Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Стихи Александра Александровича Блока (3 ч)
Дата: 27.01.15
Урок 75.
Тема: А.Блок «Россия»
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной литературной
речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и
молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать
эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев,
события).
Задачи:
Образовательные:
учить воспринимать стихи, отмечая ритм, тон, темп;
учить «видеть» художественные образы, созданные поэтом;
развивать внимание к художественному слову, учить понимать образный смысл произведения;
учить понимать мысли и чувства автора, анализируя лексику, ритм, тон, художественные детали
стихотворения;
учить выразительному чтению стихов (определять задачу чтения, выделять логические ударения и паузы,
составлять партитуру чтения).
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Характеристика деятельности учащихся:
Знакомиться с новым разделом (блоком): читать вступительную статью, определять учебную задачу,
знакомиться с поэтом (А.А.Блоком). Воспринимать на слух стихотворное произведение, определять его
особенности, определять тему и жанр, моделировать обложку. Работать с текстом: отвечать на вопросы,
выполнять задания в учебнике и тетради. Осваивать понятия «тон» и «ритм», «логическое ударение», паузы».
Упражняться в выразительном чтении (памятка 1). Сравнивать произведения (стихотворение А.Блока
«Россия» с фольклорной песней «Русская Земля», заполнять таблицу (на листочках или на компьютере):
Автор
Заглавие
Тема
Жанр
Главная мысль
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
выразительно читать стихотворение, передавая чувства и настроение автора;
определять тон и темп чтения, соблюдать паузы, ритмический рисунок стихотворного произведения.
Регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, практический.
Оборудование: запись на доске.
Ход урока:
1. Самостоятельное чтение вступительной статьи к разделу.
2. Повторение изученных стихотворений А.А. Блока.
Игра «Вспомни и назови» (учитель читает отрывки из стихотворений «Зайчик» и «Снег да снег» А.А.
Блока, дети называют их).
Чтение наизусть стихотворений А.А. Блока детьми (по желанию). Если дети не помнят, то учитель
читает наизусть стихотворение «Зайчик» А.А. Блока (см. учебную хрестоматию).3. Работа со стихотворением А.А. Блока «Россия».
• Ознакомительное самостоятельное чтение и моделирование обложки (учащиеся определяют жанр, тему,
указывают фамилию автора и заголовок).
• Словарная работа: чтение словаря и строф со словарными словами.
• Выразительное чтение учителем текста стихотворения.
• Выполнение заданий к тексту в учебнике.
• Упражнение в выразительном чтении.
4. Выполнение заданий в тетради.
5. Слушание песниславы «Русская Земля» (читают учащиеся и учитель по частям), объяснение жанра и
заголовка, сравнение со стихотворением С.А. Есенина «Россия».
6. Задание на дом (по выбору): выучить наизусть стихотворение А.А. Блока «Россия»; сделать
иллюстрацию к стихотворению.