Конспект занятия - путешествия в мир старинных вещей
Оценка 4.8

Конспект занятия - путешествия в мир старинных вещей

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
доп. образование детей
2 кл—5 кл
15.12.2019
Конспект занятия - путешествия в мир старинных вещей
Разработка занятия - путешествия в мир старинных вещей. Цель: развитие логического мышления в ходе знакомства с историей и видами традиционной русской обуви - лаптей. В ходе занятия обучающиеся отгадывают загадки про лапти; знакомятся с названиями лаптей, созданных из разных материалов; с помощью ключа и шифра отгадывают название инструмента, с помощью которого плели лапти и название полосок ткани, которые наматывались на ноги для дополнительного комфорта при ношении лаптей; отгадывают пословицы и поговорки о лаптях. Занятие проведено в рамках реализации проекта "Этнодеревня "Кологод".
.Занятие путешествие в мир старинных вещей.docx

Занятие-путешествие в мир старинных вещей.

(в рамках проекта «Этнодеревня «Кологод»)

 

Тема занятия: «Мир старинных вещей»

Форма: музейное занятие -  путешествие

Возраст: 9 - 10 лет

Цель: ознакомление с предметами русской избы, их назначением.

Задачи:

Личностные: 

§  Формировать опыт работы с музейными экспонатами;

§  Развивать интерес к  старинным вещам, народным традициям и обычаям;

§  Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому, к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле;

§  коллективное общение.

Предметные:

§  Познакомить обучающихся с устройством русской избы, крестьянским бытом, предметами обихода, кухонной утварью;

§  Познакомить с историей и видами традиционной русской обуви – лаптей.

 

Метапредметные:

§  Формировать культуру поведения в музее;

§  Развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого.

 

Список литературы:

1.      Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 2006.

2.      Балакина Т.И. «История русской культуры». – М., 2016.

3.      Князева О.А., Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программы / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПб., 2012.

 

Ход занятия:

1.      Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в мир старинных вещей и побываем в необычном, удивительном месте – русской крестьянской избе. В народе говорили: «Своя-то избушка, как милая подружка». Но прежде чем мы зайдем в наш музей «Русская изба» и узнаем ее секреты, давайте вспомним правила поведения в музее.

ü  По музею передвигаться спокойно и бесшумно.

ü  Не мешать окружающим, становясь перед ними.

ü  Не высказывать свое мнение слишком громко.

ü  Внимательно слушать экскурсовода и не перебивать его.

ü  Не трогать экспонаты руками.

ü  Отключить звук мобильного телефона.

2.      Учебно-познавательная деятельность.

        Давайте войдем в крестьянское жилище. Первое, на что падал взор входящего – это красный угол. Он всегда был и остается до сих пор украшением избы. КРАСНЫЙ УГОЛ – это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу. Красный угол – самое почётное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Входящий в дом, перед иконами обязательно накладывал на себя крестное знамение. Название угла “красный” означает – красивый, хороший, светлый.

Сама комната называлась клетью, в нее можно было попасть через низкую дверь с высоким порогом. Окна в избе были маленькими, обычно их было три с передней стороны и одно сбоку.

Отгадайте загадку: «Чего из избы не вытащишь» (Печь.)

Без печи нельзя себе представить избу. Ведь еду в ней пекли хлеб, готовили пищу, она обогревала дом, на ее лежанке отдыхали после тяжелого трудового дня. В старину говорили:  без печи хата – не хата. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи, называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник.

В русской избе обычно была одна комната. Рядом с печкой находился так называемый «бабий угол». Здесь женщины готовили пищу, занимались рукоделием, хранили посуду. Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. В избе ее было не так уж много: стол, лавки вдоль стен, на которых не только сидели, но и спали.

Стол – это «божья ладонь». Посмотрите, что на столе стоит? Это посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Берестяные туеса использовались как ёмкость для воды. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. Крестьянин брал их с собой в поле. Вода не только не протекала, но сохранялась холодной и вкусной на протяжении всего дня. 

Сундук очень простая и нужная вещь. Сундук – это ящик с крышкой и с замком. Сундук всегда прятал какие-то тайны. В нем хранились документы, вещи, сюрпризики для детей. Говорят, что от сундука пошла вся другая мебель. А что еще хранили в сундуках? Отгадайте загадку:

Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет. (Лапти)

Правильно это  - лапти. Лапти - вид обуви, который был широко распространен на Руси.

Давайте познакомимся и с другими загадками о лаптях:

Два котика, 

А четыре хвостика.

 

Привяжешь — пойдут,

Отвяжешь — останутся.

 

В лесу родился, 

В руках крестился, 

На ногах умер.

            Что бы вам были понятны эти загадки, давайте поближе познакомимся с историей, видами лаптей и способами их плетения.

 

3.      Самостоятельная работа по путеводителю.

Каждый обучающийся получает путеводитель (буклет). Предлагаю вам ознакомиться  с условными обозначениями и приступить к выполнению заданий.

                       

https://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=46c016e4bb86958e&mb=imgdb_preview_987- прочитай и ответь              - напиши        -  найди

 

 

 

- подумай и напиши                                    - соедини

1.      Прочитай и ответь.

 

Лапоть,  лапоток, лаптишка, лаптища -  так в древности называли лапти. Ученые считают, что лапти – один из самых древних видов обуви. Широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих, прежде всего, от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала. Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти.

2.      Напиши.

На картинке изображено дерево, из которого получаются самые прочные и мягкие лапти. Напиши его название.

http://vse-raskraski.ru/images/preview/lipa.jpg

 

 

 

 


3.      Соедини.

Рассмотри деревья и подпиши их названия. Соедини деревья, из которых плетут лапти, с названиями плетеной обуви, которая из них получается.

 

Ракитники

 

 

 


Вязовики

 

 

 


Берестяники

 

 

 

 


Дубовики

 

 

 


http://perego-shop.ru/gallery/images/1483957_lapti-na-noge.jpg

4.      Подумай и напиши.

С помощью шифра и ключа узнай, как называются полоски ткани, которые наматывались на ноги, полностью закрывая голень, для защиты и дополнительного комфорта при ношении лаптей и обеспечивали тепло даже в морозы.

 

2

4

5

7

1

Д

А

Л

И

3

Б

К

Н

Ы

6

Е

М

Ч

В

8

О

Ж

Я

У

Шифр:           ____   ____   ____   ____   ____        Ключ:

 

 82        35       87       65        17

Ответ: онучи

 

 

 

 

 

5.      Прочитай и ответь.

Техника плетения лаптей была очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение – «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип – прямое плетение, или «прямая решетка». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки (то есть носки). Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.

            Подпишите виды плетения:

http://www.newreferat.com/images/referats/13100/image017.jpghttp://www.newreferat.com/images/referats/13100/image017.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6.  Подумай  и напиши.

Лапти плели из лыка, с помощью крючка и деревянной колодки. Крючки делали из костей – ребер животных или из металла. Назначение этого инструмента – приподымать одну из петель уже сплетенной части лаптя для того, чтобы просунуть в нее свободный конец лыка. Учеными найдены крючки, изготовленные ещё в каменном веке. Вот как давно появились первые лапти!

С помощью ключа из задания № 5 расшифруй название древнего инструмента.

Шифр: _____   _____   _____   _____   _____   _____   _____

                  34        82          65         62        12          37         34

http://forum.kpe.ru/image.php?dateline=1230296554&u=3137Ответ: кочедык

 

7. Прочитай и ответь.

Для плетения одного лаптя требовалось семь лык по два метра длиной каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке у мужчины, который сам заготавливал лыко, и впоследствии плел лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по все длине оно не имело дефектов. Для заготовки выбирались высокие и стройные деревья. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево. Это нашло отражение в русском языке в виде образного выражения «ободрать как липку» в значении «отобрать все имеющиеся у кого-либо или чего-либо полезные ресурсы и создать тем самым угрозу жизни и существования».

            В  самовосприятии русских, лапти – один из важнейших символов традиционного национального быта. Отсюда и множество пословиц и поговорок о лаптях.

Соедините начало и конец пословиц:

1)   Жениться –                                                  а) не надравши лык.

2)   Это как                                                         б) лапоть обуваем.

3)   И мы не на руку                                         в) не лапоть надеть.

4)   Не берись лапти плести,                           г) лаптя не сплетёшь.

5)   Без снаряда и                                              д) лапоть сплесть.

 

Ответ: 1- в; 2 – д;  3 – б; 4 – а; 5 – г.

 

8. Прочитай и ответь.

Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал в четыре дня. О недолговечности плетёной обуви свидетельствует русская поговорка. Воспользуйся шифром, чтобы узнать поговорку:

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 


С =                 У =                 О =                 П =                 Ы =                Г =                  Р =

 


И =                 Т =                  Е =                 В =                  Л =                 Я =                 А =

 

Д =

 

Ответ: В дорогу идти, пятеры лапти сплести.

4.      Подведение итогов. Рефлексия.

Наше путешествие в мир старинных вещей подошло к концу. Вы погрузились в мир народной культуры, расширили свои знания о традиционной русской обуви – лаптях. Пожалуйста, отразите свое настроение в ваших путеводителях. Если вам было интересно, и вы все запомнили, то нарисуйте вашему новому другу «Лаптю» - счастливое лицо, если было интересно, но не все понятно – то грустное лицо, если же вам было не интересно и трудно – злое лицо.

 

 

Начало формы

 

 

Конспект занятия - путешествия в мир старинных вещей

Конспект занятия - путешествия в мир старинных вещей

Конспект занятия - путешествия в мир старинных вещей

Конспект занятия - путешествия в мир старинных вещей

Конспект занятия - путешествия в мир старинных вещей

Конспект занятия - путешествия в мир старинных вещей

Конспект занятия - путешествия в мир старинных вещей

Конспект занятия - путешествия в мир старинных вещей

Конспект занятия - путешествия в мир старинных вещей

Конспект занятия - путешествия в мир старинных вещей

Конспект занятия - путешествия в мир старинных вещей

Конспект занятия - путешествия в мир старинных вещей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2019