Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 22»
Конспект урока по литературному чтению
Тема:
Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С.Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Г. Нижневартовск
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Место темы: 2 класс (1-4) «Литературное чтение» В.Ю. Свиридова. Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова
Урок, посвященный очень важной для всего курса литературы идее, что сказка – это не просто развлекательная вымышленная история, что в сказке отражаются представления древнего человека о мире. Важно, чтобы на уроке не исчезал образ А.С. Пушкина, поэтому необходимы сведения о любви маленького Пушкина к сказкам, которые рассказывала ему няня; о том, что, став взрослым, Александр Сергеевич во время своих поездок по России собирал и записывал сказки; что в основе его сказок лежат сюжеты народных сказок, что многие мотивы, которые есть в этих сказках, можно обнаружить в сказках и других народов.
Важно, чтобы дети отметили повторяемость одного и того же эпизода (диалога рыбки и старика), которая характерна для композиции народной волшебной сказки. Важно направить их мысль в русло какой-то логики: чтобы они поняли, что с помощью цвета можно обозначить нарастание благополучия и богатство старухи, а потом ее полного краха.
Можно порассуждать с детьми о точках кульминации, но лучше приучать детей к мысли, что кульминация в художественном произведении – это не какой-то единственный конкретный момент, но целое событие, которое развивается во времени.
Наличие чудесного, волшебного помощника – представителя животного мира – также черта народной сказки.
В качестве черты, отличающей сказку Пушкина от народных сказок, можно назвать стихотворную форму и необыкновенно богатую лексику Пушкинской сказки.
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.Пушкин «Сказка о золотой рыбке».
Цели:
1) Познакомить со сказкой А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке», творчеством автора, учить различать народную и авторскую сказку;
2) Развивать память, речь, творческое мышление, формировать исследовательские навыки;
3) Воспитывать интерес к творчеству поэта, любовь к народным сказкам,
непримиримое отношение к корысти, хитрости, жадности, воспитывать положительные качества личности (взаимоуважение, бескорыстие, доброту и пр.).
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
УМК: Образовательная система «Школа России»
Оборудование: карточки с ребусами, портрет А.С.Пушкина, выставка сказок поэта, словарь В.Ожегова, листочки, жетоны, костюмы главных героев, аквариумная золотая рыбка
ХОД УРОКА
1. Определение темы урока.
Отгадайте слова
к АКБЫР (слайд 1)
- О чем пойдет речь на уроке? (слайд 2)
К какому жанру относится произведение?
Кто автор?(слайд 3)
Что вы знаете об А.С.Пушкине? (сообщения детей)
- Надо сказать, что специально для детей Пушкин сказок не сочинял, но все его сказки стали любимыми и взрослыми и детьми.
(слайд 4)
« Что за прелесть эти сказки,- говорил он - каждая есть поэма...»
- Какие сказки А.С.Пушкина вы читали, знаете? (выставка книг) (слайд 5)
2. Словарная работа.
- А сейчас мы более подробно познакомимся со «Сказкой о рыбаке и рыбке». Но прежде небольшая словарная работа. (слайд 6)
Доска |
Слова |
ветхая землянка |
светлица |
невод |
царедворцы |
тина |
перечить |
забранила |
соболья душегрейка |
простофиля |
парчовая на маковке кичка |
быть на посылках |
чупрун |
Прочитайте слова (по цепочке)
Объясните смысл слов тех, которых понимаете. Смысл каких слов можете объяснить?
Что обозначают остальные слова?
(Дети зачитывают из словаря)
3. Восприятие текста (первичное).
(Читает учитель или используется аудиозапись на слайде). (слайд 7)
- Какими впечатлениями хотели бы поделиться?
4. Сравнительный анализ.
- Так что мы прочитали? (сказку).
- Докажите.
- Какие бывают сказки? ( народные и литературные)
- Я предлагаю провести исследование гипотезой (предположением), в которой будут слова С. Я. Маршака: « Пушкинская сказка - прямая наследница сказки народной». (слайд 8)
- Нам с вами нужно будет доказать, что это так или опровергнуть данное высказывание.
- Давайте выясним, что характерно для народной сказки? (слайд 9)
1). Зачин
2). Троекратные повторы. (Например: три сына, необходимо выполнить 3 задания, герой проходит 3 испытания).
-А в сказке Пушкина "О рыбаке и Золотой рыбке?" (3 желания)
3). В одинаковых ситуациях говорят одинаково. (Например, песенка колобка начинается одинаково: " Я колобок... или "По щучьему веленью, по моему хотенью..."
- А у Пушкина?
(Приплыла к нему рыбка, спросила: « - Чего тебе надобно старче?"
Ей старик с поклоном отвечает: "Смилуйся, государыня рыбка ").
4). Устойчивые словосочетания
(например: терем высокий, сети шелковые, земля сырая)
Особенность сказки |
Народные сказки |
«Сказка о рыбаке и рыбке» |
Зачин |
Жили-были дед и баба… |
Жил старик со своею старухою… |
Повторяемость одного и того же эпизода |
По щучьему веленью, по моему хотенью… |
Приплыла к нему рыбка, спроси-ла: «Чего тебе надобно, старче?» |
Устойчивые словосочетания |
Красна девица, добрый молодец, темными лесами, сыра земля,… |
Терем высокий, сети шелковые, владычица морская,… |
Волшебные помощники |
Сивка-бурка, щука |
Золотая рыбка |
5). Игра "Дополни словосочетание из сказки".
Рыбка... (золотая), море... (синее), ласковое ...(слово), государыня…(рыбка), сварливая ... (баба), владычица... (морская), разбитое... (корыто). (слайд 10)
М/итог.
- Так согласны вы с высказыванием С.Я.Маршака? (значками: да, нет)
5. Инсценировка.
1). Индивидуальная работа.
- Назовите героев сказки.
- Напишите на листочках черты характера, которые характерны для данных героев:
I ряд - старик (какой?)
II ряд -
старуха (какая?)
III ряд - рыбка (какая?)
2). Учитель вызывает трех учеников. Наряжает в костюмы старика, старухи, рыбки.
- Вот старик - какой он? (Дети отвечают используя ответы на листочках)
- Добрый, сердечный, бескорыстный, искренний, простой, не выносит брани, но слабый, покорный.
Старуха: жадная, злая, корыстная, властная, сварливая.
Рыбка: добрая, справедливая.
(Спасибо. Дети усаживаются).
3). Развитие речи.
- Такая рыбка в сказках. А существует ли она на самом деле?
- Какая она? Дети описывают рыбку, составляют предложения.
4). Демонстрация живой рыбки.
(Учитель показывает в баночке живую рыбку).
- Как вы думаете, она волшебная?
Напишите на листочках свое заветное желание. Посмотрим, сбудется ли оно?
6. Итог.
1) - Вернемся к нашему произведению. Некоторые выражения из этой сказки стали поговорками. На доске (слайд 11)
Поделом тебе старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука.
Не садись не в свои сани!
- Найдите поговорку. Что она означает?
2) - Чем заканчивается сказка?
Что значит: " Остаться у разбитого корыта?"
М/итог. - Так чему же учит нас сказка?
( нужно быть благодарным, делать добро бескорыстно, не требовать слишком много).
7. Рефлексия.
- Оцените свою работу:
1). Кому было все понятно, легко справлялись с заданиями возьмите красные жетоны
2). У кого были затруднения, но все-таки справились - зеленые
3). Если было трудно, не справились с заданиями, но вы старались – синие
(Герои: старик, старуха, рыбка собирают и подсчитывают жетоны)
(слайд 12)
Список ресурсов
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2015(DVD)
2. Методический комментарий к учебнику «Литература» 2 класс(1-4), Москва 2015. Федеральный научно-методический центр им. Л.В.Занкова
3. А.С.Пушкин «Сказки».-Пермь: «Стрелец»,2014.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.