Урок окружающего мира 2 класс «Школа России»
Автор: Чеботаева Ольга Владимировна
МБОУ «Ремзаводская СОШ»
с. Павловск Алтайского края
Пояснительная записка
Раздел |
Путешествия |
|
Тема |
Водные богатства |
|
Тип урока |
Открытие нового знания |
|
Цели |
Создать условия для формирования: Ø ключевых общеобразовательных компетенций через изучение видов водоёмов; частей реки (исток, устье, русло, берега, притоки); сравнение реки и озера; Ø компетенций личностного саморазвития: 1) развитие интеллектуальных способностей через разгадывание загадок, умения поставить цели деятельности, проверить работу друг друга и провести рефлексию; 2) поддержание интереса к предмету посредством применения ИКТ; Ø социальных компетенций через развитие умений взаимодействовать в группах, фронтально; Ø коммуникативной компетенции через развитие умения высказывать собственную точку зрения; Ø компетенции сохранения собственного здоровья через осознание необходимости проветривать класс, физкультминутки, закаливание организма, соблюдение правил поведения на водоёмах. |
|
Задачи |
Ø Познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края. Ø Развивать мышление, память, внимание, устную речь, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитие интереса к предмету. Ø Воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам». |
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
1.Формировать понятие река и её части. 2.Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения. 3.Узнавать их по описанию. 4.Формировать понятия значимости водоемов в жизни. |
Познавательные УУД 1.Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике. 2.Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности. 3.Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные УУД 1.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач. 2.Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. 3.Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные результаты 1.Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире. 2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Регулятивные УУД 1.Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению. 2.Планировать свои действия. 3.Контролировать и оценивать свою работу. |
|
Основные понятия |
Исток, русло, устье, притоки |
|
Межпредметные связи |
Русский язык, математика, музыка. |
|
Методические рекомендации |
Представленный урок – комбинированный. Усвоению нового материала помогают опорные карточки, презентация, работа в группах. Данный урок направлен на развитие личных качеств учащихся, осознанности, осмысленности процесса учения, развитие творческих, интеллектуальных способностей, умения отвечать на поставленные вопросы. Работа в группах даёт возможность раскрыться и слабым учащимся. Закрепление полученных на уроке знаний - самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. В конце урока – рефлексивная оценка деятельности учащихся. |
|
Ресурсы: |
1. Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2011 г. 2. А. А. Плешаков Окружающий мир. Рабочая тетрадь,2 класс, часть 2, М., Просвещение, 2012 г. 3. Мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки, символы для рефлексии. 4. Сайт Infourok |
|
Организация пространства |
Фронтальная, индивидуальная, групповая |
План урока
№ п/п |
Этапы занятия, урока, внеклассного мероприятия |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся, воспитанников |
Используемые ресурсы: ЭОР, презентация (номер слайда), тесты, раздаточный материал и т.д |
1 |
Самоопределение к деятельности. Организационный этап |
Учитель настраивает детей на урок. - Учебник, дневник, пенал и тетрадки На парте всё в образцовом порядке. Подарим улыбки, Гостям, мне, друзьям, Свободно вздохнём И, не волнуясь, урок наш начнём. - У каждого из вас на партах листок со смайликами, обведите тот, который отражает ваше настроение или нарисуйте свой. - Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. - Мы продолжаем изучение большой темы «Путешествия». А на чем мы будем путешествовать сегодня, узнаете немного позже. У каждого из вас есть свой оценочный лист, на котором вы будете оценивать свою работу на каждом этапе работы. |
Дети проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на активную работу на уроке.
Отмечают свое настроение.
|
Слайд 1,2
Слайд 3, лист со смайликами
Слайд 4, оценочные листы |
2 |
Актуализация знаний. Проверка Д/З. |
- Сегодня на уроке домашнее задание мы проверим в группах. Вспомним правила работы в группе. Для работы и обсуждения к каждой группе выдаются вопросы. 1 группа: 1) Что такое горы? 2) Назовите части горы. 3) Чем гора отличается от холмов? 2 группа: 1) Что такое равнина? 2) Чем равнина отличается от гор? 3) Какова поверхность нашего края? 3 группа: 1) Что такое холмы? 2) Назовите части холмов. 3) Что такое овраги и что нужно сделать для того, что бы они не рушились? Вывод: Равнины, горы холмы, овраги – формы земной поверхности. Оцените свою работу на этапе проверки домашнего задания: знали ли вы ответы на поставленные вопросы, смогли ли самостоятельно на них ответить. |
Группы получают задание.
Обсуждают, отвечает один человек от группы и оценивает свой ответ (какая была поставлена цель, достиг ли я цели, сам или с помощью)
Оценивают |
Слайд 5
Приложение 2
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Оценочный лист |
3 |
Постановка и формулирование проблемы. Актуализация знаний
|
Отгадайте загадки: 1. Кругом вода, а с питьём беда. 2. Бегает подруга, А за ней два друга, Два друга - это берега, А кто ж подруга их? 3. Он могучий и огромный, Много в нём морей глубоких. Глубже и огромней лужи На земле не обнаружить. Состоит он из морей. Ну, давай, ответь скорей. Это – не воды стакан, А, огромный ... . - Что общего в наших отгадках? - Значит о чем, мы будем говорить сегодня на уроке? - Мы сегодня будем говорить о водных богатствах. - А на чем же мы будем путешествовать по водным богатствам нашей планеты? - Какие задачи поставим на урок? Что мы можем узнать о водных богатствах? 1. 1.Что составляет водные богатства? 2. 2.Как обозначаются на карте? 3. 3.Строение реки. 4. 4.Водные богатства нашего края Оцените свою работу на данном этапе урока. Как вы справились с загадками, смогли ли вы определить тему и задачи урока. Помните, что оценка должна быть объективной. Что это значит? |
Море
Река
Океан
Это водоёмы
Предположения детей
На корабле
Предположения детей
Не завышать и не занижать себе оценку. |
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13 Оценочный лист |
4 |
Первичное усвоение новых знаний. Поиск решения проблемы.
|
Посмотрите на глобус. Оттенков какого цвета больше всего? - Почему? - Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему? - Можно назвать богатством Земли водоёмы?
- Какие водоёмы существуют на Земле? В группах вы сейчас выполните немного необычную для вас работу: заполните кластер с помощью существительных - Какие водоёмы есть в нашем крае?
- Что мы можем сделать, чтобы сберечь воду?
- Чтоб наш кораблик поплыл надо поднять паруса. А для этого надо выполнить задание. У меня есть несколько карточек с названиями водоемов. Попробуем их разделить на 2 группы. (Река, море, океан, пруд, канал, водохранилище) Давайте сделаем вывод.
- Попробуем по описанию узнать, о каком водоеме идет речь (с.82)
Оцените свою работу, поставьте себе оценку за выполненное задание.
Паруса подняли. Теперь нужно проверить, готова ли наша команда к путешествию по водоемам. А для этого нужно узнать, что мы уже знаем о реках и морях? - Попробуйте сказать: как образуются реки? - Какие части реки вы знаете? - Предлагаю вам открыть учебник на с. 83, рассмотреть схему и прочитать о частях реки. |
Синего
Предположения детей
На земле мало чистой воды. Да, они содержат запасы воды. Дети заполняют кластер
Реки
(Обь, Бия, Касмала, Катунь, Алей, Чарыш, Барнаулка и т.д.), озера (Яровое, Малиновое,
Гусиное и т.д.).
Ответы детей
Дети предполагают, на какие группы можно разделить водоёмы. Водоемы могут быть естественного и искусственного происхождения. Ответы детей Дети читают текст учебника, отвечают на вопрос
Оценивают работу
Текут ручьи из разных мест, объединяются и постепенно сливаются в большую реку. Затрудняются. Самостоятельная работа. |
Глобус
Приложение 3
Слайд 14
Слайд 15
Учебник
Оценочный лист
Учебник |
5 |
Применение нового знания Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.
|
Откройте тетради на с.51 з. 2 - Как называют начало реки? - Что такое устье реки?
- Что такое русло реки?
- Как определить левый и правый берега? - Что такое притоки?
- Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода?
- Как вы думаете, почему текут реки? - Каждая река имеет своё название. Какая река протекает на территории нашего села? А что вы знаете о нашей реке?
Оцените свою работу на данном этапе урока. Удалось ли вам самостоятельно узнать о строении реки? Теперь наш корабль готов, команда готова. Путешествие должно приносить радость, поэтому предлагаю немного отдохнуть и потанцевать. |
Выполняют задание Исток Место, где река впадает в другую реку, озеро, море Встать по течению реки.
Из осадков (снег, дождь) или из подземных вод. Поверхность Земли неровная и реки текут из более высокого места в низкое. Предположения детей. Рассказ ученика о Касмале Касмала — река в Алтайском крае, левый приток Оби. Берёт
свое начало на заболоченном водоразделе к югу от села Подстепное
Ребрихинского района. Впадает в протоку Оби — Тихую в Павловском районе
Алтайского края. Длина реки 119 км. Оценивают |
Тетрадь
Оценочный лист
|
6 |
Физминутка
|
Зарядка под песню |
Проводит подготовленный ребенок. |
Слайд 16 |
7 |
Первичное закрепление
|
Мы у начала реки, которое называется….. Плывем дальше и одновременно выполняем задание. Работа в рабочей тетради с. 51 Выполнение задания № 3 (На схеме реки определить и подписать ее части) Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Оцените свою работу.
_ Я хочу прочитать вам стихотворение Учитель читает стихотворение С.Михалкова «Прогулка». -Как вы считаете, для чего я вам прочла это стихотворение? |
Истоком
Выполняют задание в тетради, один ученик у доски на крупной схеме подписывает части реки, проверяют себя по слайду.
Ученик у доски оценивает свою работу, остальные оценивают на маршрутном листе.
Ответы детей
|
Рабочая тетрадь Слайд 17
Приложение 4 |
8 |
Итог урока Рефлексия
|
- Мы проплыли по реке от самого истока до устья, с заданиями справились. А теперь давайте вернемся к началу урока. Решили ли мы задачи, которые перед собой поставили? - Что было сложно? Что еще хотелось бы узнать? В начале урока вы отмечали свое настроение, отметьте на этом же листочке, изменилось ли ваше настроение. - На маршрутном листе вы оценивали себя. Сложите все оценки, которые вы себе поставили. У кого получилось 23-25 - поставьте себе за урок «5» 18-22 – поставьте себе за урок «4» - Есть ли те, у кого получилось меньше 18? На каком этапе урока у вас возникли проблемы? Что было сложно? |
Ответы детей
Оценивают себя. |
Слайд 18
Слайд 19 |
9 |
Домашнее задание на выбор
|
Домашнее задание – задание № 4 в рабочей тетради. Для тех, кто желает, есть дополнительное задание. Вы из коробочки выбираете себе карточку с вопросом, ответ на который должны найти самостоятельно (Вопросы: Какая река самая длинная на нашей планете? Какая река самая длинная в нашей области? Какая река имеет самое большое количество притоков? Узнай про самую короткую реку. и т.п.) Спасибо за урок! |
|
Слайд 20 |
Приложение 1
Маршрутный лист
Этап урока |
Оценка |
1. Проверка домашнего задания |
|
2. Определение темы урока, постановка задач |
|
3. Открытие новых знаний |
|
4. Применение новых знаний |
|
5. Закрепление знаний |
|
Приложение 2
Задания для групп
1 группа:
1) Очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью называются - …..
2) Назовите части горы.
3) Чем гора отличается от холмов?
2 группа:
1) Ровные или почти ровные участки земной поверхности - ………
2) Чем равнина отличается от гор?
3) Какова поверхность нашего края?
3 группа:
1) На равнинах можно встретить возвышения - …..
2) Назовите части холмов.
3) Что такое овраги и что нужно сделать для того, что бы они не рушились?
Приложение 3
Кластер
|
Приложение 4
Сергей Михалков
Прогулка
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо...
- Эй, ребята! - крикнул Дима.
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костёр,
В футбол играли
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули - и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Приложение 5
Мое настроение-смайлики
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.