Конспект
занятия по подготовке к школе для детей 6-7 лет
Тема: «Снова здравствуй, школа!
Повторяем буквы и свойства предметов»
Цель: Повторение и закрепление знаний о букве А и звуке [а], а
также свойств предметов (цвет, форма, размер) в игровой форме.
Задачи:
- Образовательные:
- Закрепить
умение выделять звук [а] в словах (в начале, середине, конце).
- Повторить
графический образ буквы А, тренировать навык печатания буквы.
- Систематизировать
знания о свойствах предметов: цвет, форма, размер.
- Активизировать
словарный запас.
- Развивающие:
- Развивать
фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
- Развивать
мелкую моторику и зрительно-моторную координацию.
- Развивать
умение работать в группе и слушать инструкции.
- Воспитательные:
- Воспитывать
положительное отношение к учебе, усидчивость и интерес к познанию.
- Материалы
и оборудование: Карточка
с буквой А (большая и маленькая), картинки с предметами, где есть звук [а]
(арбуз, аист, мак, луна, астра), набор геометрических фигур разного цвета
и размера (круги, квадраты, треугольники), мячик, листы бумаги в клетку,
простые карандаши, раскраска с большой буквой А, которую можно
разукрасить, небольшие призы (наклейки, штампы).
Ход
занятия:
1.
Организационный момент. Приветствие (5 минут)
Педагог: «Здравствуйте, мои будущие
первоклассники! Я очень рада видеть вас после каникул! Вы все подросли,
отдохнули и готовы к новым открытиям. Сегодня у нас первое занятие в этом
учебном году, и я предлагаю начать его с особого приветствия».
Игра-приветствие
«Передай мячик и поздравь!»
- Дети и
педагог встают в круг.
- Педагог
берет мячик: «Я начинаю! Передаю мячик (имя ребенка) и говорю: "Я
желаю тебе в этом учебном году отличных оценок!"».
- Ребенок
передает мячик следующему и говорит свое пожелание (например, «новых
друзей», «интересных заданий», «веселых перемен»). Если ребенок
затрудняется, педагог помогает.
- В конце
педагог: «Вот какие замечательные пожелания! Я уверена, что этот год будет
для нас очень продуктивным и веселым! А теперь тихонечко садимся за
столы».
2.
Основная часть. Первый блок: «Королева Гласных – Буква А» (20 минут)
а)
Введение в тему. Отгадай загадку.
Педагог: «Ребята, отгадайте загадку:
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это? ... (Арбуз)»
- Дети
отгадывают. Педагог показывает картинку с арбузом.
- «Молодцы!
Какой первый звук вы слышите в слове А-А-А-рбуз? Правильно, звук [а].
Сегодня мы с ним и подружимся заново».
б)
Работа со звуком [а].
- Характеристика
звука: «Давайте
произнесем этот звук: А-А-А. Что нам мешает? (рот открыт, нет преград).
Значит, звук [а] – гласный, мы его можем петь. Он нам очень нравится!»
- Игра
«Хлопни в ладоши»: «Я
буду называть слова. Если в слове есть звук [а] – хлопаете в ладоши. Если
его нет – сидите тихо. Слушаем внимательно: аист, кот, мушка, луна, дом,
астра, сок, мак».
в)
Знакомство с буквой А.
- Педагог
показывает карточку с буквой. «Вот так выглядит буква, которая обозначает
звук [а]. Это буква А».
- Образное
запоминание: «На
что похожа буква А? (На крышу домика, на перевернутую табуреточку).
Давайте ее построим из наших пальчиков: указательные пальчики сложим
домиком, а большой пальчик – перекладинкой посередине».
г)
Письмо буквы А.
- «Письмо»
в воздухе: Дети
указательным пальчиком рисуют большую букву А в воздухе.
- Печатание
на листе: Детям
раздаются листы в клетку и карандаши. Педагог на доске (или на своем
листе) показывает поэтапно, как напечатать заглавную и строчную букву А:
«Ставим точку, ведем палочку вниз, с другой стороны ведем еще одну палочку
и соединяем их перекладинкой посередине». Дети повторяют в своих тетрадях
по 3-5 раз.
д)
Закрепление. Определение позиции звука в слове.
- Педагог
показывает картинки (арбуз, мак, луна, аист). «Давайте определим, где в
этих словах живет звук [а]: в начале, в середине или в конце слова? Арбуз
– (а-) в начале. Мак – (-а-) в середине. Луна – (-а) в конце».
3.
Физкультминутка (5 минут)
Педагог: «А теперь давайте отдохнем и
поиграем с нашей буквой!»
Зарядка
«А»:
На
букву А мы встали, (Встать на носочки, руки вверх)
Руки в стороны разжали. (Развести руки в стороны)
Посмотрели вправо, влево, (Повороты головы)
И на землю присели. (Присесть)
Встали, прыгнули немножко, (Подпрыгнуть)
И за парты сели тихо. (Сесть за парты, выпрямив спину)
4.
Основная часть. Второй блок: «Свойства предметов: Цвет, Форма, Размер» (20
минут)
Педагог: «Ребята, посмотрите, сколько
вокруг нас разных предметов! И все они разные. Давайте научимся описывать их
правильно, как настоящие ученые!»
а)
Игра-сортировка «Разложи фигуры» (работа с раздаточным материалом).
- Педагог
высыпает на стол или раздает каждому ребенку набор разноцветных
геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники) разного размера
(большие и маленькие).
- Задание
1: «Разложите
все фигуры по кучкам по форме». (Отдельно круги, отдельно
квадраты и т.д.). Проговариваем: «Это круг, это квадрат».
- Задание
2: «А
теперь в каждой кучке найдите все большие фигуры и
отложите их в одну сторону, а все маленькие – в другую».
- Задание
3: «Теперь
давайте соберем все фигуры красного цвета, синего,
желтого».
б)
Усложнение: игра «Найди пару» (коллективная работа).
- Педагог
держит в руке одну фигуру (например, большой красный круг).
«Кто найдет у себя такую же? Совершенно такую же: такую же по форме, такой
же цвет и такой же размер?» Дети находят и показывают.
в)
Работа в тетради/на листе (если время позволяет).
- Детям
дается задание: «Обведи все большие треугольники красным
карандашом, а все маленькие круги – синим».
5. Итог
занятия. Рефлексия (5 минут)
Педагог: «Вот и подошло к концу наше
первое занятие. Вы все сегодня были такие молодцы! Давайте вспомним:
- С каким
звуком и буквой мы сегодня играли? (Звук [а], буква А).
- Какие
свойства предметов мы повторяли? (Цвет, форма, размер).
- Приведите
мне пример: какой это предмет? (Например, показать на дверь: она
прямоугольная, белая, большая).
Вы сегодня
отлично работали! В знак того, что наше первое занятие прошло успешно, я дарю
вам вот эти наклейки/ставлю вам вот такой веселый штамп в вашу тетрадь!»