Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образовательного
«Межшкольный учебный комбинат»
Конспект занятия
«Изготовление новогодней
маски «Кролика»
в объединении
«Начального технического моделирования»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Захарова Тамара Григорьевна
г. Ханты-Мансийск
Тема:
«Изготовление новогодней маски «Кролика»
Цель:
Создание творческой атмосферы на занятии по изготовлению новогодней маски;
Задачи:
Обучающие:
ü Познакомить учащихся с историей возникновения масок.
ü Учить изготавливать карнавальные маски по чертежу из бумаги.
Развивающие:
ü Развивать мышление, устойчивость внимания, художественный вкус, фантазию.
ü Совершенствовать координацию движения.
Воспитывающие:
ü Воспитывать чувство взаимопомощи, культуру поведения на занятии, аккуратность при работе с ножницами, красками, клеем.
Инструменты:
ü Простые и цветные карандаши, фломастер, клей, линейки, ножницы, скрепки.
Материалы:
ü Альбомная бумага, цветная, калька, копировальная бумага, чертежи, резинка.
ü Эскиз доски: выставка готовых масок
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Сообщение нового материала.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Игровая пауза.
6. Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
1.Организационный
момент.
Педагог проверяет готовность детей к занятию: наличие необходимых материалов и
инструментов.
2.Сообщение темы и цели занятия.
Педагог: Дорогие ребята. Посмотрите на листок календаря. Какое сегодня число?
Дети: 12 декабря
Педагог: Дети, приближается самый красивый и самый любимый в народе праздник – какой?
Прежде чем ответить отгадайте загадку:
«Он
приходит в зимний вечер, зажигать на елке свечи.
Он заводит хоровод – это праздник...» Новый год
3.Сообщение нового материала.
Ребята, а вы знаете, когда в России начали отмечать Новый год?
Дети: Нет.
Новый год – это Древнейший праздник. Раньше его встречали весной 1 марта. А теперь в наши дни почти во всех странах, в том числе и в России его отмечают в ночь с 31 декабря на 1 января.
Совсем скоро лесная красавица ёлка по праву воцарится в вашем доме. И пусть царствовать она будет недолго, зато, сколько радости и веселья с собой она принесет.
А в тех странах, где нет ёлок, в Новый год украшают растения. Например, во Вьетнаме украшают ветку персика, в Японии – для новогодних украшений используют вместе с ветками сосны бамбук и ветки сливы.
Давайте вспомним - без чего
не обходится новогодний праздник?
Дети: Без парада новогодних костюмов и масок.
Педагог: Правильно!
А чтобы весело встретить Новый год люди наряжались в разные костюмы и на лицо надевали разные маски.
Педагог:
- Сегодня наше занятие посвящено маскам. Вы узнаете о том, как в нашу жизнь пришли маски, а затем мы начнём готовиться к предстоящему новогоднему празднику – делать маски.
Полюбуйтесь – маскарад!
Лес меняет свой наряд.
Снял зелёный – мерит новый:
Жёлтый, красный и лиловый, -
Собирается на бал!
Закружился клён с осиной,
Утки крячут над лозиной, -
Лес танцует… карнавал. («Лес» Вл. Приходько)
- Как удачно подметил поэт явление природы и сравнил осеннее разноцветье листопада, его яркие краски с маскарадом и карнавалом. Давайте попробуем определить – что же такое «маска»? Как вы это понимаете?
Учащиеся:
- Маска – это что-то скрывающее лицо.
- Маска – это нарядная накладка для лица.
- Маска накладывается на лицо и изображает какое-нибудь животное или разные лица людей.
Педагог:
- Молодцы. Обобщая ваши ответы, можно сказать, что маска – это специальная накладка с каким-либо изображением, накладываемая на лицо человека. На маске может быть изображение человеческого лица, звериной морды, маска может быть головой мифического существа и так далее.
2. Рассказ педагога об истории возникновения масок
Применение масок началось с древнейших времён у многих племён и народов мира в Африке, Северной и Южной Америке, Азии. Ритуальные маски надевались участниками различных обрядов и на охоте. Изображали они человеческие лица с разными гримасами, головы животных или мифических существ. Считалось, что использование таких масок поможет на охоте, принесёт удачу.
Так же в древности маски применялись и в ритуалах погребения, они клались на лица умерших. Такой обряд был у многих народов, например, в Египетских гробницах фараонов. При захоронении своих правителей, египтяне украшали лица умерших золотыми масками. По таким маскам в наше время учёные изучают, как жили люди в те далёкие времена.
Гораздо позже появились маски театральные, как специальные накладки с вырезом для глаз, надеваемые на лицо актёра.
В древности маски изготавливались из разных материалов: древесной коры, дерева, кожи, травы, материи, кости, глины, гипса, золота и украшались драгоценными камнями. Но для изготовления театральных масок стали искать более лёгкие материалы, и в ход пошла бумага, картон, техника «папье-маше» и другие лёгкие материалы. Театральная маска заменяла мимическую игру лица, передавала разные душевные настроения актёра.
Например, маски могли изображать страдание, грусть, радость, удивление.
Нынче очень популярны карнавалы в Италии, Германии, во Франции. в Латинской Америке, Испании, Китае.
В России они носили своеобразную национальную форму празднования проводов зимы – Масленица была праздничным карнавальным гуляньем, связанным со сменой времён года, а также в Новогодние и рождественские праздники.
Современные материалы позволяют изготовить действительно неповторимые маски, передать яркие необычные образы плоскостные и объёмные.
Театров, где традиционно используются маски, осталось очень мало. Таким исключением является Японский театр Кабуки, где все роли играют мужчины, поэтому, изображая женщин, они выступают в масках.
И в наши дни сохраняется обычай пользоваться масками на праздниках и при совершении ритуалов, например, у коренных народов Севера России и Сибири.
Педагог: А сейчас отгадайте загадку. О каком ярком персонаже идет речь?
Скачут, словно мячики |
Он боится, и дрожит. И в морковку он влюблен. |
Я люблю жевать морковку,
прыгаю я очень ловко. |
Дети: Кролик
Педагог: И каждый из нас готовится к встрече этого желанного гостя со всем возможным старанием.
Согласно легенде, о происхождении восточного календаря, однажды Будда пригласил к себе всех животных, которые только захотят прийти. Пришли далеко не все звери: время стояло холодное, а чтобы попасть к Будде, нужно было переплыть широкую реку. Каждому из пришедших в порядке живой очереди Будда подарил по одному году правления.
Первой пришла Крыса, вторым - Буйвол, третьим - Тигр. Болельщики, увлеченные соревнованием между Буйволом и Тигром (они с тех пор и в жизни соревнуются друг с другом), как следует, не рассмотрели, кто пришел четвертым — Кот, Заяц или Кролик. За давностью лет истину установить невозможно, и у разных восточных народов так и осталось разночтение относительно хозяина четвертого года. Пятым был Дракон, шестой оказалась Змея, седьмой — Лошадь. Тут по реке прошла полоска тумана, и опять не ясно, кто был восьмым — Коза, Овца или Баран. Девятой была Обезьяна. Десятым прибежал Петух (а может быть и Курица). Одиннадцатой прибежала Собака. Последним, двенадцатым, появился Кабан (или Свинья).
Заботливые жители восточных стран уже подсказали, какой зверь будет руководить наступающим годом. Это – его величество Кролик! А у нас есть то, что может ему понравиться и сделать его нашим другом на целый год.
Что главное в любой праздник? Конечно же, это подарки и сувениры. И, конечно же, вы уже закупили массу разных безделушек, чтобы одаривать бесчисленных знакомых, друзей и родственников. Но восточные жители твердо знают, что лучший подарок тот, в котором живет частичка вашей души. А такие подарки делаются своими руками. Вот и мы с вами сейчас сделаем несколько отличных сувениров, которые порадуют ваших друзей гораздо больше всяких покупных игрушек.
Педагог: Конечно же, это Кролик. И сегодня мы с вами будем изготавливать новогоднюю маску КРОЛИКА
Сегодня я предлагаю изготовить своими руками маску КРОЛИКА.
Маски изготавливаются из бумаги или картона, они могут иметь любую форму - круглые, прямоугольные, овальные. Сделать красивые и качественные маски из бумаги своими руками может любой человек, процесс достаточно прост. Для того чтобы изготовить праздничный аксессуар, понадобится бумага, ножницы и несколько элементов для украшения, включая цветную бумагу и краски. Маски из бумаги оформляются по-разному, с использованием красок, фломастеров, бисера и т.д., все зависит от вашей фантазии.
Объяснение практической работы.
ü Работа с чертежом: обвести чертеж маски кролика с помощью копировальной бумаги и кальки;
ü Раскрасить маску цветными карандашами, фломастерами;
ü Вырезать отверстия для глаз;
ü Вырезать маску по контуру;
ü Чтобы маска держалась на голове, к маске прикрепить тонкие шнурочки или резинку.
4.Самостоятельная работа по изготовлению маски.
Практическая работа.
5.Игровая пауза.
Ø Кто больше назовет новогодних костюмов;
Ø Назвать подарок к Новому году на букву «…».
Ø Новогодние Загадки;
Ø Собрать на время разрезные картинки «Новогодних игрушек».
6.Практическая часть
Раскраска маски (показ образцов) вырезать маску ножницами
Техника безопасности с ножницами.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С НОЖНИЦАМИ
Работай ножницами только на своём рабочем месте.
Работай только исправным инструментом.
Ножницы клади кольцами к себе.
Подавай ножницы кольцами вперёд.
Не оставляй ножницы открытыми.
Не играй с ножницами, не подноси к лицу.
7. Игровая пауза
6.Подведение итога занятия.
Педагог:
Молодцы ребята! Сегодня на занятии мне понравилось,
как вы работали: организованно, помогая, друг другу. Ваши работы выполнены аккуратно.
- Все ваши маски получились яркие, каждая со своей
особенностью.
Педагог отмечает творческие находки учащихся, аккуратность в работе, оригинальное цветовое решение, другие особенности.
- Выставка ваших работ подтверждает мои слова. Думаю, что благодаря этим маскам новогодний праздник для вас действительно станет волшебной, доброй сказкой.
Давайте
мы пригласим их к новогодней ёлке на парад карнавальных костюмов.
Педагог: Всем спасибо за работу. До свидания!
Список использованной литературы
1. Наши руки не для скуки. Карнавал. Маски. Костюмы. Москва, «РОСМЭН», 1995 год.
2. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М., Просвещение, 1980 г.
3. Захарова Т.Г. Наш любимый Новый год. Детская игротека. Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей начальной школы. Москва, ТОО «Адам»- Издательство «Мария», 1994 г
4. Гальперштейн Л.Я., «Карнавал. Маски. Костюмы», М., РОСМЭН, 1997г.
Использованные материалы и Интернет ресурсы
https://afez.ru/zagadki-dlya-detej-s-otvetami/zhivotnye/krolik
https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-maska-ya-tebya-znayu-dekorativnoprikladnoe-tvorchestvo-rabota-s-bumagoy-tkanyu-dr-materialami-1648771.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.