Большая психологическая игра "Путешествие по миру знаний" способствует созданию условий для проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения, обеспечению благоприятного психологического климата в группе. Данная игра проводилась в рамках Недели психологии в среднем образовательном учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей.
Большая психологическая игра « Путешествие по миру знаний»
Цель игры: Создание условий для проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и
общения; обеспечение благоприятного психологического климата в группе.
Задачи игры:
развитие человеческих взаимоотношений;
обращение к собственному внутреннему миру, осознанию себя в окружающем мире;
создание творческой, раскрепощенной, доброжелательной атмосферы;
развитие личностной и познавательной рефлексии, потребностей в познании, самопознании и саморазвитии,
творческой активности;
развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях);
пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, получении новых знаний;
развитие познавательных процессов (внимание, воображение, память, мышление, восприятие).
сформировать представление об основных органах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, тактильные ощущения),
об особенностях познания окружающего мира с их помощью.
Оборудование: Конверт с письмом, карта Мира Знаний, кассета с записью спокойной и веселой музыки, цветная
бумага (для лодок), фломастеры, цветные карандаши, большой таз с водой, мостикиворота с надписями, колокольчик,
кассета с записью различных голосов, карточки из картона, размером 10х10, на которых наклеены:
искусственный мех;
наждачная бумага;
веревка в виде змейки;
вельвет;
накапан воск;
1.
спички в виде лесенки;
фотобумага;
бархатная бумага;
фланель;
“приклеенный” песок.
3 стакана, наполненные: 1 – водой, 2 – духами, 3 – валерьянкой, три карточки с названиями, три стакана: в
стаканах слабоконцентрированные растворы соли, сахара и лимонной кислоты, ложечки по количеству детей; 34
плана кабинета; конверт с открытками.
Ход игры
Сюжет: Дети путешествуют по миру знаний вместе с педагогами, выполняют разные увлекательные задания.
1. Вводная часть
Учитель: Дорогие дети, сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей школьной стране, по нашему миру знаний
– нашей школе. Вы долго были на каникулах, и за это время наверняка забыли, сколько всего интересного и необычного
в нашей школьной стране. Сегодня мы с вами не просто ученики, а путешественники. Мы не будем долго готовиться, а
отправимся прямо сейчас. Готовы. Вперед!
Психолог: Но прежде всего нам нужно поприветствовать друг друга. Для этого нужно сесть в круг. Каждый по
очереди должен сказать: “Здравствуй, (имя)” или “Доброе утро, (имя)”.
Раздаются звуки музыки.
Учитель: Ребята, вы слышите эту волшебную музыку, значит сейчас чтото произойдет! Свет гаснет, и рядом на
столе зажигаются бенгальские огни. Дети подходят к столу, зажигается свет. На столе они находят конверт.
Учитель читает письмо:
“Дорогие дети! Пишет вам Держатель Знаний. Я хочу пригласить вас в мой прекрасный и интересный мир: мир
вопросов, мир познания, мир открытий. В нем много царств и государств. Но чтобы попасть в мой мир, вы должны
решить несколько задач, ответить на мои вопросы, поэкспериментировать. Удачи вам и счастливого пути! Держатель
Знаний”.Учитель: Ребята, а вы хотите попасть в Мир Знаний? А где же задания Держателя Знаний? Дети высказывают свои
предположения. Дети усаживаются вокруг стола. На нем лежит карта и записка. Ведущий или ктото из детей
читает: “Друзья! Чтобы вам было легче путешествовать по моему миру знаний, я вам оставляю карту. Счастливого
пути! Держатель Знаний”.
Психолог: Ребята, давайте внимательно рассмотрим карту, что на ней изображено? Дети разглядывают карту,
рассказывают по очереди, что они видят на ней.
Психолог: Да, правильно. На карте изображена река, а на ее берегах разные царствагосударства. Но здесь нет, ни
одной подписи, кто же живет в этих царствах? Дети высказывают свои предположения по поводу жителей Мира
Знаний. В затруднительные моменты к ним на помощь приходят педагоги.
Учитель: Да, молодцы! Действительно, в этом царстве живут люди, видите, здесь нарисованы девочки и мальчики,
мужчины и женщины, веселые и грустные люди. А на этом берегу, вы правильно догадались, расположилось царство
Растений. Смотрите, здесь есть деревья, цветы, овощи, фрукты. И название этого царства вы правильно угадали, раз
здесь изображены птицы, рыбы, звери – это царство Животных.
Психолог: А на чем нам лучше будет путешествовать по Миру Знаний? Дети высказывают свои предположения –
машина, поезд, пароход, самолет, лодка, объясняют свой выбор. Я думаю, правы те, кто предложил путешествовать
на пароходе или на лодках, т.к. все царства расположены по берегам реки. А кто из вас умеет делать лодки из бумаги?
Дети делают лодки. Если ктото не умеет, педагоги учат детей складывать лодки из бумаги. Все лодки готовы к
путешествию, только еще надо придумать им названия. Подумайте и подпишите их так, чтобы было понятно, что она
именно ваша. Дети работают, потом все вместе обсуждают названия.
Учитель: А теперь настало время испытать нашу флотилию. Сможет ли она выдержать наше путешествие? А как это
можно проверить? Дети высказываются. Давайте нальем в большой таз воды и пустим в плавание наши лодки. Дети
по очереди пускают свои лодки в таз с водой. Тихонько дуют на них. Все лодки успешно прошли испытания и могут
отправляться путешествовать по Миру Знаний.
2. Основная часть
Дети возвращаются к столу, садятся вокруг него. На столе лежит карта Мира Знаний.
Психолог: Посмотрите, что это появилось на карте? Этого не было! Наверно, когда мы с вами испытывали лодки,
здесь побывал Держатель Знаний.
Дети видят, что на карте, над рекой, появились пять необычных мостиковворот. Мостики сделаны таким
образом: на первом – сверху глаз, на втором – ухо, на третьем – нос, на четвертом – язык, а на пятом – пальцы
рук. Что это за мостики? Кто может догадаться? Дети пытаются найти ответы, им помогает учитель.
Учитель: Для того, чтобы чтото узнать, нам нужно это увидеть. А чем мы видим? (Глазами). Вот первый мостик и есть
наше зрение. Без него нам ни как не обойтись в Мире Знаний. И не только в Мире Знаний, но и вообще в жизни. Хотите
в этом убедиться? Давайте представим, что нас заколдовала волшебница, и мы ни чего не видим. Закройте глаза. А
теперь встаньте и с закрытыми глазами походите по комнате. Только будьте осторожны. Кому трудно – откройте глаза
и отойдите в сторону. Когда зазвенит колокольчик, вы откроете глаза и вернетесь на свои места. Дети выполняют
задание. Звенит колокольчик, все открывают глаза и возвращаются. Трудно было с закрытыми глазами?
Психолог: И так мы с вами познакомились с первыми воротами – нашими глазами. А что означает мост, на котором
нарисовано ухо? Для чего нам уши? Для красоты? (Дети дают свои варианты ответов.) Правильно, совсем не для
красоты, а чтобы слышать. А что мы слышим? (Речь, музыку… дети продолжают.) Сейчас наша комната наполнится
разными звуками, вы хорошенько настройте свои уши и слушайте, а потом расскажете, что же ваши уши услышали?
Педагог включает кассету с записью различных голосов (человеческая речь, пение, музыка, щебет птиц, голоса
животных, плеск волн, звонок телефона, стук колес и т.д.) Дети называют те звуки, которые они узнали. А
теперь я хочу, чтобы вы послушали звуки вокруг себя. Только сами при этом не разговаривайте, а когда прозвенит
колокольчик, то пальчиками закройте уши. Я взмахну рукой, и вы их откроете. Дети выполняют задание. Ну что
плохо, когда все время так тихо?
Учитель: А теперь давайте посмотрим на мостики, на которых нарисован нос. Что это за мостики? Глаза, чтобы
видеть, уши, чтобы слышать, а нос для чего? (Дети отвечают.) Да, правильно, для того, чтобы дышать, а еще для
чего?
Даже, если дети догадались, проводится эксперимент. Ведущий показывает детям 3 стакана наполовину
наполненные: 1водой; 2духами; 3валерьянкой и карточки с надписями.Психолог: Ребята, злая волшебница, которая хочет помешать нам путешествовать, заколдовала мой нос и теперь он
ничего не чувствует. Помогите мне узнать в каком стакане, что находится. Ведущий показывает ребятам первый
стакан. Что это? … А какая она? … А какого цвета? И что же это?... А как вы об этом догадались?... Правильно, по
запаху, который чувствует наш нос. Ведущий проделывает тот же эксперимент с другими стаканами и наклеивает
карточки с надписями.
Учитель: Вот видите, какой замечательный наш нос: он помогает нам правильно во всем разобраться. А теперь давайте
посмотрим на мостики, на которых нарисованы пальцы. Глазами мы видим, ушами слышим, носом дышим и чувствуем
запах. А что мы пальцами делаем? (Дети отвечают.)А вы знаете, ребята, оказывается, наши пальцы умеют “видеть”, и
они нам помогают лучше и больше обо всем узнать. Хотите проверить? У меня есть 10 волшебных карточек. Учитель
по очереди показывает ребятам карточки, а они, не дотрагиваясь до них, должны сказать на что они похожи,
какие ассоциации вызывают. Когда все карточки рассмотрены и названы, ведущий предлагает детям по очереди с
закрытыми глазами на ощупь определить все карточки. Какие у вас у всех замечательные пальчики! Какая у них
хорошая память!
Психолог: Осталось нам понять смысл последний мост, на которых нарисован язык. Как же помогает нам язык больше
узнать обо всем? (Дети отвечают.)Да, при помощи языка мы говорим и как вы правильно сказали чувствуем вкус.
Учитель: Ребята, я нечаянно перепутала надписи на стаканах и теперь не знаю где какая вода. Помогите мне,
пожалуйста! А что, ребята, надо для этого сделать? Дети отвечают. Затем они по очереди пробуют воду и решают,
какую этикетку приклеить на стакан. Таким же образом определяется содержимое других стаканов.
Психолог: Мы с вами успешно прошли все ворота и научились открывать их. Молодцы!
Учитель: Вот мы и выполнили все задания Держателя Знаний. Вы очень хорошо поработали, и он хочет наградить вас
своими сокровищами. Но их сначала надо найти. Детям дается карта классной комнаты, с отметкой места
клада. « Прежде чем вы отправитесь искать клад, нужно поработать с картой. Сначала карту нужно рассмотреть и
понять, что обозначают знакам на карте. Дети рассматривают план групповой комнаты. Что отмечают на плане
комнаты?(окна, двери, мебель). Давайте вместе разберем отметки на плане. ( Все слова педагога сопровождаются
действиями). Теперь нужно определить местонахождение «клада». Теперь спокойно пойти и взять его. ( Педагог
назначает ребенка, который пойдет за кладом.) Идет поиск сокровищ. Когда сокровищаконверты найдены, все снова
возвращаются в круг. Психолог открывает конверты, достает открытки и читает:
1 конверт “ Дорогие кладоискатели! Вот вы и у цели. Я дарю вам ЛЮБОВЬ и НЕЖНОСТЬ! Вы можете взять их
столько, сколько вместят ваши сердца. Держатель Знаний.”
2 конверт. “Дорогие кладоискатели! Найдя этот клад, вы обрели ДОБРОТУ и ЩЕДРОСТЬ. Поэтому вам разрешается
взять их столько, сколько каждый из вас захочет. Держатель Знаний.”
3 конверт. “Прекрасно! Вы сумели добраться до моих богатств! Вам я дарю ЗДОРОВЬЕ и УДАЧУ! Они в ваших руках!
Держатель Знаний.
4. “Ура! Вы у цели! Ваше упорство вознаграждается ВЕРНОСТЬЮ и ИСКРЕННОСТЬЮ! Они помогут вам быть
преданными друзьями! Держатель Знаний.”
3.Рефлексия
Психолог: Ребята, вам понравилось путешествовать по Миру Знаний? А что вам больше всего понравилось? А что не
понравилось? Что у вас вызвало трудности? А с чем вы справились легко и быстро? Вам было интересно? Что вы
чувствовали? Что больше всего вам запомнилось? Хотели бы вы совершить еще путешествия? А куда? Вы все, ребята,
сегодня отлично поработали, каждый из вас получил награду от Держателя Знаний. Но пришло время нам расставаться.
Игра окончена.