Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Обособление определений».
Цели: - Обобщить и систематизировать знания по теме «Обособленные определения»;
- формировать умения: выделять интонационно обособленные члены; правильно ставить знаки препинания при обособленных членах;
- проконтролировать знания по теме.
Ход урока
I. Организационный момент, целеполагание (слайд 1, 2)
· Тема урока «Обособление определений». Какие цели поставим на этот урок?
На этом уроке нам предстоит повторить условия обособления определений. Мы будем отрабатывать умение выделять интонационно обособленные определения, правильно ставить знаки препинания при обособленных определениях.
· Для чего нам это надо?
II. Актуализация имеющихся знаний.
1. Опрос. (слайд 3)
· Что такое обособление?
· Какие члены предложения могут быть обособленными?
· От чего зависит обособление?
· С какой целью используются обособленные члены предложения?
2. Работа с классом. Составление схем. Повторение условий обособления определений. (слайд 4)
1) А) Мальчик, уставший в пути, мгновенно уснул.
Б) Уставший в пути мальчик мгновенно уснул.
2) Уставший, он мгновенно уснул.
3) Уставший в пути, мгновенно уснул мальчик.
4) Уставший в пути до изнеможения, мальчик мгновенно уснул.
5) Мальчик(,) усталый и сонный(,) мгновенно уснул.
Маленький мальчик, усталый и сонный, мгновенно уснул.
6) Мальчик, с закрывающимися от усталости глазами, мгновенно уснул.
· Что же является решающим для обособления определений?
III. Тренировочные упражнения.
1. Запишите данные предложения в порядке следования полученных схем. Из отдельно данных слов, ставя их в нужную форму, сконструируйте предложение по неиспользованной схеме. (Если всё выполните правильно, сможете прочитать небольшой текст) (Слайд 5)
Старые липы высокие и корявые окружали поляну ровной каймой.
(Не)подвижно лежал передо мной отдыха..щий в тиш..не сад.
Молодые яблони вышиной не более человеческого роста и с ещё жидкой листвой (кое)где виднелись на ней.
На самой её середине густо заросшая табаком и петуньями благ..ухала большая круглая клумба.
Я вышел в ночь оз..рённую лунным сиянием.
Ра..битый (по)стари(н, нн)ому он состоял из одной продолговатой поляны.
Слова: посеребрё(н, нн)ый, трава, лу(н, нн)ый, свет, к..заться, белый.
· После выполнения задания проводится проверка (Слайд 6)
Я вышел в ночь, озарённую лунным сиянием. Неподвижно лежал передо мной отдыхающий в тишине сад. Разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. На самой её середине, густо заросшая табаком и петуньями, благоухала большая круглая клумба. Посеребрённая лунным светом, трава казалась белой. Старые липы, высокие и корявые, окружали поляну ровной каймой. Молодые яблони, вышиной не более человеческого роста и с ещё жидкой листвой, кое-где виднелись на ней.
2. Укажите номера предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки. Объясните правильную постановку знаков препинания в этих предложениях. (Слайд 7)
1) Впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, рисовались на бледном небосклоне.
2) Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий покрывал долину.
3) Штаб-капитан указал мне пальцем на поднимавшуюся прямо против нас скалу.
4) Уже мы различали почтовую станцию и кровли, окружающих её саклей.
5) Дым, выталкиваемый ветром из отверстия в крыше расстилался вокруг густой пеленой.
6) Тут оказалась довольно занимательная картина.
7) Из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные.
8) Изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая покрытую инеем гриву лошадей.
9) Эта долина была завалена снеговыми сугробами, напоминавшими довольно живо Саратов, Тамбов и прочие милые места нашего отечества.
10) В глазах Веры выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрёк.
11) Направо висели над нашими головами груды снега, готовые при первом порыве ветра, оборваться в ущелье.
12) Множество разбросанных по берегу Терека домиков мелькали из-за деревьев.
Ошибки в предложениях 4, 5, 11.
3. Корректируя заданные знаки препинания, превратите «нескладушки» в правильные предложения. (Слайд 8)
1) Соперники, упорно борющиеся друг с другом, на ринге оказались родными братьями.
2) Человека, корчащегося от боли, на земле ждала санитарная машина.
3) Нашу школу, принарядившуюся и словно помолодевшую, по случаю праздника было трудно узнать.
4) Дом, выстроенный в целях благоустройства микрорайона, на пустыре принимает первых жильцов.
5) Кое-где из-под хвои, значительно отсыревшей за ночь, в результате продолжительного ливня проступал почти сухой песок.
6) Задачи, предусмотренные программой 4 класса для повседневной работы с трудом, осилили два семиклассника.
4. Тренировочный диктант. Выполняется в паре или группе. Сильный ученик диктует предложения и затем проверяет написанное.
1) Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень.
2) Утомлённый ходьбой по болту Василий забрёл в сарай и заснул глубоко.
3) Мать думала о бесчисленных деревнях привалившихся к земле и людях тайно ожидавших прихода правды.
4) Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгорелось со свистом.
5) Весь взъерошенный и выпачканный красками он (Берсенев) стоял перед затянутым холстом.
IV. Проверочный диктант
Мы шли по дороге, а в молодом берёзовом лесу косили траву. Мужики косили и пели, а лес, ещё не утративший густоты и свежести, полный цветов и запахов, звучно откликался им. Заросшая кудрявой травой старая дорога, изрезанная заглохшими колеями, уходила перед нами в бесконечную даль. Солнце, склонявшееся к западу. Стало заходить в красивые лёгкие облака.
Косцы были рязанские. Беззаботные, весёлые, дружные, они небольшой артелью проходили по нашим местам. Вечерами они сидели у костра на скошенной утром траве и ужинали.
V. Подведение итогов. (Слайд 9)
· Какие вопросы повторили?
· Какая позиция является определяющей для обособления определений?
· В каком случае определения, стоящие перед определяемым словом, обособляются?
VI. Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.