Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения А.С.Пушкина
(5 часов).
Дата: 9 13.10.18
Урок 2425.
Тема: А.С.Пушкин «И.И.Пущину», «Зимняя дорога».
И.Пущин «Записки о Пушкине».
24, 25
Цели урока:
Образовательные: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и
письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать
художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и
смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём
воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события).
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь;
умения и навыки анализа басен, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Учебные задачи:
• познакомить с разными жанрами произведений А.С. Пушкина (сказки, стихи, поэмы, песни);
• закрепить понятия «эпитет», «сравнение», «олицетворение», «метафора»;
• учить сравнивать (рифмы, строфы, темы);
• учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать тон и темп, соблюдать паузы и
выделять логические ударения);
• познакомить учащихся с книгами А.С. Пушкина и их иллюстраторами.
Учебные умения:
• работать с разножанровыми произведениями А.С. Пушкина;
• определять точку зрения автора и выражать своё отношение к произведению, героям;
• выделять особенности стихотворных произведений (строфа, строка, рифма, ритм);
• читать выразительно произведение или отрывок (выбирать тон и темп чтения, указывать паузы и
логические ударения в стихотворной строке);
• выполнять творческие задания (сочинение строф на определённую тему (рифму)).
Характеристика деятельности учащихся:
Воспринимать на слух стихотворное произведение, выражать своё отношение к нему, моделировать
обложку (определять тему и жанр). Использовать при анализе текста понятия «рифма», «строфа»,
«стихотворная строка (стих)». Работать над выразительным чтением стихотворений (работа в группах).
Выполнять задания в тетрадях и самостоятельно проверять по готовому образцу или под руководством
учителя. Писать литературный диктант (литературоведческий). Слушать новое произведение (И.И.Пущин.
«Записки о Пушкине»). Сравнивать произведения (А.С. Пушкина и И.И. Пущина) по форме, содержанию,
настроению, эмоциональному накалу.
Универсальные учебные действия:
познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
1регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный,
практический.
Оборудование: запись на доске, портрет.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания и индивидуальный опрос.
• Выразительное чтение наизусть выбранного отрывка, ответы на дополнительные вопросы (из
какого произведения этот отрывок? Какие стихи А.С, Пушкина вы знаете? И т. д.)
• Творческое задание «Проба пера» в тетради (слушание рассказов учащихся об их любимом
времени года и пояснений к иллюстрации — выбор цвета, деталей пейзажа, настроения и т. д.).
2. Чтение наизусть одного из стихотворений А.С. Пушкина: «Няне» или «Зимний вечер»
(учебник, 3 класс).
Обратите внимание. Стихотворения «Няне», «Зимний вечер» передают настроение поэта,
находившегося в ссылке в Михайловском. Повторение этих стихотворений готовит учащихся к
восприятию стихотворения «И.И. Пущину».
3. Работа со стихотворением А.С. Пушкина «И.И. Пущину».
• Слушание (читает учитель).
• Выполнение заданий к тексту.
• Словарная работа; подготовка выразительного чтения (выбор тона, темпа, логических ударений).
4. Самостоятельное чтение отрывка из «Записок о Пушкине» И.И. Пущина, выполнение
заданий, выразительное чтение отрывка.
5. Рассказ учителя о ссылке в Михайловском. Сравнение произведений: выполнение заданий в
учебнике к стихотворению и «Запискам о Пушкине» П.П. Пущина.
6. Работа со стихотворением «Зимняя дорога», выполнение заданий в учебнике и тетради.
7. Литературный диктант (литературоведческий): стих, строфа, рифма, ритм, тон, темп, поэт,
логическое ударение.
8. Задание на дом (по выбору): подготовить выразительное чтение наизусть или с листа одного
из произведений; выполнить в тетради задания к тексту И.И. Пущина «Записки о Пушкине».
2