Ознакомление с природой «Воздух – невидимка»
Программное содержание: Научиться различать состояние и качество воздуха, понимать его значение для жизни живых существ; вспомнить, что воздухом дышат растения, животные, люди.
Материалы и оборудование: Пустые стаканчики и с водой, мисочки с водой, соломинки для коктейля, для каждого ребёнка, кусочек поролона и ваты, парашют из полиэтилена с привязанным пластилиновым шариком
Ход занятия
1. Вводная часть
- Ребята, я сейчас прочитаю вам одну историю. (Чтение рассказа А. Низовой "Невидимка")
"Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его не видите, но знаете, что он тут. Вы ощущаете его прикосновение. Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куст .Вы идёте по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо - срывает с вашей головы шляпу. Если вы видите, что снежинки вдруг срываются с места и начинают путешествовать, можете быть уверенными, что их несёт Невидимка. Вы не видите его самого, но вам заметно, как на его пути склоняются кусты".
- Как вы думаете, кто этот Невидимка? (Ветер, воздух)
- Да, ветер и воздух - это одно и то же. У меня на доске иллюстрации, что вы на них видите?
- На этой иллюстрации ветер гонит по волнам парусник, а здесь море спокойное значит, ветра нет, а на третьей иллюстрации - ураган. Где это всё происходит? (в природе)
- А при помощи чего всё это происходит? (ветра)
-Хорошо. Я сейчас предлагаю вам сложить веер из бумаги и помахать им. Что вы почувствовали?
- Скажите мне, ребята, а где есть воздух?
- Да, он есть вокруг нас. А мы его видим? (нет)
- Значит воздух какой? ( Прозрачный, невидимый).
- Давайте в этом убедимся. На ваших столах есть стаканы с водой и трубочки для коктейля. Опустите трубочку в стакан и подуйте в неё. Что вы увидели?
- А как вы думаете ,что это за пузырьки?(Это воздух).
- А какой вывод мы сделаем? (Воздух легче воды)
- Молодцы. А у меня есть ещё кое-что для вас.
- Рассмотрите свои пакеты и скажите в них что-нибудь есть?( Ничего нет , он пустой).
- А теперь закрутите пакеты с одной стороны. Что с ними произошло?
- Значит, в них что-то есть. А что же это? (В них воздух).
- Да. А сейчас откройте пакеты. Какие они теперь стали?( Они сдулись).
- А где же воздух? (Он улетел).
- Какой вывод мы можем сделать? (Воздух есть вокруг нас и мы смогли его обнаружить)
ФИЗМИНУТКА.
1,2,3,4,5
Научились мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше(подняться на носки)
И легко-легко подышим. 2 раза.
- Дети, а как вы думаете, воздух может передавать запах? (Да; нет) Давайте мы проверим. Закрывайте глаза и не подглядывайте (чищу мандарин). Вы что-нибудь почувствовали?
- Значит, какой вывод мы можем сделать? ( Воздух передает запахи)
Итог
- Итак, давайте скажем, что нового мы сегодня узнали о воздухе.
- Дети вы все молодцы! Спасибо!
Рисование (предметное) «Самолёт»
Программное содержание: Учить изображать военный воздушный транспорт с помощью красок, чётко вырисовывать контуры предмета
Материалы и оборудование: Слайды «военный воздушный транспорт», альбомный лист, простой карандаш, акварель, кисточка, стакан с водой, салфетка
Ход занятия
I. Вступительная часть.
Воспитатель: Ребята! Сегодня я несла вам в подарок большую красивую картинку, но она выпала у меня из рук и рассыпалась на несколько частей. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы узнать, что на ней нарисовано? -Сложить части вместе.) Давайте подойдем к столу и сложим картинку.
II. Основная часть.
Дидактическая игра «Соберем пазл» (вокруг стола).
- Что изображено на картинке? (-Самолет). Ребята, а как вы думаете, почему его так называют: самолет? (-Потому что сам летит).
-Скажите, самолет какой?
Дидактическая игра «Опиши предмет» (описать самолет словом, отвечающим на вопрос: какой)- (быстрый, крылатый, красивый, белокрылый, скоростной, летящий, большой, огромный, новый и т. д.).
- Ребята, предлагаю вам отгадать загадку, и тогда вы узнаете, что мы будем сегодня рисовать:
Не пчела, а гудит,
Не птица, а летит,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет. (Самолет)
- Как называется самолет, который перевозит людей? (пассажирский) Выставляются картинки с изображением пассажирского самолета.
- Каким еще транспортом могут передвигаться люди?
- А каково главное преимущество самолета перед другими видами транспорта? (Рассуждения с детьми)
- Давайте рассмотрим части самолета: нос с кабиной, корпус самолета, хвост, крылья, силовая установка самолёта - двигатель. Кто находится в кабине? (Пилот) Какая его задача? (Управлять самолетом) Что такое иллюминатор, для чего он нужен? (Иллюминатор – это окно в самолете, в него смотрит пассажир)
- Молодцы, ребята! Всё знаете! Прежде чем приступить к рисованию, давайте поиграем!
Физкультминутка «Самолет»
Полетели, полетели,
(Стойка ноги врозь)
Вперед руками завертели.
(Вращение руками перед грудью)
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
(Развести горизонтально руки в стороны)
Правое крыло вперед,
(Поворот туловища вправо с заведением правой руки вперед)
Левое крыло вперед.
(Поворот туловища влево с заведением левой руки вперед)
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Замечательный пилот
В путь отправил самолет.
- Чем отличается воздушный транспорт от наземного? У него должна быть обтекаемая форма т. е. без углов, чтобы легче рассекать воздух.
- Какие фигуры без
углов вы знаете? Круг и овал (чертят в воздухе пальцем фигуры).
Ещё нужен узкий нос, чтобы быстрее
лететь, крылья, чтобы держаться в воздухе. Сделан он должен быть из лёгких
материалов, иногда приделывают винт или пропеллер, чтобы лететь вверх и вперёд
(при обсуждении педагог показывает модели самолёта и вертолёта; дети чертят в
воздухе крылья — треугольники, показывают вращательными движениями пропеллер).
- Дети, я нарисовала самолет, он летит сквозь белые, пушистые облака. Посмотрите, какой он у меня получился. Какие я использовала фигуры для изображения самолета? Все ли они одинакового размера? (Ответы детей)
- Давайте попробуем нарисовать детали самолета в воздухе, а потом нарисуем на листе. Ставим карандаш, ведем линию, закругляя ее, затем прямо длинную линию, потом опять закругляем и прямой линией возвращаемся туда же, откуда начали рисовать. Дети, где сидит пилот? (ответы детей). Правильно, он сидит в кабине, ее мы отделяем дугой, теперь нарисуем крылья, хвост.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас все получилось!
В конце занятия все рисунки выставляет воспитатель на доске, обращает внимание детей, как много разных самолетов они нарисовали, как самолеты красиво летят в небе.
- Пусть ваши самолеты порадуют нас сегодня в группе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.