Конспект занятия по подготовке к школе. Буква А. Цвет и форма

  • docx
  • 24.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия по подготовке к школе. Буква А. Цвет и форма.docx

Конспект занятия по подготовке к школе для детей 6-7 лет

Тема: «Снова здравствуй, школа! Повторяем буквы и свойства предметов»
Цель: Повторение и закрепление знаний о букве А и звуке [а], а также свойств предметов (цвет, форма, размер) в игровой форме.
Задачи:

  1. Образовательные:
    • Закрепить умение выделять звук [а] в словах (в начале, середине, конце).
    • Повторить графический образ буквы А, тренировать навык печатания буквы.
    • Систематизировать знания о свойствах предметов: цвет, форма, размер.
    • Активизировать словарный запас.
  2. Развивающие:
    • Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
    • Развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию.
    • Развивать умение работать в группе и слушать инструкции.
  3. Воспитательные:
    • Воспитывать положительное отношение к учебе, усидчивость и интерес к познанию.
  • Материалы и оборудование: Карточка с буквой А (большая и маленькая), картинки с предметами, где есть звук [а] (арбуз, аист, мак, луна, астра), набор геометрических фигур разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники), мячик, листы бумаги в клетку, простые карандаши, раскраска с большой буквой А, которую можно разукрасить, небольшие призы (наклейки, штампы).

 

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие (5 минут)

Педагог: «Здравствуйте, мои будущие первоклассники! Я очень рада видеть вас после каникул! Вы все подросли, отдохнули и готовы к новым открытиям. Сегодня у нас первое занятие в этом учебном году, и я предлагаю начать его с особого приветствия».

Игра-приветствие «Передай мячик и поздравь!»

  • Дети и педагог встают в круг.
  • Педагог берет мячик: «Я начинаю! Передаю мячик (имя ребенка) и говорю: "Я желаю тебе в этом учебном году отличных оценок!"».
  • Ребенок передает мячик следующему и говорит свое пожелание (например, «новых друзей», «интересных заданий», «веселых перемен»). Если ребенок затрудняется, педагог помогает.
  • В конце педагог: «Вот какие замечательные пожелания! Я уверена, что этот год будет для нас очень продуктивным и веселым! А теперь тихонечко садимся за столы».

 

2. Основная часть. Первый блок: «Королева Гласных – Буква А» (20 минут)

а) Введение в тему. Отгадай загадку.
Педагог: «Ребята, отгадайте загадку:
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это? ... (Арбуз)»

  • Дети отгадывают. Педагог показывает картинку с арбузом.
  • «Молодцы! Какой первый звук вы слышите в слове А-А-А-рбуз? Правильно, звук [а]. Сегодня мы с ним и подружимся заново».

б) Работа со звуком [а].

  • Характеристика звука: «Давайте произнесем этот звук: А-А-А. Что нам мешает? (рот открыт, нет преград). Значит, звук [а] – гласный, мы его можем петь. Он нам очень нравится!»
  • Игра «Хлопни в ладоши»: «Я буду называть слова. Если в слове есть звук [а] – хлопаете в ладоши. Если его нет – сидите тихо. Слушаем внимательно: аист, кот, мушка, луна, дом, астра, сок, мак».

в) Знакомство с буквой А.

  • Педагог показывает карточку с буквой. «Вот так выглядит буква, которая обозначает звук [а]. Это буква А».
  • Образное запоминание: «На что похожа буква А? (На крышу домика, на перевернутую табуреточку). Давайте ее построим из наших пальчиков: указательные пальчики сложим домиком, а большой пальчик – перекладинкой посередине».

г) Письмо буквы А.

  • «Письмо» в воздухе: Дети указательным пальчиком рисуют большую букву А в воздухе.
  • Печатание на листе: Детям раздаются листы в клетку и карандаши. Педагог на доске (или на своем листе) показывает поэтапно, как напечатать заглавную и строчную букву А: «Ставим точку, ведем палочку вниз, с другой стороны ведем еще одну палочку и соединяем их перекладинкой посередине». Дети повторяют в своих тетрадях по 3-5 раз.

д) Закрепление. Определение позиции звука в слове.

  • Педагог показывает картинки (арбуз, мак, луна, аист). «Давайте определим, где в этих словах живет звук [а]: в начале, в середине или в конце слова? Арбуз – (а-) в начале. Мак – (-а-) в середине. Луна – (-а) в конце».

 

3. Физкультминутка (5 минут)

Педагог: «А теперь давайте отдохнем и поиграем с нашей буквой!»

Зарядка «А»:

На букву А мы встали, (Встать на носочки, руки вверх)
Руки в стороны разжали. (Развести руки в стороны)
Посмотрели вправо, влево, (Повороты головы)
И на землю присели. (Присесть)
Встали, прыгнули немножко, (Подпрыгнуть)
И за парты сели тихо. (Сесть за парты, выпрямив спину)

 

4. Основная часть. Второй блок: «Свойства предметов: Цвет, Форма, Размер» (20 минут)

Педагог: «Ребята, посмотрите, сколько вокруг нас разных предметов! И все они разные. Давайте научимся описывать их правильно, как настоящие ученые!»

а) Игра-сортировка «Разложи фигуры» (работа с раздаточным материалом).

  • Педагог высыпает на стол или раздает каждому ребенку набор разноцветных геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники) разного размера (большие и маленькие).
  • Задание 1: «Разложите все фигуры по кучкам по форме». (Отдельно круги, отдельно квадраты и т.д.). Проговариваем: «Это круг, это квадрат».
  • Задание 2: «А теперь в каждой кучке найдите все большие фигуры и отложите их в одну сторону, а все маленькие – в другую».
  • Задание 3: «Теперь давайте соберем все фигуры красного цвета, синего, желтого».

б) Усложнение: игра «Найди пару» (коллективная работа).

  • Педагог держит в руке одну фигуру (например, большой красный круг). «Кто найдет у себя такую же? Совершенно такую же: такую же по форме, такой же цвет и такой же размер?» Дети находят и показывают.

в) Работа в тетради/на листе (если время позволяет).

  • Детям дается задание: «Обведи все большие треугольники красным карандашом, а все маленькие круги – синим».

 

5. Итог занятия. Рефлексия (5 минут)

Педагог: «Вот и подошло к концу наше первое занятие. Вы все сегодня были такие молодцы! Давайте вспомним:

  • С каким звуком и буквой мы сегодня играли? (Звук [а], буква А).
  • Какие свойства предметов мы повторяли? (Цвет, форма, размер).
  • Приведите мне пример: какой это предмет? (Например, показать на дверь: она прямоугольная, белая, большая).

Вы сегодня отлично работали! В знак того, что наше первое занятие прошло успешно, я дарю вам вот эти наклейки/ставлю вам вот такой веселый штамп в вашу тетрадь!»