания покажите мне грустного смайлика. |
Слайд 11
Приложение 1 |
VIII |
39 |
Итог урока - Запишите домашнее задание. - Выполнить №74 стр. 105. - Ваша задача прочитать стихотворение и устно различить, где слово «норка» означает название зверька, а где – его жилище. - Прозвенел звонок с урока Поиграть пришла пора. Что узнали на уроке, Не забудем никогда! |
|
Приложение 1
Приложение
Слайд 1 |
Слайд 2 |
Слайд 3 |
Слайд 4 |
Слайд 5 |
Слайд 6 |
Слайд 7 |
Слайд 8 |
Слайд 9 |
Слайд 10 |
Слайд 11 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.