Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Повторение по теме «Имя прилагательное»
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Повторение по теме «Имя прилагательное»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
07.06.2023
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме  «Повторение по теме «Имя прилагательное»
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Повторение по теме «Имя прилагательное» разработан для педагогов, обучающих детей с ОВЗ (ЗПР). Одна из целей урока - развитие функциональной грамотности обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающие задачи урока: - коррекция и развитие связной устной и письменной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение самостоятельных и творческих заданий к текстам и ответы на поставленные вопросы; - коррекция и развитие памяти, зрительных восприятий мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей); - коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства)
Конспект урока русского языка в 6 классе.docx

 

 

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме

 «Повторение по теме «Имя прилагательное»

Цели:

I) обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Имя прилагательное»;

2) развивать речь обучающихся, коммуникативные умения и навыки;

3) заставить задуматься над весенними опасностями, подстерегающими человека на улице.

Задачи:

1.     Образовательные:

- повторить общие сведения об имени прилагательном, правописание падежных окончаний прилагательных,  разряды имён прилагательных по значению, роль прилагательных в речи;

-  прививать навыки самостоятельной работы, умение рассчитывать свои силы и возможности.

2.     Развивающие:

- развивать функциональную грамотность обучающихся, языковое чутье, образное мышление, устную и письменную речь.

3.     Воспитательные: 

      - воспитывать культуру письма, речи, бережное, внимательное отношение к слову.

     4. Коррекционно-развивающие:

        - коррекция и развитие связной устной и письменной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение самостоятельных и творческих заданий к текстам и ответы на поставленные вопросы;

          - коррекция и развитие памяти, зрительных восприятий мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей);

           - коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства)

Планируемые результаты:

Предметные: знать правописание имен прилагательных; уметь находить имена прилагательные в тексте, согласовывать их с именами существительными.

Метапредметные: уметь применять приобретенные знания в повседневной жизни; развивать способность применять знания по русскому языку на других учебных предметах.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, урок развития функциональной грамотности.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, учебник.

Ход урока

Учитель:

С каким настроением вы пришли на урок? Украсьте Дерево настроения листочком, цвет которого соответствует вашему настроению (обучающиеся прикрепляют к Дереву настроения соответствующие листочки).

На предыдущем уроке мы закончили изучать имя прилагательное. Как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок?

Обучающиеся:

- На сегодняшнем уроке мы будем повторять всё, что изучили по теме «Имя прилагательное».

Учитель:

- Правильно, тема урока «Повторение по теме «Имя прилагательное».

Давайте сформулируем цели урока.

Обучающиеся:

- Мы должны повторить все правила по теме «Имя прилагательное», уметь находить прилагательные в тексте и определять их морфологические признаки, производить синтаксический разбор предложений с прилагательными.

Учитель:

- Ребята, на уроке русского языка вы должны учиться не только грамотной, правильной речи и письму, но и правильному, безопасному поведению в окружающем вас мире. Поэтому наш урок будет построен на текстах о…

А узнать о чём, нам поможет детский писатель Корней Чуковский. Отгадайте загадку:

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт —

Заплачет она и умрёт.

Отгадка: сосулька.

- Что такое сосулька? (ответы обучающихся)

Найдём определение сосульки в толковом словаре.

Обучающиеся:

Сосу́лька — ледяной сталактит (реже — висячая наледь), который образуется у краёв нависающих предметов, на скальных выступах, береговых обрывах, проводах, ветвях деревьев и т. д., а также в подземных полостях горных пород при послойном намораживании медленно стекающей или капающей воды.  Сосульки обычно имеют конусообразную форму с вершиной диаметром несколько миллиметров внизу. Строение сосулек сходно со строением градин.

Учитель:

- Подумайте, а как ещё можно назвать сосульку?

Затрудняетесь, давайте поищем ответ вместе с Мариной Королёвой,  обозревателем радиостанции «Эхо Москвы».

- Чтение текста (раздаточный материал на парте)

Как в городе зима, так держись подальше от домов, это всем известно. С нашей погодой, когда то снег с дождем, то мороз после оттепели, карнизы становятся похожими на сталактитовые пещеры, обрастают разной величины сосульками. Коммунальщики, надо отдать им должное, об этом помнят и нам напоминают: повсюду, где только можно, развешивают объявления «осторожно, сосульки!» Впрочем, в последнее время в этих объявлениях стало появляться новое слово, которое многим показалось забавным, сосули. Так и пишут: «Осторожно, сосули!»

Из всего этого можно сделать вывод, что слово сосули для наших современников звучит непривычно и странно. Как мы называем жидкость в виде удлиненного конуса, обледеневшую при стоке? Сосульки, только сосульки, не так ли?

Должна разочаровать тех, кто смеется над сосулями. Они есть, они существуют! Не во всех словарях, но существуют. Сосули на законных основаниях помещены в частности в Орфографический словарь под редакцией В. Лопатина. Точнее, там есть единственное число - сосуля. Множественное - сосули. Родительный падеж множественного числа - и сосулей, и сосуль.

И сосуля, и сосулька есть, конечно же, в Словаре Даля.

Как там сказано, это то, «что можно сосать, или чему дан такой вид, наружность, будто оно назначено для соски, сосанья». Хлебная, пряничная сосулька, медовая сосулька, ледяная сосулька - все эти примеры есть у Даля. Всё сходится.

Так что же получается, сосули имеют право на существование? В целом - да. Это вовсе не какое-то придуманное слово из детского языка (типа подуха от «подушка» или ложа от «ложка»), нет, оно законное, словарное!

И все же, все же... Надо честно признать, сосулька нам привычнее. Не случайно в большинстве словарей сосули все-таки нет, это слово из активного употребления вышло. А потому солидный чиновник, которому слово сосулька кажется легкомысленным и который решает заменить его на более «серьезное», более веское слово сосуля, делает в результате ложный шаг!

Забавное все-таки слово - сосулька. Но сосуля, согласитесь, - еще забавнее.

(ответы обучающихся)

Учитель:

А сейчас выполним письменное задание.

Работа с текстом (показ текста на слайде)

Задание: озаглавить текст, определить его стиль; выписать прилагательные, указать разряд, падеж, число; произвести синтаксический разбор первого предложения. 

Зимой над окном выросла красивая сосулька. Когда выглядывало солнце, радуя нас, сосулька светилась и переливалась всеми цветами радуги. В хмурые дни она напоминала перевернутый домик с остроконечной крышей. К сосульке иногда подлетали воробьи и голуби, чтобы попить капающую с нее воду. Но наступила весна, и сосулька начала стремительно уменьшаться. Прошло несколько дней, и однажды утром на месте, где была сосулька, мы увидели лишь мокрое пятнышко. Так ушла зима вместе с нашей красивой сосулькой.

(ответы обучающихся)

Учитель:

- Сосулька – красивое явление природы. Ей посвятили стихи многие поэты.

Иван Демьянов написал стихотворение «Весёлые льдинки»:

Под самым карнизом,

Над самым оконцем

Забралось в сосульки

Весеннее солнце.

Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…

 И тают сосульки – веселые льдинки.

 (показ слайда)

Задание: 1в – морфологический разбор качественного прилагательного,

2 в - морфологический разбор относительного прилагательного.

(ответы обучающихся)

Физкультминутка

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке.

 

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

 

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Учитель:

Любуясь красотой весенней природы, мы не должны забывать о своей безопасности. Иногда природа бывает коварной и подстерегает человека, грозя ему травмами, увечьем и даже смертью.

Нам интересно наблюдать за сосульками, растущими на крышах домов, они могут достигать громадных размеров. Это красивое зрелище: сосульки переливаются, искрятся на солнце.

Мы должны остерегаться ходить около домов, с крыш которых, как гирлянды, свисают сосульки. В какой-то момент с ужасающим грохотом они оторвутся и полетят вниз, сметая всё на своём пути и убивая живое.

Будьте осторожны! Сосульки не только красивое зрелище, но и скрытая угроза вашей жизни.

- А о какой ещё угрозе, исходящей от сосулек, предупреждает нас поэтесса Вера Донская?

Выразительное чтение стихотворения обучающимся.

Сосулька
Что сосулька - леденец!
Так решил один малец.
Не послушал мальчик маму,
Просто, очень был упрямый!
И как вкусный бутерброд,
Он отправил её в рот.

А сосулька говорит:
Будет жар и бледный вид!
И ангина, и отит,
И хронический бронхит!
Для еды негодная,
Я - краса природная!

Сквозь меня зима видна
И к тому ж, я - холодна!
Ты меня в рот не неси!
Лучше леденец спроси!

(ответы обучающихся)

Фонетический разбор прилагательного негодная.

(ответы обучающихся)

Учитель:

Переходим к работе с текстом «Весенние опасности». (Распечатанный текст лежит на партах)

Прочитайте текст и выполните задания.

Мы всегда ждем весну с нетерпением: увеличивается продолжительность светового дня, становится больше солнечных дней, теплеет, улучшается настроение, и мы становимся более подвижными. Однако в весенние дни по статистике увеличивается количество травм среди обучающихся в образовательных организациях. В этот период дети получают более опасные травмы, чем зимой. С наступлением теплых дней меняется моторика детей, они становятся более активными: бегут на горки, качели, на детские площадки, играют около открытых водоёмов.

2015-01-08 14-34-39

В этот период за счет перепада температур идет процесс образования сосулек, наледи, что может привести к получению травм. Знание простых правил в этой ситуации позволит не стать жертвой упавшей сосульки – необходимо соблюдать дистанцию от крыш и балконов домов, не заходить на территорию, огражденную ограничительными лентами. Ледяная сосулька может причинить большой, вред ведь лед – это замерзшая вода, а вода тяжелая: кубический дециметр воды, он же литр, весит целый килограмм! Подумайте, каково получить по голове килограммовой льдиной? Сосульки к тому же бывают очень острыми, а упав рядом с человеком и разбившись, могут поранить лицо.

Гуляя во дворе или по улицам города, двигаясь в школу, обращайте внимание на обледенение тротуаров. Надо хорошо знать, что при наличии или отсутствии ограждений около домов необходимо соблюдать осторожность и по возможности не подходить близко к стенам зданий домов. Помните, что, когда вы идёте по тротуару и слышите наверху подозрительный шум, нельзя останавливаться, поднимать голову и рассматривать, что это там происходит. Бежать от здания тоже нельзя. Наоборот, нужно как можно быстрее прижаться к стене, чтобы укрытием послужил козырек крыши.

Весна – прекрасное, чудесное время года. И чтобы избежать неприятностей в этот замечательный период пробуждения природы, мы должны использовать наши знания о правилах безопасности в различных жизненных ситуациях!

Задания:

1.     Озаглавьте текст.

2.     Составьте памятку, используя словосочетания: опасные травмы, процесс образования сосулек, соблюдать дистанцию от крыш, могут поранить лицо, обледенение тротуаров, не подходить близко, знания о правилах безопасности.

3.     Определите стиль созданной вами памятки.

4.      Выпишите из 1 абзаца текста словосочетания «прилагательное + существительное». Выделите окончание у имен прилагательных, определите род, число, падеж.

5.     Произведите морфемный разбор слов: светового, подвижными, заходить, чудесное.

Учитель:

Давайте прочитаем памятки и выберем лучшие.

(ответы обучающихся)

Проверка  и обсуждение выполнения заданий.

Учитель:

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Что понравилось?

- Кто, по-вашему, хорошо отвечал?

- Чему вы научились на уроке?

- Как избежать травм на улице весной?

- С каким настроением вы уйдёте с  урока? Украсьте Дерево настроения  листочком, цвет которого соответствует вашему настроению

(обучающиеся прикрепляют к Дереву настроения соответствующие листочки).

Учитель выставляет и комментирует  отметки за урок.

Домашнее задание (на выбор обучающихся):

1)    Составить словарную диктовку из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме «Имя прилагательное».

2)    Написать сказку о сосульке (доброй или  злой).

Литература

И.Демьянов  https://poemata.ru/poets/demyanov-ivan/veselye-ldinki/

К.Чуковский  https://poemata.ru/poets/chukovskiy-korney/zagadki-dlya-detey/

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка (сайт www.bez-mousosh4.minobr63.ru)


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Повторение по теме «Имя прилагательное»

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Повторение по теме «Имя прилагательное»

Планируемые результаты: Предметные: знать правописание имен прилагательных; уметь находить имена прилагательные в тексте, согласовывать их с именами существительными

Планируемые результаты: Предметные: знать правописание имен прилагательных; уметь находить имена прилагательные в тексте, согласовывать их с именами существительными

На сегодняшнем уроке мы будем повторять всё, что изучили по теме «Имя прилагательное»

На сегодняшнем уроке мы будем повторять всё, что изучили по теме «Имя прилагательное»

Сосульки обычно имеют конусообразную форму с вершиной диаметром несколько миллиметров внизу

Сосульки обычно имеют конусообразную форму с вершиной диаметром несколько миллиметров внизу

Как там сказано, это то, «что можно сосать, или чему дан такой вид, наружность, будто оно назначено для соски, сосанья»

Как там сказано, это то, «что можно сосать, или чему дан такой вид, наружность, будто оно назначено для соски, сосанья»

Так ушла зима вместе с нашей красивой сосулькой

Так ушла зима вместе с нашей красивой сосулькой

Ноги до конца сгибаем. Раз – подняться, потянуться,

Ноги до конца сгибаем. Раз – подняться, потянуться,

И как вкусный бутерброд, Он отправил её в рот

И как вкусный бутерброд, Он отправил её в рот

В этот период за счет перепада температур идет процесс образования сосулек, наледи, что может привести к получению травм

В этот период за счет перепада температур идет процесс образования сосулек, наледи, что может привести к получению травм

Задания: 1. Озаглавьте текст

Задания: 1. Озаглавьте текст

Дереву настроения соответствующие листочки )

Дереву настроения соответствующие листочки )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2023