Конспект бинарного урока по теме «Зима в литературе, музыке и живописи»
Оценка 4.8

Конспект бинарного урока по теме «Зима в литературе, музыке и живописи»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
05.03.2017
Конспект бинарного урока  по теме «Зима в литературе, музыке и живописи»
Конспект бинарного урока по теме «Зима в литературе, музыке и живописи» вместе с представленной презентацией составляет полную разработку урока по данной теме. Урок проходил живо, ребятам очень понравился. Они с удовольствием работали, показывая свои знания в различных областях : литературе, музыке и живописи.
бинарный урок зима в музыке и в литературе.docx

 

БИНАРНЫЙ УРОК

ПО ТЕМЕ

«Зима в литературе, музыке и живописи»

 

                                    

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Зима в литературе, музыке и живописи»

 Цель:

  1.Повторить и обобщить знания учащихся по теме: «Люблю природу русскую. Зима»

  2.Развивать память, внимание, воображение, мышление.

 3. Проследить связь между музыкой и литературой и живописью по теме Зима

4.Прививать интерес к чтению , музыке и живописи .

Оборудование: карточки с отрывками  произведений, иллюстрации «Зима»

 

        

     Ход урока.

1.  Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

 

Уч.лит:- Сегодня на уроке  много гостей, а гости – это  всегда радость, это хорошее  настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и   тихонечко  присядем за парты.

Уч.муз - Сегодня у нас не   просто урок- а литературно-музыкальная гостиная. Ребята ,что такое музыка и литература вы  знаете?

- Уч.лит:- А что такое гостиная?( Высказывание предположений).

 У ребят было задание посмотреть лексическое значение слова гостиная в различных словарях. Давайте проверим верны ли ваши предположения.

Дети зачитывают значение слова из различных словарей)

- Сделайте вывод, что же такое литературно-музыкальная гостиная. Подведение итогов.

Уч.муз ВЫВОД  учителя:  верно ЛИТ-МУЗ гостиная-это место, где собираются гости, чтобы послушать хорошую музыку и почитать стихи и пообщаться.

 

2.Определение темы урока.

Уч.муз -А о чём мы будем говорить в нашей гостиной и какую музыку будем слушать вы скажете, прослушав музыкальный фрагмент. (Звучит музыка).

Уч.лит:- -Давайте убедимся в правильности выбранной темы, отгадав загадку.

                         Назовите-ка, ребятки,

                    Кто хозяюшка загадки?

                    Щиплет уши, щиплет нос,

                    Лезет в валенки мороз.

                    Брызнешь воду – упадёт,

                    Не вода уже, а лёд.

                    Даже птице не летится,

                    От мороза стынет птица.

                    Снег мешками валит с неба

                    И вокруг сугробы снега.

 (Зима)

- Верно тема у нас с вами сегодня зима в литературе, музыке и живописи.

Уч.муз :Литература  и музыка – это мир чувств и настроений. Чтобы нам лучше это понять и почувствовать, мы постараемся создать такую особую зимнюю  атмосферу в нашей гостиной.

Уч.лит:- И  картины русских художников помогут нам воссоздать образы зимней природы..

Цель;

-Мы закончили с вами изучение раздела «Люблю природу русскую. Зима»  и сегодня повторим произведения, которые изучали в этом разделе, а также проследим связь между музыкой и литературой и живописью по теме Зима

Итак, мы отправляемся на встречу с зимой

Слайд 1.

3. Работа по теме урока. 

Уч. музыки -   Об этом замечательном времени года люди рассказывают по-разному. Кто-то словом, кто-то красками, кто-то музыкой.

Уч.лит:- -Ребята, а кто нам рассказывает словом?- поэты и писатели

Кто- красками?-художники

-кто музыкой?-композиторы

Уч.муз :-У кого-то зима суровая, колючая, у кого-то она мягкая, пуховая, искристая.

 Уч.лит:- -У кого-то она  веселая, задорная, игривая, а у кого-то вьюжная, лютая и суровая.

-Одним словом она «Чародейка».

Уч.муз :Ребята, а вы любите зиму?

-За что вы её любите?  ( Зимой мы можем кататься на коньках, лыжах, санках)

 Уч.лит:- в каком стихотворении  описаны детские забавы и радость прихода зимы (Я.Аким  «утром кот..») Как относился поэт к зиме?

СЛАЙД 2

-Любил зиму (портрет), замечательный русский композитор.

-Вы узнали его?

-Он вообще  обожал русскую природу и много рассказывал о ней в своих произведениях. У него есть целый музыкальный альбом  под названием «Времена года». В этом сборнике 12 пьес.

СЛАЙД 3

- Как выдумаете, почему именно 12?

- В году 12 месяцев. И о каждом месяце рассказал Петр Ильич в своих музыкальных рассказах. Но мы сейчас познакомимся с произведением, посвящённым декабрю месяцу. Оно называется  «На тройке».

СЛАЙД 4

Тройка- так называют в России коней, запряжённых вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием.

Уч.лит:- -В России любили быструю езду на тройках. А управляли лошадьми люди, которых называли - ямщиками.

- Послушайте, что же это вдалеке звенит? (колокольчик). Да, это к нам приближается тройка лошадей.

СЛАЙД 5

Уч.муз :-Какое настроение в вас вызывает звон колокольчиков?

- Настроение этот колокольчик вызывает веселое, задорное.

Уч.лит:- -Ребята, в каком произведении мы встречали с вами звон колокольчиков?

- А кто автор этого произведения и какова главная мысль сказки ?

- Кто был героями  этого произведения? (Найдите и прочитайте отрывок, где говорится о звоне колокольчиков).

Уч.муз :- Любил ездить на тройке и П.И.Чайковский. И любил слушать, как колокольчик весело звенел, сопровождая путь своим задорным пением.

-Ребята, а вы хотели бы прокатиться на настоящей тройке?

-Давайте прокатимся в своём воображении. Представьте, что мы сидим в санях и едем по заснеженной дороге. Слушая музыку, мы должны будем с вами увидеть ,какую зиму изобразил Чайковский? Коварную? Злую?

 Или  добрую, волшебную.

Уч.лит:-прослушав муз.фрагмент вы должны рассказать друг другу о своих чувствах

Слайды (я переключаю)

Слушание «На тройке» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Разбор произведения.

Уч.муз : Какие чувства вызвало у вас это произведение? (ответы детей).

 На доске написаны слова, выберите те, которые по- вашему подходят к этому произведению, которыми можно выразить ваши чувства.

Уч.лит:- -А какое литературное произведение вызывает у вас эти же чувства? Назовите произведение и прочитайте отрывок.(« Зимним холодом пахнуло», «Берёза», «Чародейкою зимою»)

-Посмотрите на картины  русских художников .

Какой изображена зима на этих картинах?

Вывод : зима  может быть спокойной ,грустной , печальной, доброй.

Уч.муз : С помощью каких средств выразительности композиторы  передают нам свои чувства , ощущения и своё настроение?

ДИНАМИКА, ТЕМП, ЛАД.

Уч.лит:- -А какие изобразительные средства языка вы знаете?

 «Поёт зима ауает»

- А с помощью чего художники передают свои чувства ?

Уч.муз : Молодцы! Вы сумели разобраться в своих чувствах, в чувствах композитора и поэтов, художников.

-А сейчас мы проведём игру. «…» и проверим на сколько хорошо вы знаете литературу и музыку.

 -Задание «Составь подходящие пары».

Молодцы.

Уч.лит:- А) Сейчас мы проведем игру «Назови автора».  Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения. 

С. Есенин

С. Михалков

А. Барто

Ф. Тютчев

И. Бунин

К. Бальмонт

А. С. Пушкин

«Светло – пушистая снежинка белая»

«Дело было в январе»

«Чародейкою зимою»

«Зимним холодом пахнуло»

«Берёза»

«Вот север, тучи нагоняя...»

«Новогодняя быль»

Проверка  по слайду.

Вывод; Как вы думаете почему авторы нашего учебника в разделе люблю природу русскую. Зима  собрали произведения именно этих поэтов и писателей.

Уч.муз : А какой волшебный праздник ждут зимой  и взрослые и дети?

-Без чего не обходится ни один новогодний праздник?

Уч.лит:- В каких литературных произведениях встретилась нам новогодняя красавица? Почему автор назвал эту сказку былью? Какова главная мысль этой сказки? Какую эколокическую проблему затрагивает автор Михалков?

(Прочитайте фрагмент.)

Я думаю, что прочитав эту сказку вы обсудили дома с родителями , какую ёлочку вы будете украшать на новый год!

Вывод: Если бережно относится к природе, то  она будет нас радовать очень долго, не одно поколение.

А в каком стихотворении в лесу на ёлке повисли необычные игрушки? Кто написал его? Замечательное весёлое стихотворение!

- Уч.муз : Ребята, как вы думаете, что получится, если соединить стихи и музыку? (Получится песня)

 Исполнение песни «Ёлочка».

Вывод: Зима может быть весёлой, смешной, задорной

- Уч.лит:-  -Красота, волшебство зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов , композиторов и художников   на творчество. А вы хотите узнать как творческие люди создают свои произведения.

А сейчас мы прочитаем вам сказку «Самая красивая музыка».

ЧТЕНИЕ СКАЗКИ.     (Фон «Вальс снежных хлопьев»).

Беседа по сказке…..

Слушанье. (Вальс снежных хлопьев»).

Беседа по музыке:

Уч.муз :  Какую вы увидели зиму?

Вывод: Зима может быть ….

-Какое стихотворение  помогает нам представить красоту, хрупкость и чистоту снежинок? (Найти и прочитать).

Игра в рифму……….Мы будем подбирать рифму к зимним словам. Какие зимние слова вы знаете метель, вьюга, снежинка, мороз ,зима .снегопад.

Сочини двустишие (работа в парах)

Растапливали   камин.

Переход к рисункам 

Уч.муз : Вывод к уроку

6. Итог.

                 - Какой вид работы понравился больше?             

               - Мне понравилось, как вы работали на уроке, а теперь вы покажите своё отношение к уроку. С каким настроением вы уходите с урока?

               - Оцените свою работу.

                   «Было легко и интересно» (зелёный).

                   «Хорошо работал» (жёлтый)

                   «Надо постараться» (красный)

 

7. Домашнее задание:

Всем спасибо за урок. Урок окончен.

 


 

БИНАРНЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ «Зима в литературе, музыке и живописи»

БИНАРНЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ «Зима в литературе, музыке и живописи»

Тема: «Зима в литературе, музыке и живописи»

Тема: «Зима в литературе, музыке и живописи»

Уч.муз -А о чём мы будем говорить в нашей гостиной и какую музыку будем слушать вы скажете, прослушав музыкальный фрагмент

Уч.муз -А о чём мы будем говорить в нашей гостиной и какую музыку будем слушать вы скажете, прослушав музыкальный фрагмент

Уч.муз : -У кого-то зима суровая, колючая, у кого-то она мягкая, пуховая, искристая

Уч.муз : -У кого-то зима суровая, колючая, у кого-то она мягкая, пуховая, искристая

Давайте прокатимся в своём воображении

Давайте прокатимся в своём воображении

Поёт зима ауает» - А с помощью чего художники передают свои чувства ?

Поёт зима ауает» - А с помощью чего художники передают свои чувства ?

А в каком стихотворении в лесу на ёлке повисли необычные игрушки?

А в каком стихотворении в лесу на ёлке повисли необычные игрушки?

Домашнее задание: Всем спасибо за урок

Домашнее задание: Всем спасибо за урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2017