Конспект Былина Л.Н.Толстого «Святогор – богатырь» (4 класс, чтение)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 4 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 71-72.docx
Произведения Льва Николаевича Толстого (10 ч) Дата: 20­21.01.18 Урок 71­72.  Тема:                                            Слушание и работа с детскими книгами.                                                      Былина Л.Н.Толстого «Святогор – богатырь» Цели урока: развитие читательских умений (овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча,   понимать   читаемое   на   уровне   не   только   фактов,   но   и   смысла   (иметь   свои   суждения,   выражать эмоциональное  отношение);  воссоздавать  в  своём   воображении  прочитанное  (представлять   мысленно  героев, события). Задачи: Учебные задачи: • учить полноценному восприятию художественного произведения на уровне понимания главной мысли — идеи; • воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, героям и их поступкам; • учить  выявлять   точку   зрения   автора,   высказывать   собственное   понимание   произведения,   подтверждать   своё мнение словами из текста; • учить   работать   с   текстами   художественных   и   научно­популярных   рассказов,   обнаруживать   их   особенности, выделять эпизоды и части, составлять план; • учить сравнивать разножанровые произведения (рассказ, басня, былина, быль) одного автора; • отрабатывать навык чтения молча, учить пользоваться выразительными средствами чтения; • учить пользоваться литературными терминами «тема», «идея», «литературный герой», «персонаж», «сюжет», «эпизод»; • учить пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым); • учить пересказывать (подробно, кратко, выборочно); • учить творческому пересказу от лица одного из героев произведения; • формировать умения работать с книгой (учебной, справочной, энциклопедической). Учебные умения: • выражать своё отношение к произведению, героям и их поступкам в форме монологического высказывания; • интерпретировать содержание (что рассказал автор) и форму (как он это сделал); • • • • определять главную мысль произведения (что хотел сказать автор); работать   самостоятельно   с   произведением   (прочитать,   понять   содержание   и   особенности   изображения образов героев, пейзажа, поступков героев); • пользоваться различными видами чтения и пересказа; • выявлять точку зрения автора и выражать свою; • определять жанр произведения и его особенности; читать вслух и молча произведение в соответствии с требованиями программы; выбирать   и   читать   самостоятельно   книги   к   изучаемому   разделу,   находить   и   использовать   справочную литературу об авторе. Развивающие:  ­развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение,  ­выразительную речь;  ­умения и навыки анализа произведения, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.  Воспитательные:  ­воспитывать интерес к предмету;  ­ воспитательные возможности текста.  Характеристика деятельности учащихся: Воспринимать на слух текст былины и следить по тексту, определять устаревшие слова и объяснять их значение. Моделировать обложку, объяснять понятие «былина». Выделять особенности былины (повторы, напевность, гиперболизация образов, тема служения Родине). Читать вслух и молча, работать со словарем, [Введите текст] [Введите текст] [Введите текст]выполнять  задания   в   учебнике   и   тетради. Самостоятельно работать с народной былиной («Святогор»): читать молча, определять форму. Сравнивать былины (Л.Н. Толстого «Святогор­богатырь» и народную «Святогор»).  Находить  основную   информацию   и  составлять  план. Автор Заголовок Форма Главная мысль Писать литературный диктант (литературоведческий) Универсальные учебные действия: Познавательные УУД: ­ ориентироваться в учебнике (в условных обозначениях); ­ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Регулятивные: ­учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; ­ учиться работать по плану. Коммуникативные: ­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); ­ слушать и понимать речь других. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, практический. Оборудование: запись на доске. Ход урока: 1. Проверка домашнего задания и индивидуальный опрос. Обратите внимание. Индивидуальный опрос по литературному чтению может включать в себя чтение или пересказ изученного произведения и ответ на 1­3 вопроса по изучаемому разделу. Вопросы может задавать учитель, но могут и учащиеся.   Способность   сформулировать   вопрос   по   изученному   материалу   ­   это   показатель   высокого   уровня литературного развития (начитанности, знания содержания произведений и т. д.). Отметки за выполнение этой работы обязательно нужно комментировать. 2. Слушание былины Л.Н. Толстого «Святогор­богатырь», моделирование обложки. 3. Работа с текстом. ­ Упражнение в чтении.   ­ Анализ формы произведения.   ­ Объяснение слов, подбор синонимов. ­  Выполнение заданий в учебнике и тетради.        4. Самостоятельная работа со схемой. Обратите   внимание.  Богатыри   ­   народные   герои,   обладающие   необыкновенной   силой,   которые   служили Родине. Богатырской силой могли обладать и женщины (сказка «Марья Моревна»). Проверяя самостоятельную работу, попросите детей назвать не только имя богатыря, но и былину. 5.Выразительное чтение былины Л.Н. Толстого «Святогор ­ богатырь». 6.Слушание народной былины «Святогор» (текст дан в хрестоматии). 7.Сравнение былины  Л.Н.   Толстого   «Святогор­богатырь»   и   народной   былины   «Святогор»:   описание героев, содержание, форма. Дополнение таблицы. Автор Л.Н.Толстой Заголовок Герой Чем славен герой «Святогор» 8.Повторение былины  Л.Н. Толстого «Как боролся русский богатырь» (учебник для 3 класса, ч. 1): слушание и обмен мнениями о герое, его поступке. [Введите текст] [Введите текст] [Введите текст]9.Задание на дом (работа в группах): подготовить мини­проект «О русских богатырях» по плану: 1.Имя героя. 2.Его подвиг (чтение или рассказ). 3.Книги и произведения о герое. 4.Почему   имя   богатыря   живёт   и   в   XXI   веке?   (Аргументированный   ответ   или   эссе   из   3—5 предложений.) [Введите текст] [Введите текст] [Введите текст]