Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения
Льва Николаевича Толстого (10 ч)
Дата: 2021.01.18
Урок 7172.
Тема: Слушание и работа с детскими книгами.
Былина Л.Н.Толстого «Святогор – богатырь»
Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной литературной
речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и
молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать
эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев,
события).
Задачи:
Учебные задачи:
• учить полноценному восприятию художественного произведения на уровне понимания главной мысли — идеи;
• воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, героям и их поступкам;
• учить выявлять точку зрения автора, высказывать собственное понимание произведения, подтверждать своё
мнение словами из текста;
• учить работать с текстами художественных и научнопопулярных рассказов, обнаруживать их особенности,
выделять эпизоды и части, составлять план;
• учить сравнивать разножанровые произведения (рассказ, басня, былина, быль) одного автора;
• отрабатывать навык чтения молча, учить пользоваться выразительными средствами чтения;
• учить пользоваться литературными терминами «тема», «идея», «литературный герой», «персонаж», «сюжет»,
«эпизод»;
• учить пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым);
• учить пересказывать (подробно, кратко, выборочно);
• учить творческому пересказу от лица одного из героев произведения;
• формировать умения работать с книгой (учебной, справочной, энциклопедической).
Учебные умения:
• выражать своё отношение к произведению, героям и их поступкам в форме монологического высказывания;
• интерпретировать содержание (что рассказал автор) и форму (как он это сделал);
•
•
•
•
определять главную мысль произведения (что хотел сказать автор);
работать самостоятельно с произведением (прочитать, понять содержание и особенности изображения
образов героев, пейзажа, поступков героев);
• пользоваться различными видами чтения и пересказа;
• выявлять точку зрения автора и выражать свою;
• определять жанр произведения и его особенности;
читать вслух и молча произведение в соответствии с требованиями программы;
выбирать и читать самостоятельно книги к изучаемому разделу, находить и использовать справочную
литературу об авторе.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,
выразительную речь;
умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Характеристика деятельности учащихся:
Воспринимать на слух текст былины и следить по тексту, определять устаревшие слова и объяснять их
значение. Моделировать обложку, объяснять понятие «былина». Выделять особенности былины (повторы,
напевность, гиперболизация образов, тема служения Родине). Читать вслух и молча, работать со словарем,
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]выполнять задания в учебнике и тетради.
Самостоятельно работать с народной былиной («Святогор»): читать молча, определять форму.
Сравнивать былины (Л.Н. Толстого «Святогорбогатырь» и народную «Святогор»).
Находить основную информацию и составлять план.
Автор
Заголовок
Форма
Главная
мысль
Писать литературный диктант (литературоведческий)
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Регулятивные:
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по плану.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, практический.
Оборудование: запись на доске.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания и индивидуальный опрос.
Обратите внимание. Индивидуальный опрос по литературному чтению может включать в себя чтение или пересказ
изученного произведения и ответ на 13 вопроса по изучаемому разделу. Вопросы может задавать учитель, но могут и
учащиеся. Способность сформулировать вопрос по изученному материалу это показатель высокого уровня
литературного развития (начитанности, знания содержания произведений и т. д.). Отметки за выполнение этой работы
обязательно нужно комментировать.
2. Слушание былины Л.Н. Толстого «Святогорбогатырь», моделирование обложки.
3. Работа с текстом.
Упражнение в чтении.
Анализ формы произведения.
Объяснение слов, подбор синонимов.
Выполнение заданий в учебнике и тетради.
4. Самостоятельная работа со схемой.
Обратите внимание. Богатыри народные герои, обладающие необыкновенной силой, которые служили
Родине. Богатырской силой могли обладать и женщины (сказка «Марья Моревна»). Проверяя самостоятельную
работу, попросите детей назвать не только имя богатыря, но и былину.
5.Выразительное чтение былины Л.Н. Толстого «Святогор богатырь».
6.Слушание народной былины «Святогор» (текст дан в хрестоматии).
7.Сравнение былины Л.Н. Толстого «Святогорбогатырь» и народной былины «Святогор»: описание
героев, содержание, форма. Дополнение таблицы.
Автор
Л.Н.Толстой
Заголовок
Герой
Чем славен герой
«Святогор»
8.Повторение былины Л.Н. Толстого «Как боролся русский богатырь» (учебник для 3 класса, ч. 1):
слушание и обмен мнениями о герое, его поступке.
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]9.Задание на дом (работа в группах): подготовить минипроект «О русских богатырях» по плану:
1.Имя героя.
2.Его подвиг (чтение или рассказ).
3.Книги и произведения о герое.
4.Почему имя богатыря живёт и в XXI веке? (Аргументированный ответ или эссе из 3—5
предложений.)
[Введите текст]
[Введите текст]
[Введите текст]