Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
с. Обшаровка Приволжского района Самарской области»
Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе
специальной (коррекционной) школы
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальной недостаточностью)
Тема: С. Есенин. Стихотворение «Береза»
Учитель русского языка: Рафейчик Ольга Александровна
Тема: |
С. Есенин. Стихотворение «Береза». |
|
Цель: |
Формирование условий для осмысления содержания стихотворения. |
|
Задачи: |
1. Совершенствовать выразительность и технику чтения; формировать умения сравнивать поэтические произведения разных жанров на зимнюю тематику; развивать умения находить в тексте средства языковой выразительности. 2. Корригировать эмоционально-волевую сферу через работу над выразительным чтением стихотворения. 3. Осуществлять воспитание эстетических чувств через восприятие красоты зимней природы. |
|
Оборудование: |
презентация Microsoft PowerPoint «Берёза зимой»; аудиозапись стихотворения. |
|
Ход урока.
I. |
Организационный момент. |
||
|
1. |
Контроль за готовностью класса к уроку. |
|
|
2. |
Формирование атмосферы, благотворно влияющей на ход урока. |
|
|
3. |
Мотивационный настрой учащихся на работу над темой урока. |
|
|
4. |
Артикуляционная гимнастика. |
|
II. |
Проверка домашнего задания |
||
|
1. |
Вопросы: |
|
|
|
|
- Как называется стихотворение, с которым мы познакомились на прошлом уроке? - Кто автор? Назовите. - Какова тема этого стихотворения? - Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям? Индивидуальная работа: III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности. |
|
2. |
Опрос учащихся. |
|
|
|
* |
Выразительное чтение стихотворения учащимися. |
|
|
|
Индивидуальная работа: III группа – чтение одной строфы по заданию учителя. |
|
3. |
Выставление оценок. |
|
III. |
Работа над темой урока. |
||
|
1. |
Актуализация знаний учащихся. Работа с презентацией (Коррекционная работа). |
|
|
|
* |
Упражнение «Шифр». Прочитать поговорку о березе (Приложение). |
|
|
* |
Вопрос: - Как вы понимаете смысл этой поговорки? |
|
|
* |
Слово учителя. Ребята, береза – это символ России, самое любимое дерево русского народа. Многие поэты воспевали ее в своих стихах. Они сравнивали ее с образом русской девушки. Послушайте, как рассказал о ней С. Есенин в своем стихотворении. |
|
2. |
Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Береза». |
|
|
|
* |
Вопросы: |
|
|
|
- О чем это стихотворение? - В какое время года изображена береза? Индивидуальная работа: III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности. |
|
3. |
Словарная работа. |
|
|
|
* |
Выяснение значения слова по контексту: |
|
|
|
- Какие слова непонятны вам во второй строфе? - Как вы думаете, что они означают? Кайма - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия. Бахрома - тесьма, один из краев которой снабжен сплошным рядом мягких, свободно свисающих волокон, шнурков или других подвесок. Кисти - украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков. |
|
|
* |
Объяснение выражений из стихотворения: - Как вы понимаете, что значит «горят снежинки»? - Что значит «заря обсыпает ветки новым серебром»? - Что такое заря? Заря – яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца. Индивидуальная работа: III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности. |
|
4. |
Динамическая пауза (Приложение). |
|
|
5. |
Чтение и анализ стихотворения по вопросам. |
|
|
|
* |
Чтение учащимися первой и второй строф. Вопросы: - С чем автор сравнивает снег в первой строфе? - С чем автор сравнивает снег во второй строфе? - Как вы считаете, в стихотворении о каком времени суток говорится? - Почему вы так решили? - Как вы думаете, почему «заря лениво обходит»? (Зимой заря начинается позже, чем летом. Как будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко. Будто ей лень освещать небо). Индивидуальная работа: III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности. |
|
7. |
Работа над выразительным чтением. |
|
|
|
* |
Подчеркнуть карандашом слова, на которые падает логическое ударение. (Учитель читает стихотворение, дети подчеркивают слова). |
|
|
* |
Карандашом отметить логические паузы (// - точка, / - запятая). |
|
|
* |
Контроль за выразительным чтением: - выделение голосом слов, в которых заключен главный смысл предложения; - правильное чтение вопросительных и восклицательных предложений. |
|
8. |
Упражнение в выразительном чтении. |
|
|
|
|
Индивидуальная работа: III группа – чтение отрывка по заданию учителя. |
|
9. |
Подготовка к заучиванию наизусть (Приложение). |
|
|
|
* |
Вставить пропущенные слова в строфах (Коррекционная работа). Индивидуальная работа: III группа – вставка пропущенных слов в том отрывке, который будет задан на дом. |
IV. |
Итог урока. |
||
|
1. |
Вопросы: |
|
|
|
|
- С каким стихотворением сегодня познакомились? - Кто его написал? - Какое настроение появилось у вас от прочтения этого стихотворения? |
|
2. |
Выставление оценок. |
|
V. |
Домашнее задание. |
||
|
|
* |
стр. 138, выучить наизусть |
|
|
|
Индивидуальная работа: III группа – выразительное чтение отрывка |
Приложение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Упражнение «Шифр». Прочитать поговорку о березе.
Для врага и берёза – угроза. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Динамическая пауза. Мы березку посадили,( Выпрямиться.) Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.) И березка подросла, (Встать.) К солнцу ветки подняла,( Руки вверх.) А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.) И ребят благодарила. ( Поклоны головой.)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.