Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе коррекционной программы VIII вида. Урок внеклассного чтения по теме: «П.П.Бажов –уральский мастер сказа».
Оценка 4.9

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе коррекционной программы VIII вида. Урок внеклассного чтения по теме: «П.П.Бажов –уральский мастер сказа».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
04.10.2022
Конспект урока внеклассного чтения в 6  классе коррекционной программы VIII  вида. Урок внеклассного чтения по теме: «П.П.Бажов –уральский мастер сказа».
Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе коррекционной программы VIII вида. Урок внеклассного чтения по теме: «П.П.Бажов –уральский мастер сказа».
урок п.п.бажов.docx

Заявка на участие во II Всероссийском дистанционном конкурсе педагогического мастерства «ВДОХНОВЕНИЕ»

 

 

 

      

I.Информация об участнике

Ф.И.О. участника конкурса

Кучумова Ирина Викторовна

Место работы, должность, контактный телефон

МБОУ «Вильвенская СОШ»

учитель русского языка и литературы

ira.kuchumova.66@mail.ru                 

89027971420

Место нахождения образовательного учреждения

  п. Вильва ,Добрянский район,  Пермский край.

 

II. Информация о представленной работе

Название работы

Урок внеклассного чтения по теме: «П.П.Бажов –уральский мастер сказа».

Номинация

4. Лучший сценарий урока, праздника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока внеклассного чтения в 6  классе

коррекционной программы VIII  вида.

Учитель: Кучумова Ирина Викторовна , МБОУ «Вильвенская СОШ».

Урок внеклассного чтения по теме:

«П.П.Бажов –уральский мастер сказа».

Цель урока: познакомить учащихся со сказами П.П.Бажова.

Задачи:

Коррекционно-образовательная-познакомить обучающихся с творчеством П.П.Бажова; формирование представления о сказе, природных минералах, добываемых на Урале, закрепление навыков правильного осознанного чтения и пересказа;

Коррекционно-развивающая: развивать устную речь путем пересказа,  ответов на вопросы; обогащать словарный запас; способствовать поддержанию интереса и желания заниматься изучением творчества писателей родного края.

Коррекционно- воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, умение работать самостоятельно и в коллективе.

Оборудование для учителя: выставка минералов Пермского края, изделия из уральских камней, мультимедийное сопровождение урока.

Оборудование для ученика: карточки с текстом для работы, пазлы «Рисунок на вазе из драгоценного камня».

Планируемый результат: познакомиться со сказами П.П. Бажова и выразить своё отношение к творчеству писателя.

Используемые технологии: ИКТ, деятельностного подхода.

Методы: наглядные, практические, словесные.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная,  работа в парах, коллективная .

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Слово учителя

– Ребята, у каждого человека дома должна быть золотая полка. Писатель Ю. Олеша говорил: «Золотая полка – это та, на которую ставятся любимые книги». Хочется, чтобы особое место на вашей золотой полке заняли сказы Павла Петровича Бажова.

Почему? Думаю, что вы ответите на этот вопрос сами в конце нашего занятия.

II. Организационный момент : к нам пришли гости.

Первая часть занятия проходит в форме  экскурсии в школьный краеведческий музей, где представлена экспозиция «Природные богатства Урала. Драгоценные камни». Экскурсию проводит почётный гость школы - народный мастер Семерикова Елена Степановна.

Учащиеся знакомятся с образцами минералов Уральского края, поделками и изделиями  местных мастериц из природного камня.

1)    Рассказ о минералах и драгоценных камнях Пермского края.

Хороша и богата природа Урала: леса стоят – изумруд да малахит, озёра и реки горным хрусталём переливаются, рябинушка по осени рубином горит. Одним словом, красота, да и только! С чем я сравнивала природу Урала? (с драгоценными камнями).

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/11/29/s_5c001b320c03a/img3.jpg

Малахит.

Благодаря сказам Бажова малахит является главным символом Урала.  Свое название камень получил от греческого «мальва», поскольку его цвет напоминает цвет листьев этого растения. Окраска малахита объясняется присутствием иона меди. Яркий, играющий многими оттенками зеленого тона, поражающий причудливостью рисунков малахит считается в мире исконно русским поделочным и ювелирным камнем.

Хризолит.

Хризолит происходит от греческих слов золотой и камень. Драгоценный прозрачный камень. Имеет высокую твердость, стеклянный блеск, прозрачный. Цвет хризолоита – золотисто-зеленый, оливково-зеленый, коричневато-зеленый. Применяется как ювелирный камень, его гранят для вставок в кольца, серьги, броши, диадемы. Хризолит, камень замечательный во всех отношениях. У хризолита есть один недостаток, помешавший занять место среди наиболее драгоценных самоцветов. Он не очень тверд.

Турмалин, хрусталь.

Один из наиболее ценных драгоценных камней, принадлежащих к группе кварца. Турмалин имеет высокую твердость. Стеклянный блеск, прозрачен до просвечивающего. Из драгоценных камней выделяется разнообразием цветов: вишнево-красный, розовый, темно-сине-зеленый. Зелено-розовый, бурый, черный. На Урале именно турмалин начали называть словом «самоцвет». Кроме ювелирной промышленность турмалин применяется в технических целях. Турмалин наверное самый интересный минерал. До сих пор минералоги во всех странах не смогли установить его формулу: его состав и строение зависит от того места, где его добыли.

Горный хрусталь происходит от греческого слова кристаллос – лед. Хрусталь  имеет высокую твердость, блеск, достаточно хрупок. На Урале камень распространяется широко. Из хрусталя вырезались сосуды, чаши и кубки. Отшлифованные прозрачные камни применяются в различных ювелирных изделиях. Наиболее интересным произведением искусства из хрусталя является шар из кристаллов горного хрусталя.

Медный изумруд –камень со средней твердостью, стеклянным блеском, прозрачный, хрупкий. Цвет изумрудно-зеленый. В природе встречается в виде мелких призматических кристаллов. Медный изумруд используется как драгоценный камень.

Всеми этими богатствами славится и наш Урал.

2) Батюшка-Урал. Много существует легенд о том, как появилось название Урал, и что оно обозначает. Существует такая легенда:

Жил на свете юноша, звали его Ур. На языке племени это имя означало «Земля». Девушка, которую он любил, была одета в золотые одежды, и у нее были золотые волосы. Золото в племени называли «ал». Они стремились друг к другу, и соединились их имена. С тех пор, говорится в легенде, и зовутся наши горы Уралом…


3) Краеведческий материал: медеплавильные заводы на Урале, в Добрянском крае.

 - Очень давно на уральской земле еще при Петре Великом возникли первые заводы и рудники. В городе Добрянка тоже был открыт медеплавильный завод, которым руководили Строгановы.    

 Строительство Добрянского завода началось весной, 6 марта 1752 г., на противоположном берегу от деревни Добрянки. На речке Добрянке была насыпана земляная плотина. Плотина образовала пруд протяженностью в 3 версты. Вода являлась главной движущей силой для всех механизмов завода.

 

http://www.encyclopediacities.ru/image/dobrjanka_2_1.jpg 

 

    Почему именно на Урале построили заводы? Много горных сокровищ скрывает Урал. Да и люди жили здесь трудолюбивые, народные умельцы. Мастера Добрянки славились на весь мир своим искусством не хуже других знаменитых мастеров. Память об этом хранится в Добрянском краеведческом музее. Представленные  здесь чугунные львы XIX века поражают точностью литья.

 

Экспонаты пермского звериного стиля. Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

III. Беседа в классе. Настрой на восприятие.

- Только что вы побывали в школьном музее и узнали много интересного о природных богатствах нашего края.

- Как называется территория России, на которой мы живём? (Урал).

- Чем известен наш край? (Работа в парах. Учащиеся беседуют в паре, по очереди давая друг другу ответы).

- Урал - это ещё и место, где родился и вырос один знаменитый писатель.

IV.Обращение к портрету писателя.

- Посмотрите на портрет этого человека. Чем он привлекает наше внимание?

https://user32265.clients-cdnnow.ru/originalStorage/da/72/24/0./da72240.jpg

Ответы детей.

Учитель обращает внимание на глаза, поскольку «глаза – зеркало души». ( Добрые и внимательные глаза. У него большая седая борода, он похож на настоящего сказочника. Глаза пожившего, много повидавшего, мудрого человека. Видны благородство его души, ясный и редкий ум).

А вот что вспоминает писатель Е.Пермяк:

“Я познакомился с любезным, мягким, располагающим к себе человеком лет пятидесяти... Каштановая, шелковистая, хорошая борода...Блуза, подпоясанная широким ремнем. Рабочая кепка. Брюки, заправленные в сапоги. К тому же невысокий рост, маленькие ручки, маленькие ножки и большая красивая голова с высоким лбом. Его широко разрезанные глаза... светились бирюзой. Они излучали доброжелательность. Они были отечески, покровительственно насмешливы ”.

Работа со словом.

- Что такое бирюза? ( природный минерал голубого или зелёного цвета).

- Объясните смысл словосочетания «светились бирюзой».

(Были не просто голубыми, от них шёл добрый свет).

V. Жизнь и творчество П.П. Бажова.

- Как вы думаете, какая профессия у этого человека? (Версии детей).

- Почему вы так решили? (Ответы детей).

- В те времена, когда на Урале появились первые медеплавильные заводы, о которых шла речь в музее, и появился на свет в семье мастера одного из заводов 27 января 1879 года знаменитый писатель  Павел Петрович Бажов. Это  его портрет вы сейчас внимательно рассматривали. В 2019 году отмечается 140 лет со дня его рождения.

Его отец, дед и прадед всю жизнь провели на медеплавильных заводах в местечке Сысерть.

У Павла Петровича Бажова были замечательные родители. 
Мама его Августа Стефановна была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую, где и училась искусству плетения кружев и вязания чулок. Природа наградила ее добрым и мягким характером. Когда Павлуша был маленький, его так ласково называли в детстве родители, он очень любил слушать сказки своей бабушки, истории заводского сторожа о сказочном змее Полозе, его дочерях, о Хозяйке Медной горы, о Девке-Азовке.

Время шло и, став взрослым, он получил образование, работал учителем, учил детей. Затем стал журналистом, много путешествовал по уральским городам. Писал сказы. П. П. Бажов создал за всю свою жизнь 56 сказов.

- Скажите, как вы понимаете слово «сказ»? (Ответы детей)

Учитель: - Слово «сказ» происходит от слов «сказывать», «говорить», «рассказывать». 
Павел Петрович Бажов выбрал именно форму «сказа». Сказ отличается от сказки тем, что имеет жизненную, не придуманную основу. Этой  основой стало всё то, о чём вы узнали в школьном музее.

- Вы слышали о сказах П.Бажова? Читали их?(ответы детей).

VI. Мотивация на выполнение задания.

В сказах П.Бажова все герои прекрасно справляются с испытаниями, которые перед ними предстают. Попробуйте и вы справиться  с  моими заданиями.

 VII. Чтение текста. Перед вами карточки с картинками. На обратной стороне – краткое содержание наиболее известных сказов П.Бажова. Выберите карточку и прочтите текст «про себя».

VII. Творческое задание.

 - Попробуете дать рекламу прочитанного вами сказа.

Работа со словом.

- Что такое реклама и для чего она существует? (Реклама – это информация, которая даётся с целью привлечь внимание к чему-либо).

Для этого ответьте на вопросы:

-Кто главные герои сказа?

- Что интересного с ними происходит?

- Какие качества характеров героев сказа ценятся в нашей жизни?

Материал для карточек.

http://900igr.net/datai/literatura/Skazki-Pavla-Bazhova/0018-019-Mednoj-gory-khozjajka.jpg  «Медной горы хозяйка». Молодой рабочий по имени Степан однажды увидел в лесу девушку - красивую, с длинной косой и в одежде из малахита. Понял он, что это сама Медной горы Хозяйка. Сказала ему девица пойти к приказчику заводскому и передать тому, чтобы он с Красногорского рудника убирался. Потом обратилась ящеркой и убежала. Наутро отправился Степан к приказчику, да передал всё, что велено было. За это его наказали. Помогла Степану Хозяйка за то, что не испугался её наказ исполнить. Много малахиту он добыл. Показала Хозяйка ему своё приданое. А потом спрашивать стала – согласен ли он в жёны её взять. Подумал Степан, да и сказал, что есть у него уже невеста. Похвалила его Хозяйка за то, что не позарился на богатства её. Подарила она Степану шкатулку с драгоценностями для невесты его. А потом сказала, что станет он богато жить, только её забыть должен.

Малахитовая шкатулка «Малахитовая шкатулка». Этот сказ является продолжением рассказа о Хозяйке Медной горы. Степан умер, а шкатулка малахитовая у его вдовы Настасьи осталась. Украшения в ней хранились, Хозяйкой подаренные. Только Настасья их не носила и продать хотела. Много желающих было шкатулку купить. Да только цену все предлагали маленькую. Была и ещё одна причина, почему она шкатулку всё у себя оставляла. Младшая дочь, Татьяна, очень любила эти украшения. Танюша выросла и, благодаря страннице, которая в их дом переночевать попросилась, выучилась шёлком да бисером вышивать. И такая мастерица была, что большие деньги стала зарабатывать. Вскоре увидел девушку барин и так был поражён её красою, что предложил ей стать его женой. Она согласилась, но поставила условие, что выйдет за него, если он покажет ей малахитовую палату её отца. Барин пообещал исполнить её желание. Оказавшись в малахитовой палате, девушка прислонилась к стене и растаяла. С тех пор никто ничего о ней не слыхал, только стали замечать, что Медной горы Хозяйка двоиться стала.

https://pics.meshok.net/pics3/73941346.jpg «Каменный цветок» - история о сироте Данилке, который в 12 лет стал учеником мастера малахитовых дел. Мальчик был талантлив и понравился учителю. Когда Данила вырос, то стал прекрасным мастером. Была у него мечта. Хотел он создать малахитовую чашу, на цветок похожую. Даже камень подходящий нашёл. Но никак у него не получалось цветок вырезать красивый. Однажды встретил он саму Медной горы Хозяйку. Попросил он её, чтобы показала ему свой цветок каменный. Отговаривала его Хозяйка от этого, да он настоял. Увидел он цветок Хозяйки Медной горы и с тех пор совсем покой потерял. Больше его не видели, но слухи шли, что он у Хозяйки Медной горы служит.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=efea6ca55cff7d90ba455bd6d44c174d-l&n=13 «Серебряное копытце». Одинокий старик Кокованя приютил у себя сиротку. Дедушка каждый день работал, а внучка в избе порядок наводила, готовила. По вечерам Кокованя рассказывал девочке сказки. А однажды рассказал ей о волшебном козле с серебряным копытцем, которым он стучит, и появляются на том месте камни драгоценные. Как-то раз ждала девочка деда с охоты и увидела в окно, что кошка её играет с тем самым козлом из сказки. Выбежала она на него посмотреть. А козёл запрыгнул на крышу, стал копытцем бить и камни драгоценные из-под его ног посыпались. Дедушка с внучкой их собрали и всю оставшуюся жизнь безбедно жили.

 http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/1203346/main_img393%D1%83.jpg «Синюшкин колодец»  - история о добром молодце Илье. Рано остался он сиротой. В наследство получил только решето, полное перьев, от бабушки Лукерьи, которая внуку давала наказ не гоняться за богатствами. Однажды решил Илья на завод короткой дорогой отправиться. А путь этот через болото лежал. Захотелось Илье пить. Смотрит, а в болоте участок с чистой водой, как колодец. Решил он испить этой воды, лёг на землю, а из воды к нему Синюшка руки протянула. Она его дразнить стала, что не получится у него попить водицы из её колодца. Вернулся Илья, привязал ковш к жёрдочке и им воды из колодца зачерпнул. Поразилась Синюшка его смекалке и обещала богатства свои показать. Пришёл Илья снова к колодцу. А к нему девушки подходят с подносами, полными драгоценностей. Вспомнил он, что бабушка наказывала, и стал отказываться от всего. Подошла к нему восемнадцатилетняя красавица с решетом, в котором ягоды, да пёрышки. Понял Илья, что это и есть Синюшка. Взял он решето из её рук. Когда домой пришёл, ягоды в самоцветы превратились.

VIII.  Выступление учащихся (реклама сказа).

IX. Рефлексия.

- Как вы считаете, справились ли вы со своей задачей?

-Что было удачным?

-Захотелось ли вам прочитать какой-нибудь сказ П.Бажова полностью?

- Посоветуете ли вы своим друзьям поставить книгу со сказами П.П.Бажова на «золотую полку»?

Практическая работа: коллективное творчество. Сейчас я предлагаю вам проявить творчество – именно такое, какое мы видим в сказах Бажова. Вам предстоит собрать пазл (на магнитной доске) – рисунок, выполненный на вазе из драгоценного камня.

Подведём итоги.

- Сегодня на уроке  вы проявляли свои лучшие качества и были чем-то похожи на героев сказов П.Бажова . Какие качества вы проявили? (трудолюбие, выдумку, умели вести беседу и т.д.)

-Оцените свою работу на уроке, выбрав смайлик.

Ресурсы Интернета:

1.     http://www.encyclopediacities.ru/gorod-v/rossii/dobrjanka.html (природные ресурсы Урала)

2.     https://www.syl.ru/article/207331/new_bajov-p-uralskie-skazyi-kratkoe-soderjanie (краткий пересказ сказов).

3.     Портреты П.П.Бажова.


 

Скачано с www.znanio.ru

Заявка на участие во II Всероссийском дистанционном конкурсе педагогического мастерства «ВДОХНОВЕНИЕ»

Заявка на участие во II Всероссийском дистанционном конкурсе педагогического мастерства «ВДОХНОВЕНИЕ»

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе коррекционной программы

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе коррекционной программы

Хороша и богата природа Урала: леса стоят – изумруд да малахит, озёра и реки горным хрусталём переливаются, рябинушка по осени рубином горит

Хороша и богата природа Урала: леса стоят – изумруд да малахит, озёра и реки горным хрусталём переливаются, рябинушка по осени рубином горит

На Урале именно турмалин начали называть словом «самоцвет»

На Урале именно турмалин начали называть словом «самоцвет»

Почему именно на Урале построили заводы?

Почему именно на Урале построили заводы?

Учитель обращает внимание на глаза, поскольку «глаза – зеркало души»

Учитель обращает внимание на глаза, поскольку «глаза – зеркало души»

Время шло и, став взрослым, он получил образование, работал учителем, учил детей

Время шло и, став взрослым, он получил образование, работал учителем, учил детей

Медной горы хозяйка». Молодой рабочий по имени

Медной горы хозяйка». Молодой рабочий по имени

Каменный цветок» - история о сироте

Каменный цветок» - история о сироте

Вернулся Илья, привязал ковш к жёрдочке и им воды из колодца зачерпнул

Вернулся Илья, привязал ковш к жёрдочке и им воды из колодца зачерпнул
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2022