Конспект занятия Буква И. Понятие первый, посередине, последний

  • docx
  • 24.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия по подготовке к школе. Буква И. Понятие первый, посередине, последний.docx

Конспект занятия по подготовке к школе для детей 6-7 лет (Занятие №3)

Тема: «Волшебная буква «И» и ориентировка в пространстве: ближе, дальше, между»
Цель: Закрепление знания буквы И и звука [и], знакомство с понятиями пространственного расположения «ближе – дальше – между – посередине».
Задачи:

  1. Образовательные:
    • Закрепить умение выделять звук [и] в словах (в начале, середине).
    • Повторить графический образ буквы И, тренировать навык печатания.
    • Научить детей правильно использовать в речи предлоги и наречия: ближе, дальше, между, посередине.
  2. Развивающие:
    • Развивать фонематический слух, зрительное внимание и память.
    • Развивать пространственное мышление и умение ориентироваться на листе бумаги.
    • Развивать мелкую моторику.
  3. Воспитательные:
    • Воспитывать умение работать в парах, слушать товарища.
    • Поддерживать интерес к познавательной деятельности.
  • Материалы и оборудование: Карточка с буквой И, картинки с предметами на И (игрушки, иголка, индюк, киви, лисица), игрушки или предметы для пространственных игр (мячик, кубик, машинка, плюшевый мишка), листы бумаги в клетку, простые карандаши, цветные карандаши, листы А4 с нарисованными схемами для задания «Расположи правильно», небольшие призы (наклейки).

 

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие (5 минут)

Педагог: «Здравствуйте, мои любознательные ученики! Я рада видеть ваши внимательные глазки. Давайте начнем наше занятие с веселой разминки для ума».

Игра-приветствие «Звуковая цепочка»

  • Педагог: «Давайте вспомним, с какими звуками мы уже знакомы? Правильно, [а] и [о]. Сейчас я брошу мячик одному из вас и назову слово. Вы должны будете поймать мячик и назвать первый звук в этом слове. Готовы? Слово – "Астра"! ([а]). Молодец! Слово – "Облако"! ([о])».
  • Игра продолжается 2-3 минуты, чтобы активизировать фонематический слух и настроить детей на тему занятия. «Вы отлично справились! А сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, которая очень любит улыбаться!»

 

2. Основная часть. Первый блок: «Улыбчивая буква И» (20 минут)

а) Введение в тему. Отгадай загадку.
Педагог: «Послушайте загадку:
В небесах она сверкает,
Словно острый лед сияет.
Дети ждут ее всю зиму,
Ну, конечно, это... (Игрушка?)»

  • Дети могут отгадать «сосулька» или «игрушка». Педагог: «Молодцы, но я загадала другое слово! Это "Иголка" (показывает картинку с иголкой и ниткой). А какая еще бывает иголка? У ежика! Правильно!»
  • «Какой первый звук в слове "И-И-И-голка"? Верно, звук [и]».

б) Работа со звуком [и].

  • Характеристика звука: «Давайте произнесем этот звук: И-И-И. Посмотрите в зеркальце (или на улыбку соседа). Что делают ваши губки? (Улыбаются). Воздух идет свободно? Да. Значит, звук [и] – какой? (Гласный). Его можно петь».
  • Игра «Поймай звук [и]»: «Хлопните в ладоши, если услышите [и] в словах: Икра, кот, лимон, дым, игла, осы, индюк, сок».

в) Знакомство с буквой И.

  • Педагог показывает карточку с буквой. «Вот так выглядит буква И. На что она похожа? (На забор, на гребенку, на три палочки). Давайте напишем ее пальчиком на столе».

г) Письмо буквы И.

  • «Письмо» в воздухе: Дети указательным пальчиком рисуют букву И в воздухе.
  • Печатание на листе: Детям раздаются листы в клетку. Педагог показывает на доске: «Буква И – это три палочки. Две – это стойки, как у забора, а одна – перекладина, которая их соединяет. Давайте напечатаем ее аккуратно в своих тетрадках». Дети печатают заглавную и строчную букву И.

д) Закрепление. Определение позиции звука в слове.

  • Педагог показывает картинки (игрушки, индюк, киви, лисица). «Давайте поиграем! Если звук [и] в начале слова – поднимаем руку. Если в середине – хлопаем. Слово "Индюк" (рука вверх), "Киви" (хлопок), "Лисица" (хлопок)».

 

3. Физкультминутка (5 минут)

Педагог: «А теперь изобразим букву И и немного подвигаемся!»

Зарядка «Веселые человечки»:

Встали ровно, руки вниз, (Встать ровно)
Букву И изобрази!
Ножка – раз, ножка – два, (Поочередно выставить ноги вперед)
Между ними поперечина. (Поставить руки на пояс)
Попрыгаем высоко, (Прыжки на месте)
Как кузнечики легко!
А теперь шагаем дружно, (Шаги на месте)
Чтобы слышать все нам нужно. (Сесть за парты, приложив палец к губам)

 

4. Основная часть. Второй блок: «Где что находится? Ближе, дальше, между» (20 минут)

Педагог: «Ребята, сегодня мы с вами будем учиться рассказывать, где находятся предметы. Это очень пригодится нам в школе на уроках математики и чтения».

а) Игра с игрушками «Кто ближе?» (наглядная демонстрация).

  • Педагог ставит на стол два предмета: ближе к детям – машинку, дальше от детей – мишку.
  • «Посмотрите, что стоит к Маше ближе? Правильно, машинка. А что от Маши дальше? Мишка».
  • Педагог меняет предметы местами или подзывает ребенка и просит его поставить кубик ближе к себе, чем машинка.

б) Игра «Встань между!» (активная игра).

  • Педагог вызывает троих детей. «Ребята, встаньте так: Катя и Миша, а Сережа – между ними. Молодцы! А теперь, Сережа, встань посередине ковра».
  • Объяснение: «"Между" – это когда есть кто-то или что-то с двух сторон. А "посередине" – это в центре, например, посередине комнаты или листа бумаги».

в) Работа на листе «Расположи правильно» (индивидуальная работа).

  • Детям раздаются листы А4, на которых нарисованы, например, домик вверху и дерево внизу. Рядом лежат вырезанные из бумаги: солнце, птичка, цветок.
  • Задание 1: «Возьмите птичку и положите ее на лист между домиком и деревом».
  • Задание 2: «Возьмите солнце и расположите его дальше от домика, чем дерево».
  • Задание 3: «А цветок положите ближе к дереву, чем домик».
  • После выполнения дети проверяют друг у друга или вместе с педагогом.

г) Графический диктант (усложнение).

  • Педагог: «Возьмите простой карандаш. Поставьте точку в центре листа. Нарисуйте посередине листа солнышко. Слева от солнышка, ближе к нему, нарисуйте тучку. А справа, дальше от солнышка, нарисуйте птичку».

 

5. Итог занятия. Рефлексия (5 минут)

Педагог: «Вот и подошло к концу наше занятие. Вы сегодня были очень внимательными!

  • Давайте вспомним, с какой улыбчивой буквой мы сегодня играли? (Буква И).
  • Кто сможет привести пример слова, где звук [и] стоит в середине? (Аист, макИ, ролИк).
  • Молодцы! А теперь задачка на пространство: если я стою ближе к доске, чем Петя, то кто стоит дальше от доски? (Петя).

Вы сегодня отлично поработали! В ваших тетрадках появилась новая буква, а в головках – новые важные слова. В знак отличной работы получайте веселые наклейки!»

Прощание:
«До новых встреч, мои умнички! На следующем занятии нас ждет еще много интересного!»