БИНАРНЫЙ УРОК
ПО ТЕМЕ
«Зима в литературе, музыке и живописи»
Тема: «Зима в литературе, музыке и живописи»
Цель:
1.Повторить и обобщить знания учащихся по теме: «Люблю природу русскую. Зима»
2.Развивать память, внимание, воображение, мышление.
3. Проследить связь между музыкой и литературой и живописью по теме Зима
4.Прививать интерес к чтению , музыке и живописи .
Оборудование: карточки с отрывками произведений, иллюстрации «Зима»
Ход урока.
1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)
Уч.лит:- Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.
Уч.муз - Сегодня у нас не просто урок- а литературно-музыкальная гостиная. Ребята ,что такое музыка и литература вы знаете?
- Уч.лит:- А что такое гостиная?( Высказывание предположений).
У ребят было задание посмотреть лексическое значение слова гостиная в различных словарях. Давайте проверим верны ли ваши предположения.
Дети зачитывают значение слова из различных словарей)
- Сделайте вывод, что же такое литературно-музыкальная гостиная. Подведение итогов.
Уч.муз ВЫВОД учителя: верно ЛИТ-МУЗ гостиная-это место, где собираются гости, чтобы послушать хорошую музыку и почитать стихи и пообщаться.
2.Определение темы урока.
Уч.муз -А о чём мы будем говорить в нашей гостиной и какую музыку будем слушать вы скажете, прослушав музыкальный фрагмент. (Звучит музыка).
Уч.лит:- -Давайте убедимся в правильности выбранной темы, отгадав загадку.
Назовите-ка, ребятки,
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега.
(Зима)
- Верно тема у нас с вами сегодня зима в литературе, музыке и живописи.
Уч.муз :Литература и музыка – это мир чувств и настроений. Чтобы нам лучше это понять и почувствовать, мы постараемся создать такую особую зимнюю атмосферу в нашей гостиной.
Уч.лит:- И картины русских художников помогут нам воссоздать образы зимней природы..
Цель;
-Мы закончили с вами изучение раздела «Люблю природу русскую. Зима» и сегодня повторим произведения, которые изучали в этом разделе, а также проследим связь между музыкой и литературой и живописью по теме Зима
Итак, мы отправляемся на встречу с зимой
Слайд 1.
3. Работа по теме урока.
Уч. музыки - Об этом замечательном времени года люди рассказывают по-разному. Кто-то словом, кто-то красками, кто-то музыкой.
Уч.лит:- -Ребята, а кто нам рассказывает словом?- поэты и писатели
Кто- красками?-художники
-кто музыкой?-композиторы
Уч.муз :-У кого-то зима суровая, колючая, у кого-то она мягкая, пуховая, искристая.
Уч.лит:- -У кого-то она веселая, задорная, игривая, а у кого-то вьюжная, лютая и суровая.
-Одним словом она «Чародейка».
Уч.муз :Ребята, а вы любите зиму?
-За что вы её любите? ( Зимой мы можем кататься на коньках, лыжах, санках)
Уч.лит:- в каком стихотворении описаны детские забавы и радость прихода зимы (Я.Аким «утром кот..») Как относился поэт к зиме?
СЛАЙД 2
-Любил зиму (портрет), замечательный русский композитор.
-Вы узнали его?
-Он вообще обожал русскую природу и много рассказывал о ней в своих произведениях. У него есть целый музыкальный альбом под названием «Времена года». В этом сборнике 12 пьес.
СЛАЙД 3
- Как выдумаете, почему именно 12?
- В году 12 месяцев. И о каждом месяце рассказал Петр Ильич в своих музыкальных рассказах. Но мы сейчас познакомимся с произведением, посвящённым декабрю месяцу. Оно называется «На тройке».
СЛАЙД 4
Тройка- так называют в России коней, запряжённых вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием.
Уч.лит:- -В России любили быструю езду на тройках. А управляли лошадьми люди, которых называли - ямщиками.
- Послушайте, что же это вдалеке звенит? (колокольчик). Да, это к нам приближается тройка лошадей.
СЛАЙД 5
Уч.муз :-Какое настроение в вас вызывает звон колокольчиков?
- Настроение этот колокольчик вызывает веселое, задорное.
Уч.лит:- -Ребята, в каком произведении мы встречали с вами звон колокольчиков?
- А кто автор этого произведения и какова главная мысль сказки ?
- Кто был героями этого произведения? (Найдите и прочитайте отрывок, где говорится о звоне колокольчиков).
Уч.муз :- Любил ездить на тройке и П.И.Чайковский. И любил слушать, как колокольчик весело звенел, сопровождая путь своим задорным пением.
-Ребята, а вы хотели бы прокатиться на настоящей тройке?
-Давайте прокатимся в своём воображении. Представьте, что мы сидим в санях и едем по заснеженной дороге. Слушая музыку, мы должны будем с вами увидеть ,какую зиму изобразил Чайковский? Коварную? Злую?
Или добрую, волшебную.
Уч.лит:-прослушав муз.фрагмент вы должны рассказать друг другу о своих чувствах
Слайды (я переключаю)
Слушание «На тройке» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».
Разбор произведения.
Уч.муз : Какие чувства вызвало у вас это произведение? (ответы детей).
На доске написаны слова, выберите те, которые по- вашему подходят к этому произведению, которыми можно выразить ваши чувства.
Уч.лит:- -А какое литературное произведение вызывает у вас эти же чувства? Назовите произведение и прочитайте отрывок.(« Зимним холодом пахнуло», «Берёза», «Чародейкою зимою»)
-Посмотрите на картины русских художников .
Какой изображена зима на этих картинах?
Вывод : зима может быть спокойной ,грустной , печальной, доброй.
Уч.муз : С помощью каких средств выразительности композиторы передают нам свои чувства , ощущения и своё настроение?
ДИНАМИКА, ТЕМП, ЛАД.
Уч.лит:- -А какие изобразительные средства языка вы знаете?
«Поёт зима ауает»
- А с помощью чего художники передают свои чувства ?
Уч.муз : Молодцы! Вы сумели разобраться в своих чувствах, в чувствах композитора и поэтов, художников.
-А сейчас мы проведём игру. «…» и проверим на сколько хорошо вы знаете литературу и музыку.
-Задание «Составь подходящие пары».
Молодцы.
Уч.лит:- А) Сейчас мы проведем игру «Назови автора». Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения.
С. Есенин С. Михалков А. Барто Ф. Тютчев И. Бунин К. Бальмонт А. С. Пушкин |
«Светло – пушистая снежинка белая» «Дело было в январе» «Чародейкою зимою» «Зимним холодом пахнуло» «Берёза» «Вот север, тучи нагоняя...» «Новогодняя быль» |
Проверка по слайду.
Вывод; Как вы думаете почему авторы нашего учебника в разделе люблю природу русскую. Зима собрали произведения именно этих поэтов и писателей.
Уч.муз : А какой волшебный праздник ждут зимой и взрослые и дети?
-Без чего не обходится ни один новогодний праздник?
Уч.лит:- В каких литературных произведениях встретилась нам новогодняя красавица? Почему автор назвал эту сказку былью? Какова главная мысль этой сказки? Какую эколокическую проблему затрагивает автор Михалков?
(Прочитайте фрагмент.)
Я думаю, что прочитав эту сказку вы обсудили дома с родителями , какую ёлочку вы будете украшать на новый год!
Вывод: Если бережно относится к природе, то она будет нас радовать очень долго, не одно поколение.
А в каком стихотворении в лесу на ёлке повисли необычные игрушки? Кто написал его? Замечательное весёлое стихотворение!
- Уч.муз : Ребята, как вы думаете, что получится, если соединить стихи и музыку? (Получится песня)
Исполнение песни «Ёлочка».
Вывод: Зима может быть весёлой, смешной, задорной
- Уч.лит:- -Красота, волшебство зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов , композиторов и художников на творчество. А вы хотите узнать как творческие люди создают свои произведения.
А сейчас мы прочитаем вам сказку «Самая красивая музыка».
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ. (Фон «Вальс снежных хлопьев»).
Беседа по сказке…..
Слушанье. (Вальс снежных хлопьев»).
Беседа по музыке:
Уч.муз : Какую вы увидели зиму?
Вывод: Зима может быть ….
-Какое стихотворение помогает нам представить красоту, хрупкость и чистоту снежинок? (Найти и прочитать).
Игра в рифму……….Мы будем подбирать рифму к зимним словам. Какие зимние слова вы знаете метель, вьюга, снежинка, мороз ,зима .снегопад.
Сочини двустишие (работа в парах)
Растапливали камин.
Переход к рисункам
Уч.муз : Вывод к уроку
6. Итог.
- Какой вид работы понравился больше?
- Мне понравилось, как вы работали на уроке, а теперь вы покажите своё отношение к уроку. С каким настроением вы уходите с урока?
- Оцените свою работу.
«Было легко и интересно» (зелёный).
«Хорошо работал» (жёлтый)
«Надо постараться» (красный)
7. Домашнее задание:
Всем спасибо за урок. Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.