Конспект большой психологической игры «Путешествие по миру знаний»

  • Занимательные материалы
  • Культурные мероприятия
  • Мероприятия
  • Работа в классе
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Большая психологическая игра "Путешествие по миру знаний" способствует созданию условий для проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения, обеспечению благоприятного психологического климата в группе. Данная игра проводилась в рамках Недели психологии в среднем образовательном учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей.
Иконка файла материала большая игра.doc
Большая психологическая игра  « Путешествие по миру знаний» Цель игры:  Создание условий для проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения; обеспечение благоприятного психологического климата в группе.  Задачи игры:  ­развитие человеческих взаимоотношений;  ­обращение к собственному внутреннему миру, осознанию себя в окружающем мире;  ­создание творческой, раскрепощенной, доброжелательной атмосферы;  ­развитие   личностной   и   познавательной   рефлексии,   потребностей   в   познании,   самопознании   и   саморазвитии, творческой активности; ­развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях); ­пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, получении новых знаний; ­развитие познавательных процессов (внимание, воображение, память, мышление, восприятие).  ­ сформировать представление об основных органах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, тактильные ощущения), об особенностях познания окружающего мира с их помощью. Оборудование:  Конверт с письмом, карта Мира Знаний, кассета с записью спокойной и веселой музыки, цветная бумага (для лодок), фломастеры, цветные карандаши, большой таз с водой, мостики­ворота с надписями, колокольчик, кассета с записью различных голосов, карточки из картона, размером 10х10, на которых наклеены:   искусственный мех;   наждачная бумага;    веревка в виде змейки;  вельвет;   накапан воск;  1. спички в виде лесенки;   фотобумага;    бархатная бумага;   фланель;   “приклеенный” песок.    3 стакана, наполненные: 1 – водой, 2 – духами, 3 – валерьянкой, три карточки с названиями, три стакана: в стаканах слабоконцентрированные растворы соли, сахара и лимонной кислоты, ложечки по количеству детей; 3­4 плана кабинета; конверт с открытками.                                                           Ход  игры Сюжет: Дети путешествуют по миру знаний вместе с педагогами, выполняют разные  увлекательные задания. 1. Вводная часть  Учитель: Дорогие дети, сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей школьной стране, по нашему миру знаний – нашей школе. Вы долго были на каникулах, и за это время наверняка забыли, сколько всего интересного и необычного в нашей школьной стране. Сегодня мы с вами не просто ученики, а путешественники. Мы не будем долго готовиться, а отправимся прямо сейчас. Готовы. Вперед! Психолог:  Но прежде всего  нам нужно поприветствовать  друг друга. Для этого нужно сесть в круг.  Каждый по очереди должен сказать: “Здравствуй, (имя)” или “Доброе утро, (имя)”. Раздаются звуки музыки. Учитель:  Ребята, вы слышите эту волшебную музыку, значит сейчас что­то произойдет!  Свет гаснет, и рядом на столе зажигаются бенгальские огни. Дети подходят к столу, зажигается свет. На столе они находят конверт. Учитель  читает письмо:  “Дорогие  дети!   Пишет   вам  Держатель   Знаний.  Я   хочу  пригласить   вас  в  мой   прекрасный  и   интересный   мир:   мир вопросов, мир познания, мир открытий. В нем много царств и государств. Но чтобы попасть в мой мир, вы должны решить несколько задач, ответить на мои вопросы, поэкспериментировать. Удачи вам и счастливого пути! Держатель Знаний”.Учитель: Ребята, а вы хотите попасть в Мир Знаний? А где же задания Держателя Знаний? Дети высказывают свои предположения. Дети усаживаются вокруг стола. На нем лежит карта и записка. Ведущий или кто­то из детей читает: “Друзья! Чтобы вам было легче путешествовать по моему миру знаний, я вам оставляю карту. Счастливого пути! Держатель Знаний”. Психолог:  Ребята,  давайте  внимательно  рассмотрим   карту,  что   на  ней  изображено?  Дети  разглядывают   карту, рассказывают по очереди, что они видят на ней. Психолог:  Да, правильно. На карте изображена река, а на ее берегах разные царства­государства. Но здесь нет, ни одной подписи, кто же живет в этих царствах? Дети высказывают свои предположения по поводу жителей Мира Знаний. В затруднительные моменты к ним на помощь приходят педагоги. Учитель:  Да, молодцы! Действительно, в этом царстве живут люди, видите, здесь нарисованы девочки и мальчики, мужчины и женщины, веселые и грустные люди. А на этом берегу, вы правильно догадались, расположилось царство Растений. Смотрите, здесь есть деревья, цветы, овощи, фрукты. И название этого царства вы правильно угадали, раз здесь изображены птицы, рыбы, звери – это царство Животных. Психолог: А на чем нам лучше будет путешествовать по Миру Знаний? Дети высказывают свои предположения – машина, поезд, пароход, самолет, лодка, объясняют свой выбор.  Я думаю, правы те, кто предложил путешествовать на пароходе или на лодках, т.к. все царства расположены по берегам реки. А кто из вас умеет делать лодки из бумаги?  Дети делают лодки. Если кто­то не умеет, педагоги  учат детей складывать лодки из бумаги. Все лодки готовы к путешествию, только еще надо придумать им названия. Подумайте и подпишите их так, чтобы было понятно, что она именно ваша. Дети работают, потом все вместе обсуждают названия. Учитель: А теперь настало время испытать нашу флотилию. Сможет ли она выдержать наше путешествие? А как это можно проверить? Дети высказываются. Давайте нальем в большой таз воды и пустим в плавание наши лодки. Дети по очереди пускают свои лодки в таз с водой. Тихонько дуют на них. Все лодки успешно прошли испытания и могут отправляться путешествовать по Миру Знаний. 2. Основная часть   Дети возвращаются к столу, садятся вокруг него. На столе лежит карта Мира Знаний. Психолог: Посмотрите,   что это появилось на карте? Этого не было! Наверно, когда мы с вами испытывали лодки, здесь побывал Держатель Знаний. Дети видят, что на карте, над рекой, появились пять необычных мостиков­ворот. Мостики сделаны таким образом: на первом – сверху глаз, на втором – ухо, на третьем – нос, на четвертом – язык, а на пятом – пальцы рук. Что это за мостики? Кто может догадаться? Дети пытаются найти ответы, им помогает учитель.  Учитель: Для того, чтобы что­то узнать, нам нужно это увидеть. А чем мы видим? (Глазами). Вот первый мостик и есть наше зрение. Без него нам ни как не обойтись в Мире Знаний. И не только в Мире Знаний, но и вообще в жизни. Хотите в этом убедиться? Давайте представим, что нас заколдовала волшебница, и мы ни чего не видим. Закройте глаза. А теперь встаньте и с закрытыми глазами походите по комнате. Только будьте осторожны. Кому трудно – откройте глаза и отойдите в сторону. Когда зазвенит колокольчик, вы откроете глаза и вернетесь на свои места. Дети выполняют задание. Звенит колокольчик, все открывают глаза и возвращаются. Трудно было с закрытыми глазами? Психолог: И так мы с вами познакомились с первыми воротами – нашими глазами. А что означает мост, на котором нарисовано ухо? Для чего нам уши? Для красоты? (Дети дают свои варианты ответов.) Правильно, совсем не для красоты, а чтобы слышать. А что мы слышим? (Речь, музыку… дети продолжают.) Сейчас наша комната наполнится разными звуками, вы хорошенько настройте свои уши и слушайте, а потом расскажете, что же ваши уши услышали? Педагог   включает кассету с записью различных голосов (человеческая речь, пение, музыка, щебет птиц, голоса животных, плеск волн, звонок телефона, стук колес и т.д.) Дети называют те звуки, которые они узнали.  А теперь я хочу, чтобы вы послушали звуки вокруг себя. Только сами при этом не разговаривайте, а когда прозвенит колокольчик, то пальчиками закройте уши. Я взмахну рукой, и вы их откроете.  Дети выполняют задание.  Ну что плохо, когда все время так тихо? Учитель:  А теперь давайте посмотрим на мостики, на которых нарисован нос. Что это за мостики? Глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, а нос для чего?  (Дети отвечают.)  Да, правильно, для того, чтобы дышать, а еще для чего? Даже,   если   дети   догадались,   проводится   эксперимент.   Ведущий   показывает   детям   3   стакана   наполовину наполненные: 1­водой; 2­духами; 3­валерьянкой и карточки с надписями.Психолог: Ребята, злая волшебница, которая хочет помешать нам путешествовать, заколдовала мой нос и теперь он ничего не чувствует. Помогите мне узнать в каком стакане, что находится.  Ведущий показывает ребятам первый стакан. Что это? … А какая она? … А какого цвета? И что же это?... А как вы об этом догадались?... Правильно, по запаху, который чувствует наш нос. Ведущий проделывает тот же эксперимент с другими стаканами и наклеивает карточки с надписями. Учитель: Вот видите, какой замечательный наш нос: он помогает нам правильно во всем разобраться. А теперь давайте посмотрим на мостики, на которых нарисованы пальцы. Глазами мы видим, ушами ­ слышим, носом дышим и чувствуем запах. А что мы пальцами делаем? (Дети отвечают.)А вы знаете, ребята, оказывается, наши пальцы умеют “видеть”, и они нам помогают лучше и больше обо всем узнать. Хотите проверить? У меня есть 10 волшебных карточек. Учитель по очереди показывает ребятам карточки, а они, не дотрагиваясь до них, должны сказать на что они похожи, какие ассоциации вызывают. Когда все карточки рассмотрены и названы, ведущий предлагает детям по очереди с закрытыми глазами на ощупь определить все карточки.  Какие у вас у всех замечательные пальчики! Какая у них хорошая память!  Психолог: Осталось нам понять смысл последний мост, на которых нарисован язык. Как же помогает нам язык больше узнать обо всем? (Дети отвечают.)Да, при помощи языка мы говорим и как вы правильно сказали чувствуем вкус.  Учитель:  Ребята,   я   нечаянно   перепутала   надписи   на   стаканах   и   теперь   не   знаю   где   какая   вода.   Помогите   мне, пожалуйста! А что, ребята, надо для этого сделать? Дети отвечают. Затем они по очереди пробуют воду и решают, какую этикетку приклеить на стакан. Таким же образом определяется содержимое других стаканов.  Психолог: Мы с вами успешно прошли все ворота и научились открывать их. Молодцы! Учитель: Вот мы и выполнили все задания Держателя Знаний. Вы очень хорошо поработали, и он хочет наградить вас своими сокровищами. Но их сначала надо найти.  Детям дается карта классной комнаты, с отметкой места клада.  « Прежде чем  вы отправитесь искать клад, нужно поработать с картой. Сначала карту нужно рассмотреть и понять, что обозначают знакам на карте.  Дети рассматривают план групповой комнаты.  Что отмечают на плане комнаты?(окна, двери, мебель). Давайте вместе разберем отметки на плане. ( Все слова педагога сопровождаются действиями). Теперь нужно определить местонахождение   «клада». Теперь спокойно пойти и взять его. ( Педагог назначает ребенка, который пойдет за кладом.) Идет поиск сокровищ. Когда сокровища­конверты найдены, все снова возвращаются в круг. Психолог  открывает конверты, достает открытки и читает: 1 конверт “ Дорогие кладоискатели! Вот вы и у цели. Я дарю вам ЛЮБОВЬ и НЕЖНОСТЬ! Вы можете взять их столько, сколько вместят ваши сердца. Держатель Знаний.” 2 конверт. “Дорогие кладоискатели! Найдя этот клад, вы обрели ДОБРОТУ и ЩЕДРОСТЬ. Поэтому вам разрешается взять их столько, сколько каждый из вас захочет. Держатель Знаний.” 3 конверт. “Прекрасно! Вы сумели добраться до моих богатств! Вам я дарю ЗДОРОВЬЕ и УДАЧУ! Они в ваших руках! Держатель Знаний. 4. “Ура!   Вы   у  цели!  Ваше   упорство   вознаграждается   ВЕРНОСТЬЮ   и  ИСКРЕННОСТЬЮ!  Они  помогут  вам   быть преданными друзьями! Держатель Знаний.” 3.Рефлексия  Психолог: Ребята, вам понравилось путешествовать по Миру Знаний? А что вам больше всего понравилось? А что не понравилось? Что у вас вызвало трудности? А с чем вы справились легко и быстро? Вам было интересно? Что вы чувствовали? Что больше всего вам запомнилось? Хотели бы вы совершить еще путешествия? А куда? Вы все, ребята, сегодня отлично поработали, каждый из вас получил награду от Держателя Знаний. Но пришло время нам расставаться. Игра окончена.

Посмотрите также