Конспект " Н.С.Гумилев. Основные мотивы лирики поэта".
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
07.11.2017
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н. С. Гумилева;
отметить особенности образа романтического героя лирики Гумилева;
развивать навыки анализа поэтического текста.
Эпиграф к уроку:
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пение, белых павлинов
И стертые карты Америки ...
А. Ахматова.
Яркий представитель поэтов русского "серебряного века", переводчик, критик, теоретик литературы, один из представителей акмеизма, Николай Степанович Гумилев многое успел за недолгую жизнь.
урок лит-ры в 11 кл.docx
Конспект
урока литературы
в 11 классе
Н.С.Гумилев.
Основные мотивы лирики поэта.
Учитель русского языка и литературы Косумова З.З. Тема: Н.С.Гумилев. Основные мотивы лирики поэта.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н. С. Гумилева;
отметить особенности образа романтического героя лирики Гумилева;
развивать навыки анализа поэтического текста.
Ход урока
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пение, белых павлинов
И стертые карты Америки ...
А. Ахматова.
I. Оргмомент.
II. Анализ сочинений.
III. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.
Раскройте смысл понятия «акмеизм».
В чем вы видите отличия акмеизма и символизма? Что общего у этих
двух направлений?
Назовите поэтов, входивших в группу акмеистов.
Индивидуальная работа со слабыми учся (тестовые задания по
пройденному материалу).
IV. Работа по теме урока.
1. Слово учителя
Сегодня мы будем говорить о замечательном поэте Николае Степановиче
Гумилеве. Яркий представитель поэтов русского "серебряного века",
переводчик, критик, теоретик литературы, один из представителей акмеизма,
Николай Степанович Гумилев многое успел за недолгую жизнь.
В качестве эпиграфа урока взяты строки стихотворения А. Ахматовой.
Как вы поняли эти строки? Что является характерными чертами Гумилева
поэта?
/Любовь к возвышенному ("за вечерней пение"), экзотическому ("белых
павлинов"), страсть к путешествиям, озаренная Музой Дальних
Странствий ("стертые карты Америки")? / Индивидуальное сообщение подготовленного учащегося о личности и
судьбе Н. Гумилева.
2. Слово учителя.
В 1905 году выходит первый сборник Гумилева "Путь конквистадоров".
Словарная работа.
Конквистадор – от испанского – «завоеватель» – участник испанских
завоевательных походов в Центральную и Южную Америку.
Этот юношеский сборник великолепно отражал романтическую
настроенность и складывающийся героический характер автора: книга была
посвящена отважным и сильным героям, весело идущим навстречу опасностям,
«наклоняясь к пропастям и безднам». «Сонет».
Это стихотворение автор считал программным. В нем он уподобляет самого
себя древним завоевателям, осваивающим новые земные пространства.
Гумилёва всегда привлекали экзотические места и красивые, музыкою
звучащие названия, яркая почти безоттеночная живопись. Именно в сборник
"Романтические цветы" вошло стихотворение "Жираф" (1907), надолго ставшее
"визитной карточкой" Гумилёва в русской литературе.
3. Прослушивание стихотворения «Жираф» презентация.
4. Анализ стихотворения.
Каково настроение стихотворения?
(оно грустное, почти тревожное)
Где происходит действие? Как оно происходит?
(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая
колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. Читатель переносится на самый
экзотический континент Африку.)
Когда происходит действие?
(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое
мгновение).
Кто ведет повествование?
(Лирический герой.)
Каким вы представляете его себе?
(Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на
мир своей возлюбленной. Он нежный, терпеливый, мудрый. Его любимая
нуждается в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про
ЖИРАФА… про черную деву. И все это для того, чтобы отвлечь возлюбленную
от грустных мыслей в пропитанной дождями и туманами России).
Что можно сказать о героине?
(Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить.)
Что можно сказать о композиции стихотворения? (Кольцевая. Создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом
экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины
солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные
прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и
снова рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на мир
поиному).
С помощью каких средств художественной выразительности автору
удается преобразить рассказ?
Эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные паруса»,
«мраморный грот», «немыслимые травы».
Сравнения: Одним из наиболее примечательных средств создания образа этого
экзотического животного является приём сравнения: волшебный узор шкуры
жирафа сопоставляется с блеском ночного светила, "вдали он подобен цветным
парусам корабля", "и бег его плавен, как радостный птичий полёт".
Помогла сказка?
(Нет, любимая плачет. Волшебная сказка лишь усугубляет одиночество.
Последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы,
но уже почти безнадежно)
Основная мысль – выражен идеал красоты автора. Красота экзотического
животного здесь – спасение от скуки городов, скудного земного существования.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Каким предстает лирический герой Гумилева?
Лирический герой Гумилева
Романтик
Мечтатель
Боец
Путешественник
Страстный влюбленный
Патриот
Мужественный человек
Итак, сегодня на уроке мы познакомились творчеством Н. Гумилева.
В чем же особенности поэтического творчества Н. Гумилева?
Произведения Гумилёва отмечены романтическим мировосприятием,
стремлением противопоставить будничному миру обыкновенных людей свой
мир.
VI. Д/З стр 219230, выразительное чтение стихя Гумилева.
Конспект " Н.С.Гумилев. Основные мотивы лирики поэта".
Конспект " Н.С.Гумилев. Основные мотивы лирики поэта".
Конспект " Н.С.Гумилев. Основные мотивы лирики поэта".
Конспект " Н.С.Гумилев. Основные мотивы лирики поэта".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.