Конспект занятий по краеведению в старшей смешанной группе «Наш край родной»
Цель: Закреплять представления о малой Родине – городе Шахтёрске, родном посёлке, символике, растительном и животном мире, природных богатствах; формировать осознанное отношение к природе родного края, интерес к её изучению, желание беречь и охранять её; воспитывать чувство гордости, любви уважения, ответственность за малую родину.
Материал: Запись песни «С чего начинается Родина?»;картинки животных, птиц, рыб. Большие буквы из цветного картона «Родина», мультимедийная презентация о нашем городе Шахтёрске.
1. Звучит музыка «С чего начинается Родина»
Жура-жура-журавель! Облетел он сто земель.
Облетел, обходил.
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
Действительно ребята, лучше и дороже родного края ничего нет. Здесь проходят детские годы, а часто и жизнь. Знать историю родного края - значит любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.
Малая родина
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая родина малая моя!
- Что является нашей малой родиной? Конечно же это наш любимый город-Шахтёрск, наш посёлок. Сегодня мы совершим путешествие по нашей малой родине и выполним много нелёгких заданий. За каждое правильно выполненное задание мы будем получать слоги, а в конце путешествия составим из них ключевое слово.
Игра «На чём будем путешествовать». Варианты ответов детей.
(на ковре- самолёте)
1— остановка «Наш город Шахтёрск»
1. Как называется наша республика?
2. Главный город нашей республики?
3. Как называется наш город? (Шахтёрск)
4. Почему наш город носит имя Шахтёрск?
3. Что может рассказать о нашем городе герб?
Нашему городу Шахтёрску в этом году будет 67 лет.
После выполнения задания воспитатель выставляет на доску слог РО.
ИКТ «С днём рождения, Шахтёрск»
Мы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнём!
Игра «Что сделать для Земли родной?». Дети встают парами. Один ребёнок водящий. Первая пара обращается к нему: «Если хочешь быть со мной, что сделаешь для Земли родной?» Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет; например: «Посажу сад», «Построю красивые дома» и т. д. После ответа ребёнок проходит под поднятыми руками детей. По пути он выбирает кого-либо из первой пары и ведёт его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Оставшийся без пары ребёнок подходит к началу цепочки, и игра продолжается.
2 - остановка «Природа родного края»
1. Какие реки окружают наш посёлок? (Ольховая , Кленовая речки, есть ставок)
2. Какие рыбы водятся в нашей реке, ставке? (щука, карась, , карп, лещ, окунь)
3.Какие животные обитают в наших посадках? (белка, лиса, , заяц, дикий кабан,ёж)
4.Какие птицы есть в нашем крае? (синица, дятел, кукушка, ласточка, голубь, воробей, сорока, ворона, сова, скворец, грач, галка).
После ответов детей воспитатель выставляет на доску слог ДИ.
Поиграем в игру «Кто быстрее найдёт» (на полу лежат карточки с изображением различных животных, рыб, птиц. Дети делятся на три команды. Первая команда находит всех птиц нашего края, вторая команда всех рыб, третья всех животных). Побеждает та команда, которая быстро и правильно соберёт все карточки и подберёт к ним названия.
3 - остановка «Наш посёлок»
Работа с корректурными таблицами.
«Вспомни».
Какие цвета на флаге ДНР? Что они означают?
Что изображено на гербе города Шахтёрска?
Какие памятники расположены в нашем посёлке?
«Найди слова» - которые начинаются на одну букву.(Шахтёр, школа, шахта)
Слова, в которых 1 слог (герб, флаг). 2 слога (школа, шахта, ставок, шахтёр)
«Загадки - отгадки»
Что это за Диво-Дом?
А игрушек сколько в нём!
Там играют и поют,
Дети весело живут. (детский сад) Какой номер у
картинки ? (4)
В этом заведении
Все перебывали.
Двоечники, гении
Отметки получали.
Учились здесь артисты,
Певцы, артиллеристы.
Сюда ходила и я,
И вы пойдёте, мои
друзья. (Школа)
Постоянно то да се
Из него домой несем,
Но уходим налегке,
Если пусто в кошельке.(магазин) Какой номер у картинки ? (5)
«Продолжи предложение».
В ставке водятся….
В посадках живут такие звери, как….
«Соедини» Картинки 3+7. (Автобус везёт детей в школу).
Картинки 8+6. (Шахтёр добывает в шахте уголь).
«Подбери слово»
Занятие, игра, веселье, смех…(детский сад)
Витрины , покупки, товар, деньги…(магазин)
«Найди картинку по адресу»
Между 9 и 11, между 6 и 8. Какой номер автобуса ездит к нам на посёлок ? (2). Что изображено между 5и 7? (комбинат шахты)
После ответов детей воспитатель выставляет на доску слог НА.
Дети читают слово РОДИНА.
4 - остановка «Пословицы о Родине»
Вспомните пословицы, которые сложил народ прославляя Родину. (пословицы зашифрованы с помощью мнемотехники)
* Своя Родина дороже золота.
* Родина – мать, чужбина – мачеха.
* Своя земля и в горсти мила.
* В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.
Глубокими корнями связан человек со своей землёй, с тем местом, где он родился, жил, учился. Навсегда сохранятся в памяти и сердце картины родных мест. Наше путешествие я хочу закончить прекрасными словами Михаила Михайловича Пришвина: «Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина.»
Сегодня вы показали, как любите свой родной край, как много знаете о нём. Родина одна. Берегите её!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.